Файл: 1. Система юриспруденции. Развитие традиционных юридических наук. Новые сферы юриспруденции.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для повышения эффективности деятельности государственной службы предлагается установление таких ее принципов как пожизненной службы, политического нейтралитета, полного доверия служащему, верности служебному и профессиональному долгу и некоторых других В современных условиях государственная служба претерпевает значительные изменения, обусловленные поиском наиболее эффективных форм деятельности государственных служащих
89. Формы современного государства
Форма правления представляет собой организацию и порядок образования верховной государственной власти. Во многом особенности формы правления современного государства дань истории и традициям, соответствующих политической и правовой культурам. Применительно к возникавшим формам правления были выработаны их классификации .Наиболее известная из которых связана с именем Геродота, где деление формы государства осуществляется по числу правящих лиц. Если власть принадлежит одному — это монархия, если многим — аристократия, если всем — демократия (республика). В современной интерпретации различаются две формы: монархия и республика, хотя отмечается существование отдельных элементов аристократической формы (палата лордов в английском парламенте). В то же время считается, что государство любого типа и формы должно быть аристократическим по своей природе, то есть во всяком государстве и при всяком строе власть должна принадлежать лучшим людям Власть не может и не должна осуществляться всем народом сообща или в одинаковой степени (И А Ильин)
История государств была, по преимуществу, историей монархий. И сегодня одна шестая часть государств являются монархиями. Однако по ходу развития эта форма правления претерпела существенные изменения. Современная монархия это конституционная монархия. Монарх здесь символ государственного единства, представитель нации, народа, государства. Законодательное ограничение власти монарха приводит к тому, что правительство несет ответственность перед парламентом, а исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу тогда, когда они одобрены парламентом, основаны на конституции. Монарх юридический глава государства, и его участие в управлении страной во многом выражено при осуществлении представительских функций.
Республику как форму правления отличают такие признаки как выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер, избрание главы государства, производный характер государственной власти от суверенитета народа, юридическая ответственность главы государства. Обычно республики подразделяют на
президентские и парламентские. Однако в современных условиях "чистые" формы этих республик достаточная редкость. В обеих формах главой государства является президент. Однако если в президентской республике правительство и отдельных министров он назначает по своему усмотрению и все они несут ответственность перед президентом, то в парламентской республике правительство лишь формально назначается президентом, а на деле формируется партией, располагающей большинством мест в парламенте. При этом правительство несет ответственность перед парламентом. Отмечается достоинство парламентской республики как непосредственное отображение соотношения политических сил в парламенте, что, впрочем, выступает как недостаток при отсутствии устойчивого большинства (частая смена правительства).
Гибридные формы существования республик (полупрезидентские и др.) — устойчивая тенденция развития современных государств
90. Армия как институт современного государства.
Современные государства по разному разрешают проблему милитаризованности власти, но чаще всего используется исключение профессиональных военных из законодательных и исполнительных органов государства, создается система гражданского руководства армией, военные отстранены от участия в политической борьбе. Общество страхуется от включения военных во властные отношения путем конституционного оформления зависимости армии от парламента, главы государства, правительства. Нормы невмешательства армии в политику включают ограничения на политическую деятельность военных, разграничение юрисдикции между силовыми гражданскими и военными институтами, нормирование роли армии обороной от внешнего врага. Для обеспечения равновесия между гражданской и военной властью военнослужащим на действительной военной службе не представляются гражданские права в полном объеме. Для военнослужащих действует принцип осуществления права как гражданами, но не как военными.
Установлено разделение полномочий исполнительной и законодательной власти в военной сфере. Законодательная власть обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир, формировать армию и определять расходы на ее содержание, определять структуру армии и способы ее комплектования, правовой статус военнослужащих и порядок прохождения ими службы. На глав государств или правительств возлагается обязанность верховного главнокомандующего вооруженными силами, ответственность за разработку и осуществление военной политики, общее руководство деятельностью вооруженных сил, принятие решений о применении вооруженных сил на основе действующего законодательства. В парламентах регулярно заслушиваются отчеты президента и руководителя военного ведомства о состоянии вооруженных сил, исполнении военного бюджета. Специальные комитеты и комиссии контроля за деятельностью военных осуществляют проверку соблюдения прав военнослужащих, обоснованность решений о применении вооруженных сил и т. д
Непосредственное руководство армией осуществляет министерство обороны. Руководство министерством обороны осуществляют гражданские лица, а военные отвечают за профессиональное управление и деятельность войск.
Главное в проводимых военных реформах — это создание армии, соответствующей принципам демократии, обеспечение достойного положения военнослужащих в обществе, формирование доверия между гражданскими лицами и военными, организация надежного гражданского контроля над армией.
91. Налоги и налоговая функция современного государства
Налоговая политика проявляется в системе мер налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогов в зависимости от поставленных в данный момент макроэкономических задач. На выбор варианта решения в области налоговой политики влияет общая экономическая ситуация в государстве (темпы роста или падения производства), уровень инфляции, кредитно-денежная политика, соотношение между сферой контролируемой государством и частным сектором.
