Файл: Лекция 20 (4 часа). Построение структур управления. Понятие структуры управления. Бюрократическая и адаптивная модель в менеджменте..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 20 (4 часа). Построение структур управления. Понятие структуры управления. Бюрократическая и адаптивная модель в менеджменте. Структуры бюрократической модели. Линейная структура управления. Функциональная структура управления. Линейно-функциональная структура управления. Дивизиональная структура управления. Структуры адаптивной модели. Проектная (программно-сетевая). Матричная. Департаментализация. Сетевая структура управления. Виртуальная структура управления.
Термин «организовывание» менее благозвучен, чем «организация», но зато более точен и однозначен. Если применяется термин «организация», то возникакет неоднозначнось: «организация» как предприятие, «организация» как процесс, или «организация» как уровень качества взаимодействий?

Требуется уточнение. В нашем случае должен быть термин «организация процесса» или «организация деятельности». Это не вполне удобно. Поэтому целесообразно для обозначения функции менеджмента использовать термин «организовывание».
Функция организовывания – это действие по формированию инструментов для обеспечения рационального сочетания живого труда с материальными элементами производства.

Организовывание можно понимать с двух позиций:

1.Организовывание как процесс создания структуры организации, ее подразделений, состава подразделений в увязке с поставленными целями. То есть нужно предусмотреть наличие необходимых функционеров, сформировать структурные подразделения, необходимые и достаточные для достижения поставленных ранее целей.

2.Организовывание как процесс формирования взаимоотношений полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивают возможность распределения и координации действий. Средством решения данной задачи является делегирование.
И структура организации, и взаимоотношения полномочий являются инструментами, использование которых позволяет рационально сочетать живой труд с материальными элементами производства.

Формирование структуры организации

В организации как объекте менеджмента имеются:

  • Структура управления (по теории управления «управляющая подсистема»)

  • Производственная структура (по теории управления «управляемая подсистема»)

Сочетаясь друг с другом, эти структуры образуют организационную структуру (структуру организации, которая изображается в виде организационной схемы)


Любая из этих структур представляет собой внутреннее устройство объекта менеджмента или состав, взаимосвязи и методы взаимодействия его элементов.

Структура управления организации представляет собой состав, взаимосвязи и методы взаимодействия структурных подразделений и отдельных специалистов (функционеров) в процессе управления организацией.

Формирование структуры управления основывается на понятии линейных и функциональных связей.

Линейные связи – это связи организационной иерархии, связи типа «начальник-подчиненный». Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного менеджера. Вышестоящий менеджер не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного менеджера. Работники в этом случае получают непротиворечивые распоряжения и указания.

Линейная схема взаимодействия означает, что существует иерархия, в которой подчиненные по любым вопросам обращаются к своему единственному непосредственному руководителю и должны получить от него ответы на эти вопросы. При этом менеджер должен быть одинаково компетентен во всем, и ни один вопрос подчиненного не должен поставить его в тупик. Если он не знает ответа на вопрос, то он обращается к своему непосредственному начальнику и так до самого верха.

Функциональные связи возникают на основе специализации в определенной области компетенции. Организационно выполнение функций (сферы определенной компетенции) сосредоточивается в специальных подразделениях (штаб, аппарат). Функциональные подразделения могут наряду с линейными менеджерами отдавать распоряжения работникам, что создает двойное подчинение.

Функциональная схема предполагает наличие у сотрудника нескольких руководителей по определенным аспектам деятельности - функциям. Каждый из этих менеджеров компетентен только в своей функции, но в целом они могут решить любую проблему сотрудника.

В зависимости от того, насколько ярко в организации выражена специализация на выполнении отдельных функций, формируются различные типы структуры управления.

Структуры управления делятся на две категории:

  • Бюрократические

  • Адаптивные

Бюрократическая модель управления и соответствующая ей структура (механистическая) строится на основе департаментализации. Департаментализация представляет собой разделение на отделы или другие структурные единицы. Такое разделение является основой для группировки отдельных должностей в отделы (департаменты). Департаментализация происходит чаще всего по задачам и функциям, по принципу «есть задача - есть отдел, нет задачи - нет отдела».



К бюрократическим структурам относятся линейная, функциональная, линейно-функциональная и дивизиональная структуры.

Адаптивная модель управления и соответствующие ей структуры управления (их еще называют органическими) основаны на других принципах и допущениях, чем бюрократические структуры. Адаптивные структуры обладают свойством быстро приспосабливаться к изменениям окружающей среды и потребностям самой организации. Органическими их называют потому, что они, подобно живому организму могут адаптироваться к внешним изменениям.

Необходимость в применении адаптивных структур возникает, если проблемы и действия нельзя разложить на составные части и закрепить выполнение этих частей за конкретными сотрудниками (как в бюрократической структуре). Взаимодействие между сотрудниками различных рангов выглядит как консультация коллег, а не как иерархические отношения между начальником и подчиненным. К адаптивным структурам относятся матричная, проектная, сетевая.

