Файл: Министерство образования и науки рт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАПОУ «АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. Г. ТУКАЯ»


Зам. директора по УР ГАОПУ «Арский педагогический колледж им. Г. Тукая»
____________ Л.Н.Мусина

(подпись)
«____»____________________2022 г.

КУРСОВАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЕ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса

Выполнила студентка

Садртдинова Лилия Ринатовна

3 курса 311 группы

Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Оценка____________________________


Руководитель
___________(Н.В.Евдокимова)


Арск, 2022 год

С ОДЕРЖАНИЕ

1.1. Основная характеристика детей младшего школьного возраста 5

1.2. Отечественные и зарубежные психологи о произвольности поведения 11

1.3. Особенности формирования произвольного поведения детей младшего школьного возраста 14

Выводы по главе 1 17

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 19

2.1. Способы развития произвольного поведения детей младшего школьного возраста 19

2.2. Формирование произвольного поведения детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности 22

Выводы по главе 2 27

При исследовании данного материала мы сделали вывод, что особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик Процесс становления произвольного поведения заключается в преодолении ситуативных воздействий и в способности руководствоваться внутренними над ситуативными регуляторами. 27

Развития произвольности в этом возрасте является умение ребенка не только руководствоваться целями, которые перед ним ставит взрослый, но и умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На современном этапе младший школьный возраст – один из периодов становления личности, который включает в себя систему мотивов. Личность – это такой субъект, деятельность которого регулируется соподчиненными мотивами и этическими нормами, и правилами. Всем известно, что именно в возрасте 6-7 лет у детей возникает и развивается произвольное поведение. Одним из компонентов готовности ребенка к учебной деятельности является произвольность.

Произвольное поведение – это решающее условие готовности ребенка к школьному обучению, поведение осмысленное, инициативное и над ситуативное. Переход от непосредственного к опосредованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному является важнейшим моментом преобразования младшего школьного возраста.

Численность детей младшего школьного возраста с не сформированным произвольным поведением постоянно увеличивается, усиливая проблему обеспечения стабильности общей их организации. В результате чего у детей слабо выражено или не выражено сформированное произвольное поведение. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к серьезным занятиям, ответственным поручениям. На осознание и принятие ребенком позиции школьника, влияет готовность ребенка к учебной деятельности.

У многих учащихся первых классов произвольное поведение не развито, а если у учащихся первых классов оно недостаточно развито, то в школе такие дети не могут успешно выполнять указания, инструкции учителя, не дослушивают задания до конца, отвлекаются и сбиваются в ходе его выполнения. Неудачи в учебной работе снижают мотивацию к обучению в целом, в результате чего у детей пропадает интерес к школьным занятиям уже в младших классах.

Произвольность расширяет возможности ребенка сообразовывать свое поведение с собственными побуждениями и побуждениями других людей. Особое значение при этом приобретает не только подчинение готовым правилам, но и конструирование новых правил, готовность принимать задачи взрослого и выдвигать собственные.



Исходя из актуальности выявилось противоречие с одной стороны между необходимостью формирования произвольного поведения у младших школьников, а с другой стороны недостаточной разработанностью приемов и средств воспитания произвольного поведения в начальной школе.

Проблема исследования: какие приемы и средства будет благоприятны для формирования произвольного поведения детей младшего школьного возраста?

Тема исследования: Формирование произвольного поведения у детей младшего школьного возраста

Цель исследования: теоретически обосновать приемы и средства формирования произвольного поведения у детей младшего школьного возраста

Объект исследования: процесс формирование произвольного поведения.

Предмет исследования: приемы и средства формирования произвольного поведения у детей младшего школьного возраста

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы формирования произвольного поведения.

2. Выявить сущность и особенности формирование произвольного поведения младшего школьника.

3. Рассмотреть приемы формирование произвольного поведения младшего школьника.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого- педагогической литературы)

Методологические и теоретические основы: теория и практика проблема формирование произвольного поведения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.С. Славина.);педагогические исследования условий формирования произвольного поведения (В.В. Зайко, Е.Э: Кригер, М.И. Лисина, М.И. Матюшкин, Т.А. Серебрякова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина, Г.И. Щукина и др.); идеи психологической и педагогической науки о формирование произвольного поведения (В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эль-конин и др.);

Теоретическая значимость исследования: рассмотрено понятие «произвольного поведения» в психолого-педагогической литературе; изучены особенности формирования произвольного поведения детей младшего школьного возраста; выявлены приемы и средства в формирование произвольного поведения детей младшего школьного возраста.


Структура работы: работа состоит их введения, двух глав, вывод по главам, заключения и списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДНЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Основная характеристика детей младшего школьного возраста



Развитие психики младших школьников происходит главным образом на основе ведущей для них деятельности учения. Включаясь в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной деятельности. С момента поступления в школу она начинает опосредовать всю систему отношений. Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной, по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения [9, c.242].

В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Что же он делает? Оказывается, что предметом изменения в учебной деятельности является сам субъект. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.

Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им [11, c.12].

Постоянное следование различным «нужно» на уроке, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать, и находить средства их достижения, преодолевая трудности и препятствия.

Необходимость контроля и самоконтроля в учебной деятельности, а также ряд других ее особенностей (например, требование словесного отчета, оценка)создают благоприятные условия для формирования  младших школьников способности к планированию и выполнению действий про себя, во внутреннем плане. Необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их построить предполагают формирование у младших школьников умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия.