ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. Н. А., К. А. В., Л. Е. Ю., Т. В. Б.. «БЕНЧМАРКИНГ -ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ»
115
маркингу. Принято считать, что благодаря такой организации обмена социально-этическим и производственно-финансовым опытом выигрывает экономика страны в целом.
Накопленным опытом доказано, что польза для предприятия, собирающего, анализи- рующего с последующим применением на практике передового опыта организации произ- водства товаров очевидна. Вместе с тем напрашивается вопрос: в чем смысл успешно рабо- тающим компаниям делиться своим передовым опытом организации производства товаров с другими? В данном случае мотивами могут быть престиж выступления предприятия в каче- стве такого маяка, предприятия-эталона, к тому же это косвенно повышает его инвестици- онную привлекательность, предоставляющую ему возможность на разных уровнях государ- ственного управления отстаивать свои корпоративные и социальные интересы. На Востоке не без основания считают, что если предприятие предоставляет желающим возможность ознакомления с организацией производства у себя, то это в свою очередь является объектив- ной и необходимой предпосылкой и для собственного развития.
В литературе по менеджменту приводится пример, когда одна американская авиаком- пания решила улучшить свои финансовые показатели. В результате опроса клиентов мене- джеры выявили закономерность, что привлечь их можно более удобным расписанием и увеличением числа рейсов. Для начала менеджеры рассчитали, сколько времени уходит на заправку самолета, техническое обслуживание и пр. Вследствие проведенного мозгового штурма менеджеры авиапредприятия пришли к заключению о необходимости сокращения времени пребывания авиалайнеров на земле без выпадения при этом из установленного гра- фика полетов.
При использовании бенчмаркинга количество шагов может быть разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы. Однако базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковые.
Для объективной оценки эффективности внедрения на предприятии бенчмаркинга, на наш взгляд, необходимо применять систему показателей, которые бы в достаточной степени давали ответы пользователям информации на вопросы о подлинном положении дел на пред- приятии, о его финансовом положении, перспективах развития и других важных сторонах его производственно-финансовой деятельности.
В указанную систему должны входить такие показатели, как изменение объемов про- изводства и реализации продукции в периоды до и после разработки и внедрения бенч- маркинга; динамика изменения затрат на единицу производимой и реализуемой продукции
(выполненных работ, оказанных услуг); тенденции изменения доходов; уровень ликвидно- сти; доля сегмента рынка, занимаемая продукцией предприятия и др. Особо важным, на наш взгляд, наряду с такими показателями, как себестоимость, рентабельность, финансо- вая устойчивость, уровень закредитованности, производительность труда, социальные про- граммы и иное, является коэффициент эффективности разработки, внедрения и использова- ния бенчмаркинга на предприятии (Эб), который можно рассчитать по формуле:
Эб = [(СВ
2
– СВ
г
) / (С, + С
2
)] /100, где СВ
1
- валовая себестоимость продукции до вне- дрения бенчмаркинга; СВ
2
- валовая себестоимость продукции после внедрения бенчмар- кинга.
1
и С
2
) - затраты на производство продукции до и после внедрения бенчмаркинга.
Данный показатель может измеряться или в процентном выражении или в коэффици- ентном.
Желательно, чтобы группа аналитиков постоянно отслеживала динамику указанных или дополненных ими при необходимости других показателей на основе полученной инфор- мационной картины. С учетом данных прогнозных исследований рынков, проводимых мар- кетологами, нужно совместно вырабатывать необходимые рекомендации управленческому персоналу и менеджерам всех уровней управления.


В. Н. А., К. А. В., Л. Е. Ю., Т. В. Б.. «БЕНЧМАРКИНГ -ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ»
116
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16

