Файл: Формирование регулятивных ууд детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира (3 класс).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.3 Урок окружающего мира как форма организации обучения младших школьников

Окружающий мир – один из самых интересных и в то же время сложных предметов начальной школы. Сложен он потому, что охватывает очень большой круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, странах и народах мира. В курсе окружающего мира формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивается переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Обучение в начальной школе происходит в различных организационных формах.

Основными формами организации учебной работы учащихся в начальной школе является: урок, нестандартный урок, лабораторно- практические занятия, внеурочная работа, домашняя работа, внеклассная работа и экскурсии.

Формы организации учебной деятельности:

- урок;

- внеклассная работа;

- внеурочные занятия.

Основной формой организации учебного процесса обучения по предмету «Окружающий мир» считается урок.

В зависимости от дидактической цели и методов обучения все уроки

можно разделить на 4 типа:

1. Уроки приобретения новых знаний, умений и навыков.

2. Уроки усовершенствования и закрепления знаний и умений;

обобщающие уроки.

3.Уроки проверки и учета знаний.

4. Комбинированные уроки. К ним можно отнести нестандартные уроки в курсе окружающего мира.

Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленных внутренней логической связью. В структуре урока обычно выделяют следующие этапы: 1) организация начала урока; 2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках; 3) изучение нового материала; 4) закрепление нового материала; 5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке; 6) домашнее задание.

Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка.

Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Основная цель этой деятельности — повторение,
закрепление и практикование знаний и умений, полученных на уроке. Другими видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети. Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п

Иногда целесообразно использовать уроки-экскурсии. Основная дидактическая цель экскурсий – формирование новых знаний путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями. На экскурсиях дети имеют возможность наблюдать изучаемые объекты и явления под непосредственным руководством учителя.


2.4 Типология, структура уроков окружающего мира в начальной школе

Обучение и воспитание школьников проходит в различных организационных формах. Каждая форма учебной работы отличается характером деятельности учителя и учащихся, составом учащихся, организацией их во время занятий, а также режимом учебного времени.

В настоящее время в начальной школе на уроках природоведения используют следующие формы организационной работы: урок в классе, экскурсию, домашнюю учебную работу, внеурочную работу, которая проводится по заданию учителя и связана непосредственно с учебным материалом (наблюдения в природе, уголке живой природы, на пришкольном участке), внеклассную работу.

Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Классно-урочная система была впервые введена в школу Я. А. Коменским. В России она применялась уже М. В. Ломоносовым, который ввел уроки не только в Академической гимназии, но и в Московском университете и кадетском корпусе.



Урок природоведения является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий. Однако надо помнить, что эта работа проводится систематически из урока в урок, поэтому каждая тема программы представляет собой систему логически связанных между собой уроков. Чтобы ясно и отчетливо представить себе место каждого урока в этой системе, учитель осуществляет тематическое планирование, где намечает формы, методы и приемы работы, позволяющие ему достичь поставленные цели в процессе обучения и воспитания.

Уроки природоведения в начальной школе несколько отличаются от уроков других предметов. На уроках природоведения учащиеся получают знания, умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких предметов, как ботаника, зоология, физическая и экономическая география, анатомия. Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны естественным наукам. Прежде всего это относится к непосредственным наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений и экскурсий, выполнение опытов и практических а бот на местности позволяют с успехом использовать на уроках природоведения разнообразные технические средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные пособия, телевизионные и радиопередачи.

К урокам природоведения предъявляют следующие требования:

1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

2. Содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста. Учитывая разный уровень развития учащихся, необходимо дифференцировать индивидуальные задания.

3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.


5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике.

В классической дидактике выделяются следующие типы уроков:

  • уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления;

  • уроки формирования и усвоения умений и навыков;

  • уроки обобщения и систематизации знаний;

  • уроки повторения и закрепления;

  • контрольно-проверочные уроки;

  • комбинированные уроки.

Вместе с тем многие ученые-педагоги и дидакты (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.И. Пискунов, Н.А. Сорокин и др.) неоднократно отмечали, что эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как, во-первых, каждый тип урока не может наблюдаться в «чистом» виде; во-вторых, они решают в основном образовательные задачи и, в-третьих, ограничивают познавательную деятельность учащихся.

Наиболее распространенным является комбинированный урок, в котором выделяют следующие части: Проверку домашнего задания; подведение учащихся к изучению нового материала; объяснение нового материала; закрепление его; домашнее задание. Большая часть этого урока отводится на изучение нового материала. Формы работы могут быть разные: учитель сам объясняет содержание урока; учащиеся самостоятельно по заданиям учителя разбирают материал урока; учитель сочетает свой рассказ с самостоятельной работой всего класса.

Уроки природоведения в школе несколько отличаются от уроков других предметов. На уроках природоведения учащиеся получают знания, умения и навыки, которые необходимы в дальнейшем при изучении в средней школе таких предметов как ботаника, зоология, физическая и экономическая география, анатомия. Учителя при этом используют различные методы обучения, которые свойственны естественным наукам. Прежде всего это относится к непосредственным наблюдениям природных объектов и явлений, которые создают благоприятную почву воспитания у детей основ логического мышления. Проведение наблюдений и экскурсий, выполнение опытов и практических работ на местности позволяют с успехом использовать на уроках природоведения разнообразные технические средства обучения: натуральные и изобразительные наглядные пособия, экранные пособия, телевизионные и радиопередачи.


Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике. Исходя из этого, можно выделить различные типы уроков: изучения нового материала, закрепление, повторение и обобщение, проверка знаний, умений и навыков и комбинированные уроки.

Наиболее распространенным является комбинированный урок, в котором выделяют следующие части: проверку домашнего задания, подведение учащихся к изучению нового материала, объяснение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание. Большая часть этого урока отводится на изучение нового материала. Формы работы могут быть разные: учитель сам объясняет содержание урока, учитель сочетает свой рассказ с самостоятельной работой всего класса.

Обобщающий урок имеет большое значение в систематизации знаний учащихся по наиболее существенным вопросам. Такие уроки проводят в конце изучения темы, раздела, всего курса.

В начале такого урока учитель приводит в систему знания об изученном времени года, полученные ранее. Затем учащиеся, используя данные своих наблюдений, составляют характеристику сезона, уделяя основное внимание установлению причинно-следственных связей. Важно не только выяснить, сколько было пасмурных, ясных и облачных дней, но и установить, почему преобладали дождливые или ясные дни. Учащиеся должны установить связи между облачностью и осадками, поведением животных и растений и изменением погоды и т.д. учитель на уроках не должен давать готовых выводов и решений. Путем умело построенной беседы ему необходимо подвести учащихся к самостоятельным обобщениям.

Основная цель этих уроков – проверить знания учащихся, умение использовать их непосредственно в жизни, наметить пути дальнейшего их совершенствования и развития.

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.