Структуры бюрократической модели
Линейная структура управления
Линейная структура управления представлена на схеме.

Топ-менеджер (СЕО)

Линейный менеджер 1

Линейный менеджер 2

Линейный менеджер 3

Линейный менеджер 11

Линейный менеджер 12

Линейный менеджер 21

Линейный менеджер 22

Линейный менеджер 31

Линейный менеджер 32

Исполнители

Исполнители

Исполнители

Исполнители

Исполнители

Исполнители


Например:

Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Линейные менеджеры: 1 - добыча лосей, 2 - добыча кабанов, 3 - добыча зайцев. Линейные менеджеры: 11 - 32 - бригадиры охотничьих бригад. Исполнители: охотники (стрелки, ловчие)
К достоинствам линейной структуры управления относится:

  1. Единство подчиненности. Каждый сотрудник подчиняется только одному начальнику в соответствии со своим местом в организационной иерархии

  2. Полнота ответственности. Каждый сотрудник несет полную ответственность в соответствии со своим местом в организационной иерархии


Недостатком линейной структуры управления является то, что линейные руководители не могут быть одинаково компетентными по всем вопросам.

На схеме представлена функциональная структура


Топ-менеджер (СЕО)

Функциональный менеджер 1

Функциональный менеджер 2

Функциональный менеджер 3

Функциональный менеджер 4

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Исполнитель

Например:

Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Функциональные менеджеры: 1 - служба выслеживания, 2 - кинологическая служба, 3 - служба охотничьего снаряжения, 4 - служба доставки добычи. Исполнители: охотники (стрелки, ловчие)
Достоинством функциональной структуры является то, что специальные вопросы (функциональные компетенции) решаются более компетентно, чем, если бы они решались линейными руководителями.

К недостаткам функциональной структуры следует отнести, во-первых, возрастание количества согласований, а во-вторых, снижение ответственности исполнителей из-за множественной подчиненности. Множественная подчиненность возникает из-за того, что исполнители подчиняются каждому из функциональных руководителей по его функции. В этих условиях исполнитель может оправдывать свою некомпетентность или неисполнительность тем, что «не знает, кого слушать, поскольку все кругом – начальники».

На практике такие схемы (линейная и функциональная) встречаются в основном в малом бизнесе, где его владелец является менеджером и сам решает все вопросы, связанные с выполнением подчиненными своих обязанностей (линейная схема) или где исполнители получают распоряжения от различных функциональных руководителей, а общую координацию обеспечивает топ-менеджер (функциональная схема).

По мере роста организаций потребность в функциональном руководстве возрастает, поскольку взаимосвязи в рамках структуры управления усложняются. Эта потребность реализуется в линейно-функциональной (линейно-штабной) структуре управления.

Линейно-функциональная структура управления включает специальные подразделения, являющиеся обладателями определенных компетенций, которыми не обладают линейные руководители.


Топ-менеджер (СЕО)

Линейный менеджер


Функциональный менеджер 1

Функциональный менеджер 2

Функциональный менеджер 3

Линейный менеджер 1

Линейный менеджер 2

Функциональные исполнители 1

Функциональные исполнители 2

Функциональные исполнители3

Исполнитель 11

Исполнитель 21

Исполнитель 12

Исполнитель 22

Исполнитель 13

Исполнитель 23


Например:

Охотничье хозяйство «Дичь». СЕО - директор охотничьего хозяйства. Линейный менеджер: главный охотник. Линейный менеджер 1: егерь по крупной дичи. Исполнители: 11 - бригада охотников на лося, 12 - бригада охотников на кабана, 13 - бригада охотников на медведя. Линейный менеджер 2: егерь по мелкой дичи. Исполнители: 21 - охотники на зайцев и лис; 22 - охотники на боровую дичь (тетерева, перепелки, рябчики); 23 - охотники на водоплавающую дичь.

Функциональные менеджеры: 1 - служба охотничьего снаряжения, 2 - кинологическая служба, 3 - служба репродукции охотугодий. Функциональные исполнители: 1 - специалисты по оружию, специалисты по ловчей снасти, специалисты по транспортным средствам, специалисты по боеприпасам; 2 - псари, ветеринары; 3 - экологи-наблюдатели, охотники на волков.
Достоинства линейно-функциональной структуры:

1.Единство подчиненности

2. Полнота ответственности

3.Компетентность решений

К недостаткам линейно-функциональной структуры относится большая нагрузка на руководителей по согласованию решений штаба и большие затраты на содержание функциональных подразделений (штабов, аппарата управления).

Следует иметь в виду, что подавляющее большинство человечества занято в организациях, работающих по линейно-функциональной схеме. Практически все крупные и средние организации управляются по этой схеме, поэтому большинство людей просто не знает, как может быть иначе. Поэтому можно сказать, что линейно-функциональная структура управления является феноменом человеческой цивилизации. Другое дело, что эта структура не столь эффективна, как должна бы быть, в силу разных причин, чаще всего зависящих от воли и сознания людей.

Дальнейшим развитием линейно-функциональной структуры является дивизиональная структура