Файл: роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



В экономике страны каждая отрасль не является изолированной от других отраслей системой, а постоянно взаимодействует с ними. Крупные отрасли образуют отраслевые комплексы, а вместе с «чистыми» отраслями они формируют отраслевую структуру народного хозяйства страны. Таким образом, система экономических связей между отраслями основана па разделении труда, межотраслевой кооперации и интеграции.

Все отрасли можно разделить на четыре группы:

• первичные отрасли (добывающая промышленность и сельское хозяйство);

• вторичные отрасли (обрабатывающая промышленность);

• отрасли инфраструктуры (строительство, транспорт, торговля, здравоохранение, обслуживание населения);

• отрасли управления и наука, научное обслуживание.

Систему экономических связей в экономике можно представить в виде потоков ресурсов, денежных средств и продукции. Причем то, что для одной отрасли является продукцией, для другой является ресурсом.

Торговая отрасль выполняет важную функцию: обслуживает движение ресурсов и продукции между отраслями. Благодаря этому производители освобождаются от выполнения торговых и некоторых сопутствующих функций, могут усиливать специализацию (сосредоточение на выполнении отдельных операций, выпуске узкого ассортимента продукции), что приводит к улучшению качества продукции и повышению эффективности деятельности.

Межотраслевые кооперационные связи торговля формирует с отраслями, производящими продукцию, предназначенную для конечного потребления и использования в домашних хозяйствах. Это отрасли, производящие и обрабатывающие продукцию и товары народного потребления: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс (АПК), легкая и пищевая промышленность, лесная промышленность, строительство и др.

Торговая отрасль является организатором потребительского рынка. В рамках рынка происходит процесс торговли потребительскими товарами и перемещение товаров из сферы производства в сферу личного потребления. Торговая отрасль и рынок тесно связаны между собой потоками ресурсов, факторов производства, товаров и услуг (рис. 1).

Торговля как развитая форма обмена оказывает производителям услуги по продвижению товаров к потребителю и тем самым
обеспечивает непрерывность кругооборота ресурсов, возмещает общественно необходимые затраты производства и способствует получению прибыли. На рис. 3.1 самостоятельные блоки «производство», «торговля», «личное потребление» взаимосвязаны движением потоков ресурсов, товаров и услуг. По каналам сбыта от производителя к потребителю через торговую отрасль движутся товары, а от потребителя к производителю — денежные средства, возмещающие затраты ресурсов на производство товаров. В конечном итоге производитель получает прибыль, а общество — чистый доход в виде валового внутреннего продукта (ВВП). Вместе с тем и торговля как отрасль, в которой идут воспроизводственные процессы, получает свою долю экономической выгоды в виде валовой добавленной стоимости (ВДС). ВДС создается как прибавочная стоимость товара, уступаемая торговле за реализацию этого товара в системе товарного обращения. Кроме того, в торговле за счет выполнения функций производственного характера (транспортировка, подсортировка, упаковка, хранение товара) создается новая стоимость, формирующая доход торговой отрасли.
Рис. 1 - Торговля как форма обмена в сферевоспроизводственных процессов

Насколько важна роль торговли в экономике можно увидеть на следующем примере. В целях ускорения темпов роста российской экономики был принят курс на поддержание опережения темпа роста средней заработной платы по сравнению с темпом роста ВВП. [5, с. 98]
1.2 Роль торговли в удовлетворении спроса

Спрос — это зависимость между ценой и количеством товара, которое потребители могут и хотят купить по строго определенной стоимости в конкретный промежуток времени.

Спрос является одним из инструментов рыночного механизма, способным дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о функционировании всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, так и для продавцов конкретного товара и потребителей. В рыночной теории существует множество определений понятия «спрос», но наиболее типичные из них таковы:

1) спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить

;

2) спрос как предмет анализа хозяйственной деятельности рыночного субъекта отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой из возможных в течение определенного периода цен на конкретном рынке;

3) спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных денежным эквивалентом, т. е. платежеспособных потребностей.

При различии трактовок все определения спроса увязаны с рынком и потреблением. Именно эта связь обусловливает неоднозначность его проявлений. [4, с. 69]

Подробнее виды спроса рассмотрены в таблице 2
Таблица 2 – Виды спроса [15]


Вид спроса

Характеристика

Полноценный спрос

Предполагает, что предложение полностью соответствует спросу. Например, потребители регулярно покупают товары личной гигиены и предложенные на рынке продукты полностью удовлетворяют их потребности.

Чрезмерный спрос

Возникает, когда компания не может удовлетворить потребности покупателей в полной мере. Так бывает с сезонными продуктами во время резкого увеличения спроса.Товар может быстро заканчиваться на складе и периодически возникает дефицит.

Скрытый спрос

Это неявная потребность, которую нельзя удовлетворить из-за отсутствия на рынке соответствующих товаров и услуг. К такому спросу можно отнести желание людей покупать продукты без ГМО или лекарственные препараты без побочных действий.

Отсутствующий спрос

Возникает когда по каким-либо причинам потребители не хотят покупать товар. Это может быть связано с ненадобностью продукции для конкретных клиентов или отсутствием информации о ней. Например, небольшие производства по обработке металла не покупают большие станки, предназначенные для крупных серийных производств.

Отрицательный спрос

В этом случае потребитель отказывается приобретать конкретный товар. Чаще всего это связано с негативным отношением к продукту.

Падающий спрос

Возникает со временем из-за появления более качественных и совершенных товаров. Так с появлением смартфонов спрос на кнопочные телефоны снизился.

Нерегулярный спрос

Это непостоянная или переменчивая потребность в каком-либо товаре. Нерегулярный спрос зависит от сезона, погодных условий, месяца и других факторов. Осенью в сезон дождей люди активнее покупают зонты, дождевики и резиновые сапоги. Летом потребность в этих товарах зачастую ниже. Однако, большую роль в данном примере играют погодные условия, поэтому все может быть наоборот.

Нерациональный спрос

Предполагает потребность в товарах, которые несут потенциальный вред здоровью человека или окружающей среде. К такой продукции относятся полиэтиленовые пакеты, сигареты, алкоголь и многое другое.



Удовлетворяя жизненно важные потребности, институт торговли выполняет посредническую функцию, сущность которой проявляется во взаимодействии институтов рыночного общества.

Прежде всего, торговля обеспечивает связь и регуляцию взаимодействия двух базовых институтов рыночного общества – производства и потребления. Необходимость в специальном институциональном посреднике определяется разделением труда, отделением производства продукции от потребляющего ее домашнего хозяйства и географическим разделением рынков. Возможность и необходимость территориального перемещения товаров определяется их уникальностью. Еще в VI–VIII вв., когда славяне не были одним народом, большое значение для них имели торговые связи с античным миром. По рекам в Русь проникали торговые посредники с римскими и византийскими товарами. Разрыв торговых связей по какой-либо причине оказывал негативное влияние на экономику Руси и провоцировал падение экономического развития.

Мировой опыт глобализации и тенденции развития сферы обращения свидетельствуют об усилении роли оптовой торговли, что обусловлено углублением процессов международного и территориального разделения труда, интенсивным движением глобальных потоков экономических и информационных ресурсов между звеньями ведущих транснациональных корпораций, использованием сетевых технологий в товарно-распределительных отношениях, активизацией международных и межрегиональных экономических связей.

В глобально ориентированной системе экономических ценностей и хозяйственных отношений расширяются функции оптовой торговли.

Оптовая торговля выполняет не только посредническую роль в продвижении товаров, но и в продвижении информации от товаропроизводителей к покупателям, что дает возможность сосредоточения информации в оптовых структурах и регулирования процессов оборота товаров на потребительском рынке территории, в том числе контроля над ситуацией между спросом и предложением товаров, определения уровня цен на товары, активного влияния на деятельность товаропроизводителей. Существование и успешное развитие крупных торговых предприятий не отрицает, а скорее стимулирует развитие малого бизнеса, причем как производственного, так и торгового. Изменились и потребности покупателей. Они становятся более требовательными к количеству и качеству, оказываемых им услуг; выбирают товары и услуги исходя из соответствия образу их жизни, а не стоимости (неценовая конкуренция);
хотят больше удобств, дополнительных услуг и развлечений при посещении торговых предприятий.

В современных условиях каждый розничный торговец должен с огромным вниманием отнестись к маркетингу системы предлагаемых им услуг, основная цель которого – эффективное привлечение и удовлетворение потребностей покупателей и расширение круга клиентов [4, с.76].

Для решения задач по расширению ассортимента продаваемых товаров и оказанию широкого перечня дополнительных услуг крупные торговые предприятия привлекают малые предприятия. Крупному торговому предприятию такая совместная деятельность обеспечивает высокую степень комплектности ассортимента продаваемых товаров и оказываемых услуг за счет таких позиций, которые из соображений экономической целесообразности не могут им реализоваться, например, свежие хлебо-булочные изделия, выпечка, деликатесные товары, сувенирная продукция. Кроме того, привлекаются предприятия для организации различного рода дополнительных услуг (предприятия общественного питания, бытового обслуживания, организации культурно-развлекательного и спортивного характера, предприятия транспорта и связи, отделения банков и различного рода кредитных организаций, обслуживание автотранспорта и т. п.).

Итак, торговую отрасль следует рассматривать, во-первых, как форму товарно-денежного обмена, происходящего во времени и в пространстве, организованного в определенной последовательности и отражающего совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; во-вторых, как сферу общественно-полезной деятельности, связанной с организацией товарного обмена и торгового обслуживания населения, как организатора и регулятор рынка и рыночных отношений в сфере товарного обращения. В национальном хозяйстве торговлю потребительскими товарами следует рассматривать как важнейший сектор экономики.

2. Анализ удовлетворения спроса на отдельных товарных рынках за 2019-2020

2.1 Торговля на рынке продовольственных товаров в 2019-2020
В 2020 г. объем оборота розничной торговли в России составил в текущих ценах 33,555 трлн рублей. Ограничительные меры, введенные в 2020 году в связи с распространением коронавирусной инфекции