Файл: Инструменты моделирования вBlenderВерсия 5 (Blender 93)Автор Артем Слаква.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
142
Mark/Clear Freestyle Face
Ставит/снимает метку на выделенных гранях для использования нефотореалистичным движком FreeStyle.
143
Рис. 12.2: Меню
Transform в
объектном режиме.
Рис. 12.1: Меню
Transform в режиме
редактирования.
Sidebar (Боковая панель)
Боковая панель состоит из различных меню разбитых на три вкладки: Item, Tool и View.
Item
Transform
Данное меню частично дублирует параметры одноименного меню,
расположенного на вкладке объекта.
С
помощью параметров этого меню производятся такие трансформации с объектами, как:
перемещение, вращение и
масштабирование.
Также, здесь производится блокировка изменения различных параметров по определенным осям, и задается размер объекта. Параметр Scale, это своеобразный множитель для координат вершин объекта. При использовании модификаторов и ограничителей часто потребуется устанавливать этот множитель в значение 0, для получения желаемого результата работы.
При переходе в режим редактирования, в зависимости от типа выделенного объекта (меш или кривая), изменятся опции данного меню. Отныне вы сможете перемещать уже выделенные элементы,
а не весь объект, и назначать выделенным вершинам или ребрам
144
Рис. 12.3: Меню Tool.
специальные значения, характерные для выбранного типа элемента.
Tool
Active Tool
В данном меню содержатся опции активного в данный момент инструмента.
Содержимое данного меню продублировано на вкладку активного инструмента (также называется Active
Tool) и на верхнюю панель Tool Settings. В
нем находятся все опции инструмента,
которые можно изменить до его применения.
Options
В этом меню собраны некоторые дополнительные опции. Его содержимое изменяется в зависимоти от режима работы (объектный или редактирования).
В объектном режиме доступны следующие опции:
Origins
Позволяет манипулировать лишь центрами объектов.
Locations
Позволяет производить манипуляции с несколькими объектами,
основываясь на их положении относительно друг друга. При вращении и масштабировании объекты не будут изменять свой размер или угол, а лишь свое местоположение в сцене. Данная опция доступна в объектном режиме (Object Mode), режиме позирования (Pose Mode) и режиме рисования весов (Weight
Paint Mode).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Заметка:
Попробуйте расположить 3D-курсор в месте, отличном от центра оси координат, выбрать его в качестве точки
145
вращения, и вращать/масштабировать несколько объектов одновременно как с включенной опцией Locations, так и без нее.
Parents
Позволяет производить манипуляции с родительским объектом,
при этом никак не воздействуя на дочерние.
В режиме редактирования доступны следующие опции:
Correct Face Attributes
Опция позволяет регулировать UV и цвета вершин при перемещении элементов меша. Дополнительная опция Keep
Connected позволяет сохранять связь со смежными элементами при перемещении активных.
Mirror
Очень простая опция, позволяющая отражать производимые вами изменения по всем трем осям. Гораздо предпочтительнее вместо данной опции использовать модификатор Mirror, так как,
помимо ограниченных возможностей, она еще и не всегда корректно работает с несимметричными объектами.
Topology Mirror
Данная опция становится доступной после активации опции
Mirror, и позволяет частично избавиться от той проблемы, когда несимметричный объект отражается некорректно по выбранной оси при редактировании. При активации данной опции, помимо положения конкретной вершины, также учитываются ее связи с соседними. Лучше всего эта опция проявляет себя с высокодетализированными объектами. При работе с кубом вы не заметите никаких изменений после ее активации.
Auto Merge
Включение данной опции позволяет объединять перемещаемые вершины с другими вершинами, которые находятся на определенном расстоянии от перемещаемых. Данное расстояние устанавливается параметром Threshold. Опция Split
Edges & Faces позволяет создавать связь между вершинами и ребрами, тем самым избегая наложения одной геометрии на другую. При этом существующие ребра и грани разделяются в соответсвии с новой геометрией.
146
Рис. 12.4: Меню View.
Workspace
В этом меню производится настройка рабочего пространства. Вы можете установить режим по умолчанию для выбранного рабочего пространства, а также список активированных аддонов для него.
View
View
В данном меню содержатся опции,
позволяющие управлять камерой вида, а также камерами, с помощью которых будет производиться рендеринг изображения.
Focal Lens
Регулирует фокусное расстояние камеры вида. На виде из камеры
(NumPad 0) данная опция недоступна.
Clip Strat/End
Позволяет установить диапазон видимости камеры вида. Не стоит устанавливать слишком большой диапазон, так как это может привести к появлению различных «артефактов»
при рендеринге объектов. При работе с большими объектами увеличивайте параметр Start. При работе с маленькими — уменьшайте параметр
End. Стоит отметить, что данная проблема присуща всем приложениям
OpenGL/DirectX, а не только Blender.
