Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для повышения эффективности деятельности государственной службы предлагается установление таких ее принципов как по­жизненной службы, политического нейтралитета, полного доверия служащему, верности служебному и профессиональному долгу и некоторых других В современных условиях государственная служба претерпевает значительные изменения, обусловленные по­иском наиболее эффективных форм деятельности государственных служащих

89. Формы современного государства

Форма правления представляет собой организацию и порядок образования верховной государственной власти. Во многом особенности формы правления современного государства дань истории и традициям, соответствующих политической и правовой культурам. Применительно к возникавшим формам правления были выработа­ны их классификации .Наиболее известная из которых связана с именем Геродота, где деление формы государства осуществляется по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — это монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия (республика). В современной интерпретации различаются две фор­мы: монархия и республика, хотя отмечается существование от­дельных элементов аристократической формы (палата лордов в анг­лийском парламенте). В то же время считается, что государство любого типа и формы должно быть аристократическим по своей природе, то есть во всяком государстве и при всяком строе власть должна принадлежать лучшим людям Власть не может и не долж­на осуществляться всем народом сообща или в одинаковой степени (И А Ильин)

История государств была, по преимуществу, историей монархий. И сегодня одна шестая часть государств являются монархиями. Од­нако по ходу развития эта форма правления претерпела существен­ные изменения. Современная монархия это конституционная монар­хия. Монарх здесь символ государственного единства, представи­тель нации, народа, государства. Законодательное ограничение вла­сти монарха приводит к тому, что правительство несет ответствен­ность перед парламентом, а исходящие от монарха акты приобрета­ют юридическую силу тогда, когда они одобрены парламентом, ос­нованы на конституции. Монарх юридический глава государства, и его участие в управлении страной во многом выражено при осуще­ствлении представительских функций.

Республику как форму правления отличают такие признаки как выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер, избрание главы государства, произ­водный характер государственной власти от суверенитета народа, юридическая ответственность главы государства. Обычно республи­ки подразделяют на
президентские и парламентские. Однако в со­временных условиях "чистые" формы этих республик достаточная редкость. В обеих формах главой государства является президент. Однако если в президентской республике правительство и отдельных министров он назначает по своему усмотрению и все они несут ответственность перед президентом, то в парламентской республике правительство лишь формально назначается президентом, а на деле формируется партией, располагающей большинством мест в парламенте. При этом правительство несет ответственность перед парламентом. Отмечается достоинство парламентской республики как не­посредственное отображение соотношения политических сил в пар­ламенте, что, впрочем, выступает как недостаток при отсутствии устойчивого большинства (частая смена правительства).

Гибридные формы существования республик (полупрезидентские и др.) — устойчивая тенденция развития современных государств

90. Армия как институт современного государства.

Современные государства по разному разрешают проблему милитаризованности власти, но чаще всего используется исключение профессиональных военных из законодательных и исполнительных органов государства, создается система гражданского руководства армией, военные отстранены от участия в политической борьбе. Общество страхуется от включения военных во властные отноше­ния путем конституционного оформления зависимости армии от парламента, главы государства, правительства. Нормы невмеша­тельства армии в политику включают ограничения на политическую деятельность военных, разграничение юрисдикции между силовыми гражданскими и военными институтами, нормирование роли армии обороной от внешнего врага. Для обеспечения равновесия между гражданской и военной властью военнослужащим на действитель­ной военной службе не представляются гражданские права в пол­ном объеме. Для военнослужащих действует принцип осуществле­ния права как гражданами, но не как военными.

Установлено разделение полномочий исполнительной и законода­тельной власти в военной сфере. Законодательная власть обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир, форми­ровать армию и определять расходы на ее содержание, определять структуру армии и способы ее комплектования, правовой статус военнослужащих и порядок прохождения ими службы. На глав государств или правительств возлагается обязанность верховного главнокомандующего вооруженными силами, ответственность за разработку и осуществление военной политики, общее руководство деятельностью вооруженных сил, принятие решений о применении во­оруженных сил на основе действующего законодательства. В парла­ментах регулярно заслушиваются отчеты президента и руководителя военного ведомства о состоянии вооруженных сил, исполнении военно­го бюджета. Специальные комитеты и комиссии контроля за деятель­ностью военных осуществляют проверку соблюдения прав военнослу­жащих, обоснованность решений о применении вооруженных сил и т. д



Непосредственное руководство армией осуществляет министер­ство обороны. Руководство ми­нистерством обороны осуществляют гражданские лица, а военные отвечают за профессиональное управление и деятельность войск.

Глав­ное в проводимых военных реформах — это создание армии, соот­ветствующей принципам демократии, обеспечение достойного поло­жения военнослужащих в обществе, формирование доверия между гражданскими лицами и военными, организация надежного граж­данского контроля над армией.

91. Налоги и налоговая функция современного государства

Налоговая политика проявляется в системе мер налогового ре­гулирования, направленных на установление оптимального уровня налогов в зависимости от поставленных в данный момент макроэконо­мических задач. На выбор варианта решения в области налоговой политики влияет общая экономическая ситуация в государстве (темпы роста или падения производства), уровень инфляции, кре­дитно-денежная политика, соотношение между сферой контролируе­мой государством и частным сектором.

В основе формирования налоговой политики два фактора: 1) использование налоговых платежей для формирования доход­ной части бюджетов различных уровней и решения фискальных за­дач государства; 2) использование налогов в качестве косвенного метода регули­рования экономической деятельности.

С помощью налоговой системы покрываются расходы государ­ства, удовлетворяются общехозяйственные потребности, решаются задачи диспропорций в экономике, стимулируются структурные сдвиги, развиваются или сокращаются сферы деятельности, стаби­лизируется экономика, стимулируется экономический рост, разви­тие предпринимательства и инвестиций, перераспределяются дохо­ды юридических и физических лиц.

Среди принципов построения системы налогообложения следую­щие: установление перечня налогов и доли налогового изъятия на уровне законодательной власти; стабильность налоговой системы; всеохватность налогов; единый подход к налогообложению различ­ных форм собственности.

Налоговая система должна осуществлять как фискальную функ­цию (насыщение доходной части бюджета), так и распределитель­ную и стимулирующую. Несовершенство налоговой системы состо­ит в преобладании фискальной функции, что сказывается на ре­зультатах налоговой политики. При этом снижаются платежи в бюджет, происходит спад деловой активности, сокращаются инвес­тиции. Среди причин неэффективной налоговой политики называют завышение налоговых ставок, множественность налогов, сложность их начисления. Формирование налоговой системы и включение в ее состав определенного количества налогов обусловлено объемом бюджетных расходов.


Среди налогов в структуре налогообложения особое значение приобрело использование налога на добавленную стоимость (НДС).

За уклонение от уплаты налогов применяются значительные эконо­мические санкции. Для осуществления налоговой деятельности государство расходует зна­чительные финансовые и материальные ресурсы, направляемые на укрепление налоговой службы

С помощью налогов государство имеет возможность регулиро­вать экспортно-импортную деятельность предприятий, размещение капитала на своей территории. Налоговая политика государства строится таким образом, чтобы предприятия могли использовать все допустимые законом сред­ства для сокращения налогов

92. Аграрная политика современного государства

Главный принцип свободного рынка (игра спроса и предложе­ния) зачастую не срабатывает в экономике сельского хозяйства. Потому государство проявляет высокий уровень активности в регу­лировании этой сферы, рассматривая в качестве целей государ­ственного регулирования в сельском хозяйстве: 1) содействие тех­ническому прогрессу и рационализации сельскохозяйственного про­изводства, повышению его эффективности 2) обеспечение занятости в аграрном секторе и жизненного уровня сельского населения, 3) стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции 4) гаран­тированное снабжение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией по разумным ценам

Государство устанавливает минимальные цены на сельскохозяй­ственные продукты, чем обеспечивает защиту производителей от резкого падения цен. Внутренний рынок государство защищает от дешевого импорта сельскохозяйственной продукции и чрезмерных колебаний цен с помощью дополнительных ввозных пошлин. Во мно­гих государствах используется сельскохозяйственная аренда.

Особое значение приобрела проблема Единой аграрной политики как комплекса мер, разрабатываемых наднациональными органами Европейского Союза и проводимых государствами-членами в аграр­ной сфере, которая включает регулирование сельскохозяйственных рынков, структуры сельскохозяйственной региональной политики. Усиливается значение отраслей, занимающихся переработкой и сбытом сельскохозяйственной про­дукции, которые обеспечивают развитие всего сельскохозяйствен­ного производства. Их предприятия играют ведущую роль в поис­ках рынков, приспособлении продукции к вкусам потребителей и определении ритма производства.


Для установления цен и приемлемых для потребителей, которые одновременно способны конкурировать с иностранной продукцией, государствами используются такие механизмы: а) ограничение про­изводства; б) поддержка земледельцев для улучшения условий про­изводства; в) временное хранение по решению государственных властей чрезмерного количества сельскохозяйственной продукции; г) стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции суб­сидиями; д) сокращение стоимости производства путем предотвра­щения повышения цен на землю; е) сдерживание арендной платы за землю; ж) прямые выплаты государства земледельцам.

93. Инновационная политика современного государства

Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление с целью достижения нового. Он разворачивается от зарождения идеи до ее коммерческой реали­зации. Существуют различные формы управления инновациями. При этом государство призвано осуществлять специальную иннова­ционную политику, состоящую в стимулировании инновационной активности и развитии научно-технического потенциала.

Инновации всегда носят рисковый характер. Роль государства в области поддержки инно­вации сводится к таким видам деятельности: обеспечение развития науки и подготовка научных и инженерных кадров; разработка про­грамм, направленных на повышение инновационной активности биз­неса; государственные заказы, которые обеспечивают начальный спрос на новшества; использование налоговых инструментов стиму­лирования инновационных решений; посредничество в организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки.

Государственные меры воздействия в инновационной сфере под­разделяются на прямые и косвенные. Прямые ме­тоды государственного регулирования инновацией осуществляются в таких формах как административно-ведомственная и программно-целевая. Административно-ведомственная форма состоит в виде прямых дотаций, осуществляемых на основании специальных зако­нов, принимаемых с целью непосредственного содействия инноваци­ям. Программно-целевая форма государственного регулирования ин­новаций связана с финансированием инноваций на основе государ­ственных контрактов на приобретение товаров и услуг, предостав­лением кредитных льгот. Эффективность государ­ственной поддержки инноваций ярко проявляется в создании кон­сорциумов, инженерных центров, научных и технологических пар­ков, других перспективных формирований, реализующих инноваци­онные идеи.