ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дети с двигательными нарушениями ортопедического характера могут иметь вторичные когнитивные нарушения, но они в меньшей мере нуждаются в коррекционной помощи, могут быть успешно включены в инклюзивные группы.
Дети с преимущественным поражением опорно-двигательного аппарата не неврологического характера обычно не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно - пространственные представления. В этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста, к началу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. Нередко у детей наблюдаются незначительные отклонения в развитии речи.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения. Реализация данного условия возможна благодаря имеющейся в Российской Федерации системы медико-психолого-педагогической помощи детям с двигательной патологией.
Материально-техническое обеспечение
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
-
санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с двигательной патологией (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); -
возможности для беспрепятственного доступа дошкольника с НОДА к объектам инфраструктуры образовательной организации; -
санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей, с двигательной патологией воспитывающихся данной организации). -
социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с НОДА, в данной организации (наличие адекватно оборудованного пространства организации, рабочего места ребенка и т.д.); -
пожарной и электробезопасности с учетом потребностей детей с двигательной патологией, воспитывающихся в данной дошкольной организации.
Организация должна быть оснащена специальным оборудованием. которое включает:
-
ортопедическая обувь и ортопедические приспособления; -
оборудование светлой и темной сенсорной комнаты;
Игровое место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с НОДА, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
МАДОУ обеспечивает материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные ею цели и выполнить задачи, в т. ч.:
─ осуществляет все виды деятельности ребенка, как индивидуальной самостоятельной, так и в рамках дошкольной группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, их особых образовательных потребностей;
─ организовывает участие родителей воспитанников (законных представителей), педагогических работников и представителей общественности в разработке адаптированной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;
─ использует в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т. ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии и культурные практики социализации детей);
─ обновляет содержание адаптированной образовательной программы, методики и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития ребенка, запросами воспитанника и его родителей (законных представителей) с учетом особенностей социокультурной среды и специфики информационной социализации детей;
─ обеспечивает эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических, руководящих и иных работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой компетентности и мастерства мотивирования детей;
МАДОУ, осуществляющее образовательную деятельность по Программе, создает материально-технические условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнение МАДОУ требований:
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
-
к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность, -
оборудованию и содержанию территории, -
помещениям, их оборудованию и содержанию, -
естественному и искусственному освещению помещений, -
отоплению и вентиляции, -
водоснабжению и канализации, -
организации питания, -
медицинскому обеспечению, -
приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность, -
организации режима дня, -
организации физического воспитания, -
личной гигиене персонала;
– пожарной безопасности и электробезопасности;
– охране здоровья воспитанников и охране труда работников МАДОУ;
3) возможность для беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья МАДОУ учитывает особенности их физического и психофизиологического развития.
МАДОУ имеет необходимое для всех видов образовательной деятельности воспитанников (в т. ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов), педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и оборудование:
– учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих игр);
– помещения для занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребенка с участием взрослых и других детей;
– оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста,
– мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей реализации адаптированной образовательной программы.
Программой предусмотрено также использование МАДОУ №… обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Методический кабинет
|
|
дидактические пособия
|
|
Групповые комнаты
|
|
Спальное помещение • Дневной сон • Игровая деятельность • Гимнастика после сна |
|
Раздевальная комната • Информационно-просветительская работа с родителями |
|
Кабинет учителя-логопеда • Занятия по коррекции речи • Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей |
|
Кабинет психолога • Психолого-педагогическая диагностика • Коррекционная работа с детьми • Индивидуальные консультации |
|
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя
|
|
Костюмерная
|
|
Физкультурный зал • Физкультурные занятия • Спортивные досуги • Развлечения, праздники • Консультативная, работа с родителями и воспитателями |
|
Изостудия
|
|
Уголок Моя малая Родина Ознакомление детей с родным краем |
|
Зеленый уголок Формирование представления о природе, бережного отношения ко всему живому |
|
Медицинский кабинет Оздоровительно - профилактическая работа Лечебно - оздоровительная работа |
|
Программно-методическое обеспечение получения образования
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса как одно из основных условий реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ориентировано на возможность постоянного и устойчивого доступа для всех субъектов образовательного процесса к любой информации.
Дошкольные образовательные организации должны реализовывать различные программы: коррекционные, вариативные, дополнительного образования.
Дошкольные образовательные организации выбирают для работы программы из числа рекомендованных к применению ДОО и адаптируют их с учетом особенностей контингента конкретной группы или организации. При их разработке используются методические материалы и рекомендации Э.С. Калижнюк, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, А.А. Гусейновой, И.А. Смирновой и др.
Перечень литературных источников
-
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия. 2001. -
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Гусейнова А.А. Интеграция дошкольников с нарушениями двигательного развития в образовательной организации. – М., ООО «Национальный книжный центр», 2016. -
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям пол подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М., 1997. -
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений: Метод. пособие. Сост. И.А. Смирнова / Под ред. Л.М. Шипицыной. – Спб., 1995. -
Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. -
Ткачева В.В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. - 2005. - № 1.
Формы и методы работы.
Ребенок нуждается в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.
Анализ особенностей развития ребенка позволяет выделить ряд их специфических (особых) образовательных потребностей, среди которых, важнейшими являются потребности в:
-
создании безбарьерной архитектурно-планировочной среды; -
обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды; -
регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); -
обязательной непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы: -
наличии рекомендаций лечащего врача и / или ПМПК к определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режим ношения ортопедической обуви, смена видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.); -
адресной помощи по коррекции двигательных, речевых, познавательных и социально-личностных нарушений и подготовке к школе; -
целенаправленной работе с родителями детей с НОДА, включая обучение их доступным приемам коррекционно-развивающей работы; -
сохранении, укреплении психического и соматического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; -
индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушений и вариативности проявлений; -
формировании у педагогов образовательной организации специальных компетенций в области работы с детьми с двигательной патологией; -
формировании толерантного отношения к ребенку с НОДА у здоровых детей и их родителей; -
максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей Ребенка Y указанной категории.