Файл: роль торговли в удовлетворении спроса населения на отдельных товарных рынках.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ожидаемо привели к спаду во всех отраслях экономики. Розничная торговля не стала исключением.
По итогам 2020 года оборот розничной торговли в России сократился на 4,1%, до 33,555 трлн рублей. Результат оказался близок к официальному прогнозу (-4,2%, согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, одобренному правительством в сентябре) и к консенсус-прогнозу "Интерфакса" (-4%). [9]
Худшим месяцем для ритейлеров в 2020 году стал апрель: оборот торговли на фоне локдауна упал на 22,6%. Самым удачным месяцем оказался март: тогда благодаря ажиотажному спросу, спровоцированному пандемией, оборот розничной торговли увеличился на 5,7%.
Оборот розничной торговли продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями в 2020 году сократился на 2,6% (до 16 трлн 403,4 млрд рублей). В апреле оборот продовольственной розницы упал на 9,1% (после роста на 4,8% в марте) - и до конца года динамика так и не вышла в положительную зону. В декабре оборот торговли продовольственными товарами сократился на 4,5% в годовом выражении (до 1 трлн 713,6 млрд рублей), в IV квартале - на 3,9% (до 4 трлн 540,4 млрд рублей). [9]
Оборот непродовольственной розницы в прошлом году снизился на 5,2%, до 17 трлн 151,6 млрд рублей. В апреле падение этого сегмента составило 35,4%, а в октябре оборот непродовольственного ритейла достиг докризисного показателя, продемонстрировав динамику в 0%, однако затем снова вернулся к снижению. В декабре оно составило 2,6% (оборот - 1,834 трлн рублей). В IV квартале оборот розничной торговли непродовольственными товарами сократился на 1,5% (до 5 трлн 12,5 млрд рублей).
Росстат также сообщил, что по итогам 2020 года удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли вырос до 48,9% с 47,9% в 2019 году, непродовольственных товаров - сократился до 51,1% с 52,1% в 2019 году (в декабре на долю продовольственных товаров пришлось 48,3% против 48,2% годом ранее, на долю непродовольственных - 51,7% против 51,8% в декабре 2019 года).
Оборот розничной торговли в России в 2020 году снизился после трех лет роста (в 2019 году он составлял 1,9%). Базовый прогноз Минэкономразвития и консенсус-прогноз "Интерфакса" предполагают возвращение российского ритейла к росту в 2021 году (5,1% и 4,6% соответственно). [9]
Иная ситуация обстоит на онлайн-рынке
Объем рынка розничных продаж продовольственных товаров в интернете по итогам 2020 года превысил 135 млрд рублей, что более чем в три раза выше показателя предыдущего года, свидетельствуют данные исследования Infoline, на которые ссылается Forbes.
"Общий объем рынка розничных online-продаж продовольственных товаров в 2020 году вырос на 214% и превысил 135 млрд рублей, годом ранее этот показатель составлял 43 млрд рублей", - отмечает издание со ссылкой на аналитиков, отметивших, что динамичному росту онлайн-продаж во всех крупнейших городах России способствовала пандемия.
В большинстве регионов пиковые показатели были достигнуты в мае 2020 года. В то время как летом 2020 года продажи снижались из-за поэтапного снятия ограничений и традиционного сезонного сокращения продаж. В сентябре продажи превысили показатели мая, наиболее динамичный рост демонстрировал сегмент экспресс-доставки.
Лидерами по объему продаж еды через интернет стали Москва и Санкт-Петербург - в общем обороте продовольственных товаров онлайн-продажи в Санкт-Петербурге составляют 2,3-2,5% против 2-2,2% в столице. Онлайн-продажи продовольственных товаров в Московском регионе составили 81,9 млрд рублей по итогам 2020 года, отмечают аналитики. Порядка 21 млрд пришлось на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Краснодар замыкает тройку лидеров с оборотом в 2,1 млрд рублей. [9]
Наибольшее количество игроков e-grocery представлено на рынке Московского региона - лидером по итогам 2020 года стал "Утконос" с долей 18%. Лидером на рынке Санкт-Петербурга является служба доставки из торговых сетей igooods с долей 20%, в других крупнейших городах лидирует "Сбермаркет". При этом в общем рейтинге по объему продаж по России лидирует X5 Retail Group, которая не занимает лидирующую позицию ни в одном регионе присутствия, но не придерживается, как остальные, одной стратегии - одни концентрируются на конкретных регионах, другие делают ставку на широкую сеть дистрибуции.
