Файл: Учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений. Будет полезно логопедам, воспитателям, учителям специальных дошкольных и школьных учреждений, а также родителям детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 514

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
купает купается; качает качается; вытирает вы­тирается и т. д.).

После завершения игры логопед делает вывод, что слова умывается, обувается, купается, качается, прячется, вы­тирается и т. д. обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

После уточнения понимания возвратных глаголов в им-прессивной речи проводится формирование правильного употребления возвратных глаголов в экспрессивной речи. С этой целью предлагается назвать различные действия по картинкам, а затем составить с возвратными глаголами пред­ложения.

Образование и дифференциация глаголов совершенного и несо­вершенного вида

В работе над глаголами совершенного и несовершенного вида можно выделить 2 этапа:

I этап — образование глаголов с помощью приставок;

II этап — образование глаголов с помощью суффиксов.

Для закрепления понимания данных глаголов предлага­лось: показать картинку, которую называет логопед; выб­рать картинку по заданию логопеда.

Примерные виды заданий для закрепления употребления глаголов совершенного и несовершенного вида

а) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью при­
ставок).

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки. За­тем логопед задает вопрос, а ребенок отвечает. Например: Что делает мальчик? Мальчик пишет. Что сделает мальчик? Мальчик напишет и т. д.

Примерный речевой материал: пишет напишет; кра­сит закрасит; ставит поставит; несет принесет; видит увидит; думает придумает и т. д.

б) Образование глаголов совершенного и несовершенного
вида с опорой на картинки и вопросы (с помощью суф­
фиксов).
Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки и за­дает вопросы. Ребенок отвечает. Например: Что делал маль­чик? Мальчик писал. Что сделал мальчик? Мальчик написал и т. д.

Примерный речевой материал: умывается умылся', одевается оделся; решает решил; прыгает прыг­нул и т. д.).

Образование и дифференциация приставочных глаголов (приставки: в-, вы-, при-, от-, у-, пере-)

Последовательность работы над приставками определя­ется временем их появления в онтогенезе.

Каждая приставка отрабатывается отдельно по плану:

  1. усвоение значения приставки (выделение общего эле­мента в глаголах с одной приставкой и разными корня­ми (например, влетел, внес, вбежал);

  2. сопоставление однокоренных глаголов с различными приставками (например, влетел вылетел);

  3. усвоение соотношения приставки и соответствующего предлога (например, вылетает из клетки [вы из], влетает в клетку [в — в]);


  1. дифференциация приставок с разным значением.

С целью уточнения понимания приставок в импрессив-ной речи рекомендуются задания: показ картинки по зада­нию логопеда; выполнение действий по заданию логопеда (например, подойди к столу; отойди от стола).

Для закрепления правильного употребления приставочных глаго­лов в самостоятельной речи используются следующие виды уп­ражнений:

а) Образовать от данных слов однокоренные слова с по­мощью приставок (с опорой на картинки), например, с по­мощью приставок в-, вы-, при-, от-, у-, пере- образовать од­нокоренные слова от глагола нести и т. д.
б) Исправить словосочетание с неправильным приставоч­
ным глаголом, например, {улетел к клетке; пришла в ма­
газина; выносит через дорогу; переходит из дома; вбегает
от дерева
и т. д.).

в) Составить предложение с приставочным глаголом.

Методика работы по развитию умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов

Система словообразовательных моделей языка усваива­ется на основе выделения словообразовательных аффиксов, соотнесения их со значением, следствием чего является ов­ладение словообразовательной моделью — типом и словооб­разование по аналогии. Формирование моделей словообразования и уточнение значений аффиксов осуществляется: а) через сравнение слов с одинаковым аф­фиксом, что дает возможность выделить общее значение, присущее данному аффиксу; б) через сравнение родствен­ных слов, что позволяет дифференцировать значение слово­образующих аффиксов.

В связи с этим, развитие умения определять род­ственные слова и производить морфологи­ческий анализ слов является необходимым условием дифференциации словообразовательных моделей, формиро­вания морфологических обобщений. Работа над родствен­ными словами способствует подготовке к школьному обуче­нию и овладению грамотой детьми с ЗПР.

Дети уже в дошкольном возрасте способны на неосоз­нанном уровне усваивать некоторые грамматические зако­номерности. В это же время происходит и формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических).

Сравнивая лексическое и грамматическое значение сло­воформ, дошкольники способны определить (выделить) «по­хожие» и «разные» слова.

С учетом закономерностей онтогенеза и особенностей ус­воения детьми с ЗПР грамматических умений и навыков



в процессе коррекционной работы выделя­ются следующие направления: а) развитие уме­ния определять «лишнее» слово из группы слов; б) развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов; в) разви­тие умения подбирать родственные слова; г) развитие уме­ния находить в словах общую морфему.

Работе по развитию умений производить морфологичес­кий анализ слов предшествует работа по формированию у детей представления о родственных словах, их сходстве по лексическому значению.

Примерные задания для развития умения определять родствен­ные слова

а) Определение среди группы сходных по звуковой струк­туре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лес­ник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, по­досиновик; гора, горный, горе;рис,рисовый, рисунок и т. д.).

б) Определение среди группы слов «лишнего» слова (на­пример, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).

в) Определение и называние среди группы слов похожихслов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарни­ца; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой,больница и т. д.).

г) Подбор родственных слов.

Дидактический материал — сюжетные картины «Лес», «Река», «Зима».

