Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава государства (монарх или президент) занимает центральное место во взаимодействии элит. Как символ националь­ного единства глава государства связывается населением с надеж­дами на лучшую жизнь, защиту безопасности страны, обеспечение прав граждан. Популярность главы государства часто определяется его взаимодействием с различными элитами, его способностью тон­ко чувствовать интересы правящей элиты.

Государственная политика как деятельность правительственных учреждений и чиновников в соответствии с их компетенцией орга­низуется бюрократической элитой. Глава государства, законодатели и суды могут лишь в самых общих чертах ограничить власть бюрократической элиты. Бюрократы контролирует информацию и технику, они неизменно пребывают на своих постах больше, неже­ли их политические руководители. Нередко бюрократическая элита обладает информацией, знаниями и опытом значительно большими, нежели политическая элита

Законодательная элита, в силу самого порядка избрания, фор­мируется из местных элит и тем самым привносит региональное влияние на процесс принятия государственных решений. Законо­датели является частью местных элитарных структур, и их ряды пополняются, в основном, за счет местных, а не общенациональ­ных элит. Профессионально основной состав законодателей вклю­чает лиц свободных профессий и бизнесменов

Самым же элитарным государственным институтом является суд. Судебная элита, действующая на различных уровнях, является несменяемой, профессионально весьма ограниченной, для проникно­вения представителей других профессий, и не без оснований пре­тендует на принятие окончательных решений.

Все правящие элиты удалены от прямого влияния граждан и потому государственная политика отображает не требования масс, а господствующие интересы элиты. Представители властвующей элиты, осуществляющие отбор претендентов на вхождение в элиту, руководствуются следующи­ми мотивами: 1) традиционными, т. е. стремлением выдвигать лиц своего круга и тем самым способствовать однородности и спло­ченности элиты; 2) эмоциональными — симпатиями или антипати­ями к тому или иному лицу или группе лиц; 3) оценочно-рацио­нальными, применяя по отношении к кандидатам в состав элиты существующие в ней представления о поведении человека и его взглядах; 4) деловыми, рациональными соображениями — объек­тивно доказанной способностью кандидата выполнять положенные ему функция.

97. Государство и церковь. Светское и теократическое государство

В мире немало государств, в которых существуют государствен­ные религии и церкви. Однако во всех международных пактах о правах человека зафиксирован принцип равенства граждан незави­симо от их отношения к религии, а с ним логически связан прин­цип отделения церкви от государства, поскольку проведение в жизнь первого принципа весьма затруднительно без осуществления второго.

В наше время крупнейшие мировые религии: христианство, ис­лам и буддизм, — значительно укрепили свои позиции в мировом сообществе. Религии сегодня выступают в качестве своеобразного нравственного регулятора и основания социальной справедливости Можно констатировать, что христианские ценности концептуально утвердились в государствах Европы и Америки, исламские стерео­типы определяют деятельность мусульманских государств, а буд­дизм нашел отображение в жизни государств Азии.

Религия сказывается как во внутренней, так и во внешней поли­тике современных государств, на выработке экономических, соци­альных и военных доктрин, осуществлении конкретных политичес­ких акций. Показательно изменение роли в осуществлении государ­ственной политики духовенства, которое или непосредственно вклю­чается в деятельность государственных структур, или косвенным образом участвует в политических акциях государства. Усиливается значение партий, чьи программы основаны на религиозных началах. Самую многочисленную группу здесь составляют христианско-демократические, христианско-социальные, исламские и другие аналогич­ные партии, которые ориентируются на католицизм, протестантизм и ислам.

Международные объединения религиозного характера оказыва­ют заметное влияние на все стороны жизни государств В этой свя­зи характерна деятельность Всемирного Совета церквей, включаю­щего свыше 300 протестантских и православных церквей. В му­сульманском мире видную роль играет Организация Исламской конференции, стремящаяся консолидировать деятельность входя­щих в нее государств (объединяет в своих рядах около 50 мусуль­манских государств). Буддизм представлен в мировом сообществе Всемирным буддистским альянсом и Азиатской буддистской конфе­ренцией за мир, деятельность которых направлена на обеспечение мира и сотрудничества между народами. Известна также межгосу­дарственная деятельность католицизма, имеющего единый центр в государстве Ватикан. Отношения церкви и государства прорабаты­ваются в таких центрах религиозных теорий как Папская академия в Риме, мусульманские университеты в Каире и Тунисе, Междуна­родный исламский университет в Малайзии, духовные академии Русской Православной церкви и других центрах. На основе рели­гиозных постулатов формируются концепции, теории и доктрины взаимодействия церкви с государством и ее участия в социально-политической жизни общества.



