Файл: Лабораторная работа 1 Изучение среды разработки программ 3 Лабораторная работа 2 Исследование базовых типов данных языка Си 18.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Лабораторная работа № 1Изучение среды разработки программ

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 2Исследование базовых типов данных языка Си

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 3Исследование операций языка Си Цель занятия: Совершенствование навыков объявления, инициализации переменных и ввода и вывода информации Совершенствование навыков разработки программ в среде программирования MS Visual C++ Исследование возможностей языка С++ для реализации арифметических, логических и поразрядных операций над данными Время на выполнение работы: 4 часаПрограмма исследований: Исследование арифметических операций Исследование логических операций Исследование поразрядных операций Подготовка к выполнению работы: Изучить рекомендованную литературу (структура программы на языке высокого уровня, алфавит и элементарные конструкции языка Си, переменные и константы, стандартные типы данных, выражения и операции в языке Си). Изучить материал настоящего руководства. Материалы для подготовки к занятию: Конспект лекций. [1] стр. 31-38. Содержание отчета: Цели исследования. Программа работы. Листинги программ. Результаты исследований. Выводы по каждому пункту и общий вывод. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Любое выражение языка состоит из операндов (переменных, констант и др.), соединенных знаками операций. Знак операции - это символ или группа символов, которые сообщают компилятору о необходимости выполнения определенных арифметических, логических или других действий. Операции выполняются в строгой последовательности. Величина, определяющая преимущественное право на выполнение той или иной операции, называется приоритетом. В таблице 3.1 перечислены различные операции языка Си. Их приоритеты для каждой группы одинаковы. Чем большим преимуществом пользуется соответствующая группа операций, тем выше она расположена в таблице. Приоритеты могут регулироваться с помощью круглых скобок. Таблица 3.1 – Операции языка Си Знак операции Назначение операции ( ) Вызов функции [ ] Выделение элемента массива . Выделение элемента записи -> Выделение элемента записи (тождественно(.)) ! Логическое отрицание Поразрядное отрицание - Изменение знака ++ Увеличение на единицу -- Уменьшение на единицу & Взятие адреса * Обращение по адресу (тип) Преобразование типа (т.е. (float) a) sizeof( ) Определение размера в байтах * Умножение / Деление % Определение остатка от деления + Сложение - Вычитание << Сдвиг влево >> Сдвиг вправо < Меньше, чем <= Меньше или равно > Больше, чем >= Больше или равно = = Равно != Не равно & Поразрядное логическое "И" ^ Поразрядное исключающее "ИЛИ" | Поразрядное логическое "ИЛИ" && Логическое "И" || Логическое "ИЛИ" ?: Условная (тернарная) операция = Присваивание +=, - =, *=, /=, %=, <<=,>>=, &=, |=, ^= Бинарные операции (например, а *= b(т.е. a = a * b) и т.д.) , Операция запятая Для исключения путаницы в понятиях "операция" и "оператор", необходимо отметить, что оператор - это наименьшая исполняемая единица программы. Различают операторы выражения, действие которых состоит в вычислении заданных выражений (например: a = sin(b)+c; j++;), операторы объявления, составные операторы, пустые операторы, операторы метки, цикла и т.д. Для обозначения конца оператора в языке С++ используется точка с запятой. Что касается составного оператора (или блока), представляющего собой набор логически связанных операторов, помещенных между открывающей ({) и закрывающей (}) фигурными скобками ("операторными скобками"), то за ним точка с запятой не ставится. Отметим, что блок отличается от составного оператора наличием определений в теле блока. Охарактеризуем основные операции языка С++. Сначала рассмотрим одну из них - операцию присваивания (=). Выражение вида х = у + z;присваивает переменной х значение суммы переменных у и z. Наличие « ; » в конце операции говорит о том, что записан оператор. На первый взгляд все просто. Но очень часто у начинающих программистов возникает путаница в понимании этого оператора. Это связано с тем, что с точки зрения математики следующие два выражения в общем-то эквивалентны:х = у + z;у + z = х;Но программирование – есть процесс записи на формализованном языке последовательности команд, которые необходимо выполнить для достижения конечного результата. Из этого аспекта и вытекает ключевая разница из этих, казалось бы, тождественных выражений.Для любого языка программирования операция присваивания « = » в обязательном порядке подразумевает следующий порядок ее выполнения. Справа от знака « = » задается источник присваивания (то, что присваивается), а слева – приемник (или то, чему присваивается источник): х = у + z; Приемник Источник Первым вычисляется результат источника, который затем присваивается приемнику, НО НЕ НАОБОРОТ! Именно поэтому выражение у + z = х не имеет смысла! Источником может быть любая последовательность операций. Приемником – только переменная.По этой же причине оператор у + z;тоже бессмыслен, так как результат операции никуда не сохранен! (За исключением использования механизма перегрузки операции в классах, который будет рассмотрен во втором семестре). Операцию "=" разрешается использовать многократно в одном выражении, например: x = y = z = 100;Различают унарные, бинарные итернарные операции. У первых из них один операнд, у вторых – два и у третьих - три. В языке Си выделяют три группы операций: арифметические операции; логические операции и операции отношения; операции с битами. 