Файл: Материальнотехническое обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для детей с НОДА обязательно должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений.

Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.

Выделяются следующие формы работы с детьми с двигательной патологией: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.

В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.

Программа строится на основе следующих принципов, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.

  • Индивидуализация образования. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  • Сотрудничество МАДОУс семьей.

  • Приобщение детей к социокультурным традициям семьи, общества, государства.

  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.

  • Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

  • Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

  • Программа разработана в соответствии с принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют педагогическому коллективу эффективно реализовывать поставленную цель и задачи:

  • Личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка.

  • Развивающее обучение:


Главная цель дошкольного образования – развитие ребенка. Обучение, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта, ведет за собой развитие. Таким образом, образование должно строиться в зоне ближайшего развития ребенка.

Связь информации, полученной от взрослого с информацией, добытой самими детьми; организация разнообразного детского опыта и детских открытий; специальный отбор взрослым развивающих объектов для самостоятельной детской деятельности.

Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями, «неясными» знаниями, образами, представлениями, которые намечают дальнейшие горизонты развития.

Отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей.

Систематическая и целенаправленная поддержка педагогами различных форм детской активности и инициативы.

Ориентация в образовательном содержании на актуальные интересы ребенка, склонности и способности.

  • Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда

  • поведение и деятельность дошкольника представляет собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л.С. Выготский);

  • «схватывание целого раньше частей позволяет ребенку «сразу» интегрально видеть предметы глазами всех людей» (В.В. Давыдов);

  • «прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев)

Принцип интеграции реализуется через:

  • интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей);

  • интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста;

  • интеграцию деятельности специалистов МАДОУ;

  • интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотеки, музея, представляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.


  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции.

  • Принцип адаптивности реализуется через:

  • адаптивность предметно-развивающей среды МАДОУ к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие;

  • адаптивность ребенка к пространству МАДОУ и окружающему социальному миру.

  • Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.


Ежедневное пребывание детей с нарушениями ОДА в образовательном учреждении делится на четыре блока:

Утренний блок

(8.00 – 9.00)

Воспитательно –

образовательный

блок

(9.00 – 11.00)

Медицинский

блок

(10.00 – 12.00)

Вечерний блок

(15.00 – 18.00)

- совместная деятельность воспитателя с ребенком;

- свободная самостоятельная деятельность детей

Непосредственно образовательная деятельность

( воспитатель;

- учитель – логопед;

-педагог– психолог;

-инструктор по физ. воспитанию;

-музыкальный руководитель).

- массаж;

-фитотерапия;

- витаминотерапия;


-ЛФК;

-закаливание;

- кружковая работа;

-индивидуально коррекционная работа (воспитатель, учитель-логопед);

-самостоятельная деятельность ребенка;

-совместная деятельность с воспитателем


Система физкультурно – оздоровительных мероприятий

Блоки физкультурно – оздоровительной работы

Содержание

Система двигательной активности и система психологической помощи

- утренняя гимнастика;

- прием детей на свежем воздухе (лето);

- организованная деятельность с детьми по физической культуре;

- физминутки во время НОД;

- двигательная активность на прогулке;

- подвижные игры;

- гимнастика после дневного сна;

- физкультурные досуги, соревнования;

- игры, хороводы, игровые упражнения;

- психогимнастика;

- логоритмика;

- оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы

Блоки физкультурно – оздоровительной работы

Содержание

Создание условий для двигательной активности детей

- гибкий режим;

- оснащение (наличие физкультурно-спортивных центров в группах, спортивной площадки на территории ДОУ, спортивного оборудования на участках)

Система закаливания

В повседневной жизни

- летом утренний прием на свежем воздухе;

- утренняя гимнастика (ОРУ, игры, оздоровительный бег);

- облегченная форма одежды;

- босохождение после сна;

- сон с доступом свежего воздуха;

- контрастные воздушные ванны (перебежки);

- солнечные ванны (в летнее время)

Специально - организованная

- закаливающие дыхательные упражнения;

-полоскание зева прохладной водой;

-обширное умывание

Организация рационального питания

- организация второго завтрака (круглый год);

- питьевой режим;

- витаминизация

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности

- диагностика уровня физического развития;

- диспансеризация детей;

- диагностика уровня физической подготовленности;

- диагностика развития ребенка.



Система закаливающих мероприятий


Содержание

Возрастные группы



Старшая


Подготовительная

I. Элементы повседневного закаливания

В холодное время года допускаются колебания температуры в присутствии детей

Воздушно-температурный режим

От +200 до +180

От +200 до +180

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды

  • Одностороннее проветривание

(в присутствии детей)

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).

Допускается снижение температура на 1-2 градуса.

  • Сквозное проветривание (в отсутствии детей)

В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.).

Допускается снижение температура на 2-3 градуса.

  • Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной

  • Перед возвращением детей с прогулки

+ 200

+ 200

  • Во время дневного сна

В теплое время года проводится в течении всего дневного сна

  • Утренняя гимнастика

В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале


  • Физкультурные занятия

+ 180

+ 180

  • Воздушные ванны

В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220


  • Прогулка

Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

До - 200

До - 200

  • Хождение босиком

Ежедневно. В теплое время года на улице при температуре от + 200

В холодное время года в групповых помещениях при соблюдении нормативной температуры.

  • Дневной сон

+ 180

+ 180

  • Физические упражнения на улице

ежедневно

  • Гигиенические процедуры

Умывание рук до локтя водой комнатной температуры

Обширное умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры

II. Специальные закаливающие воздействия

Полоскание рта раствором трав комнатной температуры (фитотерапия), аэронотерапия

2. Дыхательная гимнастика

Закаливающее дыхание, игровой самомассаж рук, ушей, стоп

Закаливающее дыхание, игровой самомассаж рук, ушей, стоп

Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды и уровня двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой.