Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
путей обр-я гос-ва: военный, при котором война явл-я способом перераспр-я общ--го продукта и выделения правящей элиты из среды военач-ков; аристокр-й – через отделение правящей арист-и от народа и сосредоточение у нее властных полномочий; плутократ-й, когда власть сосредотач-ся у отд-х лиц, облад-х значит-м имущ-вом. Это все варианты концепции олигархического возник-я гос-ва. По мнению спец-ов, несмотря на широкое распр-ние концепции элит-го возникн-я гос-ва, она не в полной мере отобр-ет всю сложн-ть процесса возн-я гос-ва. Считается, что паралл-но с выд-ем слоя властв-щих и ранее того шел процесс создания орг-ций для ведения общих дел. Моска и Ларетто. Моска выд-л элиту из всего остального общ-а. Важнейшим критерием считал организаторскую способн-ть. Ларето и Михельс — 2 типа элит: «Лисы» (переговоры, уступки, лесть, убеж-е) и «Львы» (жесткие и решитель-е правители, опир-иеся на силу). Михельс считал, что в общ-е действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть в том, что неотделимое от общ-енного прогресса развитие крупных неизбежно ведет к олигархизации управления общ-ом и форм-ию элиты. В рез-те любой орг-ией правит олигархическая элитная группа.

Неолити́ческая револю́ция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и/или животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7 — 8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад[1]. В центральных областях Мир-Системы превращение или замещение охотничье-собирательских обществ аграрными датируется широким временным диапазоном от Х до III тысячелетия до н. э., в большинстве периферийных областей переход к производящему хозяйству завершился значительно позднее.Понятие «неолитическая революция» было впервые предложено Гордоном Чайлдом в середине ХХ века. Кроме появления производящего хозяйства оно включает в себя ряд последствий, важных для всего образа жизни человека эпохи неолита. Маленькие мобильные группы охотников и собирателей, господствовавшие в предшествующей эпохе мезолита, осели в городах и поселках возле своих полей, радикально изменяя окружающую среду путем культивирования (в том числе
ирригации) и хранения собранного урожая в специально возведенных зданиях и сооружениях. Повышение производительности труда вело к увеличению численности населения, созданию сравнительно больших вооруженных отрядов, охраняющих территорию, разделению труда, оживлению товарообмена, появлению права собственности, централизованной администрации, политических структур, идеологии и новых систем знания, которые позволяли передавать его из поколения в поколение не только устно, но и письменно. Появление письменности — атрибут окончания доисторического периода, который обычно совпадает с окончанием неолита и вообще каменного века.Соотношение технологических характеристик неолита с появлением производящего хозяйства и последовательность этих событий у разных культур остаются предметом обсуждения и, по-видимому, различаются, а не являются только лишь следствием действия неких универсальных законов развития человеческого общества[

7. Соотношение государства и права.

Соотн-е гос-ва и пр вкл-т в себя три гл-х аспекта: единство, различие и взаимодействие. Ед-во гос-ва и права имеет сл-е эл-тÑ


8. догматический метод.

Метод предполагает изучение права как такового, в чистом виде, вне связи с эконом., политикой, моралью и др.соц. явлениями. Его назначение состоит в анализе действующего закон-ва и практики его приминения гос.органами, в выявлении внешних, очевидных аспектов правовых явлений без проникновения во внутреннюю сущностностные стороны и связи. Он осуществляентся с помощью формально-логических приемов: анализа и синтеза, индукции и дедукции, абстракции и др., которые способствуют установлению внешних признаков правовых явлений, их отличий друг от друга, выробатке понятий и их определений в кратких формулах. Примерами могут быть понятия «субъект права», «нормативный акт».
9. Герменевтический метод в юриспруденции

В юриспруденции наряду с классической методологией все боль­шее распространение получает современная (неклассическая и по­стклассическая) методология. При этом постклассическая (пост­модернистская) методология характеризуется признанием несостоя­тельности реализации проектов рационализации и реформирования общества с целью достижения свободы и справедливости; отказом от жестких детерминистических схем в объяснении социальной ре­альности.Одна из современных дисциплин, отображающая посмодернистскую методологию — герменевтика, которая активно внедряется в методологию правоведения. Герменевтика отстаивает ценность тра­диций, указывает на образцы поведения, существовавшие в прош­лом как на эталоны современности. Для герменевтики важней­шим выступает вопрос о понимании человеком сущего и должного. При этом в процессе понимания на предмет познания распростра­няется интеллект, чувства, интуиция, вообще личность того, кто стремится к пониманию. Герменевтическое мышление погружается то, что именуется "герменевтическим кругом" понимания и веры. По линии герменевтики может быть проведено различие между правоведением и государствоведением. Поскольку выделяются гер­меневтические науки, т. е. науки, занимающиеся коммуникативным взаимодействием, внутренне связанные с языком, текстом, то право­ведение — это безусловно герменевтическая наука, в то время как государствоведение не является в основной своей части таковой.Культурные ценности цивилизаций глубоко метафоричны, в них представлены многозначные смыслы и образы, зачастую не поддаю­щиеся логической интерпретации. Благодаря теории метафоры при­знано, что образный метафорический язык является первичным и имеет более фундаментальное значение для культуры, нежели науч­ная терминология. Метафоры охватывают значительную часть чело­веческого
опыта и фиксируются в понятиях, объясняющих всю культуру или цивилизацию. Метафора характерна не только для литературных произведений, она есть в науке, философии, юрис­пруденции. Многие изменения в культуре происходят как следствие усвое­ния новых метафорических понятий и утраты старых. Так в нашей культуре метафора "общенародное государство" заменена на "пра­вовое государство". Метафора не просто принадлежность языка или только то, что описывает реальность. С помощью метафоры мы Устанавливаем то,что для нас является реальным. Таким образом,метафоры могут сами творить реалии. Так использование метафоры "права человека" в нашей правовой культуре не столько отражает социальную реальность, сколько творит ее.
10. Юридическая антропология в утверждении правового многообразия.

