Файл: роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы торговли потребительскими товарами»

Тема: «РОЛЬ ТОРГОВЛИ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»



Институт непрерывного

и дистанционного образования

Направление подготовки:

38.03.06. Торговое дело

Направленность (профиль):

Логистика

Кафедра:

Логистики и коммерции

Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент:

Лаптев Павел Александрович

Группа: ИНО 3Б ТДЛ-20-2

Руководитель:

Трофимова Людмила Ивановна, доцент, кандидат экономических наук

(ФИО, должность, звание)


Екатеринбург

2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1. Теоретические аспекты роли торговли в удовлетворении спроса населения……………………………………………………………………………..5

1.1 Экономическая сущность торговли ……………………………………………5

1.2 Роль торговли в удовлетворении спроса………………………………………………………………………………..11

2. Анализ удовлетворения спроса на отдельных товарных рынках за 2019-2020…………………………………………………………………………………..17

2.1 Торговля на рынке продовольственных товаров в 2019-2020 17

2.2 Торговля на рынке непродовольственных товаров в 2019-2020 22

3. Проблемы и прогнозы удовлетворения потребительского спроса населения на 2021-2022 гг.…….......................................................................................................27

3.1 Прогнозирование потребительского спроса…………………………………..27


3.2 Прогнозы и возможные решения проблем на товарных рынках…………...31

Заключение…………………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсового проекта: Роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках

Актуальность темы исследования: Торговля в современном обществе представляет собой системное образование, отвечающее классической структуре крупнейшего социального института, который отличает данную область человеческой жизнедеятельности совокупностью социальных связей, комплексом социальных норм, правил, процедур и которая удовлетворяет основным потребностям общества. Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. В этом смысле торговля представляет собой форму обмена продуктами труда, исторически обусловленную возникновением и развитием товарного производства. Ко второму тысячелетию до новой эры, когда неолит уступил место металлической культуре, появляются принципиально новые орудия труда, которые коренным образом изменили сам процесс производства и, как следствие, предопределили рост производительности труда. Это, в свою очередь, привело к тому, что отдельная семья в составе общины стала производить продукцию не только для собственного потребления, но и для обмена излишками продуктов с другими семьями. Вследствие этого стали формироваться постоянные отношения обмена, достигшие в настоящее время внушительных объемов.

Цель исследования: проанализировать роль торговли в удовлетворении спроса на отдельных товарных рынках.

В рамках цели ставятся задачи:

1. Уточнить и расширить понятия торговли и спроса

2. Понять, что из себя представляет товарный рынок

3. Оценить влияние пандемии на продовольственный и непродовольственный рынок.

4. Выявить пути дальнейшего развития рынка

Научная новизна курсовой работы заключается в анализе товарного рынка на фоне пандемии коронавируса, учёта кризиса и прогнозировании развития товарного рынка с учётом кризиса 2020 года.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научно-исследовательские работы фундаментального и прикладного характера, зарубежных и отечественных ученых в области экономики и товароведения

Структура и объём курсовой работы: Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников. Работа представлена на 37

страницах машинописного текста, содержит 3 таблицы и 3 рисунка.
1. Теоретические аспекты роли торговли в удовлетворении спроса населения

1.1 Экономическая сущность торговли

Торго́вля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.

Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны - позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения. В частности, через экономическую составляющую товара - цену, можно судить об экономическом развитии и динамике инфляционных процессов в государстве.

Торговля формирует межотраслевые кооперационные связи с отраслями, производящими продукцию, предназначенную для конечного потребления и использования в домашних хозяйствах. Имеются в виду отрасли, производящие, обрабатывающие продукцию и товары народного потребления: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс (АПК), легкая и пищевая промышленность, лесная промышленность, строительство и др.

Эффективное управление структурой отраслей народного хозяйства позволяет обеспечить высокую степень удовлетворения потребностей населения в товарах, работах и услугах, способствует рациональному использованию ресурсов, позволяет оптимизировать соотношение результатов и затрат, повысить результативность функционирования отрасли. [4, с. 8]

Продажа принимает разнообразные формы и ее способы будут зависеть от того, какие формы приняла торговля в конкретном случае. Между продажей товаров в магазине самообслуживания, где больше придерживаются анонимной торговли и продажей в розничном магазине существуют определенные различия по форме способы продажи тоже будут отличаться друг от друга.


В первом случае большую роль сыграет характер выкладки товаров, во втором качество общения и личный контакт.

Существуют некоторые переменные, позволяющие идентифицировать все типы продаж:

- место встречи продавца и покупателя;

- характер контакта между покупателем и поставщиком;

- размер торговой площади, дистанция, разделяющая две стороны тип клиента.

При некоторых формах продаж подразумевается личный контакт продавца и покупателя продажа в магазине, продажа по телефону, продажа на дому, соответственно, при других формах продажи главное это место продажи продажа на ярмарке в больших торговых залах продажа с аукциона [5, с.68].

Методы розничной торговли основываются на поступках и образе действия покупателей. С их помощью принимаются решения относительно расположения магазина его звукового оформления рекламы на месте продажи. Магазинные и внемагазинные формы продажи товаров характеризуются специфическими условиями доведения товаров до населения. Однако наилучшие условия для обслуживания покупателей могут предоставить только магазины. Это объясняется возможностью использования в магазине различных форм торгового обслуживания населения в зависимости от конкретных условий.

Торговое обслуживание покупателей предполагает наличие специально устроенных и оборудованных торговых помещений, приспособленных для наилучшего обслуживания покупателей подбора и формирования торгового ассортимента возможности его оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом потребителей постоянного учета запросов покупателей, а также умения предложить и продать товар каждому конкретному потребителю. Качество торгового обслуживания связано с таким понятием как культура торговли. Она определяется развитием материально-технической базы торгового предприятия использованием информационных технологий прогрессивных форм продажи товаров и методов обслуживания покупателей. [6, с. 32]
Функции торговли определяются ее сущностью т.е. формой товарного обращения. Выделяют следующие функции торговли:

- реализация произведенной потребительской стоимости товара - исполнение этой функции связывает производство с потреблением;

- доведение предметов потребления до потребителей при выполнении данной функции происходит пространственное перемещение товаров от производителя к потребителю;


- поддержание баланса между спросом и предложением с активным одновременным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

- сокращение издержек обращения в сфере потребления затрат покупателей на приобретение товаров путем совершения технологии продаж расширения информационных услуг;

- маркетинг, разработка товаров, рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, реклама.

Кроме вышеперечисленных функций торговля выполняет специфические функции. Объектами управления торговли являются следующие подсистемы:

- предметы труда (все виды ресурсов);

- средства труда (торговое оборудование, торгово-производственные здания, инструменты);

- товарное обращение - процесс реализации товаров;

- экономические связи и отношения (хозяйственные связи предприятий и механизм их регулирования).

Розничная торговля выполняет следующие функции, которые определяются ее сущностью:

- удовлетворение потребности населения в товарах;

- доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

- обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг;

- совершенствование технологии торговли и улучшение качества обслуживания покупателей [12, с.81].

Роль розничных продавцов всегда сводится к предоставлению удобств покупателям необходимо открывать торговые точки в местах удобных для покупателей где в удобное время и в нужном количестве продавался бы необходимый товар, который можно периодически пополнять.

Продавцам важно постоянно менять свой ассортимент в соответствии с изменяющейся линией потребностей покупателей улучшать качество обслуживания. Именно тогда торговое предприятие будет получать прибыль и выдерживать конкуренцию на рынке.

На развитие торговой отрасли оказывает влияние множество факторов, из которых одни действуют прямо, непосредственно и в пределах короткого периода времени, а другие — косвенно, и их действие может проявляться через несколько лет или даже десятилетий (табл. 1).
Таблица 1 - Факторы, определяющие состояние и развитие торговой отрасли [4, стр 12]

Факторы прямого воздействия

Факторы косвенного воздействия

Емкость рынка потребительских товаров

Экономическая и социальная политика государства

Конъюнктура рынка

Демографическая ситуация и ее динамика

Конкурентная среда

Социальная политика государства

в области повышения жизненного

уровня населения.

Монопольная рыночная власть на

рынке потребительских товаров

Финансовая, кредитно-денежная

и налоговая политики в отношении

торговой отрасли.

Законодательные и нормативные акты, регулирующие правовое положение

отрасли

Обеспеченность информационными

технологиями и средствами массовой

коммуникации

Хозяйственные связи торговли и организация товародвижения

Национальные особенности региона

(бытовые, этнические, религиозные

и т. п.)

Отношения с финансово-кредитными

структурами

Техническое регулирование в области безопасности товаров и услуг

Обеспечение отрасли трудовыми ресурсами необходимых профессий

и квалификаций

Географические особенности регионов, влияющие на особенности структуры спроса

Материально-техническое и информационное обеспечение отрасли

Международные, политические

и экономические события