98. Экологическая политика государства. Экологическое государство

Государство является важнейшим институтом планирования и осуществления экологической политики. Большинство государств имеет экологическое законодательство и специализированные эколо­гические структуры власти. В сфере экологии государство использует различные экологические налоги и продажу лицензий под экологическим условием.

Изменение экологической политики и увеличение расходов на экологию во многом связано с деятельностью экологических движе­ний. Экологическое движение оказывается способным в сложных условиях современно­го бытия заставить государственные структуры действовать в инте­ресах нынешнего и будущих поколений людей, сделать экологичес­кую политику приоритетной в политике государств. К тому же экологическая безопасность реальна лишь тогда, когда экологическая политика становится частью мировой политики, осу­ществляется многими государствами. Затрагивая различные направ­ления человеческой деятельности, экологическая политика может быть глобальной, региональной, общенациональной и локальной.

Источниками обострения глобальных проблем экологии выступа­ют: хищническое отношение человека к природе, материальное про­изводство, наносящее ущерб окружающей среде, чрезмерный рост населения, противоречия в развитии самой природной среды. В соответствии с программой ООН по окружаю­щей среде (ЮНЕП) определена стратегия природоохранного сотруд­ничества, вырабатывающая долговременные и универсальные прин­ципы отношений человека, общества и природы. Ведется разработка экологического международного правопорядка и кодекса экологичес­кой этики.

Выделяют шесть стадий остроты экологической ситуации: услов­но благоприятная, удовлетворительная, напряженная, критическая, кризисная, катастрофическая. Три последних стадии обозначаются как острая экологическая обстановка. Среди путей выхода из эко­логического кризиса: разработка долгосрочной экологической про­граммы, строжайшая экспертиза и учет общественного мнения при решении экологических проблем, экологизация экономики.

Среди задач экологической политики: выработка долговременных и универсальных принципов отношения человек — общество — природа, превращение экологической политики в приоритетную в политике государства, переосмысление развития как создания чело­веку
достойной среды обитания, максимальное приближение техно­логии к требованиям природы, изменение системы ценностей, обра­зования и воспитания человека.

99. Этика и эстетика государства

Институты современного государства и его деятельность долж­ны соответствовать этическим критериям. Существует потребность в глубоком осмыслении моральных оснований государства, его нравственных целей, средств и способов осуществления государ­ственной власти. На это нацелена политическая этика, которая за­дается вопросами нравственности институтов государства, законов, а также нравственных качеств должностных лиц. Показательно, что политическая этика — это одновременно этика институтов и этика добродетелей. Институты в нравственном смысле обеспечива­ют человеческое поведение снаружи, а добродетели стабилизируют это поведение изнутри.

Институты современного государства требуют бережного с со­бой обращения. Критика этих институтов или желание изменить их на иные не должны противоречить здравому смыслу. Наилучшими институтами считаются те, которые не предполагают какой-то осо­бой нравственности граждан, но позволяют достигать своих целей, пользоваться правами, способствовать общему благу.

В современном государстве гражданин должен обла­дать нравственными задатками, которые давали бы возможность как этому гражданину, так и всем участникам отношений достигать сво­их целей используя существующие институты государства

Проблема эстетики власти и государства стала рассматриваться во многом в связи с недемократичными (тоталитарными) государ­ствами. Именно для этих государств характерны претензии к на­сильственной гармонизации всех областей жизни, стремление со­здать красивую видимость, эстетизировать политику, осуществить театрализацию социальной действительности.

Современное государство, обеспечивая плюралистическую де­мократию, не вмешивается в культурную жизнь общества Однако это не означает, что в условиях демократического строя вопросы обеспечения эстетики власти и государства не являются суще­ственными. Достаточно очевидна роль государственных символов (президент, гимн, герб, флаг), ритуалов (порядок принятия законов, заключения договоров, проведения референдумов), формирования государственной мифологии (образа жизни, национальных качеств).


Современное государство стремится быть эстетичным во всех многообразных формах своего проявления на пути достижения гар­монии с обществом и индивидом, что непосредственно связано с деятельностью средств массовой информации (СМИ). Используя документальные и художественные формы, СМИ создают имиджи политическим партиям, государственным деятелям, институтам го­сударственной власти и т д Имиджи — это своего рода ярлыки, которые наряду с особенностями, присущими конкретным лицам, институтам, программам включают искусственно представленные характеристики Часто имиджи являются иллюзорными образами, призванными вызвать в массовой аудитории желательное восприя­тие. Через телевидение и другие СМИ имиджи внедряются в жизнь.