Предварительно на занятиях уточняется, какие слова могут называться родственными. Проводится подбор род­ственных слов с опорой на картинки. Логопед предлагает ребенку посмотреть на сюжетную картинку и подобрать род­ственные слова к слову лес (гриб, вода, еж, снег и т. д.).

д) Подбор родственных слов с опорой на вопросы.
■Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова, от­вечая на вопросы. Например: боль (что делает?) болит; боль (какой?) больной и т, д.

е) Образование родственных слов по аналогии.

Речевой материал — группы слов (например, сахар, мыло, суп, хлеб, ворона, гусь, утка и т. д.).

Дидактический материал — предметные картинки (на­пример, сахарница, мыльница, супница, хлебница, вороне­нок, утенок, гусенок и т. д.).

Логопед предлагает ребенку образовать новые слова с опо­рой на образец (например, сухарь сухарница, суп — ...; аист аистенок, утка — ... и т. д.). В случае затруднений можно использовать картинки.

В процессе коррекционного воздействия для развития умения производить морфологический анализ слов прово­дится работа по развитию умения выделять в качестве об­щей морфемы: а) окончание; б) корень; в) приставку; г) суф­фикс.


Примерные виды заданий

а) Нахождение в словах общего окончания.

Речевой материал — группы слов {коты, столы, вазы, дома; ведра, зеркала, гнезда, собаки; мальчики, лошади, кле­ны, скамейки; мыло, стулья, платья, листья; большой, си­ний, голубой, дорогой; кот, дом, белка, сок и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать груп­пу слов и сказать: какие слова похожи друг на друга; какое слово «лишнее» (например, в группе слов: коты, столы, вазы, дома, «лишнее» слово — дома).

б) Нахождение в словах общего корня.

Речевой материал — группы слов (винт, завинтить, пин­гвин; снег, снеговик, снимать; унес, шел, принес; книжка, книжный, скинул; унес, вынес, пришел; плыл, отплыл, пе­решел и т. д.).

Логопед просит ребенка внимательно прослушать слова и сказать, какие слова похожи друг на друга.

в) Нахождение в словах обшей приставки.

Речевой материал — группы слов (пришел, перелил, при­летел; отполз, отбежал, зашел; прибежал, зашел, принес; выкинул, вошел, выпрыгнул и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.

г) Нахождение в словах общего суффикса.

Речевой материал — группы слов (столик, печка, домик; каменщик, сахарница, носильщик; носище, водичка, доми­ще; беловатый, зеленый, сероватый; печка, дочка, носик, кочка; бабушкин, дедушкин, дубовый, папин и т. д.).

Задание выполняется аналогично предыдущему.


МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОГО АНА­ЛИЗА И СИНТЕЗА

Логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза у дошкольников с ЗПР следует проводить по сле­дующим направлениям:

  1. развитие анализа предложений на слова;

  2. развитие слогового анализа и синтеза;

  3. развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа предложений на слова

Для развития умения определять количество, последо­вательность и место слов в предложении предлагаются сле­дующие задания:

  1. составление предложения по сюжетной картинке и оп­ределение количества слов в нем;

  2. придумывание предложений с определенным количе­ством слов;

  3. распространение предложения путем увеличения коли­чества слов;

  4. составление предложений из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме);

  5. составление предложения с определенным словом;

  6. составление графической схемы предложения;

  7. придумывание предложения по графической схеме;

  8. определение последовательности слов в предложении;

  9. выбор карточки с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.


Развитие слогового анализа и синтеза

Слоговой анализ помогает в дальнейшем более эффек­тивному овладению фонематическим анализом слова. Сло­во делится на слоги, затем, в свою очередь, слог, как более простая речевая единица, делится на звуки.

Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Логопедическая работа по развитию слогового анализа сло­
ва осуществляется с учетом характера затруднений у дош­
кольников с ЗПР. Дети с ЗПР легче выделяют прямые
открытые слоги. В закрытых слогах, особенно
со стечением согласных, звуки в меньшей степени слиты
в произношении, что приводит к ошибочному делению слов
на слоги. . j

Коррекционное обучение проходит с учетом теории о по­этапном формировании умственных действий (по П. Я. Галь­перину). На первом этапе работа ведется с опорой на вспомога­тельные средства, материализацию производимых действий. Затем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане гром­кой речи. На последующих этапах коррекционной работы происходит перенос производимых действий во внутренний план, выполнение слогового анализа и синтеза на основе слу-хопроизносительных представлений.

В процессе подготовительной работы уточняются сведе­ния о гласных и согласных звуках, их основных признаках, о правилах деления слов на слоги.

Для выделения гласных звуков из слова предлагаются сначала односложные слова, представляющие собой слоги различной структуры (ум, да, кот, танк, стул и т. д.). Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, сере­дина, конец слова). Составляется графическая схема слова. В зависимости от места гласного звука в слове ставится кру­жочек в начале, в середине или в конце предлагаемой гра­фической схемы.

Далее проводится работа на материале двухсложных
и трехсложных слов. /

На начальных этапах работы используется прием утри­рованного произнесения звука, что облегчает его выделе­ние. В дальнейшем этот прием исключается.

' ■ ' ■ ■ • '

Примерные виды упражнении

а) Называние гласных звуков слова. Для этого задания
подбираются слова, произношение которых не отличается
от написания (рука, маки и т. д.);

б) выделение гласных звуков из слова, с использованием
соответствующих букв разрезной азбуки;