Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 218

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Косвенные методы, используемые государством, направлены как на стимулирование самих инновационных процессов, так и на создание благоприятных условий для новаторской деятельности. Среди косвенных методов — либерализация налогового и амортиза­ционного законодательства. При этом склонность к инновационному предпринимательству регулируется уровнем налогообложения при­были. На законодательном уровне закрепляется право изобретате­лей на интеллектуальную собственность, которая предполагает мо­нополию автора на научно-технические решения.

Характерной чертой инно­вационной политики является широта воздействия: она нацеливает­ся на предложение инновационных идей, поощряет начальный спрос на инновации, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный климат для инноваций в экономике и поли­тике.

Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых различными странами. Выде­ляют американскую и японскую модели инновационной политики. Американская модель отличается автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется посред­ством выделения особой области, в качестве которой выступает во­енная технология, куда государство вкладывает средства и тем са­мым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и по­бочные продукты военных инноваций являются важнейшим источ­ником инноваций в гражданской сфере. Японская модель связана также с созданием технологического приоритета, но упор делается на конкретные технологии. В частности в Японии технология строи­тельства больших танкеров была заменена технологией изготовле­нием роботов как ведущей. Таким образом, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые сти­мулируются, а затем эти новые технологии переводятся во всю хо­зяйственную сферу.

94. Контрольная власть в современном государстве и ее институты. Омбудсмен (народный правозащитникВопрос о разделении властей в современных условиях приобрета­ет новые характеристики. Так, наряду с законодательной, исполни­тельной и судебной властью отмечается становление контрольной власти. Постепенно складываются институты контрольной власти, об­ладающие спецификой правового положения, которые осуществляют контроль от имени государства и принципиально отличаются от ведом­ственного и специализированного контроля. Обособление органов кон­трольной власти четко обозначилось в конституциях, принятых в тече­ние нескольких последних десятилетий. Обычно среди органов конт­рольной власти называют: конституционный суд, прокуратуру, счет­ную палату и омбудсмена.


В системе контрольной власти институт омбудсмена превращает­ся в один из важнейших в деле обеспечения прав и свобод граждан. Правовой статус омбудсмена определяется конституциями госу­дарств и специальными актами парламентов. В большинстве госу­дарств омбудсмен назначается парламентом, подотчетен парламен­ту, а в период между сессиями парламента — перед специальным парламентским комитетом. Институт омбудсмена (в Украине Упол­номоченный Верховной Рады по правам человека) не претендует на монополию в защите прав граждан, однако призван гарантировать помощь как беспристрастный и квалифицированный орган государ­ства, который действует не формально, безотлагательно и бесплат­но. Этот институт сочетает властные начала и демократичность, высокую степень открытости и публичности

Границы деятельности омбудсмена определяются: во-первых, рас­смотрением жалоб, поступающих через парламентариев (парламентс­кий фильтр); во-вторых, установлением компетенции, не распростра­няемой на судебную деятельность; в-третьих, тем, что это должна быть жалоба гражданина на действия должностных лиц Персонал, работающий при омбудсмене, составляет от 60 до 100 человек. Все чаще назначается не один, а несколько омбудсменов по охране част­ной жизни, по защите прав потребителей, по национальным вопро­сам, по военным делам и т. д. Омбудсмены действуют как по жало­бам граждан, так и по своей собственной инициативе.

Будучи самостоятельным государственным, а не парламентским органом, омбудсмен не принадлежит ни к судебной, ни к исполни­тельной власти.

Право контроля не представляет омбудсмену возможность отме­нять или изменять решения соответствующего государственного органа. Омбудсмен лишь дает этим органам рекомендации, а если они не выполняются, то обращается к парламенту. Для выполнения своих функций омбудсмен наделен правом истребовать от государственных органов и должностных лиц необходимые мате­риалы и документы.

Таким образом, институт омбудсмена выступа­ет как контролирующий орган, уполномоченный парламентом, а его деятельность направлена на защиту законных прав, свобод и закон­ных интересов граждан по результатам действия или бездействия государственных органов или должностных лиц.

95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства



Многие ученые называют демократию свободным правлением ( freegovernment)демократия более стремится к равенству, чем к свободе: «люди хотят равенства в свободе, и, если не могут ее получить, они

хотят его также и в рабстве».Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению. Тезис Руссо о всеобщей воле народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с началами равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании «всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи

свободы. Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней, как, впрочем, и с классической монархией и аристократией, с тимократией и теократией, с прочими частными формами правления. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций. То, что мы называем демократическими принципами и процедурами по существу является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности массивных, плотных и многоуровневых политических систем современности. Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с госу­дарством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Образуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрокра­тических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению де­мократии. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрокра­тии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и конт­роль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджмен­ту функционирующему в частной сфере. Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией дол­жен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореали­зацию и самопроявление личности.Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм. Если
бюрократия это слой людей, профессионально действующих в госу­дарственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппа­рата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характери­стиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественного контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие. Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще боль­шему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления. Среди магист­ральных путей борьбы с бюрократизмом:. 1) значительное сокраще­ние управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и не­компетентных управленцев; 2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу; 3) подъем уровня полити­ческой культуры населения для его реального влияния на суще­ствующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, оп­ределяющим вопросом становится контроль над деятельностью уч­реждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль. Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего кон­троля за каждым отдельным учреждением. Во многих государ­ствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена".

96. Элитарный характер в государстве

Современное государство обеспечивает правление народа, в то же время демократическая организация власти является делом элит. Как отмечают специалисты по теории элит, ирония демокра­тии состоит в том, что элиты должны мудро править, чтобы прав­ление народа выжило. Тезис — элиты, а не массы правят обще­ством, — все шире подтверждается практикой государственной дея­тельности.

Общие черты элиты выражены в таких характеристиках: 1) более или менее сплоченная группа, обладающая особыми ду­ховными и социально-политическими качествами; 2) осознает себя как привилегированный и доминирующий слой, и воспринимается таковым большинством общества; 3) при изменении общественных форм и типов господства сохраняет определенные отношения власти и формы ее проявления, перемены касаются только персо­налий.