Файл: Формирование регулятивных ууд детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (3 класс).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский социально - педагогический колледж»
Курсовая работа
по МДК 01.05 Теория и методика обучения «Окружающий мир»
на тему: «Формирование регулятивных УУД детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (3 класс)»
Выполнила:
студентка 3 курса 35 группы
специальность 44.02.05
Коррекционная педагогика
в начальном образовании
очное отделение
Антонова Екатерина
Руководитель:
Скрипкина Галина Фёдоровна
Ульяновск
2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта НОО наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в реальной жизни. Сформированные у ученика регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают ему возможность эффективного управления своей познавательной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. С другой стороны, последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает формирование инновационной готовности ученика как базы его будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Учителю, необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию.
Поэтому регулятивные универсальные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности, к ним относятся:
целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и освоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик;
контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка- выделение и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий.
Главное, к чему педагог стремиться в своей педагогической деятельности, чтобы знания, полученные на его уроках, помогли детям в повседневной и профессиональной жизни.
Проблема исследования характеризуется наличием противоречия между достаточной разработанностью темы исследования в теории и недостаточной реализацией теоретических положений в практике работы начальной школы.
Объект: формирование регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста
Предмет: уроки окружающего мира как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста .
Цель: изучение теоретических основ проблемы формирования регулятивных учебных действий младших школьников на уроках окружающего мира
Задачи:
1.Рассмотреть современные исследования по проблеме формирования регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста
2 Изучить виды и характеристику УУД.
3.Изучить структуру, типологию уроков, требования к планируемым результатам освоения «Федеральной образовательной программы начального общего образования», представленных в ФГОС НОО по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
4.Рассмотреть урок окружающего мира как форму организации обучения младших школьников
5. Выявить формы, методы формирования регулятивных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроке «Окружающий мир»
Структура курсовой работы реферативного характера представлена следующими структурными компонентами: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованных источников и литературы.
Методы исследования: анализ
Глава 1. Теоретические основы формирования регулятивных УУД детей младшего школьного возраста
1.1 Современные исследования по формированию регулятивных УУД у детей младшего школьного возраста
1.2 Значение УУД для успешного обучения и развития младших школьников
Создавая программу формирования УУД у обучающихся начальной школы, необходимо осознавать их значительное положительное влияние:
-
во-первых, на успешное овладение младшими школьниками всеми учебными предметами; -
во-вторых, на развитие психологических новообразований этого возраста, обеспечивающих становление способности к применению полученных знаний и к самообразованию обучающегося; -
в-третьих, на расширение и углубление познавательных интересов обучающихся; -
в-четвёртых, на успешное овладение младшими школьниками начальными навыками работы с развивающими сертифицированными обучающими и игровыми цифровыми ресурсами; -
в-пятых, на успешное овладение младшими школьниками начальными сведениями об информационной безопасности при работе с обучающими и игровыми цифровыми ресурсами.
Всё это является предпосылками и показателями статуса обучающегося в начальной школе как субъекта учебной деятельности и образовательных отношений в современных условиях цифровой трансформации образования.
Реализация цели развития младших школьников как приоритетной для первого этапа школьного образования возможна, если устанавливаются связь и взаимодействие между освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
1) предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной основой становления УУД;
2) развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного процесса);
3) под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности: универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и составляющих его операций позволяет обучающемуся использовать освоенные способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
4) построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД
способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые 20 нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Как известно, в ФГОС выделены три группы универсальных учебных действий как наиболее значимых феноменов психического развития обучающихся вообще и младшего школьника в частности: познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
1.3 Характеристика УУД
Познавательные универсальные учебные действия представляют совокупность операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности. К ним относятся:
- методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение, элементарные опыты и эксперименты; измерения и др.);
- логические операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация, сериация);
- работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах (возможно на экране). И
Познавательные универсальные учебные действия становятся предпосылкой формирования способности младшего школьника к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные универсальные учебные действия являются основанием для формирования готовности младшего школьника к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой. Коммуникативные универсальные учебные действия целесообразно формировать в цифровой образовательной среде класса, школы. В соответствии с ФГОС НОО коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
1) смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
2) успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
3) успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа - описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
4) результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия
Регулятивные универсальные учебные действия есть совокупность учебных операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств субъекта учебной деятельности (в начальной школе их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне). В соответствии с ФГОС НОО выделяются шесть групп операций:
1) принимать и удерживать учебную задачу;
2) планировать её решение;
3) контролировать полученный результат деятельности;
4) контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному способу;
5) предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной учебной задачи;
6) корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных универсальных действий являются операции, определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной/ совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
В рабочих программах требования и планируемые результаты совместной деятельности выделены в специальный раздел. Это сделано для осознания учителем того, что способность к результативной совместной деятельности строится на двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность: 1) знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться, рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия; 2) волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад свой и других в результат общего труда и др.).
1.4 Интеграция предметных и метапредметных требований как механизм конструирования образования в начальной школе