Файл: роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 3 - Динамика оборота розничной торговли в 2019-2020 гг. [12]
Оборот розничной торговли в феврале на 95,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, работающими вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок составила 4,7%. В феврале прошлого года эти доли составляли 95% и 5% соответственно, в январе текущего года — 95,2% и 4,8% соответственно.

По данным Росстата, розничный оборот непродовольственных товаров по итогам 2020 года упал на 5,2% - вдвое сильнее, чем оборот продовольственных товаров. Как поясняют в АКОРТ, это связано с вынужденным простоем непродовольственных торговых объектов в апреле - мае 2020 года. «Все участники рынка были вынуждены в экстренном порядке перестраивать свои бизнес-процессы, инвестировать дополнительные средства в обеспечение безопасности сотрудников и посетителей, реализацию комплекса мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции, формированию и поддержанию повышенных товарных запасов, что также повлияло на общие результаты отрасли», - указывают в ассоциации. [9]

Половина новых ретейлеров, вышедших на российский рынок, представлена профилем «одежда, обувь, белье». Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% — средний/ниже среднего, 46% — выше среднего.

Об уходе с российского рынка в 2020 году объявил французский бренд аксессуаров Longchamp. По словам гендиректора компании, закрытие магазинов во многом связано с последствиями эпидемического кризиса. Холдинг Inditex также принял решение о закрытии в России магазинов Lefties.

На середину июля 2020 года торговых точек в РФ стало на 62% меньше, чем в начале пандемии COVID-19 в марте. На отрасли торговли сказываются сокращение платежеспособного спроса и законодательные ограничения. [10]
Значительно изменилось и потребительское поведение: ограничения из-за пандемии и сокращение реальных располагаемых доходов населения привели к усилению тренда на экономию, который проявлялся в переходе на более дешевые продукты, отказе от импульсивных покупок, сокращении частоты посещения торговых объектов. «Отрасль торговли традиционно является одним из ключевых доноров ВВП России, таким образом, падение товарооборота в 2020 году негативно сказалось и на экономике страны в целом - по данным ЦБ, сокращение ВВП по итогам года может составить 4%», - заключают эксперты.

Пандемия COVID-19, начавшаяся в России в марте, серьезно ударила по всем отраслям экономики Свердловской области. По предварительным данным, региональный бюджет в 2020 году недополучит около 30 млрд руб., объем валового регионального продукта снизится до 95% по сравнению с 2019 годом, а оборот розничной торговли — до 94%. При этом уровень безработицы достиг 6% — рекордного показателя с 2008 года. Также следует отметить, что тенденции на Российском рынке находят отражение в экономике Свердловской области. [13]

Главным негативным фактором, повлиявшим на уральскую экономику, стали ограничительные меры, принятые властями для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. В марте губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев ввел режим повышенной готовности, в том числе временно закрыл или ограничил работу ряда предприятий, перевел часть сотрудников организаций на удаленный режим работы, а также перенес запланированные крупные экономические, спортивные и культурные мероприятия. Такие же меры весной были приняты в большинстве регионов России, в результате произошло замедление темпов роста основных экономических показателей, а некоторые даже ушли в минус. «Так, в 2020 году объем валового регионального продукта может составить 95% к уровню 2019 года, объем отгруженной продукции — 97%, оборот розничной торговли — 94%, а прибыль предприятий едва достигнет 65%. В то же время в регионе наблюдается снижение объема инвестиций в основной капитал и реальных доходов населения, рост безработицы»,— сообщил в ноябре на заседании регионального парламента председатель комитета по бюджету Владимир Терешков.

Губернатор Евгений Куйвашев уточнил, что по итогам года свердловский бюджет недополучит 30 млрд руб. «Уже по итогам десяти месяцев текущего года налоговые и неналоговые поступления в бюджет сократились на 6,5%. Это серьезная цифра»,— подчеркнул он. Тем не менее, по словам господина Куйвашева, региону удалось обеспечить выполнение всех социальных обязательств, в том числе выделение средств для системы здравоохранения, социальной сферы и финансирования национальных проектов. [13]
По данным Свердловскстата, индекс промышленного производства в Свердловской области в январе — ноябре 2020 года составил 101,8% к аналогичному периоду прошлого года. Индекс обрабатывающего производства за 11 месяцев этого года вырос на 2,1% к уровню 2019 года, объемы добычи полезных ископаемых — на 1,4%. Заметное снижение наблюдается в сфере обеспечения электроэнергией, газом и паром — показатели упали на 1,3%.



