Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 513
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для закрепления словообразовательной формы в импрес-сивной речи ребенку предлагается принести картинку, показать картинку, соединить пары картинок.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования
названий детенышей животных и птиц в экспрессивной речи
а)Игра «Собери семью».
Дидактический материал — предметные картинки (игрушки) взрослых животных, птиц и их детенышей.
Речевой материал подбирается с учетом этапа работы над словообразовательной формой.
Логопед предлагает рассмотреть картинки (игрушки), соединить их по парам и назвать животного и его детеныша.
б) Игра «Помоги Незнайке».
Логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Далее он показывает картинки, которые соединил Незнайка: корова и жеребенок, еж и утенок и т. д. Логопед просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка, и назвать, кто с кем живет.
Речевой материал используется с учетом этапа работы над словообразовательными формами.
в) Игра «Гости». (Закрепление названий детенышей
животных и птиц в единственном и множественном числе.)
Игра проводится с мячом. Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Пришел котенок». Ребенок ловит мяч и, возвращая его, отвечает: «Ушли котята» и т. д.
г) Понимание грамматического значения
суффиксов существительных.
Логопед читает рассказ: «Жил в лесу Пру к. Вместе с ним жила Прукиха. У них был Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудностей при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прукихи, Прукенка).
Образование существительных, обозначающих профессии В образовании существительных, обозначающих профессии, участвуют суффиксы -щик-; -чик-; -иц-; -ниц-. Поэтому работа проводится именно над этими суффиксами с учетом последовательности появления их в онтогенезе. Работа осуществляется в два этапа. На I этапе отрабатываются словообразовательные формы с суффиксами -щик-; -чик-, обозначающие мужские профессии. На II этапе — словообразовательные формы с суффиксами -иц-; -ниц-, обозначающие женские профессии.
Примерные виды заданий и игровых упражнений для образования
существительных, обозначающих профессии
а) Игра «Как назвать того, кто ... ». (Образование существительных с суффиксом -щик- по картинкам и опорным словам.)
Дидактический материал — картинки. Например: Сварщик сваривает трубы. Стекольщик вставляет стекла. Крановщик работает на кране. Часовщик чинит часы и т. д.
Логопед говорит ребенку, показывая соответствующую картинку: «Это упаковщик. Он упаковывает вещи. Это танцовщик. Он танцует на сцене». При этом логопед интонационно выделяет голосом суффикс -щик-. Затем логопед просит ребенка показать, кто работает на кране и назвать его профессию (крановщик). В случае затруднений логопед называет одну из профессий: «На сцене танцует танцовщик, а кто работает на кране?»
б) Игра «Кто ты?».
Логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщик. Он танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты будешь называть свою профессию. Например, ты свариваешь трубы. Кто ты? (Сварщик.)»
в) Образование названий профессий с помо
щью суффикса -чик-.
Дидактический материал — картинки (летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик и т. д.).
Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинки и назвать того, кто грузит грузы; переплетает книги; чинит водопровод и т. д.
г) Образование названий женских профес
сий при помощи суффиксов -ниц-; -иц-.
Дидактический материал — картинки (воспитатель — воспитательница; учитель — учительница; художник — художница; певец — певица; писатель — писательница и т. д.).
Логопед называет мужскую профессию, например, художник и предлагает ребенку назвать соответствующую женскую профессию (художница).
Словообразование прилагательных
Данная работа проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану:
-
образование притяжательных прилагательных (сначала — с суффиксом -ин-, затем — с суффиксом -j-);
-
образование качественных прилагательных;
-
О образование относительных прилагательных (сначала — с суффиксом -ов-, затем — с суффиксом -н-).
Образование притяжательных прилагательных Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
I этап — образование прилагательных с суффиксом-ИН-.
II этап — образование прилагательных с суффиксом -j- без чередования звуков в основе производного слова.
III этап — образование прилагательных с помощью суффикса -j- с чередованием звуков в основе производного слова.
Особое внимание уделяется на всех этапах коррекцион-ного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое начинается после усвоения мужского и женского рода.
Примерный речевой материал для образования притяжательных
-
прилагательных -
Этапы работы | Речевой материал |
1этап | Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая) |
II этап | Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья) |
III этап | Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья) |
Образование качественных прилагательных
При образовании качественных прилагательных на I этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом -н-. На II этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом -лив-.
В ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные): сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинный (длинная, длинное) (I этап); дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое) (II этап).
Образование относительных прилагательных
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования з в у к о в в основе производного слова.
I этап — словообразовательные модели с продуктивным
суффиксом -ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
II этап — словообразовательные модели с менее продуктивным суффиксом -н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
III этап-— словообразовательные модели с суффиксами -енн-, -ск-, -ян-, -ан-.
На каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных, в связи с поздним его усвоением в онтогенезе, а также большим количеством ошибок у дошкольников с ЗПР.
Примерный речевой материал
Этапы работы | Речевой материал |
I этап. Словообразование с суффиксами -ов/-ев без чередования звуков в корне | Формы мужского и женского рода прилагательных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая) |
II этап. Словообразование с суффиксом -и- без чередования звуков в корне | Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), картофельный (картофельная), грибной (грибная), хрустальный (хрустальная) |
С чередованием звуков | Снежный (снежная), воздушный (воздушная), речной (речная), бумажный (бумажная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная) |
III этап. Словооб- | Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиня- |
разование с суффиксами -енн-, -ск-, -ан-, -ян- | ная), соломенный (соломенная), матросский (матросская), кожаный (кожаная), масляный (масляная), утренний (утренняя) |
Примерные виды заданий и игровых упражнений для закрепления
словообразования прилагательных от существительных Речевой материал для каждой игры подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
а) Игра «Угадай, кто хозяин». (Образование притяжательных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки (например, сумка мамы; платок бабушки; рога лося; хвост лисы; рог коровы; лапа тигра; мордочка белки; нос собаки; уши зайца; ухо медведя и т. д.).
Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»
б)Игра«Найди ошибки Незнайки». (Образование качественных прилагательных.)
Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. На опушку выскочил (трус) заяц. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).
в) Лото «Назови предмет». (Образование относи
тельных прилагательных.)
Дидактический материал — картинки и словосочетания (например, халат из шелка; лодка из резины; гвоздь из железа; ложка из дерева; одеяло из пуха; дом из снега; стена из кирпича; крыша из соломы; стакан из хрусталя; кувшин из глины; ведро из железа и т. д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой.
г) Игра «Деревья».
Дидактический материал — картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.).
Словообразование глаголов
Образование возвратных глаголов
Работа над возвратными глаголами начинается с закрепления их понимания в импрессивной речи. С этой целью используется игра «Чем отличаются слова?».
Логопед просит ребенка внимательно посмотреть на картинки и показать на картинках, кто умывает, а кто умывается; кто прячет, а кто прячется {обувает — обувается;
288