Современный антропологизм исходит из признания противоречия между общечеловеческим и индивидуальным, разрешая это противоре­чие путем обнаружения параллелей между общечеловеческим и обще­индивидуальным. Отсюда юридическая антропология нацелена на изу­чение внутреннего мира человека, который позволяет ему реализовать себя как творца правовой и государственной реальности; она позволя­ет увидеть как духовный мир человека объективируется в правовых нормативах, ценностях, государственных институтах и т. п. Юридичес­кая антропология преодолевает распространенную переоценку рацио­нального поведения, указывает на значение всего богатства человечес­кого опыта и человеческих переживаний, тем самым открывая новые возможности для понимания поведения человека в правовой сфере.Юридическая антропология выступает как наука о человеке в правовых проявлениях, измерениях, характеристиках, изучая их правовые формы жизнедеятельности от архаичных до совре­менных. Юридичес­кая" антропология свидетельствует, что каждая правовая культура имеет право на автономию, и следовала бы очертить пределы этой автономии, признать плюрализм правопорядков, отказавшись от этноцентризма (европоцентризма). Юридическая антропология позволяет увидеть, что мифический образ мышления не только принадлежность традиционных обществ. Среди современных мифов., используемых современным государ­ством — миф о государстве как гаранте фундаментальных ценнос­тей общества, хранителе права, защитнике традиций; миф о кодек­сах и законах как основаниях права, постоянство и устойчивость которых призвано утверждать, что будущее должно строиться по модели настоящего.Вывод
юридической антропологии, рассматривающей право в раз­личных обществах и цивилизациях, сводится к тому, что право выс­тупает в качестве инструмента, создаваемого каждым обществом для разрешения возникающих в нем конфликтов. Используя разработки юридической антропологии, правоведение выходит к новым возмож­ностям объяснения существующей правовой реальности, глубже про­никает в проблематику связи человека и власти, формирование пра­вового менталитета, рассмотрение правовой системы и правовой культуры как продуктов определенной цивилизации.

11. Право в системе социального регулирования. Нормативное и индивидуальное регулированиеНи одно общество не может существовать без упорядочивания поведения людей, введения его в определенные рамки, придания ему определенной направленности. Иными словами, исторически склады­вается и существует социальное регулирование, использующее нор­мативные и ненормативные регуляторы. При этом нормативное регу­лирование выступает как регулирование с помощью разнообразных норм, т. е. правил, масштабов поведения. Этими нормами могут быть: религиозные, моральные, политические, организационные, эс­тетические, правовые и т. д. Ненормативное регулирование разграни­чивается на ценностное (осуществляемое на основе сложившихся ценностей), директивное (здесь используется прямое указание, при­каз, директива, связанные с достижением цели или решением зада­чи) и информационное (информированность, обеспечиваемая СМИ, используется при решении конкретных социальных и личных про­блем). Ненормативные регуляторы часто дополняют (усиливают или снижают) действие нормативного регулирования. В системе социаль­ного регулирования заметно стремление обеспечивать соединение нормативного и ненормативного регулирования. Социальное регулирование связано не только с использованием нормативного и ненормативного регулирования. Зачастую необходи­мо эти разновидности регулирования дополнять индивидуальным регулированием, т. е. связанным с принятием индивидуальных реше­ний. В правовом регулировании существует настроенность на уста­новлении жесткой связи нормативного и индивидуального регулиро­вания. Иными словами, здесь индивидуальное регулирование может выступать только как поднормативное регулирование.Правовое регулирование отличает высокий уровень формализа­ции, иерархичности, целостности, процессуальности и гарантиро­ванности. За счет провозглашения формального равенства и наде­ления участников субъективными правами и юридическими обязан­ностями правовое регулирование способно противостоять произво­лу, а право оказывается символом свободы и справедливости.