Крупнейший производитель титана — ПАО «Корпорация “ВСМПО-Ависма”» (площадки в Верхней Салде и Березняках) — на фоне пандемии прогнозирует сокращение выручки на 25%. Если в 2019 году компания получила $1,6 млрд выручки, то в этом году компания рассчитывает получить лишь $1,2 млрд. Корпорация ожидает снижения объемов производства титана на 23% от уровня 2019 года, тогда было произведено 32,5 тыс. т..«ВСМПО-Ависма» обеспечивала до 35% всех потребностей в титане Boeing, 65% — Airbus и 100% — Embraer. Однако из-за пандемии компания столкнулась со снижением спроса на авиарынке и была вынуждена сократить производственный план по выпуску товарной титановой продукции с 39 тыс. т до 26,5 тыс. т. Около 50% штата (10 тыс. сотрудников) в конце июня были переведены на режим неполной занятости. В 2021 году «ВСМПО-Ависма» планирует снизить долю авиации в продажах до 60–65%. Вместо этого корпорация увеличит неавиационные продажи, к которым относит, в частности, медицину. [13]
Несмотря на все вызванные им человеческие жертвы и нарушения экономической жизни, новый коронавирус открыл возможность долгосрочных изменений, отчасти потому, что он обнажил изъяны мира, возникшие задолго до того, как этот патоген распространился по миру. Это сделал и финансовый кризис десятилетней давности, но мир оказался не на высоте положения, и мы по-прежнему жили с наследием этого провала, когда в конце 2019 года вирус перешел от животных к человеку. Нынешние проблемы во всяком случае больше. Но интеллектуальная среда для их решения гораздо более динамичная, а политическая воля подает многообещающие признаки жизни. Есть основания для надежды, но не для самоуспокоенности.
3. Проблемы и прогнозы удовлетворения потребительского спроса населения на 2021-2022 гг.

3.1 Прогнозирование потребительского спроса
Изучение объема и структуры сложившегося спроса, его видов и факторов формирования — это только начальный этап управления спросом на разных уровнях. Важнейшей и сложнейшей сферой является его прогнозирование — научное, т. е. основанное на системе фактов и доказательств, установленных причинно-следственных связей, выявление вероятных путей развития явлений и процессов; оценка показателей, характеризующих эти явления и процессы для более или менее отдаленного будущего. Объектами прогнозирования могут быть процессы (отсутствие и невозможность изменений делают прогнозирование бессмысленным), результат которых неоднозначен — иначе отсутствует необходимость прогнозирования. Чем труднее вычленить объект прогнозирования, тем сложнее его предсказать (сложность в данном случае определяется количеством, разнородностью входящих в объект элементов, а также наличием подсистем различного уровня сложности). Прогнозирование спроса — это научное предвидение общего объема и структуры
спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребителя и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегии развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения. Основная черта прогнозирования спроса — его многовариантный характер. Прогнозирование осуществляется не в виде единственной последовательности событий, а путем построения поливариантных прогнозов и выбора оптимального. [4, с. 97]

Потенциально возможный объем спроса на все товары или на конкретный товар принято называть действительным спросом. Он измеряется тем количеством денежных средств, которые могут выделить покупатели для приобретения всей массы товаров или конкретного товара при установленном уровне цен. Однако не все денежные средства, предназначенные для покупки товаров, реализуются на рынке. Часть их по разным причинам остается у покупателей, а часть действительного спроса не находит удовлетворения. В связи с этим спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные формы.

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, а именно: метода простой (формальной) экстраполяции, метода экономико-математического моделирования, нормативного метода, метода экспертных оценок и др.

1. Метод простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии объема и структуры спроса на базе анализа динамического ряда. Чтобы перенести сложившиеся в базисном периоде темпы роста или удельные значения той или иной товарной группы на прогнозируемый период, можно использовать, например, коэффициент изменения спроса:



(1)

где ∆Д1 — темп прироста общего объема спроса в плановом (прогнозируемом) периоде; ∆Д2 — темп прироста спроса на данную группу товаров в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом; ∆Д3 — средний темп прироста общего объема спроса за 3–5 предпрогнозных периодов. Данный метод достаточно прост и доступен, однако использовать его целесообразно только в тот период, когда маловероятно изменение тенденций
, т. е. краткосрочно, и для укрупненных товарных групп.

2. Метод экономико-математического прогнозирования основаны на экономико-математическом моделировании. В общем виде экономико-математическая модель представляет собой отражение определенного процесса или явления. Математическая формализация отбрасывает все несущественные элементы этих процессов и в то же время позволяет количественно учитывать основные факторы, влияющие на их развитие. Сущность данных методов состоит в том, что они представляют спрос как функцию факторов, характеризующих его развитие. В практике прогнозирования товарно-групповой структуры чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели.

3. Нормативный метод, основанный на использовании показателей рационального потребления материальных благ, применяется как основной инструмент средне- и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса по стране в целом и по регионам. Он состоит в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. С помощью данного метода рассчитываются либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов роста производства и потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимые для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. На уровне отрасли с помощью данного метода можно прогнозировать минимальный объем спроса на основании данных о прожиточном минимуме.

4. Метод экспертных оценок прогнозного спроса основаны на оценках тенденций развития спроса, которые дают эксперты, имеющие большой научный и практический опыт в сфере анализа рынка потребительских товаров. Главная сложность — рационально организовать опрос экспертов, провести экспертизу проблем прогнозирования спроса и обработку индивидуальных экспертных оценок. Обобщенная оценка индивидуальных результатов экспертов принимается в качестве прогноза спроса.

5. Индивидуальные оценки, которые эксперты дают в ходе опросов, обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики. Наиболее распространенными способами обобщения полученных экспертных оценок являются расчеты с помощью простой арифметической средней.

6. Метод аналогии базируется на использовании практического опыта с учетом: а) анализа закономерностей развития более высокой структуры спроса (товара-аналога нового товара); б) оценки возможностей использования закономерностей для прогнозирования развития в этом направлении менее развитой структуры потребительского спроса.