Файл: Министерство образования и науки рт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по главе 1




При исследовании данного материала мы сделали вывод, что развитие психики младших школьников происходит на основе ведущей для них деятельности учения. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, которые выработались человечеством. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.

Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития. Учебная деятельность в начальных классах развивает восприятия мира. В этом возрасте обладает неточное восприятие объектов, предметов.

В советской детской психологии развитие произвольности рассматривается как основная и центральная линия развития личности ребенка. Формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. Согласно современным философским представлениям, сущностной характеристикой человека является самодетерминация, способность «творить себя». В психологии эта характеристика человека нашла свое отражение в понятии «произвольность».

В большинстве источников в качестве фундаментальной характеристики, определяющей специфику воли и произвольности у человека, полагается осознанность поведения. Признание осознанности как сущностной характеристики произвольности предполагает особый подход к изучению ее развития в онтогенезе.

Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения.

Именно произвольность поведения определяет успешность обучения ребенка. Произвольность поведения включает: умение ребенка контролировать свою двигательную активность, подчиняться правилам, иметь высокий уровень произвольного внимания, работать и срисовывать по образцу, умение волевого управления собой на трудных занятиях, наличие внутренней позиции школьника.

В зарубежной психологии развитие произвольности рассматривается в основном в связи с развитием познавательной сферы ребенка.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



2.1. Способы развития произвольного поведения детей младшего школьного возраста



Главной отличительной особенностью нового вида деятельности для ребенка является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности.

Если учитель хочет, чтобы детям было легче войти в роль школьника, ему необходимо развивать у них произвольное поведение. Но для того чтобы начать это развитие, необходимо для начала выявить на каком уровне находится такое качество, как произвольность поведения. Произвольность поведения ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу [15, с.100].

Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Развитие произвольного поведения предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, на способ их организации, в результате чего рождается способность управлять собой разных сферах психики и видах деятельности. Процесс становления произвольного поведения заключается в преодолении ситуативных воздействий и в способности руководствоваться внутренними над ситуативными регуляторами. Формирование произвольного поведения идет по пути сдерживания импульсивных действий и подчинения их собственными регуляторами. Поэтому путь ее развития можно представить, как переход ребенка к свободе от наличной ситуации, к новым вне ситуативных форм.

Развитие произвольного поведения можно рассматривать, как овладение своим поведением с помощью культурно-заданных средств. Произвольное действие направлено на себя, на средства и способы своей внешней или внутренней [13].

Основным для развития произвольности в этом возрасте является умение ребенка не только руководствоваться целями, которые перед ним ставит взрослый, но и умение самому ставить такого рода цели и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение и деятельность. Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детям преимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что

можно и нельзя делать ребенку, какие задания выполнять и каким правилам подчиняться.

Одна из типичных ситуаций такого рода – выполнение ребенком какого-либо поручения. Даже среди первоклассников, которые охотно берутся выполнить поручение взрослого, довольно частыми являются случаи, когда дети не справляются с заданиями, поскольку не усвоил его сути, быстро утратил интерес и т.д. Этих трудностей можно избежать, если, давая, детям какие-либо поручения, соблюдать определенные правила. Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Во-вторых, нужно предложить детям сразу подробно спланировать свои действия, то есть тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению.

В многочисленных исследованиях отечественных психологов были выведены наиболее существенные условия, позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельно управлять своим поведением. Такими условиями являются: наличие у ребенка сильного мотива; введение ограничительных целей; расчленение сложной формы поведения на небольшие действия; наличие внешних средств организации поведения. Для того чтобы понять, как реализуются способы развития произвольного поведения у младших школьников, нужно подробно рассмотреть каждый из представленных условий. Ставя перед ребенком определенные цели, необходимо учитывать содержание мотивов, являющихся для него реально действующими. Только такие мотивы способны придать действиям ребенка личностный смысл и побудить к лучшему выполнению требований взрослого, которые в этом случае будут совпадать с собственными потребностями ребенка. Таким образом, задаваемая цель должна быть включена в тот мотивационный контекст, который наиболее значим для данного ребенка. Главнее здесь – определить область мотивов, реально действующих для данного ребенка. Именно так и можно охарактеризовать наличие сильного мотива [14].

Следующим способом развития произвольного поведения является наличие внешних средств организации поведения. Внешние средства являются важным условием успешного овладения поведением у младших школьников. Такие средства выполняют роль наглядной опоры и помогают ребенку контролировать свои действия. Например, при подготовке ребенком уроков был использован следующий прием:
экспериментатор договаривался с ребенком, что поможет ему готовить уроки без отвлечения; как только ребенок отвлекался, взрослый включал секундомер, причем так, чтобы ребенок видел это. Выключался секундомер только после того, как ребенок возвращался к работе. Оказалось, что такой путь позволяет, во-первых, резко снизить длительность отвлечений, так как все дети, как правило, через 5 с после включения секундомера продолжали прерванную работу, и, во-вторых, резко уменьшить количество отвлечений. Таким образом, используя это средство – секундомер – удалось добиться устойчивой, повторяющейся изо дня в день работы без отвлечений.

Таким образом, школьники 1-2 класса могут действовать произвольно преимущественно при помощи и поддержке взрослого, который исходно «выстраивает» требуемое от ребенка поведение. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности ребенка, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения: запоминание и запечатление – в деятельность целенаправленного, произвольного заучивания; восприятие – в деятельность наблюдения, мышление – в деятельность размышления и т. п. Подводя итог рассмотрению изменений, происходящих в познавательных психических процессах в период младшего школьного возраста, следует указать, что эти изменения бывают полно выражены лишь в том случае, если процесс обучения организован достаточно правильно.



2.2. Формирование произвольного поведения детей младшего школьного возраста посредством игровой деятельности



Игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий.

Дидактическая игра как средство формирования произвольного поведения не теряет своего значения на протяжении всего младшего школьного возраста. Понятно, что с возрастом правила игр все более усложняются, предъявляют все более серьезные требования к внешней и внутренней деятельности детей. Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к выполнению этих правил и требований, идти от простых игр ко все более сложным [33].

Дидактическую игру можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. Педагог одновременно является и организатором, и участником. Каждая даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Согласно правилам, играющие действуют произвольно и неосознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по их доброй воле, поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями.

Кроме того, дидактические игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержат ряд условий, облегчающих выполнение правил. Во-первых, они прочно связаны с движениями, т. е. имеют подвижный характер. Это способствует тому, что необходимость выполнения правил и сам факт их выполнения (или невыполнения) становятся очевидными, наглядными. Наглядность правил, их простота (например, бежать по сигналу, не переступать нарисованную на земле черту и пр.) позволяют даже младшему школьнику контролировать их выполнение - сначала в поведении других, а потом и в собственном. Постепенно ребенок сам начинает предъявлять себе определенные требования, причем добровольно, без нажима.