В основе формирования налоговой политики два фактора: 1) использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решения фискальных задач государства; 2) использование налогов в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.
С помощью налоговой системы покрываются расходы государства, удовлетворяются общехозяйственные потребности, решаются задачи диспропорций в экономике, стимулируются структурные сдвиги, развиваются или сокращаются сферы деятельности, стабилизируется экономика, стимулируется экономический рост, развитие предпринимательства и инвестиций, перераспределяются доходы юридических и физических лиц.
Среди принципов построения системы налогообложения следующие: установление перечня налогов и доли налогового изъятия на уровне законодательной власти; стабильность налоговой системы; всеохватность налогов; единый подход к налогообложению различных форм собственности.
Налоговая система должна осуществлять как фискальную функцию (насыщение доходной части бюджета), так и распределительную и стимулирующую. Несовершенство налоговой системы состоит в преобладании фискальной функции, что сказывается на результатах налоговой политики. При этом снижаются платежи в бюджет, происходит спад деловой активности, сокращаются инвестиции. Среди причин неэффективной налоговой политики называют завышение налоговых ставок, множественность налогов, сложность их начисления. Формирование налоговой системы и включение в ее состав определенного количества налогов обусловлено объемом бюджетных расходов.
Среди налогов в структуре налогообложения особое значение приобрело использование налога на добавленную стоимость (НДС).
За уклонение от уплаты налогов применяются значительные экономические санкции. Для осуществления налоговой деятельности государство расходует значительные финансовые и материальные ресурсы, направляемые на укрепление налоговой службы
С помощью налогов государство имеет возможность регулировать экспортно-импортную деятельность предприятий, размещение капитала на своей территории. Налоговая политика государства строится таким образом, чтобы предприятия могли использовать все допустимые законом средства для сокращения налогов
92. Аграрная политика современного государства
Главный принцип свободного рынка (игра спроса и предложения) зачастую не срабатывает в экономике сельского хозяйства. Потому государство проявляет высокий уровень активности в регулировании этой сферы, рассматривая в качестве целей государственного регулирования в сельском хозяйстве: 1) содействие техническому прогрессу и рационализации сельскохозяйственного производства, повышению его эффективности 2) обеспечение занятости в аграрном секторе и жизненного уровня сельского населения, 3) стабилизацию рынка сельскохозяйственной продукции 4) гарантированное снабжение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукцией по разумным ценам
Государство устанавливает минимальные цены на сельскохозяйственные продукты, чем обеспечивает защиту производителей от резкого падения цен. Внутренний рынок государство защищает от дешевого импорта сельскохозяйственной продукции и чрезмерных колебаний цен с помощью дополнительных ввозных пошлин. Во многих государствах используется сельскохозяйственная аренда.
Особое значение приобрела проблема Единой аграрной политики как комплекса мер, разрабатываемых наднациональными органами Европейского Союза и проводимых государствами-членами в аграрной сфере, которая включает регулирование сельскохозяйственных рынков, структуры сельскохозяйственной региональной политики. Усиливается значение отраслей, занимающихся переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции, которые обеспечивают развитие всего сельскохозяйственного производства. Их предприятия играют ведущую роль в поисках рынков, приспособлении продукции к вкусам потребителей и определении ритма производства.
Для установления цен и приемлемых для потребителей, которые одновременно способны конкурировать с иностранной продукцией, государствами используются такие механизмы: а) ограничение производства; б) поддержка земледельцев для улучшения условий производства; в) временное хранение по решению государственных властей чрезмерного количества сельскохозяйственной продукции; г) стимулирование экспорта сельскохозяйственной продукции субсидиями; д) сокращение стоимости производства путем предотвращения повышения цен на землю; е) сдерживание арендной платы за землю; ж) прямые выплаты государства земледельцам.
93. Инновационная политика современного государства
Инновационный процесс объединяет науку, технику, экономику, предпринимательство и управление с целью достижения нового. Он разворачивается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Существуют различные формы управления инновациями. При этом государство призвано осуществлять специальную инновационную политику, состоящую в стимулировании инновационной активности и развитии научно-технического потенциала.
Инновации всегда носят рисковый характер. Роль государства в области поддержки инновации сводится к таким видам деятельности: обеспечение развития науки и подготовка научных и инженерных кадров; разработка программ, направленных на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы, которые обеспечивают начальный спрос на новшества; использование налоговых инструментов стимулирования инновационных решений; посредничество в организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки.
Государственные меры воздействия в инновационной сфере подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования инновацией осуществляются в таких формах как административно-ведомственная и программно-целевая. Административно-ведомственная форма состоит в виде прямых дотаций, осуществляемых на основании специальных законов, принимаемых с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций связана с финансированием инноваций на основе государственных контрактов на приобретение товаров и услуг, предоставлением кредитных льгот. Эффективность государственной поддержки инноваций ярко проявляется в создании консорциумов, инженерных центров, научных и технологических парков, других перспективных формирований, реализующих инновационные идеи.