1. Арифметические операции задаются следующими символами (таблица 3.1): +, -, *, /, %, -, !, . Например: a = b + c;a = b - c;a = b * c;a = b / c;a = b % c; a = !b;a = -b;a = b;a = sizeof (b);Операции +, -, * интуитивно понятны и не нуждаются в объяснении.Операции увеличения и уменьшения на 1 (++ и --).Эти операции, называемые также инкрементом и декрементом, имеют две формы записи - префиксную, когда операция записывается перед операндом, и постфиксную. В префиксной форме сначала изменяется операнд, а затем его значение становится результирующим значением выражения, а в постфиксной значением выражения является исходное значение операнда, после чего он изменяется.Операция определения размера sizeof предназначена для вычисления размера объекта или типа в байтах, и имеет две формы:sizeof выражение или sizeof( тип )Операции отрицания (-, ! и ). Арифметическое отрицание (унарный минус-) изменяет знак операнда целого или вещественного типа на противоположный. Логическое отрицание(!) дает в результате значение 0, если операнд есть истина( не нуль), и значение 1, если операнд равен нулю. Операнд должен быть целого или вещественного типа, а может иметь также тип указатель. Поразрядное отрицание(), часто называемое побитовым, инвертирует каждый разряд в двоичном представлении целочисленного операнда.Деление (/) и остаток от деления(%). Операция деления применима к операндам арифметического типа. Если оба операнда целочисленные, результат операции округляется до целого числа, в противном случае тип результата определяется правилами преобразования. Операция остатка от деления применяется только к целочисленным операндам. Знак результата зависит от реализации.Бинарные операции +=, -=, *= и /= эквивалентны следующим: a += 3;a -= 3;a *= 3;a /= 3;  a = a + 3;a = a - 3;a = a * 3;a = a / 3; 2. Поразрядные операции задаются следующими символами (таблица 3.1): <<, >>, &, |, ^. Например:a = b << 3;a = b >> 2;a = b & c;a = b | c;a = b ^ c;Операции сдвига (<< и >>) применяются целочисленным операндам. Они сдвигают двоичное представление первого операнда влево или вправо на количество двоичных разрядов, заданное вторым операндом. При сдвиге влево (<<) освободившиеся разряды обнуляются. При сдвиге вправо (>)освободившиеся биты заполняются нулями, если первый операнд беззнакового типа, и знаковым разрядом в противном случае. Операции сдвига не учитывают переполнение и потерю значимости.Примеры: int i=10, j, k ; /* i = 0000 1010 */k = i<<2 ; /* k = 0010 1000 */j = k<<1 ; /* j = 0101 0000 */i = j>>4 ; /* i = 0000 0101 */Битовые операции (&, |, ^) применяются только к целочисленным операндам и работают с их двоичными представлениями. При выполнении операций операнды сопоставляются побитового (первый бит первого операнда с первым битом второго, второй бит первого операнда со вторым битом второго, и т д.).При поразрядной конъюнкции, или поразрядном И (операция обозначается &) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующие биты обоих операндов равны 1.При поразрядной дизъюнкции, или поразрядном ИЛИ (операция обозначается |) бит результата равен 1 тогда, когда соответствующие биты хотя бы одного из операндов равен 1.При поразрядном исключающем ИЛИ (операция обозначается ^) бит результата равен 1 только тогда, когда соответствующий бит только одного из операндов равен 1.Примеры: int i=6, j=5, k ; /* i = 0110, *//* j = 0101 *//* --------- */k = i&j ; /* k = 0100 */k = i|j ; /* k = 0111 */k = j^j ; /* k = 0011 */3. Логические операции и операции отношения задаются следующими символами (таблица 3.1): <, <=, >, >=, ==, !=, &&, ||.Логические операции (&&и ||). Операнды логических операций И (&&) и ИЛИ (||) могут иметь арифметический тип или быть указателями, при этом операнды в каждой операции могут быть различных типов. Преобразования типов не производятся, каждый операнд оценивается с токи зрения его эквивалентности нулю (операнд, равный нулю, рассматривается как false, не равный нулю - как true).Результатом логической операции является true или false. Результат операции логическое И имеет значение true только если оба операнда имеют значение true. Результат операции логическое ИЛИ имеет значение true, если хотя бы один из операндов имеет значение true. Логические операции выполняются слева направо. Если значение первого операнда достаточно, чтобы определить результат операции, второй операнд не вычисляется. Результаты логических операций могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.2 – Логические операции языка Си x y x && y x || y 0 0 0 0 0 1 0 1 1 0 0 1 1 1 1 1 Операции отношения (<, <=, >, >=, = =, !=) сравнивают первый операнд со вторым. Операнды могут быть арифметического типа или указателями. Результатом операции является значение true или false (любое значение, не равное нулю, интерпретируется как true). Операции сравнения на равенство и неравенство имеют меньший приоритет, чем остальные операции сравнения. Результаты операций отношения могут быть представлены следующим образом:Таблица 3.3 – Операции отношения языка Си  x y x < y x <= y x > y x >= y x = = y x != y 0 0 false true false true true false 0 1 true true false false false true 1 0 false false true true false true 1 1 false true false true true false 1>2>1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ Исследование арифметических операций для заданных исходных данных исследовать влияние типа данных на конечный результат для всех арифметических операций. Пример:typedef signed short int INT;int main(int argc, char* argv[]){INT a=12678, b=-19003, c;float x=a,y=b,z;char d=156,e=68,f;cout<<"\n------------------\nInteger: a="<c=a-b; cout<<"\n-: "<c=a*b; cout<<"\n*: "<c=a/b; cout<<"\n/: "<c=a%b; cout<<"\n%: "<c=-a; cout<<"\n-: "<c=!a; cout<<"\n!: "<c=a; cout<<"\n