7.5. Закрепление бенчмаркинга на предприятии
В деле успешного закрепления бенчмаркинга на предприятиях независимо от их форм собственности и вида деятельности неоценимую роль играет безусловное внедрение в дея- тельность этих хозяйствующих субъектов ИКТ (информационных компьютерных техно- логий). В своем Послании Госсовету В.В. Путин обратил внимание всех региональных лидеров, а также работников Министерства информатизации и связи России на то, что каче- ственные характеристики отечественной экономики оставляют желать лучшего. Если обще- ство не сделает прорыв в инновационной сфере, то Россия рискует потерять суверенитет.
Первый вице-премьер СБ. Иванов конкретизировал, что в современный период перед Рос- сией стоит цель не только сохранить нынешнюю динамику развития, но и существенно уве- личить темпы роста ИКТ. Только в этом случае возможно решение задачи построения совре- менной конкурентоспособной экономики
1
Помимо компьютеризации, обусловленной объективными производственными причи- нами, необходимо уточнить и дополнить ранее разработанный план и с учетом требующихся корректировок.
Начинать внедрять бенчмаркинг следует с изучения внутренней среды компании и выявления ключевых факторов успеха.
Далее осуществляется поиск компании-эталона своего отраслевого сегмента, в кото- рой данный процесс (в нашем примере – обслуживание клиентов) организован наилучшим образом. Для сравнения показателей работы своей компании и компании-эталона следует заранее определить конкретные показатели, по которым будет осуществляться сравнение.
Эти показатели могут быть разными, например, количество офисов и агентов компании,
режим их работы, квалификация персонала, количество и характер жалоб клиентов и т. д.
Бенчмаркинг проводится по определенной технологии, проходя ряд последовательных этапов, которые приводят к желаемому результату.
При использовании бенчмаркинга количество шагов может быть разным, поскольку процесс можно разбить на более мелкие этапы. Однако базовые принципы бенчмаркинга везде одинаковые.
Важным элементом бенчмаркинга является сбор и анализ информации. Источниками информации при этом служат публикации в газетах и журналах, данные Госкомстата, из которых можно извлечь некоторые сведения даже о самых закрытых компаниях, люди, пора- ботавшие в других компаниях, личные связи и знакомства на выставках и семинарах, парт- неры по бизнесу, дистрибьюторы и поставщики компании и др. Собранная информация требует соответствующей обработки и глубокого квалифицированного анализа. Например,
если брокерская компания-эталон затрачивает значительно меньше времени на заключение договора по брокерскому обслуживанию клиентов, чем ваша компания, то следует выяс- нить причину этого и перенять выявленный положительный опыт работы. В процессе сбора,
обработки информации и анализа с учетом ее дальнейшего практического использования необходимо помнить о равновесии между стоимостью внедрения новых решений и предпо- лагаемой выгодой от их использования.
Большое значение в успешной разработке и последующем внедрении бенчмаркинга на предприятии имеет хорошо продуманная и социально сбалансированная политика орга- низации труда и его оплаты. Организация процесса труда на предприятии, оплаты труда, а также социальные гарантии во многом являются решающими факторами роста эффектив-
1
[1] Есауленко A.M. Относительный рост уже не впечатляет // Network World. 2008. № 3.


В. Н. А., К. А. В., Л. Е. Ю., Т. В. Б.. «БЕНЧМАРКИНГ -ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ»
117
ности производства и увеличения объемов высококачественной продукции. Система оплаты должна быть гибкой и в высшей степени улавливать все нюансы важного элемента органи- зации процесса производства.
В своей деятельности менеджерам различных уровней управленческой иерархии необ- ходимо учитывать следующую градацию видов маркетинга:
1) консьюмеризм – нацелен на создание и проведение в жизнь системы защиты прав потребителей;
2) микромаркетинг – направлен на осуществление управленческих действий внутри предприятия с целью обеспечения связи между производителем и потребителем;
3) функциональный маркетинг – главное внимание уделяется внутрифирменному пла- нированию и поэлементному анализу деятельности фирмы;
4) маркетинг потребительских товаров – всесторонне изучает потребителя, его нужды,
запросы, а также факторыи условия, под воздействием которых формируются и развиваются потребности и спрос покупателей;
5) стратегический маркетинг – изучает соотношения внешних факторов и внутренних ресурсов, возможностей фирмы, учитываемых при принятии управленческого решения. Он относится к приоритетным направлениям современного маркетинга;
6) институциональный маркетинг – особое внимание уделяется конечной реализации произведенного рыночного продукта, работе с розничным продавцом;
7) товарный маркетинг – изучает покупательские предпочтения, с учетом которых раз- рабатываются новые и модернизируются существующие рыночные продукты;
8) управленческий маркетинг – распространяет принципы маркетинга на все уровни управления предприятием, при котором весь персонал производственных, финансовых и сбытовых служб должен проникнуться психологией маркетингового мышления, даже если он не участвует в осуществлении маркетинга;
9) общественный маркетинг – разрабатывает и претворяет в жизнь программы, ставя- щие целью восприятие целевыми группами идей общественного характера. Общественный маркетинг (или маркетинг идей) охватывает широкий круг аспектов общественной жизни,
преследующих как групповые, так и негрупповые цели. Среди целей общественного мар- кетинга следует выделить: достижение понимания (например, налоговые органы проводят акции с целью убеждения налогоплательщиков в полной мере платить налоги, предусмо- тренные законом); побуждение к единовременному действию (например, призывы принять участие в выборах, в кампании осуществления противогриппозных прививок); изменение поведенческих привычек (например, отказ от курения, наркотиков и т. п.); изменение осно- вополагающих представлений (например, убеждение противников принятия закона об обо- роте земель сельскохозяйственного назначения в необходимости охраны окружающей среды и т. д.).
В процессе разработки, внедрения в жизнь и использования бенчмаркинга необхо- димо обратить особое внимание на разработку и внедрение блока психико-физиологиче- ской адаптации и поддержания на необходимом уровне не только психико-физиологического состояния персонала, но и психологической совместимости членов различных коллективов
(отделов НИиОКР, маркетинга, конструкторско-технологиче-ского и иных; сборочных, заго- товительных, вспомогательных цехов; других производственных участков, служб и т. д.). В
конечном итоге именно этот подход к управлению кадрами может обеспечить ожидаемый эффект от внедрения бенчмаркинга на предприятии.