ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1325
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Юнг Карл Густав .........................................……………………………..................... 494
Глава 2. Психология в структуре современных наук • 43
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 127
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 135
Глава 5. Психологическая теория деятельности • 145
закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинает! ч постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными ш [утренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать
Глава 25. Характер • 581
в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.
Контрольные вопросы
1. Раскройте суть понятия «характер».
2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?
3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?
582 • Часть IV. Психические свойства личности
4. Что вы знаете о классификации черт характера?
5. Как характер проявляется через деятельность?
6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?
8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.
9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?
10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?
11. Что такое «сензитивный период»?
12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?
13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте вы знаете?
14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?
15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,
Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.
9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинает! ч постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными ш [утренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать
Глава 25. Характер • 581
в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят; «Если есть ученик, учитель найдется». В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой учитель не в состоянии обучить того, кто не хочет учиться. Тот, кто хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.
Пример для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и т. д. Кроме этого, особое значение в формировании характера принадлежит общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает чувство ответственности перед коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.
Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.
Контрольные вопросы
1. Раскройте суть понятия «характер».
2. В чем выражаются особенности характера как психического феномена?
3. Какие закономерности формирования характера вы знаете?
582 • Часть IV. Психические свойства личности
4. Что вы знаете о классификации черт характера?
5. Как характер проявляется через деятельность?
6. Охарактеризуйте существующие теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
7. Что вы знаете об истории исследования характера человека как психического явления?
8. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгар-дом и А. Е. Личко.
9. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?
10. Какие особенности формирования характера в детском возрасте вы знаете?
11. Что такое «сензитивный период»?
12. В чем заключается роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера?
13. Какие особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте вы знаете?
14. В чем проявляется трансформация характера в течение жизни?
15. Что такое «самовоспитание» и какова роль самостоятельного труда в формировании характера?
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б. Г. Избранные Психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева,
Б. Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.
2. Бодалев А. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
3. Гиппенрвйтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧсРо, 1997.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — СПб.: Свет, 1997.
5. Леотард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
8. Страхов И. В. Психология характера. — Саратов: СГПИ, 1970.
9. Теплое Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.