Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 514
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
купает — купается; качает — качается; вытирает — вытирается и т. д.).
После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вытирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
После уточнения понимания возвратных глаголов в им-прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.
Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:
I этап — образование глаголов с помощью приставок;
II этап — образование глаголов с помощью суффиксов.
Для закрепления понимания данных глаголов предлагалось: показать картинку, которую называет логопед; выбрать картинку по заданию логопеда.
Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при
ставок).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например: Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.
Примерный речевой материал: пишет — напишет; красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т. д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф
фиксов).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.
Примерный речевой материал: умывается — умылся', одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т. д.).
Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)
Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе.
Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:
С целью уточнения понимания приставок в импрессив-ной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).
Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:
а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т. д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч
ным глаголом, например, {улетел к клетке; пришла в ма
газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает
от дерева и т. д.).
в) Составить предложение с приставочным глаголом.
Методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов
Система словообразовательных моделей языка усваивается на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является овладение словообразовательной моделью — типом и словообразование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аффиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родственных слов, что позволяет дифференцировать значение словообразующих аффиксов.
В связи с этим, развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формирования морфологических обобщений. Работа над родственными словами способствует подготовке к школьному обучению и овладению грамотой детьми с ЗПР.
Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосознанном уровне усваивать некоторые грамматические закономерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Сравнивая лексическое и грамматическое значение словоформ, дошкольники способны определить (выделить) «похожие» и «разные» слова.
С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей усвоения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков
в процессе коррекционной работы выделяются следующие направления: а) развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) развитие умения подбирать родственные слова; г) развитие умения находить в словах общую морфему.
Работе по развитию умений производить морфологический анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве по лексическому значению.
Примерные задания для развития умения определять родственные слова
а) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе;рис,рисовый, рисунок и т. д.).
б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).
в) Определение и называние среди группы слов похожихслов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой,больница и т. д.).
г) Подбор родственных слов.
Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».
Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор родственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать родственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).
д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы.
■Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит; боль — (какой?) — больной и т, д.
е) Образование родственных слов по аналогии.
Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).
Дидактический материал — предметные картинки (например, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороненок, утенок, гусенок и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опорой на образец (например, сухарь — сухарница, суп — ...; аист — аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.
В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов проводится работа по развитию умения выделять в качестве общей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суффикс.
Примерные виды заданий
а) Нахождение в словах общего окончания.
Речевой материал — группы слов {коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, клены, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, синий, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать группу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).
б) Нахождение в словах общего корня.
Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пингвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, перешел и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.
в) Нахождение в словах обшей приставки.
Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, прилетел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес; выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
г) Нахождение в словах общего суффикса.
Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик; каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, домище; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по следующим направлениям:
Развитие анализа предложений на слова
Для развития умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
Развитие слогового анализа и синтеза
Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффективному овладению фонематическим анализом слова. Слово делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги. . j
Коррекционное обучение проходит с учетом теории о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.
В процессе подготовительной работы уточняются сведения о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.
Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине или в конце предлагаемой графической схемы.
Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /
На начальных этапах работы используется прием утрированного произнесения звука, что облегчает его выделение. В дальнейшем этот прием исключается.
' ■ ' ■ ■ • '
Примерные виды упражнении
а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);
б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;
После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вытирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
После уточнения понимания возвратных глаголов в им-прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами предложения.
Образование и дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида
В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:
I этап — образование глаголов с помощью приставок;
II этап — образование глаголов с помощью суффиксов.
Для закрепления понимания данных глаголов предлагалось: показать картинку, которую называет логопед; выбрать картинку по заданию логопеда.
Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида
а) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при
ставок).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. Затем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например: Что делает мальчик? — Мальчик пишет. Что сделает мальчик? — Мальчик напишет и т. д.
Примерный речевой материал: пишет — напишет; красит — закрасит; ставит — поставит; несет — принесет; видит — увидит; думает — придумает и т. д.
б) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф
фиксов).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и задает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал мальчик? — Мальчик писал. Что сделал мальчик? — Мальчик написал и т. д.
Примерный речевой материал: умывается — умылся', одевается — оделся; решает — решил; прыгает — прыгнул и т. д.).
Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)
Последовательность работы над приставками определяется временем их появления в онтогенезе.
Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:
-
усвоение значения приставки (выделение общего элемента в глаголах с одной приставкой и разными корнями (например, влетел, внес, вбежал); -
сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел — вылетел); -
усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы — из], влетает в клетку [в — в]);
-
дифференциация приставок с разным значением.
С целью уточнения понимания приставок в импрессив-ной речи рекомендуются задания: показ картинки по заданию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).
Для закрепления правильного употребления приставочных глаголов в самостоятельной речи используются следующие виды упражнений:
а) Образовать от данных слов однокоренные слова с помощью приставок (с опорой на картинки), например, с помощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать однокоренные слова от глагола нести и т. д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч
ным глаголом, например, {улетел к клетке; пришла в ма
газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает
от дерева и т. д.).
в) Составить предложение с приставочным глаголом.
Методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов
Система словообразовательных моделей языка усваивается на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является овладение словообразовательной моделью — типом и словообразование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аффиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родственных слов, что позволяет дифференцировать значение словообразующих аффиксов.
В связи с этим, развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формирования морфологических обобщений. Работа над родственными словами способствует подготовке к школьному обучению и овладению грамотой детьми с ЗПР.
Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосознанном уровне усваивать некоторые грамматические закономерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).
Сравнивая лексическое и грамматическое значение словоформ, дошкольники способны определить (выделить) «похожие» и «разные» слова.
С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей усвоения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков
в процессе коррекционной работы выделяются следующие направления: а) развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) развитие умения подбирать родственные слова; г) развитие умения находить в словах общую морфему.
Работе по развитию умений производить морфологический анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве по лексическому значению.
Примерные задания для развития умения определять родственные слова
а) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе;рис,рисовый, рисунок и т. д.).
б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).
в) Определение и называние среди группы слов похожихслов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой,больница и т. д.).
г) Подбор родственных слов.
Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».
Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор родственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать родственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).
д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы.
■Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит; боль — (какой?) — больной и т, д.
е) Образование родственных слов по аналогии.
Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).
Дидактический материал — предметные картинки (например, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороненок, утенок, гусенок и т. д.).
Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опорой на образец (например, сухарь — сухарница, суп — ...; аист — аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.
В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов проводится работа по развитию умения выделять в качестве общей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суффикс.
Примерные виды заданий
а) Нахождение в словах общего окончания.
Речевой материал — группы слов {коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, клены, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, синий, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать группу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).
б) Нахождение в словах общего корня.
Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пингвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, перешел и т. д.).
Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.
в) Нахождение в словах обшей приставки.
Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, прилетел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес; выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
г) Нахождение в словах общего суффикса.
Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик; каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, домище; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.).
Задание выполняется аналогично предыдущему.
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по следующим направлениям:
-
развитие анализа предложений на слова; -
развитие слогового анализа и синтеза; -
развитие фонематического анализа и синтеза.
Развитие анализа предложений на слова
Для развития умения определять количество, последовательность и место слов в предложении предлагаются следующие задания:
-
составление предложения по сюжетной картинке и определение количества слов в нем; -
придумывание предложений с определенным количеством слов; -
распространение предложения путем увеличения количества слов; -
составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме); -
составление предложения с определенным словом; -
составление графической схемы предложения; -
придумывание предложения по графической схеме; -
определение последовательности слов в предложении; -
выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
Развитие слогового анализа и синтеза
Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффективному овладению фонематическим анализом слова. Слово делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги. . j
Коррекционное обучение проходит с учетом теории о поэтапном формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.
В процессе подготовительной работы уточняются сведения о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.
Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кружочек в начале, в середине или в конце предлагаемой графической схемы.
Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /
На начальных этапах работы используется прием утрированного произнесения звука, что облегчает его выделение. В дальнейшем этот прием исключается.
' ■ ' ■ ■ • '
Примерные виды упражнении
а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);
б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;