Use Local Camera
Позволяет установить активную камеру для данного окна 3D- вида (камера указывается в поле Local Camera). По умолчанию используется камера, установленная на вкладке сцены.
Render Region
Позволяет производить рендеринг лишь в указанной границе
(Ctrl + B). На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна.
147
Lock to Object
Позволяет привязать вид к выбранному объекту. На виде из камеры (NumPad 0) данная опция недоступна.
Lock to 3D Cursor
Позволяет привязать вид к 3D-курсору. На виде из камеры
(NumPad 0) данная опция недоступна.
Lock Camera to View
На виде из камеры позволяет привязать камеру к текущему виду. Перемещая камеру вида по сцене, вы будете точно так же перемещать и камеру (объект Camera).
3D Cursor
В данном меню задаются точные координаты и угол вращения 3D- курсора.
Collections
Панель «Коллекции» отображает список коллекций и может использоваться для управления видимостью коллекций в окне 3D- вида. Коллекции можно скрыть в окне 3D-вида, щелкнув значок глаза.
Если коллекция содержит объекты, слева от ее названия будет располагаться кружок. Если коллекция пуста, слева от имени коллекции ничего не будет.
Нажав непосредственно на имена коллекций, вы изолируете коллекцию, тем самым скрыв все остальные коллекции и показывая прямых родителей и все дочерние элементы выбранной коллекции.
Annotations
В данном меню производится управление аннотациями, созданными с помощью инструмента Annotate.
148
Рис. 13.1:
Панель
инструментов
в объектном
режиме.
Toolbar (Панель инструментов)
Содержимое панели инструментов изменяется в зависимости от режима работы и типа выделенного объекта.
Объектный режим
В объектном режиме вне зависимости от типа выделенного объекта (меш или кривая) содержимое панели будет идентично.
Select
Инструмент выделения или перемещения.
Select Box
Позволяет выделять объекты прямоугольной рамкой.
Select Circle
Позволяет выделять объекты кистью (круговое выделение).
Select Lasso
Позволяет выделять объекты с помощью лассо
(произвольная форма выделения).
Cursor
Изменяет местоположение 3D-курсора.
Surface Project
Позволяет проецировать 3D-курсор на объекты в сцене.
Orientation
Позволяет задать способ ориентации курсора при позиционировании.
None
Никак не изменяет ориентацию курсора.
View
Выравнивает курсор относительно текущего вида.
Transform
Выравнивает курсор в соответствии с текущей ориентацией
(Transform Orientation).
149
Geometry
Выравнивает курсор относительно нормалей объектов, на которые он проецируется.
Move
Позволяет перемещать объекты.
Rotate
Позволяет вращать объекты.
Scale
Позволяет масштабировать объекты.
Scale Cage
Позволяет масштабировать объекты изменяя размер их ограничительной рамки.
Transform
Позволяет перемещать, вращать и масштабировать объекты.
Drag Action
Задает поведение инструмента при перемещении зажатой ЛКМ за пределами Gizmo (параметр None также перемещает объект, как и
Move).
Annotate
Позволяет создавать аннотации в окне 3D-вида.
Measure
Позволяет измерять длины и углы с помощью линейки в окне 3D-вида.
Все доступные способы измерения доступны в статус баре во время работы с данным инструментом.
Primitive Add
Позволяет создавать 5 типов примитивов в два клика.
Depth
Позволяет определить плоскость в которой будут создаваться объекты.
Orientation
Позволяет изменить ориентацию курсора и тем самым место расположения нового объекта.
150
Рис. 13.2: Панель
Snap to
Позволяет использовать привязку к геометрии или использовать стандартные настройки привязки.
...
Содержит дополнительные опции позволяющие выбрать ось курсора
(Axis), центр масштабирования (Origin) и соотношение сторон создаваемого объекта (Aspect).
Режим редактирования меш-объекта
Extrude
Инструменты экструдирования уже были рассмотрены в главе посвященной меню граней.
Здесь же коротко освежим все пункты и рассмотрим новый его режим - Extrude to Cursor.
Extrude Region
Экструдирует выделенные грани.
Extrude Manifold
Экструдируя автоматически разделяет и удаляет смежные грани при выдавливании внутрь.
Extrude Along Normal
Экструдирует выделенные грани вдоль их собственных нормалей.
Extrude Individual
Экструдирует выделенные грани вдоль их собственных нормалей независимо друг от друга.
Extrude to Cursor
Экструдирует выделенные грани в направлении
3D-курсора.
151
инструментов в
режиме
редактирования.
Рис. 13.3: Исходное выделение; Extrude Faces; Extrude Faces Along
Normal; Extrude Individual Faces.
