Файл: Учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
55
Знание и понимание того, что происходит с человеком, как ему помочь и как помочь себе способствуют формированию психологической устойчивости.
Для оказания психологической поддержки людям необходимо знать следующее:
1. Психическое состояние и поведение человека в экстремальной ситуации отличается от повседневного.
Чаще всего отмечается частичная или полная утрата:
– способности к целенаправленной деятельности (какие действия необхо- димы в данной ситуации, их планирование);
– способности к критической оценке окружающего и своего поведения
(оценке собственной безопасности, степени угрозы, своих возможностей);
– способности вступать в контакт с окружающими (отстранение от контакта,
замкнутость, либо наоборот, повышенная говорливость, которая на самом деле не имеет под собой задачу войти в контакт с другим человеком).
Подобные изменения – одни из самых распространенных последствий, на- блюдаемые у тех, кто часто не имеет физических травм и повреждений, но кто тем или иным образом вовлечен в экстремальную ситуацию. Это люди, которые непосредственно пострадали или те, кто оказался рядом с ними.
2. Ключевые моменты, которые надо учитывать при оказании психологиче- ской поддержки.
Стремление помочь – это естественное желание любого человека. Вовремя протянутая рука может помочь человеку справиться с самыми страшными со- бытиями в жизни. Но необходимо помнить о следующем:
• Позаботьтесь о собственной безопасности. Реально оцените внешние усло- вия, свое состояние и силы, перед тем как принять решение, что вы готовы по- мочь.
• Пострадавший может в первую очередь нуждаться в оказании первой по- мощи и медицинской помощи. Необходимо убедиться, что у человека нет фи- зических травм, проблем со здоровьем, и только тогда оказывать психологическую поддержку.
• Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно,
неприятно разговаривать с ним, не делайте этого. В случае если вы чувствуете неуверенность в том, что сможете помочь (либо в том, что вы правильно пони- маете, какие конкретно действия необходимо предпринять) обратитесь за по- мощью к профильным специалистам.
• Если вы решили подойти к человеку, который нуждается в помощи, вам не- обходимо в первую очередь представиться и сказать, что вы готовы ему помочь.
• Необходимо внимательно относиться к тому, что и как вы собираетесь сказать:
– говорить нужно спокойным и уверенным голосом, четкими и короткими фразами, в побудительном наклонении;
– в речи не должно быть сложно построенных фраз, предложений;
– следует избегать в речи частицу «не», а также исключить такие слова как
«паника», «катастрофа», «ужас» и т.п.
• Сохраняйте самообладание. Будьте готовы к тому, что вы можете столкнуться с различными эмоциональными реакциями и поступками. Они могут быстро сменять друг друга, а некоторые слова и действия могут быть направлены
56
на вас. Кроме этого, многие реакции могут характеризоваться эмоциональным заражением. А значит, под их влиянием можете оказаться и вы. В данном случае особенно важно сохранять спокойствие.
3. Приемы оказания психологической поддержки в случае проявления той или иной реакции у пострадавшего.
Различают следующие острые стрессовые реакции: плач, истероидную реакцию, агрессивную реакцию, страх, апатию.
1 2 3 4
Плач
Признаки:
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• подрагивают губы;
• наблюдается ощущение подавленности.
Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации
выразить переполняющие человека эмоции.
Нужно дать этой реакции состояться.
Помощь при плаче:
– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позабо- титься о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или зна- комый человек.
– Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет чело- веку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами,
можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочув- ствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда про- тянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
– Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.
– Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.
– Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Истероидная реакция (истерика)
Признаки:
• чрезмерное возбуждение;
• множество движений, театральные позы;
• эмоционально насыщенная, быстрая речь;
• крики, рыдания.
Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встре- тить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции,
направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.
Признаки:
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• подрагивают губы;
• наблюдается ощущение подавленности.
Плач – это та реакция, которая позволяет в сложной кризисной ситуации
выразить переполняющие человека эмоции.
Нужно дать этой реакции состояться.
