ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для детей с НОДА обязательно должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных, речевых и психических функций, в зависимости от имеющихся у детей нарушений.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных, двигательно-кинестетических методов.
Выделяются следующие формы работы с детьми с двигательной патологией: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные в соответствие с медицинскими показаниями.
В зависимости от структуры нарушений коррекционно-развивающая работа с детьми данной категории должна строиться дифференцированно.
Программа строится на основе следующих принципов, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
-
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития. -
Индивидуализация образования. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. -
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. -
Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. -
Сотрудничество МАДОУс семьей. -
Приобщение детей к социокультурным традициям семьи, общества, государства. -
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. -
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). -
Учет этнокультурной ситуации развития детей. -
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – рассмотрение детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. -
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. -
Программа разработана в соответствии с принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют педагогическому коллективу эффективно реализовывать поставленную цель и задачи: -
Личностно-ориентированный и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Уважение личности ребенка. -
Развивающее обучение:
Главная цель дошкольного образования – развитие ребенка. Обучение, как целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором происходит передача взрослым и присвоение ребенком социального опыта, ведет за собой развитие. Таким образом, образование должно строиться в зоне ближайшего развития ребенка.
Связь информации, полученной от взрослого с информацией, добытой самими детьми; организация разнообразного детского опыта и детских открытий; специальный отбор взрослым развивающих объектов для самостоятельной детской деятельности.
Насыщение детской жизни новыми яркими впечатлениями, «неясными» знаниями, образами, представлениями, которые намечают дальнейшие горизонты развития.
Отбор образовательного материала с учетом возможности применения полученной информации в практической деятельности детей.
Систематическая и целенаправленная поддержка педагогами различных форм детской активности и инициативы.
Ориентация в образовательном содержании на актуальные интересы ребенка, склонности и способности.
-
Интеграция содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Принцип интеграции связан с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, когда
-
поведение и деятельность дошкольника представляет собой «еще недостаточно дифференцированное целое» (Л.С. Выготский); -
«схватывание целого раньше частей позволяет ребенку «сразу» интегрально видеть предметы глазами всех людей» (В.В. Давыдов); -
«прежде чем знание о целостности мира будет оформлено в системе теоретических понятий ребенка, он должен воссоздать подвижный интегральный образ действительности на уровне воображения» (В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев)
Принцип интеграции реализуется через:
-
интеграцию содержания дошкольного образования (интеграцию содержания различных образовательных областей и специфических видов детской деятельности по освоению образовательных областей); -
интегративные качества личности ребенка как результат дошкольного образования, а также основа и единые целевые ориентиры базовой культуры ребенка дошкольного возраста; -
интеграцию деятельности специалистов МАДОУ; -
интеграцию разных типов учреждений (дошкольного, общего, дополнительного образования, социокультурных центров, библиотеки, музея, представляющих различные возможности для развития дошкольников и обеспечивающих их позитивную социализацию.
-
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса предполагает объединение комплекса различных видов специфических детских видов деятельности вокруг единой темы при организации образовательного процесса. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. -
Принцип адаптивности реализуется через:
-
адаптивность предметно-развивающей среды МАДОУ к потребностям ребенка дошкольного возраста, обеспечивающей комфорт ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, полноценное развитие; -
адаптивность ребенка к пространству МАДОУ и окружающему социальному миру. -
Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.
Ежедневное пребывание детей с нарушениями ОДА в образовательном учреждении делится на четыре блока:
Утренний блок (8.00 – 9.00) | Воспитательно – образовательный блок (9.00 – 11.00) | Медицинский блок (10.00 – 12.00) | Вечерний блок (15.00 – 18.00) |
- совместная деятельность воспитателя с ребенком; - свободная самостоятельная деятельность детей | Непосредственно образовательная деятельность ( воспитатель; - учитель – логопед; -педагог– психолог; -инструктор по физ. воспитанию; -музыкальный руководитель). | - массаж; -фитотерапия; - витаминотерапия; | -ЛФК; -закаливание; - кружковая работа; -индивидуально коррекционная работа (воспитатель, учитель-логопед); -самостоятельная деятельность ребенка; -совместная деятельность с воспитателем |
Система физкультурно – оздоровительных мероприятий
Блоки физкультурно – оздоровительной работы | Содержание | |
Система двигательной активности и система психологической помощи | - утренняя гимнастика; - прием детей на свежем воздухе (лето); - организованная деятельность с детьми по физической культуре; - физминутки во время НОД; - двигательная активность на прогулке; - подвижные игры; - гимнастика после дневного сна; - физкультурные досуги, соревнования; - игры, хороводы, игровые упражнения; - психогимнастика; - логоритмика; - оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы | |
Блоки физкультурно – оздоровительной работы | Содержание | |
Создание условий для двигательной активности детей | - гибкий режим; - оснащение (наличие физкультурно-спортивных центров в группах, спортивной площадки на территории ДОУ, спортивного оборудования на участках) | |
Система закаливания | В повседневной жизни | - летом утренний прием на свежем воздухе; - утренняя гимнастика (ОРУ, игры, оздоровительный бег); - облегченная форма одежды; - босохождение после сна; - сон с доступом свежего воздуха; - контрастные воздушные ванны (перебежки); - солнечные ванны (в летнее время) |
Специально - организованная | - закаливающие дыхательные упражнения; -полоскание зева прохладной водой; -обширное умывание | |
Организация рационального питания | - организация второго завтрака (круглый год); - питьевой режим; - витаминизация | |
Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности | - диагностика уровня физического развития; - диспансеризация детей; - диагностика уровня физической подготовленности; - диагностика развития ребенка. |
Система закаливающих мероприятий
Содержание | Возрастные группы | |
Старшая | Подготовительная | |
I. Элементы повседневного закаливания | В холодное время года допускаются колебания температуры в присутствии детей | |
Воздушно-температурный режим | От +200 до +180 | От +200 до +180 |
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды | ||
(в присутствии детей) | В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.). Допускается снижение температура на 1-2 градуса. | |
| В холодное время проветривание проводится кратковременно (5-10 мин.). Допускается снижение температура на 2-3 градуса. | |
| К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной | |
| + 200 | + 200 |
| В теплое время года проводится в течении всего дневного сна | |
| В теплое время года проводится на улице, в холодное время года – в зале | |
| + 180 | + 180 |
| В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 200 - +220 | |
| Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям | |
До - 200 | До - 200 | |
| Ежедневно. В теплое время года на улице при температуре от + 200 В холодное время года в групповых помещениях при соблюдении нормативной температуры. | |
| + 180 | + 180 |
| ежедневно | |
| Умывание рук до локтя водой комнатной температуры | Обширное умывание, мытье рук до локтя водой комнатной температуры |
II. Специальные закаливающие воздействия | Полоскание рта раствором трав комнатной температуры (фитотерапия), аэронотерапия | |
2. Дыхательная гимнастика | Закаливающее дыхание, игровой самомассаж рук, ушей, стоп | Закаливающее дыхание, игровой самомассаж рук, ушей, стоп |
Закаливание проводится на фоне теплового комфорта для организма ребенка, что достигается рациональным сочетанием метеорологических факторов среды, теплозащитных свойств одежды и уровня двигательной активности. Учитываются индивидуальные особенности состояния ребенка и его эмоциональный настрой. |