Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Косвенные методы, используемые государством, направлены как на стимулирование самих инновационных процессов, так и на создание благоприятных условий для новаторской деятельности. Среди косвенных методов — либерализация налогового и амортизационного законодательства. При этом склонность к инновационному предпринимательству регулируется уровнем налогообложения прибыли. На законодательном уровне закрепляется право изобретателей на интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-технические решения.
Характерной чертой инновационной политики является широта воздействия: она нацеливается на предложение инновационных идей, поощряет начальный спрос на инновации, способствует привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный климат для инноваций в экономике и политике.
Национальные ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых различными странами. Выделяют американскую и японскую модели инновационной политики. Американская модель отличается автономией предпринимательства. Ориентировка экономического развития осуществляется посредством выделения особой области, в качестве которой выступает военная технология, куда государство вкладывает средства и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Результаты и побочные продукты военных инноваций являются важнейшим источником инноваций в гражданской сфере. Японская модель связана также с созданием технологического приоритета, но упор делается на конкретные технологии. В частности в Японии технология строительства больших танкеров была заменена технологией изготовлением роботов как ведущей. Таким образом, на государственном уровне определяются технологические преимущества, которые стимулируются, а затем эти новые технологии переводятся во всю хозяйственную сферу.
94. Контрольная власть в современном государстве и ее институты. Омбудсмен (народный правозащитникВопрос о разделении властей в современных условиях приобретает новые характеристики. Так, наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью отмечается становление контрольной власти. Постепенно складываются институты контрольной власти, обладающие спецификой правового положения, которые осуществляют контроль от имени государства и принципиально отличаются от ведомственного и специализированного контроля. Обособление органов контрольной власти четко обозначилось в конституциях, принятых в течение нескольких последних десятилетий. Обычно среди органов контрольной власти называют: конституционный суд, прокуратуру, счетную палату и омбудсмена.
В системе контрольной власти институт омбудсмена превращается в один из важнейших в деле обеспечения прав и свобод граждан. Правовой статус омбудсмена определяется конституциями государств и специальными актами парламентов. В большинстве государств омбудсмен назначается парламентом, подотчетен парламенту, а в период между сессиями парламента — перед специальным парламентским комитетом. Институт омбудсмена (в Украине Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) не претендует на монополию в защите прав граждан, однако призван гарантировать помощь как беспристрастный и квалифицированный орган государства, который действует не формально, безотлагательно и бесплатно. Этот институт сочетает властные начала и демократичность, высокую степень открытости и публичности
Границы деятельности омбудсмена определяются: во-первых, рассмотрением жалоб, поступающих через парламентариев (парламентский фильтр); во-вторых, установлением компетенции, не распространяемой на судебную деятельность; в-третьих, тем, что это должна быть жалоба гражданина на действия должностных лиц Персонал, работающий при омбудсмене, составляет от 60 до 100 человек. Все чаще назначается не один, а несколько омбудсменов по охране частной жизни, по защите прав потребителей, по национальным вопросам, по военным делам и т. д. Омбудсмены действуют как по жалобам граждан, так и по своей собственной инициативе.
Будучи самостоятельным государственным, а не парламентским органом, омбудсмен не принадлежит ни к судебной, ни к исполнительной власти.
Право контроля не представляет омбудсмену возможность отменять или изменять решения соответствующего государственного органа. Омбудсмен лишь дает этим органам рекомендации, а если они не выполняются, то обращается к парламенту. Для выполнения своих функций омбудсмен наделен правом истребовать от государственных органов и должностных лиц необходимые материалы и документы.
Таким образом, институт омбудсмена выступает как контролирующий орган, уполномоченный парламентом, а его деятельность направлена на защиту законных прав, свобод и законных интересов граждан по результатам действия или бездействия государственных органов или должностных лиц.
95. Демократический и бюрократический принципы организации государства. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства
Многие ученые называют демократию свободным правлением ( freegovernment)демократия более стремится к равенству, чем к свободе: «люди хотят равенства в свободе, и, если не могут ее получить, они
хотят его также и в рабстве».Демократия ставит своей целью обеспечить не только свободу, но и равенство. В этом стремлении к всеобщему равенству демократическая идея проявляется не меньше, чем в стремлении к всеобщему освобождению. Тезис Руссо о всеобщей воле народа как основы государства в демократической теории неразрывно связывается с началами равенства и свободы и никак не может быть от них отделен. Участие всего народа, всей совокупности его дееспособных элементов, в образовании «всеобщей воли» вытекает как из идеи равенства, так и из идеи
свободы. Современная демократия решительно отличается от классической, хотя и связана с ней, как, впрочем, и с классической монархией и аристократией, с тимократией и теократией, с прочими частными формами правления. Отличие современной демократии от множества ранних смешанных систем заключается в последовательности и рациональности соединения испытанных временем политических структур и связанных с ними функций. То, что мы называем демократическими принципами и процедурами по существу является рациональными средствами обеспечения устойчивости и стабильности массивных, плотных и многоуровневых политических систем современности. Современная демократия в результате предстает как рациональное и критическое освоение сложными модернизированными политическими системами наследия всех трех эпох, гибкое и прагматическое его использование.
Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с государством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Образуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрократических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению демократии. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрократии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и контроль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджменту функционирующему в частной сфере. Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией должен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореализацию и самопроявление личности.Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм. Если
бюрократия это слой людей, профессионально действующих в государственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппарата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характеристиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественного контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие. Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще большему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления. Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом:. 1) значительное сокращение управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и некомпетентных управленцев; 2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу; 3) подъем уровня политической культуры населения для его реального влияния на существующую государственную власть.
Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, определяющим вопросом становится контроль над деятельностью учреждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль. Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего контроля за каждым отдельным учреждением. Во многих государствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена".
96. Элитарный характер в государстве
Современное государство обеспечивает правление народа, в то же время демократическая организация власти является делом элит. Как отмечают специалисты по теории элит, ирония демократии состоит в том, что элиты должны мудро править, чтобы правление народа выжило. Тезис — элиты, а не массы правят обществом, — все шире подтверждается практикой государственной деятельности.
Общие черты элиты выражены в таких характеристиках: 1) более или менее сплоченная группа, обладающая особыми духовными и социально-политическими качествами; 2) осознает себя как привилегированный и доминирующий слой, и воспринимается таковым большинством общества; 3) при изменении общественных форм и типов господства сохраняет определенные отношения власти и формы ее проявления, перемены касаются только персоналий.