Файл: 3 Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области социально-педагогической деятельности)

Дисциплина: Методика организации досуговых мероприятий

Практическое занятие 3


Выполнил:

Обучающийся Юдина Марина Николаевна

Преподаватель:

Седунова Людмила Михайловна

Задание 1. Разработайте фрагмент досугового занятия для детей подросткового возраста, связанного с профилактикой вредных привычек и девиантного поведения в подростковой среде. Аргументируйте потенциал выбранной формы его проведения. Спрогнозируйте возможные результаты его проведения. Осуществите оценку методов решения профессиональных задач и эффективности их качества. Охарактеризуйте информационные технологии, которые Вы использовали при подготовке данного фрагмента.

Структура занятия :

1)Приветствие. Помогает участникам настроиться на работу, повышает уровень их активности

2)Основная часть, которая может изменяться в зависимости от конкретной темы занятия. Она включает в себя:

-упражнения и игры, направленные на развитие определенных навыков;

-тесты, способствующие самопознанию;

-мини-лекции, пополняющие имеющиеся знания школьников по теме.

3)Рефлексия, предполагающая эмоциональную и смысловую оценку занятия в ходе заключительного обсуждения.

Ритуал прощания

ЦЕЛЬ:

-Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свое решение. Что решение, принимаемое «всей группой», не всегда самое правильное.

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: 10-14 лет.

Продолжительность занятия : 60минут.

Тема занятия: «Всегда ли нужно говорить «ДА», и умей сказать «НЕТ».

Методы работы:

- наблюдение,

-ролевая игра,

-дискуссия,

-беседа.

Ход занятия:

Приветствие. «Я+Я=МЫ»

По команде психолога все участники одновременно произносят слово «Я»,затем хлопают в ладоши на знак «+»,снова говорят слово «Я»,два раза хлопают в ладоши на знак «=»,затем произносят слово «Мы» и берутся за руки.


Игра «Полет в будущее»

-Вы попали в будущее. В будущем, котором вы оказались, существует угроза жизни. Есть три слова: «соблазн, зависимость, вредные привычки». Перед нами стоят две задачи:
-выжить
-определить характер и методы борьбы с опасностью, чтобы, предупредить человечество о грозящей беде.

Вопросы для обсуждения:
- Что означают перечисленные выше слова?

- Все ли они одинаково опасны?

-Когда возникает соблазн, а когда зависимость?

- Какие бывают зависимости?

-Что в них общее, а что отличное?

На доске фиксируется список зависимостей:

1)Химические зависимости : алкоголь, чай, кофе, сладкое, наркотики, курение

2)Эмоциональные зависимости : (убегание от неприятностей, так как потом испытываешь чувство вины, бессилия, презрения к себе)
-постоянно включенный телевизор
-стремление к риску, азарт
-откладывать все на потом
-компьютерные игры
-постоянное желание разговаривать по телефону
-постоянное желание спать и т. д.

Ведущий: Когда мы выясним, чего нам следует опасаться, мы запишем это.

Каждая команда в течении 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположении или группового давления постарается соблазнить одного из членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план может составить вся команда, а выступать один). Затем команды меняются местами.

Рефлексия:
-Как себя чувствовали в этой роли?
-Когда распознали соблазн?
-Какие трудности испытывали при противостоянии?
-Что помогло вам успешно справиться с ситуацией?

Ведущий: мы нашли способы противодействия соблазнам. Давайте напишем их на доске.

Мини лекция «Умей сказать «НЕТ» !»

- Мы нашли хорошие способы сказать «НЕТ!» предлагающим нам алкоголь, сигареты, наркотики. Мы умеем справляться с ситуацией, когда на нас оказывают давление, но оглянитесь вокруг. Почему люди, знающие об опасности наркотиков, алкоголя и сигарет, испытывающие на себе их разрушительное действие, все же продолжают ими увлекаться?

(Все вместе составляем список причин)
- подражание родителям;


- желание, чтобы тебя считали взрослым;
- для избавления от наболевших проблем;
- для ослабления самоконтроля;
- чтобы расслабиться;
- чтобы отважиться на общение;
- для «военных» историй, которые сводятся к тому, как «герой» сломался, в каком состоянии очухался, куда попал и как он ничего не помнит и т. п.


