Файл: Лекция 20 (4 часа). Построение структур управления. Понятие структуры управления. Бюрократическая и адаптивная модель в менеджменте..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 20 (4 часа). Построение структур управления. Понятие структуры управления. Бюрократическая и адаптивная модель в менеджменте. Структуры бюрократической модели. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура управления. Дивизиональная структура управления. Структуры адаптивной модели. Проектная (программно-сетевая). Матричная. Департаментализация. Сетевая структура управления. Виртуальная структура управления.
Термин «организовывание» менее благозвучен, чем «организация», но зато более точен и однозначен. Если применяется термин «организация», то возникакет неоднозначнось: «организация» как предприятие, «организация» как процесс, или «организация» как уровень качества взаимодействий?
Требуется уточнение. В нашем случае должен быть термин «организация процесса» или «организация деятельности». Это не вполне удобно. Поэтому целесообразно для обозначения функции менеджмента использовать термин «организовывание».
Функция организовывания – это действие по формированию инструментов для обеспечения рационального сочетания живого труда с материальными элементами производства.
Организовывание можно понимать с двух позиций:
1.Организовывание как процесс создания структуры организации, ее подразделений, состава подразделений в увязке с поставленными целями. То есть нужно предусмотреть наличие необходимых функционеров, сформировать структурные подразделения, необходимые и достаточные для достижения поставленных ранее целей.
2.Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации действий. Средством решения данной задачи является делегирование.
И структура организации, и взаимоотношения полномочий являются инструментами, использование которых позволяет рационально сочетать живой труд с материальными элементами производства.
Формирование структуры организации
В организации как объекте менеджмента имеются:
-
Структура управления (по теории управления «управляющая подсистема») -
Производственная структура (по теории управления «управляемая подсистема»)
Сочетаясь друг с другом, эти структуры образуют организационную структуру (структуру организации, которая изображается в виде организационной схемы)
Любая из этих структур представляет собой внутреннее устройство объекта менеджмента или состав, взаимосвязи и методы взаимодействия его элементов.
Структура управления организации представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия структурных подразделений и отдельных специалистов (функционеров) в процессе управления организацией.
Формирование структуры управления основывается на понятии линейных и функциональных связей.
Линейные связи – это связи организационной иерархии, связи типа «начальник-подчиненный». Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного менеджера. Вышестоящий менеджер не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного менеджера. Работники в этом случае получают непротиворечивые распоряжения и указания.
Линейная схема взаимодействия означает, что существует иерархия, в которой подчиненные по любым вопросам обращаются к своему единственному непосредственному руководителю и должны получить от него ответы на эти вопросы. При этом менеджер должен быть одинаково компетентен во всем, и ни один вопрос подчиненного не должен поставить его в тупик. Если он не знает ответа на вопрос, то он обращается к своему непосредственному начальнику и так до самого верха.
Функциональные связи возникают на основе специализации в определенной области компетенции. Организационно выполнение функций (сферы определенной компетенции) сосредоточивается в специальных подразделениях (штаб, аппарат). Функциональные подразделения могут наряду с линейными менеджерами отдавать распоряжения работникам, что создает двойное подчинение.
Функциональная схема предполагает наличие у сотрудника нескольких руководителей по определенным аспектам деятельности - функциям. Каждый из этих менеджеров компетентен только в своей функции, но в целом они могут решить любую проблему сотрудника.
В зависимости от того, насколько ярко в организации выражена специализация на выполнении отдельных функций, формируются различные типы структуры управления.
Структуры управления делятся на две категории:
-
Бюрократические -
Адаптивные
Бюрократическая модель управления и соответствующая ей структура (механистическая) строится на основе департаментализации. Департаментализация представляет собой разделение на отделы или другие структурные единицы. Такое разделение является основой для группировки отдельных должностей в отделы (департаменты). Департаментализация происходит чаще всего по задачам и функциям, по принципу «есть задача - есть отдел, нет задачи - нет отдела».
К бюрократическим структурам относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры.
Адаптивная модель управления и соответствующие ей структуры управления (их еще называют органическими) основаны на других принципах и допущениях, чем бюрократические структуры. Адаптивные структуры обладают свойством быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды и потребностям самой организации. Органическими их называют потому, что они, подобно живому организму могут адаптироваться к внешним изменениям.
Необходимость в применении адаптивных структур возникает, если проблемы и действия нельзя разложить на составные части и закрепить выполнение этих частей за конкретными сотрудниками (как в бюрократической структуре). Взаимодействие между сотрудниками различных рангов выглядит как консультация коллег, а не как иерархические отношения между начальником и подчиненным. К адаптивным структурам относятся матричная, проектная, сетевая.
Структуры бюрократической модели
Линейная структура управления
Линейная структура управления представлена на схеме.