Inset Faces
Инструмент Inset Faces очень похож на инструмент Extrude, но, в отличие от последнего, имеет большое количество дополнительных функций.
Boundary
Определяет, будет ли граница грани выдавливаться к центру грани.
Рис. 13.4: Исходное выделение; опция Boundary включена; опция
Boundary выключена.
Offset Even
Масштабирует смещение для придания более равномерной толщины.
152
Рис. 13.5: Исходное выделение; опция Offset Even включена; опция
Offset Even выключена.
Offset Relative
Масштабирует смещение на основе окружающей геометрии.
Рис. 13.6: Исходное выделение; опция Offset Relative включена;
опция Offset Relative выключена.
Edge Rail
Перемещает грани вдоль существующих ребер.
Рис. 13.7: Исходное выделение; опция Edge Rail включена; опция
Edge Rail выключена.
Thickness
Задает размер вставляемой грани.
Depth
Позволяет поднять или опустить вставляемую грань. Удерживайте
Ctrl после нажатия клавиши I для регулировки данного параметра.
153
Рис. 13.8: Исходное выделение; Depth: 0.02; Depth: -0.02.
Outset
Выдавливает грани наружу, а не внутрь.
Рис. 13.9: Исходное выделение; опция Outset включена; опция Outset
выключена.
Select Outer
Выделяет грани, созданные с помощью инструмента Inset Faces.
Рис. 13.10: Исходное выделение; опция Select Outer включена; опция
Select Outer выключена.
154
Individual
Позволяет выдавливать соседствующие грани индивидуально.
Рис. 13.11: Исходное выделение; опция Individual включена; опция
Individual выключена.
Interpolate
Позволяет интерполировать выделенные грани, например, подгонять
UV-развертку в соответствии с работой инструмента Inset Faces.
Bevel
Инструмент Bevel может быть использован для создания фасок и закругления краев объекта. В реальной жизни не существует идеально острых предметов. Даже лезвие ножа имеет скругленный край. Это особенно важно учитывать при создании чего-либо фотореалистичного.
Без гладких краев объекта ваш рендер будет выглядеть нереалистично,
вне зависимости от материалов и освещения.
Инструмент Bevel работает только с ребрами объекта. При этом неважно,
выделяли вы вершины или грани, он все равно распознает ребра и создаст фаску в их местоположении. Так происходит до тех пор, пока вы не отметите пункт Vertex only. Тогда разделение будет происходить в местах вершин.
Заметка:
Фаска создается только на тех ребрах, которые соединяют лишь две грани (non-manifold). На вершины данное ограничение не распространяется.
Width Type
Позволяет выбрать один из 4 типов контроля размера фаски:
Offset
Расстояние нового ребра от исходного.
155
Width
Ширина поверхности скоса.
Depth
Расстояние от первоначального ребра до скоса грани.
Percent
Процент от длины соседних ребер.
Width
Задает размер фаски в соответствии с выбранным типом. Данный параметр регулируется с помощью мышки до применения инструмента. После этого его можно настроить на панели инструментов или во всплывающем окне.
Segments
Задает количество сегментов для скругления углов. При добавлении инструмента данный параметр можно контролировать колесиком мышки.
Profile
Позволяет контролировать форму фаски, в диапазоне от 0.150 до 1,
при наличии 2-х и более сегментов. Значение меньше 0.25 создает вогнутые скосы, 0.25 — прямые, 0.5 — круговые, и 1 — возвращает исходную форму.
Рис. 13.12: Исходное выделение; Profile: 0.15; Profile: 0.25; Profile: 0.5;
Profile: 1.
Vertex Only
Создает фаску исключительно на вершинах объекта.
156
Рис. 13.13: Исходное выделение; Vertex Only.
Clamp Overlap
Позволяет предотвратить пересечение геометрии при установке больших значений скоса.
Loop Slide
Позволяет избежать перекосов ребер при создании фаски.
Mark Seam
Позволяет сохранить швы при работе с данным инструментом.
Mark Sharp
Позволяет сохранить метку острых ребер при работе с данным инструментом.
Material
Позволяет назначить материал для новых граней, созданных с помощью данного инструмента. Значение по умолчанию (-1)
наследует материал от ближайшей грани. В противном случае число является индексом слота материала, который будет использоваться для всех новых граней.
Harden Normals
Если этот параметр включен, нормали новых граней будут скорректированы для соответствия окружающим граням, при этом нормали окружающих граней не будут затронуты. Это сохранит окружающие грани плоскими (если они были таковыми ранее), а грани фаски будут плавно переходить в них. Чтобы этот эффект работал, необходимо включить пользовательские нормали (Auto
Smooth). Для удобства использования этого инструмента, опция Auto