Лабораторная работа № 4Применение управляющих инструкций языка для организации ветвлений в программе

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование циклов

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Применение массивов и указателей для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 7Исследование массивов и указателей

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 8Применение функций работы со строками для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Практическое занятие № 6Использование функций для работы с массивами

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 7Программирование рекурсивных алгоритмов

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Практическое занятие № 8Применение производных типов данных для решения прикладных задач

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

ПРОГРАММА РАБОТЫ

Лабораторная работа № 5Исследование методов доступа к файлам данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

Лабораторная работа № 6Исследование связанных списков данных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ЗАДАНИЕ НА ИССЛЕДОВАНИЕ





  1. Исследование взаимосвязи между массивами и указателями




  1. Описать два массива и два вспомогательных указателя.

  2. Проинициализировать указатели адресами массивов.

  3. Исследовать возможность обмена адресами начала массивов через указатели.

  4. Исследовать возможность обмена значениями указателей.

  5. Исследовать возможность обращения к элементу массива через индекс и через вспомогательный указатель.

  6. Исследовать возможность обращения к элементу массива через индекс и через имя массива.

  7. Исследовать возможность изменения значения элемента массива через вспомогательный указатель.

  8. Исследовать возможность изменения значения элемента массива через имя массива без использования индекса.




  1. Исследование способов создания динамических массивов




  1. Создать динамический массив с использованием операции new[].

  2. Создать динамический массив с использованием функции malloc.

  3. Исследовать возможность удаления первого массива функцией free().

  4. Исследовать возможность удаления второго массива операцией delete [].

Занятие 8

Лабораторная работа № 8
Применение функций работы со строками для решения прикладных задач



Цель занятия:


  • Совершенствование навыков разработки программ в среде программирования MS Visual C++

  • Совершенствование навыков использования циклов и ветвлений в программах

  • Получение начальных навыков в объявлении, инициализации и использовании символьных массивов

  • Получение начальных навыков в обработке строк в языке Си


Время на выполнение работы: 2 часа
Учебные вопросы:


  1. Изучение способов формирования строк в языке Си

  2. Применение функций работы со строками для обработки символьных массивов


Подготовка к выполнению работы:


  1. Изучить рекомендованную литературу (структура программы на языке высокого уровня, алфавит и элементарные конструкции языка Си, переменные и константы, стандартные типы данных, выражения и операции в языке Си, базовые конструкции структурного программирования, массивы и указатели, строковые функции).

  2. Изучить материал настоящего руководства.



Материалы для подготовки к занятию:


  1. Конспект лекций

  2. [1] стр. 63-65.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ


В Cи отсутствует специальный тип строк. Строки рассматриваются как массивы символов, оканчивающиеся нулевым символом ('\0'). Строка доступна через указатель на первый символ в строке. Значением строки является адрес ее первого символа. Таким образом, можно сказать, что в Cи строка является указателем - указателем на первый символ строки. В этом смысле строки подобны массивам, потому что массив тоже является указателем на свой первый элемент (рисунок 8.1).



.

.

.





A[4]

\0




0x0012FF84


A[3]

я

0x0012FF83


A[2]

с

0x0012FF82


A[1]

а

0x0012FF81


A[0]

В

0x0012FF80




.