Топ-менеджер (СЕО)
Линейный менеджер 1
Линейный менеджер 2
Линейный менеджер 3
Линейный менеджер 11
Линейный менеджер 12
Линейный менеджер 21
Линейный менеджер 22
Линейный менеджер 31
Линейный менеджер 32
Исполнители
Исполнители
Исполнители
Исполнители
Исполнители
Исполнители
Например:
Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Линейные менеджеры: 1 - добыча лосей, 2 - добыча кабанов, 3 - добыча зайцев. Линейные менеджеры: 11 - 32 - бригадиры охотничьих бригад. Исполнители: охотники (стрелки, ловчие)
К достоинствам линейной структуры управления относится:
-
Единство подчиненности. Каждый сотрудник подчиняется только одному начальнику в соответствии со своим местом в организационной иерархии -
Полнота ответственности. Каждый сотрудник несет полную ответственность в соответствии со своим местом в организационной иерархии
Недостатком линейной структуры управления является то, что линейные руководители не могут быть одинаково компетентными по всем вопросам.
На схеме представлена функциональная структура
Топ-менеджер (СЕО)
Функциональный менеджер 1
Функциональный менеджер 2
Функциональный менеджер 3
Функциональный менеджер 4
Исполнитель
Исполнитель
Исполнитель
Исполнитель
Исполнитель
Например:
Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Функциональные менеджеры: 1 - служба выслеживания, 2 - кинологическая служба, 3 - служба охотничьего снаряжения, 4 - служба доставки добычи. Исполнители: охотники (стрелки, ловчие)
Достоинством функциональной структуры является то, что специальные вопросы (функциональные компетенции) решаются более компетентно, чем, если бы они решались линейными руководителями.
К недостаткам функциональной структуры следует отнести, во-первых, возрастание количества согласований, а во-вторых, снижение ответственности исполнителей из-за множественной подчиненности. Множественная подчиненность возникает из-за того, что исполнители подчиняются каждому из функциональных руководителей по его функции. В этих условиях исполнитель может оправдывать свою некомпетентность или неисполнительность тем, что «не знает, кого слушать, поскольку все кругом – начальники».
На практике такие схемы (линейная и функциональная) встречаются в основном в малом бизнесе, где его владелец является менеджером и сам решает все вопросы, связанные с выполнением подчиненными своих обязанностей (линейная схема) или где исполнители получают распоряжения от различных функциональных руководителей, а общую координацию обеспечивает топ-менеджер (функциональная схема).
По мере роста организаций потребность в функциональном руководстве возрастает, поскольку взаимосвязи в рамках структуры управления усложняются. Эта потребность реализуется в линейно-функциональной (линейно-штабной) структуре управления.
Линейно-функциональная структура управления включает специальные подразделения, являющиеся обладателями определенных компетенций, которыми не обладают линейные руководители.
Топ-менеджер (СЕО)
Линейный менеджер
Функциональный менеджер 1
Функциональный менеджер 2
Функциональный менеджер 3
Линейный менеджер 1
Линейный менеджер 2
Функциональные исполнители 1
Функциональные исполнители 2
Функциональные исполнители3
Исполнитель 11
Исполнитель 21
Исполнитель 12
Исполнитель 22
Исполнитель 13
Исполнитель 23
Например:
Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Линейный менеджер: главный охотник. Линейный менеджер 1: егерь по крупной дичи. Исполнители: 11 - бригада охотников на лося, 12 - бригада охотников на кабана, 13 - бригада охотников на медведя. Линейный менеджер 2: егерь по мелкой дичи. Исполнители: 21 - охотники на зайцев и лис; 22 - охотники на боровую дичь (тетерева, перепелки, рябчики); 23 - охотники на водоплавающую дичь.
Функциональные менеджеры: 1 - служба охотничьего снаряжения, 2 - кинологическая служба, 3 - служба репродукции охотугодий. Функциональные исполнители: 1 - специалисты по оружию, специалисты по ловчей снасти, специалисты по транспортным средствам, специалисты по боеприпасам; 2 - псари, ветеринары; 3 - экологи-наблюдатели, охотники на волков.
Достоинства линейно-функциональной структуры:
1.Единство подчиненности
2. Полнота ответственности
3.Компетентность решений
К недостаткам линейно-функциональной структуры относится большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба и большие затраты на содержание функциональных подразделений (штабов, аппарата управления).
Следует иметь в виду, что подавляющее большинство человечества занято в организациях, работающих по линейно-функциональной схеме. Практически все крупные и средние организации управляются по этой схеме, поэтому большинство людей просто не знает, как может быть иначе. Поэтому можно сказать, что линейно-функциональная структура управления является феноменом человеческой цивилизации. Другое дело, что эта структура не столь эффективна, как должна бы быть, в силу разных причин, чаще всего зависящих от воли и сознания людей.
Дальнейшим развитием линейно-функциональной структуры является дивизиональная структура