Помощь при плаче:
– По возможности не оставляйте пострадавшего одного, необходимо позабо- титься о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно близкий или зна- комый человек.
– Поддерживайте физический контакт с пострадавшим (это поможет чело- веку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один). Постарайтесь выразить человеку свою поддержку и сочувствие. Не обязательно делать это словами,
можно просто сесть рядом, дать почувствовать, что вы вместе с ним сочув- ствуете и сопереживаете. Можно просто держать человека за руку, иногда про- тянутая рука помощи – значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.
– Дайте пострадавшему возможность говорить о своих чувствах.
– Воздержитесь от советов, во многих случаях они могут вызвать негативную реакцию со стороны пострадавшего.
– Если реакция плача затянулась, и слезы уже не приносят облегчения, помогите пострадавшему немного отвлечься: сконцентрировать внимание на глубоком и ровном дыхании, вместе с этим выполнять какую-либо несложную деятельность.
Истероидная реакция (истерика)
Признаки:
• чрезмерное возбуждение;
• множество движений, театральные позы;
• эмоционально насыщенная, быстрая речь;
• крики, рыдания.
Необходимо отметить, что довольно часто в разных источниках можно встре- тить информацию о том, что истероидная реакция не отражает истинных переживаний человека, а является симуляцией или грубой формой манипуляции,
направленной на привлечение к себе внимания окружающих. В связи с этим человек не нуждается в помощи. Подобная точка зрения является некорректной.
57
Помощь при истероидной реакции:
– Если вы чувствуете готовность к оказанию помощи и понимаете, что это безопасно, постарайтесь отвести пострадавшего от зрителей и замкнуть его внимание на себе.
– Если зрителей удалить невозможно, постарайтесь стать самым вниматель- ным слушателем, оказывайте человеку поддержку, слушайте, кивайте, подда- кивайте.
– Проявляйте спокойствие и не демонстрируйте пострадавшему сильных эмоций.
– Говорите короткими простыми фразами, уверенным тоном.
– Не потакайте желаниям пострадавшего и не вступайте в активный диалог по поводу его высказываний.
– Переключите внимание пострадавшего, вызвав у него ориентировочную реакцию. Для этого задается неожиданный вопрос (не имеющий негативного содержания) или произносится имя пострадавшего, после чего пострадавшему задается вопрос, требующий развернутого ответа.
– После истерики возможен упадок сил, поэтому необходимо предоставить человеку возможность для отдыха, передав его специалистам, либо близким людям.
Агрессивная реакция
Признаки:
• возбуждение;
• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
• повышенное мышечное напряжение;
• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
• словесные оскорбления, брань.
Помощь при агрессивной реакции:
– Четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопас- ности.
– Сохраняйте спокойствие, не демонстрируйте сильных эмоций.
– Воздержитесь от эмоциональных реакций даже в том случае, если вы слы- шите оскорбления и брань, обращенные к вам.
– Говорите с пострадавшим спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи.
– Демонстрируйте благожелательность, не вступайте с пострадавшим в споры и не противоречьте ему.
– Если вы чувствуете внутреннюю готовность и понимаете, что это необхо- димо, отойдите с пострадавшим от окружающих и дайте ему возможность вы- говориться.
– Включите пострадавшего в какую-нибудь деятельность, связанную с фи- зической нагрузкой.
В некоторых случаях агрессию можно снизить, объяснив пострадавшему не- гативный исход подобного поведения. Такой прием действенен, если:
58
• у пострадавшего нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
• пострадавшему важно, чтобы подобный негативный исход не произошел;
• пострадавший понимает, что негативный исход действительно может последовать.
В случае если вы встретили пострадавшего, демонстрирующего агрессивное поведение, необходимо обратить к нему внимание специалиста правоохрани- тельных органов.
Страх
Признаки:
• напряжение мышц (особенно лицевых);
• сильное сердцебиение;
• учащенное поверхностное дыхание;
• сниженный контроль собственного поведения.
Страх – это проявление базового инстинкта самосохранения. Он оберегает нас от рискованных, опасных поступков. Переживание чувства страха знакомо каждому человеку.
В некоторых случаях страх становится опасным для человека. Это происхо- дит тогда, когда он:
– не оправдан (переживание страха слишком интенсивно в сравнении с опас- ностью, по отношению к которой он возник);
– настолько силен, что лишает человека способности думать и действовать.
Иногда страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может по- будить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение. Человек в страхе может вцепиться в какие-либо опасные предметы, забираться в небезопасные места, лишая себя возможности спастись в экстремальной ситуации. При этом он плохо контролирует свои действия и не осознает происходящее вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего и окружающих его людей. Велика веро- ятность эмоционального заражения паникой.
Помощь при страхе:
– Необходимо быть рядом с человеком, дать ему ощущение безопасности:
страх тяжело переносить в одиночестве.
– Если страх настолько силен, что парализует человека, то предложите ему выполнить несколько простых приемов. Например, задержать дыхание, а затем сосредоточиться на спокойном медленном дыхании; осуществить простое ин- теллектуальное действие (этот прием основан на том, что страх – эмоция, а любая эмоция становится слабее, если включается мыслительная деятельность).
– Когда острота страха начинает спадать, говорите с человеком о том, чего именно он боится, не нагнетая эмоции, а наоборот, давая возможность человеку выговориться (когда человек «проговаривает» свой страх, он становится не таким сильным).
– При необходимости предоставьте человеку информацию о том, что про- исходит вокруг, о ходе работ, если вам кажется, что сказанная информация будет полезна для человека и поможет улучшить его состояние (информационный голод провоцирует усиление страха).
59
Апатия
Признаки:
• непреодолимая усталость, когда любое движение, любое сказанное слово дается с трудом;
• равнодушие к происходящему;
• отсутствие, каких бы то ни было, эмоциональных проявлений;
• заторможенность;
• снижение темпа речи или полное ее отсутствие.
Помощь при апатии:
– Создайте для пострадавшего условия, в которых он мог бы отдохнуть и на- браться сил, чувствовал себя в безопасности (например, проводите его к месту отдыха, по возможности помогите ему удобно устроиться).
– Если это по каким-то причинам невозможно, то необходимо помочь чело- веку мягко выйти из этого состояния. Для этого можно предложить ему само- массаж (или помочь ему в этом) активных биологических зон – мочек ушей и пальцев рук.
– Говорите с пострадавшим мягко, медленно, спокойным голосом, посте- пенно повышая громкость и скорость речи.
– Постепенно задавайте пострадавшему вопросы, на которые он может от- ветить развернуто.
– Предложите пострадавшему какую-либо незначительную физическую на- грузку (пройтись пешком, сделать несколько простых физических упражнений)
или вовлеките его в посильную для него совместную деятельность (например,
оказать посильную помощь другим пострадавшим: принести чай или воду и т.д.).
Способы самопомощи в экстремальных ситуациях
Если вы оказались в ситуации, когда вас одолевают сильные чувства (душев- ная боль, злость, гнев, чувство вины, страх, тревога) – очень важно создать себе условия для того, чтобы быстро «выпустить пар». Это поможет немного сни- зить напряжение и сохранить душевные силы, которые так нужны в экстренной ситуации.
Можно попробовать один из универсальных способов:
• займитесь физическим трудом;
• дайте волю слезам, поделитесь своими переживаниями с людьми, которым вы можете доверять;
• можно попробовать дыхательные упражнения, например, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 1-2 секунды, выдохните, повторите упражнение
2 раза, потом сделайте 2 нормальных (неглубоких) медленных вдоха-выдоха;
• чередуйте глубокое и нормальное дыхание до тех пор, пока не почувствуете себя лучше;
• умственные операции тоже помогают снизить уровень эмоционального на- пряжения. Можно считать, например, поочередно в уме отнимать от 100 то 6,
то 7, перемножать двузначные числа, и т.д.;
• умойтесь холодной водой, помассируйте мочки ушей и пальцы рук.