По прогнозам аналитиков, оборот онлайн-продаж продовольственных товаров в России в 2025 году превысит 1 трлн рублей. Быстрее всего обороты будут расти в таких городах, как Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. "К началу 2025 году доля Москвы и Московской области в общем обороте online-торговли продовольственными товарами составит 56%, доля Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 12% (сейчас 61% и 16% соответственно)", - отмечает Forbes со ссылкой на аналитиков. [9]
Рис 2. Продуктовая инфляция в России по кварталам
Формат "магазинов у дома" в условиях изоляции доминирует в рознице все сильнее. В условиях эпидемии COVID-19, из-за которой в России с конца марта действует режим самоизоляции
, потребители предпочитают закупаться ближе к дому. В магазинах малых форматов спрос оказался выше, чем в крупных торговых объектах за счет их удобного расположения относительно клиентов (в 1К20 лидеры рынка увеличили LFL-продажи в магазинах шаговой доступности на 7.5%, а в магазинах крупных форматов – в среднем на 4.45%). Отсутствие альтернатив в период самоизоляции (ресторанов, кафе и т.д.) обеспечило магазинам формата "у дома" потенциал для получения доли рынка. В краткосрочной перспективе этот формат должен продемонстрировать способность полностью удовлетворять потребности клиентов в товарах повседневного спроса. [11]
Прогнозы на пост-ковидный период осторожны, несмотря на отсутствие негативных сигналов. Хотя ритейлеры пока не отмечают смещения предпочтений в сторону более дешевых товаров, перспективы 2П20 остаются неопределенными на фоне падения продаж продуктов питания до рекордно низкого уровня (-9.3% в апреле) и роста безработицы в России (до 6.1% в мае). В отличие от предыдущих кризисов, продуктовые ритейлеры могут избежать давления на рентабельность за счет неуклонного роста доли расходов на продукты питания в общих потребительских расходах домохозяйств, частично из-за отмены летних отпусков и сохраняющихся опасений по поводу пандемии в 3К20.
Макроэкономическая обстановка. Макроэкономическая конъюнктура остается непростой ввиду невозможности достоверной оценки последствий, возникающих в результате пандемии. Ускорение инфляции в продовольственном сегменте в России до +3.5% г/г в апреле в основном было обусловлено сезонным фактором, с которым совпали эпидемия COVID-19 и девальвация рубля. В дальнейшем, с учетом снижения влияния курсовых разниц на российский ИПЦ (за счет действия бюджетного правила и сильной экономики) будут преобладать дезинфляционные факторы, и темпы роста цен на продукты питания начнут постепенно замедляться. [11]
Аналитическое агентство Infoline в апреле 2021 года опубликовало рейтинг крупнейших продовольственных ритейлеров в России. По итогам 2020 года лидерами остались X5 Retail Group и «Магнит», у которых показатели выручки составили 1,97 трлн и 1,5 трлн рублей соответственно, увеличившись на 14,2% и 13,3%. [12]
В тройку лидеров вошла объединенная компания, включающая сети «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль». Оборот этого ритейлера в 2020 году достиг 950 млрд рублей, что на 18,4% превосходит показатель годичной давности. В 2020 году на фоне антиковидных ограничений рекордный рост по динамике выручки среди продуктовых торговых сетей показали «Светофор» и «ВкусВилл» — она оказалась почти на 40% больше, чем год назад.
«Светофор» позиционирует себя как магазин низких цен. Аналитики полагают, что ритейлеру удалось достичь таких результатов на фоне снижения реальных доходов населения. «Вкусвилл», в свою очередь, быстро адаптировался к новым реалиям рынка и вошёл в сферу онлайн-торговли, что стало для него драйвером роста.
Продажи компаний из первой десятки рейтинга выросли на 12,9%, до 6,1 трлн рублей по итогам 2020 года. Общее количество магазинов превысило 56 000, или 22 млн кв. м.
Эксперты отмечают, что драйвером роста рынка стали развитие e-commerce сегмента (рост в 3,6 раза), удержание цен федеральными и региональными ретейлерами вопреки возросшей инфляции, а также инвестиционная активность FMCG-продавцов. [12]
Таблица 3 – крупнейшие ретейлеры за 2020 г. [12]
* - по оценке INFOline
Пандемия COVID-19 и экономический кризис существенно снизили активность выхода в Россию новых международных торговых операторов. В 2020 году на рынок вышло 13 торговых операторов — вдвое меньше показателя 2019 года (26 брендов). Показатель стал худшим с 2011-го, когда на рынок вышло 11 операторов. Лучшим годом за последние десять лет измерений был 2014-й — 68 брендов.
Половина новых ретейлеров, вышедших на российский рынок, представлена профилем «одежда, обувь, белье». Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% — средний/ниже среднего, 46% — выше среднего.
2.2 Торговля на рынке непродовольственных товаров в 2019-2020
Оборот розничной торговли в России в феврале 2021 года сократился на 1,3% в сопоставимых ценах по сравнению с февралем прошлого года, снижение показателя за два месяца текущего года составило 0,7% в годовом выражении, говорится в оперативном докладе Росстата.
По сравнению с январем 2021 года оборот розничной торговли в феврале текущего года уменьшился на 1,9%. В денежном выражении показатель в феврале составил 2,774 триллиона рублей, в январе-феврале — 5,578 триллиона. Для сравнения: в январе текущего года розничный оборот показал снижение на 0,1% в годовом выражении и на 21,5% — в месячном. [11]
Оборот непродовольственной розницы в феврале сократился на 1,4% в годовом выражении — до 1,416 триллиона рублей, в месячном выражении он уменьшился на 2,5%. В январе-феврале продажи непродовольственных товаров в розничной торговле уменьшились на 0,2% в годовом выражении и составили 2,861 триллиона рублей.
Доля непродовольственных товаров составила в феврале 51,1% против 51,7% годом ранее и 51,6% в январе. Динамику смотрите на рисунке 3. [12]
По итогам 2020 года оборот розничной торговли в России сократился на 4,1%, до 33,555 трлн рублей. Результат оказался близок к официальному прогнозу (-4,2%, согласно базовому варианту прогноза Минэкономразвития, одобренному правительством в сентябре) и к консенсус-прогнозу "Интерфакса" (-4%). [9]
Худшим месяцем для ритейлеров в 2020 году стал апрель: оборот торговли на фоне локдауна упал на 22,6%. Самым удачным месяцем оказался март: тогда благодаря ажиотажному спросу, спровоцированному пандемией, оборот розничной торговли увеличился на 5,7%.
Оборот розничной торговли продуктами питания, включая напитки, и табачными изделиями в 2020 году сократился на 2,6% (до 16 трлн 403,4 млрд рублей). В апреле оборот продовольственной розницы упал на 9,1% (после роста на 4,8% в марте) - и до конца года динамика так и не вышла в положительную зону. В декабре оборот торговли продовольственными товарами сократился на 4,5% в годовом выражении (до 1 трлн 713,6 млрд рублей), в IV квартале - на 3,9% (до 4 трлн 540,4 млрд рублей). [9]
Оборот непродовольственной розницы в прошлом году снизился на 5,2%, до 17 трлн 151,6 млрд рублей. В апреле падение этого сегмента составило 35,4%, а в октябре оборот непродовольственного ритейла достиг докризисного показателя, продемонстрировав динамику в 0%, однако затем снова вернулся к снижению. В декабре оно составило 2,6% (оборот - 1,834 трлн рублей). В IV квартале оборот розничной торговли непродовольственными товарами сократился на 1,5% (до 5 трлн 12,5 млрд рублей).
Росстат также сообщил, что по итогам 2020 года удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в структуре оборота розничной торговли вырос до 48,9% с 47,9% в 2019 году, непродовольственных товаров - сократился до 51,1% с 52,1% в 2019 году (в декабре на долю продовольственных товаров пришлось 48,3% против 48,2% годом ранее, на долю непродовольственных - 51,7% против 51,8% в декабре 2019 года).
Оборот розничной торговли в России в 2020 году снизился после трех лет роста (в 2019 году он составлял 1,9%). Базовый прогноз Минэкономразвития и консенсус-прогноз "Интерфакса" предполагают возвращение российского ритейла к росту в 2021 году (5,1% и 4,6% соответственно). [9]
Иная ситуация обстоит на онлайн-рынке
Объем рынка розничных продаж продовольственных товаров в интернете по итогам 2020 года превысил 135 млрд рублей, что более чем в три раза выше показателя предыдущего года, свидетельствуют данные исследования Infoline, на которые ссылается Forbes.
"Общий объем рынка розничных online-продаж продовольственных товаров в 2020 году вырос на 214% и превысил 135 млрд рублей, годом ранее этот показатель составлял 43 млрд рублей", - отмечает издание со ссылкой на аналитиков, отметивших, что динамичному росту онлайн-продаж во всех крупнейших городах России способствовала пандемия.
В большинстве регионов пиковые показатели были достигнуты в мае 2020 года. В то время как летом 2020 года продажи снижались из-за поэтапного снятия ограничений и традиционного сезонного сокращения продаж. В сентябре продажи превысили показатели мая, наиболее динамичный рост демонстрировал сегмент экспресс-доставки.
Лидерами по объему продаж еды через интернет стали Москва и Санкт-Петербург - в общем обороте продовольственных товаров онлайн-продажи в Санкт-Петербурге составляют 2,3-2,5% против 2-2,2% в столице. Онлайн-продажи продовольственных товаров в Московском регионе составили 81,9 млрд рублей по итогам 2020 года, отмечают аналитики. Порядка 21 млрд пришлось на Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Краснодар замыкает тройку лидеров с оборотом в 2,1 млрд рублей. [9]
Наибольшее количество игроков e-grocery представлено на рынке Московского региона - лидером по итогам 2020 года стал "Утконос" с долей 18%. Лидером на рынке Санкт-Петербурга является служба доставки из торговых сетей igooods с долей 20%, в других крупнейших городах лидирует "Сбермаркет". При этом в общем рейтинге по объему продаж по России лидирует X5 Retail Group, которая не занимает лидирующую позицию ни в одном регионе присутствия, но не придерживается, как остальные, одной стратегии - одни концентрируются на конкретных регионах, другие делают ставку на широкую сеть дистрибуции.
По прогнозам аналитиков, оборот онлайн-продаж продовольственных товаров в России в 2025 году превысит 1 трлн рублей. Быстрее всего обороты будут расти в таких городах, как Нижний Новгород, Казань и Екатеринбург. "К началу 2025 году доля Москвы и Московской области в общем обороте online-торговли продовольственными товарами составит 56%, доля Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 12% (сейчас 61% и 16% соответственно)", - отмечает Forbes со ссылкой на аналитиков. [9]
Рис 2. Продуктовая инфляция в России по кварталам
Формат "магазинов у дома" в условиях изоляции доминирует в рознице все сильнее. В условиях эпидемии COVID-19, из-за которой в России с конца марта действует режим самоизоляции
, потребители предпочитают закупаться ближе к дому. В магазинах малых форматов спрос оказался выше, чем в крупных торговых объектах за счет их удобного расположения относительно клиентов (в 1К20 лидеры рынка увеличили LFL-продажи в магазинах шаговой доступности на 7.5%, а в магазинах крупных форматов – в среднем на 4.45%). Отсутствие альтернатив в период самоизоляции (ресторанов, кафе и т.д.) обеспечило магазинам формата "у дома" потенциал для получения доли рынка. В краткосрочной перспективе этот формат должен продемонстрировать способность полностью удовлетворять потребности клиентов в товарах повседневного спроса. [11]
Прогнозы на пост-ковидный период осторожны, несмотря на отсутствие негативных сигналов. Хотя ритейлеры пока не отмечают смещения предпочтений в сторону более дешевых товаров, перспективы 2П20 остаются неопределенными на фоне падения продаж продуктов питания до рекордно низкого уровня (-9.3% в апреле) и роста безработицы в России (до 6.1% в мае). В отличие от предыдущих кризисов, продуктовые ритейлеры могут избежать давления на рентабельность за счет неуклонного роста доли расходов на продукты питания в общих потребительских расходах домохозяйств, частично из-за отмены летних отпусков и сохраняющихся опасений по поводу пандемии в 3К20.
Макроэкономическая обстановка. Макроэкономическая конъюнктура остается непростой ввиду невозможности достоверной оценки последствий, возникающих в результате пандемии. Ускорение инфляции в продовольственном сегменте в России до +3.5% г/г в апреле в основном было обусловлено сезонным фактором, с которым совпали эпидемия COVID-19 и девальвация рубля. В дальнейшем, с учетом снижения влияния курсовых разниц на российский ИПЦ (за счет действия бюджетного правила и сильной экономики) будут преобладать дезинфляционные факторы, и темпы роста цен на продукты питания начнут постепенно замедляться. [11]
Аналитическое агентство Infoline в апреле 2021 года опубликовало рейтинг крупнейших продовольственных ритейлеров в России. По итогам 2020 года лидерами остались X5 Retail Group и «Магнит», у которых показатели выручки составили 1,97 трлн и 1,5 трлн рублей соответственно, увеличившись на 14,2% и 13,3%. [12]
В тройку лидеров вошла объединенная компания, включающая сети «Дикси», «Красное & Белое» и «Бристоль». Оборот этого ритейлера в 2020 году достиг 950 млрд рублей, что на 18,4% превосходит показатель годичной давности. В 2020 году на фоне антиковидных ограничений рекордный рост по динамике выручки среди продуктовых торговых сетей показали «Светофор» и «ВкусВилл» — она оказалась почти на 40% больше, чем год назад.
«Светофор» позиционирует себя как магазин низких цен. Аналитики полагают, что ритейлеру удалось достичь таких результатов на фоне снижения реальных доходов населения. «Вкусвилл», в свою очередь, быстро адаптировался к новым реалиям рынка и вошёл в сферу онлайн-торговли, что стало для него драйвером роста.
Продажи компаний из первой десятки рейтинга выросли на 12,9%, до 6,1 трлн рублей по итогам 2020 года. Общее количество магазинов превысило 56 000, или 22 млн кв. м.
Эксперты отмечают, что драйвером роста рынка стали развитие e-commerce сегмента (рост в 3,6 раза), удержание цен федеральными и региональными ретейлерами вопреки возросшей инфляции, а также инвестиционная активность FMCG-продавцов. [12]
Таблица 3 – крупнейшие ретейлеры за 2020 г. [12]
Компания | Количество магазинов | Выручка за 2020 г., млрд руб. | Рост выручки за год (по сравнению с 2019 г.), % |
X5 Retail Group | 17 698 | 1973 | 14 |
Магнит | 21 564 | 1510 | 13 |
Дикси, Красное&Белое, Бристоль* | 15 858 | 950 | 18 |
Лента | 393 | 438 | 7 |
Auchan* | 256 | 255 | -11 |
METRO CC | 92 | 204 | 8 |
Светофор* | 1641 | 189 | 39 |
О’Кей | 195 | 173 | 6 |
Монетка | 1680 | 123 | 11 |
Вкусвилл | 1252 | 114 | 38 |
* - по оценке INFOline
Пандемия COVID-19 и экономический кризис существенно снизили активность выхода в Россию новых международных торговых операторов. В 2020 году на рынок вышло 13 торговых операторов — вдвое меньше показателя 2019 года (26 брендов). Показатель стал худшим с 2011-го, когда на рынок вышло 11 операторов. Лучшим годом за последние десять лет измерений был 2014-й — 68 брендов.
Половина новых ретейлеров, вышедших на российский рынок, представлена профилем «одежда, обувь, белье». Доли ценовых сегментов распределились почти поровну: 54% — средний/ниже среднего, 46% — выше среднего.
2.2 Торговля на рынке непродовольственных товаров в 2019-2020
Оборот розничной торговли в России в феврале 2021 года сократился на 1,3% в сопоставимых ценах по сравнению с февралем прошлого года, снижение показателя за два месяца текущего года составило 0,7% в годовом выражении, говорится в оперативном докладе Росстата.
По сравнению с январем 2021 года оборот розничной торговли в феврале текущего года уменьшился на 1,9%. В денежном выражении показатель в феврале составил 2,774 триллиона рублей, в январе-феврале — 5,578 триллиона. Для сравнения: в январе текущего года розничный оборот показал снижение на 0,1% в годовом выражении и на 21,5% — в месячном. [11]
Оборот непродовольственной розницы в феврале сократился на 1,4% в годовом выражении — до 1,416 триллиона рублей, в месячном выражении он уменьшился на 2,5%. В январе-феврале продажи непродовольственных товаров в розничной торговле уменьшились на 0,2% в годовом выражении и составили 2,861 триллиона рублей.
Доля непродовольственных товаров составила в феврале 51,1% против 51,7% годом ранее и 51,6% в январе. Динамику смотрите на рисунке 3. [12]