Файл: Формирование регулятивных ууд детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (3 класс).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания
Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.
3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности
Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.
Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра. Подробно об этом написано ниже.
4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника
Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».
Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.
Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова). Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.
Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.
Типы уроков окружающего мира:
1) вводные;
2) предметные;
3) комбинированные;
4) обобщающие.
Каждый тип урока имеет определенную структуру, которая зависит от его целей, содержания учебного материала, методов проведения и определяется последовательностью взаимосвязанных этапов урока. [6]
Вводные уроки проводятся в начале изучения курса, раздела или большой темы. По небольшим темам учитель дает введение в начале первого урока.
Основные дидактические цели таких уроков следующие:
1. Установить уровень подготовки учащихся к восприятию новых знаний, систематизировать имеющиеся знания.
2. Сформировать общие представления о содержании учебного материала, который предстоит изучать детям на последующих уроках.
3. Познакомить учащихся с особенностями построения и методами изучения новой темы (раздела, курса) в учебнике.
4. Возбудить интерес детей к новой теме (разделу, курсу). Поставить несколько новых проблем и оставить их открытыми.
Вводные уроки могут иметь следующую примерную структуру:
1) организация класса;
2) постановка учебных задач;
3) ознакомление с целями, содержанием, структурой раздела (темы) в учебнике;
4) актуализация имеющихся знаний;
5) формирование новых представлений и понятий;
6) отработка приемов работы с учебником;
7) домашнее задание;
8) итог урока.
Предметные уроки предполагают работу учащихся с предметами природы или учебными приборами. На таких уроках всегда присутствует практическая работа. Выделение этого типа урока обусловлено спецификой содержания начального курса естествознания.
Цели предметного урока:
1. Добиться усвоения новых знаний путем непосредственной работы учащихся с объектами природы.
2. Развивать практические умения по проведению простейших естественно-научных исследований.
Этот тип урока требует серьезной предварительной подготовки. Учитель должен заранее подобрать раздаточный материал. Если требуется, то заложить опыты (например, при изучении развития растения из семени). Следует фронтальные опыты предварительно проделать самому, чтобы отследить, сколько времени тратится на их проведение.
Предметные уроки имеют следующую примерную структуру:
1) организация класса;
2) сообщение темы и постановка учебных задач;
3) актуализация опорных знаний;
4) проведение практической работы;
5) закрепление;
6) домашнее задание;
7) итог урока.
Комбинированные уроки самые распространенные в практике обучения. Это уроки такого типа, на которых изучается и закрепляется новый материал, устанавливается преемственность с ранее изученным. Они комбинируют несколько равных по своему значению дидактических целей:
1. Повторить и систематизировать ранее изученный материал.
2. Добиться усвоения новых представлений и понятий.
3. Развивать практические умения.
4. Закрепить полученные знания и умения.
На таком занятии можно применять комбинации структурных элементов различных типов уроков.
Обобщающие уроки проводятся в конце изучения большой темы или раздела.
Цели обобщающего урока:
1. Обобщить и систематизировать знания детей.
2. Отработать полученные умения и навыки.
3. Научиться применять знания и умения в новых ситуациях.
4. Установить уровень усвоения программного материала и овладения практическими умениями.
Традиционная структура такого урока следующая:
1) организация класса;
2) обобщение и систематизация знаний по изученной теме;
3) отработка умений и навыков в процессе самостоятельной работы;
4) использование ЗУНов в новой учебной ситуации;
5) обобщающая беседа;
6) итог урока.
2.5 Методы формирования регулятивных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках «Окружающего мира
Самоорганизация:
-
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; -
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
Самоконтроль:
-
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; -
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); -
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.