.

.





const char *A


0x0012FF80



0x0012FF70













.

.

.




Рисунок 8.1 – Представление массива элементов в памяти ЭВМ

В приведенном примере объявлен символьный массив A на 5 элементов: char A[]=”Вася”;

Обратите внимание на то, что теперь под хранение каждого символа выделяется один байт памяти, а под указатель будет по-прежнему выделено 4 байта. Необходимо отметить, что в приведенном примере размер массива не указан, он определен автоматически по длине строки-инициализатора, причем, автоматически добавлен символ окончания строки.


Строка может быть объявлена либо как массив символов, либо как переменная типа char*. Каждое из двух приведенных ниже эквивалентных объявлений

char S[] = "строка";

char *Sp = "строка";

присваивает строковой переменной начальное значение "строка". Первое объявление создает массив из 7 элементов S содержащий символы 'с', 'т', 'р', 'о', 'к', 'а' и '\0'. Второе объявление создает переменную указатель Sp, который указывает на строку с текстом "строка", лежащую где-то в памяти. Но в любом случае число хранимых символов на 1 больше числа значащих символов за счет оконечного нулевого символа.

Доступ к отдельным символам строки осуществляется по индексам, начинающимся с нуля. Например, S[0] и Sp[0] - первые символы объявленных выше строк, S[1] и Sp[1] - вторые и т.д.

В приведенных объявлениях длина строк определялась автоматически компилятором. Можно объявлять строковые переменные заданной длины. Например, оператор char buff[100];

объявляет переменную buff, которая может содержать строку до 99 значащих символов плюс заключительный нулевой символ.

Теперь приступим к знакомству с наиболее полезным применением символь­ных указателей: запоминанию массивов строк. На самом деле нельзя создать массив строк, но можно запомнить массив символьных ука­зателей, каждый из которых содержит адрес строки в памяти.

Определением массива символьных указателей создается динамический массив. Этот массив похож на двумерную таблицу с одним исключени­ем: все строки в этом массиве могут иметь разную длину (разное количе­ство символов в строке).

Все двумерные таблицы, которые рассматривались ранее, выровнены с обеих сторон. Например, объявим символьную таблицу с 5 строками и 10 колонка­ми, каждая строка которой содержит одинаковое число символов. Ее можно определить следующим образом:

char names [ 5 ] [ 10 ] = { { "Сергей" },

{ "Михаил" },

{ "Николай" },

{ "Иван" },

{ "Алексей" }};

Она показана на рисунке 8.2. Обратите внимание, в таблице много про­белов. Каждая строка занимает 10 символов даже в том случае, когда символов в строке намного меньше. Незаполненные элементы содержат символ ограничитель строки, потому что Cи записывает этот символ во все неинициализированные вами элементы массива. Этот тип таблиц занимает слиш­ком много места в памяти.


Колонки





0


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10

0

С

е

р

г

е

й

\0













1

М

и

х

а

и

л

\0













Строки 2

Н

и

к

о

л

а

й

\0










3

И

в

а

н

\0



















4

А

л

е

к

с

е

й

\0










Рисунок 8.2 – Пример двумерного символьного массива строк

Для устранения проблемы нерационального использования памяти объ­явим одномерный массив символьных указателей. Каждый указатель со­держит адрес сроки в памяти, и эти строки могут иметь разную длину. Вот примеры определения таких массивов:

char *names [ 5 ] =

{

{ "Сергей" },

{ "Михаил" },

{ "Николай" },

{ "Иван" },

{ "Алексей" }

};

или просто

char *names [ ] =

{

{ "Сергей" },

{ "Михаил" },

{ "Николай" },

{ "Иван" },

{ "Алексей" }

};

Это одномерные массивы. Хотя раньше ничего подобного не рассматривалось, не следует смущаться. Звездочка перед
names говорит о том, что это мас­сив указателей. Указатели имеют символьный тип. Строки не присваива­ются элементам массива, но в массиве содержатся адреса этих строк. На ри­сунке 8.3 показан этот массив указателей. Строки могут находиться в любом месте памяти. Их местоположение не существенно, так как каждый указатель содержит адрес первого элемента соответствующей строки. Строки не занимают лишнюю память; каждая строка использует ровно столько пространства, сколько нужно для ее размещения и символа ограничителя строки. Такая структура содержит данные в форме с рваными краями.





names




























[0]







С

е

р

г

е

й

\0




[1]







М

и

х

а

и

л

\0




[2]







Н

и

к

о

л

а

й

\0

[3]







И

в

а

н

\0










[4]







А

л

е

к

с

е

й

\0

Рисунок 8.3 – Массив указателей

Для вывода первой строки можно использовать оператор