- Что же лежит в основе этих причин? (общее для всех)
- Что случается с человеком, если его потребности не удовлетворены? (хочу, но не могу)

Ведущий должен направлять ход обсуждения и подвести участников к пониманию того, как наиболее предпочитаемые потребности, которые человек по каким - либо причинам не может удовлетворить. Выходом из создавшейся ситуации человек избирает уход от действительности в зависимость. Не удовлетворенная потребность при этом не исчезает, а как бы замораживается в человеке, и пока человек не поймет, что за льдинка у него в душе и не начнет искать способов удовлетворения замороженной потребности, он будет в плену зависимости.

Командам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех или иных предложений. Ведущий сообщает участникам алгоритм «Двух О» (алгоритм «Оптимального Отказа) :

Я – сообщение + отказ + аргумент + встречное предложение

(«Мне приятно, что меня пригласил, + но я не могу пойти,

+ так как у меня важная встреча, + пойдем лучше завтра в кино). Алгоритм записывается на доске.

Участники делятся на пары, один из них уговаривает другого, второй отказывается, использует предложенный алгоритм, затем участники меняются ролями.

Рефлексия:
- Участникам предлагается завершить высказывание: «Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…» Это позволит осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.

Ритуал прощания.

 Игра: «Солнечные лучики» Дети встают в круг. Нужно всем протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.

Форма работы: групповая.

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы.   


В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

Поэтому, групповая работа – одна из самых  продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
- дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе;
- дать каждому ребёнку опыт  выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.


Задание 2. Разработайте требования к диагностике и проектированию досуговой деятельности обучающихся в зависимости от их возраста. Определите особенности своего участия в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.
Современная социокультурная ситуация усилила потребность в специалистах, способных анализировать происходящие и предвидеть новые процессы и явления. Для выявления реального состояния социокультурных процессов в сфере организации досуговой деятельности школьников необходимо овладеть методикой поиска, анализа, диагностики и проектирования досуговых ситуаций.

Значение диагностики и проектирования досуговой деятельности школьников состоит в том, что это позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

Основной целью диагностики досуга является выявление структурно-содержательных элементов досуга в соответствии с той или иной моделью деятельности и определение факторов, влияющих на них.

Однако для этого познавательно-развивающих возможностей досуговой деятельности не достаточно фрагментального описания различных видов и форм ее проведения. Нужен четкий анализ досуговой деятельности, где необходимо исходить из триединства рационального, эмоционального и творческого аспектов. Лишь при этом условии полученная информация позволит распознать значимость различных форм организации досуговой деятельности. Для оценки эффективности досуговой деятельности нами была разработана анкета, изучающая следующие направления:


Целесообразность организации данного вида деятельности.

Соответствие результата целям.

Соответствие формы содержанию.

Организованность учащихся.

Активность учащихся.

Атмосфера проведенного мероприятия.

Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом.

Сила эмоционального воздействия досуговой деятельности на учащихся.

Значимость данного вида деятельности для всей системы воспитательной работы.

В заключение диагностики можно провести опрос среди самих учащихся и попросить их оценить участие и свое и своих товарищей в данном мероприятии. Можно попросить коллег и родителей составить мнение о проведенном мероприятии.

Основное назначение проектирования состоит в обеспечении научного фундамента намечаемых на перспективу действий и мероприятий.

Прогнозное проектирование досуга заключается в целостном рассмотрении различных сторон досуговой деятельности, в осмыслении влияния позитивных и негативных факторов, выработке способов корректировки и разрешения тех или иных противоречий. Оно дает реальную возможность выработки более выверенных ориентиров для прогнозного проектирования досуговой деятельности.

Работа над проектом начинается с обоснования значимости проблемы, на решение которой направлен проект. Здесь необходимо рассмотреть вопросы: Какую проблему решает проект? В чем состоит уникальность проекта? На какую группу рассчитан проект?

Важное место в разработке проекта занимает формулировка цели и задач проекта. Цель проекта — субъективное представление о том, что изменится в результате реализации проекта. Цель должна быть реалистичной и достижимой в рамках данного проекта. Задачи проекта — это конкретные шаги, которые надо предпринять для решения описанной проблемы и достижения поставленной цели. При формулировке задач рекомендуется оценивать их по следующим критериям: количество, качество, время.

Рабочий план реализации проекта — это намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и ответственных за планируемые мероприятия. Хорошо продуманный план позволяет целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы досуговой деятельности, а также прогнозировать результаты деятельности.

Для планирования досуговой деятельности педагогу необходимо изучить: