Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 9123

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

дельческий, феодальный  и  буржуазный  способы  производства, 
которым соответствуют определенные типы государственного уст­

ройства.  Высшей  общественно-экономической формацией  про­

возглашалея коммунизм,  при достижении которого государство 

отмирает,  сменяясь общественным самоуправлением, что  приво­
дит к  всестороннему развитию личности и ее творческих способ­
ностей. 

Таким образом,  марксистская  политическая философия обос­

новывала  преимущества  коммунизма как высшей  общественно­
экономической формации, где будет реализован принцип «ОТ каж­
дого  по способностям, каждому-по труду>>.  Несмотря на утопизм 

марксистского  политического  идеала,  он на  протяжении  почти 

двух столетий является флагом в борьбе левых сил. 

Еще одной влиятельной традицией  политической философии 

в 

XIX 

в. был 

позитивизм. 

Выдающийся  французский  социолог  и 

философ 

Оrюст Конт 

( 1 798- 1 857) был одним  из основоположни­

ков этого направления в  политической философии. Девизом своей 

научной деятельности он избрал слова <<Порядок и Прогресс».  По 

его мнению, сама природа, ее внутренний порядок содержат в себе 
зародыш прогресса: <<Наша социальная эволюция фактически яв­
ляется лишь самым внешним итогом  общего  прогресса,  который 

проходит беспрерывно через  все живое царство ... >> 

1 • 

При этом по­

рядок,  по Конту,- условие всякого прогресса, а прогресс-всегда 
цель порядка. Другими словами, прогресс - это порядок, ставший 
очевидным. 

Конт  подчеркивал,  что  при всяком  сравнительном  изучении 

эпох развития человечества мы должны сохранять в качестве есте­

ственного и постоянного руководства идею развития человеческого 

духа. Он вьщелил и сравнил три исторические эпохи развития, или 

три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологичес­

кую, 

метафизическую и позитивную2.  Критерием  сравнительного 

анализа при этом выступает совершенствование человеческого ра­
зума. 

На первой, 

теологической стадии 

человек изучал мир и наделял 

его  своими  собственными качествами и  свойствами,  одушевлял 
природу и  животных.  Антропоморфизм  и  анимизм являются ос­
новными характеристиками этого периода.  Кульминацией разви-

30 

Конт О. Основные законы социальной динамики, или общая теория есте­

ственного прогресса человечества 11 Философия истории: Антология .  

М . ,  

1 994. C. I \ 6. 

Там же. С. 

1 23. 

тия становится  переход от многобожия к единому  Богу, или воз­

никновение христианства. 

На 

метафизической стадии 

развития  происходит интеллекту­

альная инверсия - замена живых образов, выработанных 

на пер­

вой ступени,  абстрактными понятиями. В результате человек на­

учился оперировать такими категориями,  как «Причина и след­

ствие>>,  <<сущность  и  явление>>,  <<реальное  и  идеальное>>  и  пр. 

Постепенно складывается метафизичекий мир науки с ее услов­

ными символами и понятиями. 

На  последней, 

позитивной стадии 

достигается высшее знание 

содействующее рациональной организации общества. Самым глав

� 

ным в научном исследовании  Конт считал точный анализ обстоя­

тельств  возникновения  явлений и  установление их естественных 

связей с другими предметами и явлениями. Позитивная наука стре­

мится выяснить основные естественные законы, которым подчи­

нены явления материального мира, и именно поэтому она служит 

надежной базой научно-промышленной активности человека. 

Трехэтапнасть развития,  по Конту, - всеобщий закон челове­

ческой эволюции не только в общественной, но и личной жизни: 

<< ... Индивидуальное  развитие непременно воспроизводит перед 

нашими глазами в более быстрой и более систематической после­

довательности ... главные фазы социального развития». Совершен­

ствование  - объективная  неизменная  цель личной и обществен­

ной жизни человека. 

Конт верил в то,  что материальное развитие человечества <<не­

избежно должно принять направление>> его интеллектуальной эво­

люции и  прийти к его <<непреодолимому назначению>> - индуст­

риальному существованию. Он указывал на «постоянное уменьше­

ние  воинственного  духа и  п остепенный рост индустриального 

духа»  как двойное необходимое следствие нашей проrрессивной 

эволюции. В концепции О. Конта наиболее ярко проявилась пыл­

кая вера человечества во всемогущество научного знания - та вера, 

которая и сделала науку поистине <<движущей силой>> производства. 

Сегодня легко  обвинять  Конта в восторженной наивности и пре­

Увеличенном  оптимизме,  но в  начале 

X IX 

в.,  когда  он создавал 

свою  позитивистскую концепцию,  его слова казались современ­

никам пророческими откровениями. 

Концепция  прогресса  прочно утвердилась и стала общеприня­

той  в  политической  философии 

X IX 

в.  (и оставалась таковой на 

nротяжении большей части 

ХХ 

столетия).  Идея прогресса долгое 

время была  краеугольным камнем  nолитических исследований, 

3 1  


background image

при  этом,  как точно  заметил  И. Валлерстайн, прогресс не  просто 

осознавался и  анализировался,  он еще и навязывался:  « Нам вну­
шали, что мы изучаем обществоведческие дисциплины с тем,  что­
бы глубже nонять социальную реальность, ибо только в этом случае 
мы сможем  более  осмысленно и  более  уверенно  способствовать 
всемерному ускорению прогресса (или по меньшей мере устранять 

препятствия на  его  п ути).  " Эволюция"  и  " развитие"  выступали 

скорее  не  как  аналитические,  а  как  предписывающие  катего-

РИ И>> . 

Идеал  прогресса прочно связьшалея с достижениями западной 

цивилизации в сфере  политики,  экономики и культуры и  прочно 
ассоциировался с плюралистической демократией, рыночным об­
ществом и  светской системой образования и  культуры.  Поэтому 
идеал  прогресса в политической философии обычно присутствовал 

под знаком <<европоцентризма». При этом фундаментальной ошиб­

кой  п оследнего,  по  мнению  современных исследователей,  стало 

неявное  постулирование того,  что современная наука  и техника, 

сформировавшиеся в  Европе начиная с эпохи Возрождения, уни­
версальны, а следовательно, универсально и все исходящее из  Ев­
ропы2. Только на рубеже 

XX-XXI 

вв. прогрессистская  парадигма 

в  политической философии была полностью развенчана. 

2.4. 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ 
ФИЛОСОФИИ 

Важную роль в развитие политической философии внес вы­

дающийся немецкий философ 

Г.  Гегель 

( 1 770- 1 83 1). Он осущес­

твил глубокий анализ развития политического строя разных наро­
дов, известных европейцам к середине 

XIX 

в. Политическая фило­

софия  Гегеля  во  многом  отталкивается  от  критики  nл оского 
географического детерминизма эпохи Просвещения. Во введении 
к своим лекциям  по философии истории  Гегель подчеркивал :  <<Не 
стоит ни  преувеличивать, ни  умалять значения  природы;  мягкий 
ионийский климат, конечно,  очень способствовал изяществу поэм 

Гомера, но один климат не может пораждать  Гомеров,  да и не все­

гда  порождает их;  под властью турок не  поямялось никаких  пев­

UОВ>>3. 

32 

ВШ1Лерстайн  И.  Конец знакомого мира. Социология 

XX I 

века.  М . ,  

2004. 

с. 

237-238. 

Там же. С. 

232. 

Гегель 

Г. 

Философия истории // Соч. Т. 

8. М . -Л . ,  1 935. С. 76. 

По мнению  Гегеля,  ученые должны интересоваться изучением 

не  nочвы как внешнего места, а естественного типа местности, ко­
торый  находится в тесной  связи с тиnом и характером народа, яв­

лявшегося сыном этой  nочвы. Этот характер обнаруживается имен­

но в том, каким образом народы выстуnают во всемирной истории 
и  какое  место  и  положение они  в  ней  занимают.  Таким  образом, 
для Гегеля географический  детерминизм в nолитике является лишь 
одним из  факторов  наряду  с множеством других -антроnологи­

ческих, культурных ,  nсихологических и  nрочих особенностей раз­
ных народов. 

Гегель nровел  оригинальные сравнения между Старым и  Новым 

светом, обратив внимание на широко распространенные заблужде­
ния: дело не только в том ( как это обычно принято утверждать), что 

Америка и Австралия  стали известны значительно nозднее осталь­
ных частей света и потому их принято называть  Новым светом. Аме­
рика и Австралия  новы  не только относительно, но и по существу: 
no всему их физическому и духовному характеру.  Гегель  nодчерки­

вает, что архиnелаг между Южной Америкой и Азией обнаруживает 

физическую незрелость:  «характер большей части этих островов та­
ков,  что  они являются лишь как бы земляным  покровом  для скал, 

выступающих из бездонной  глубины и носящих характер  чего-то 

поздно возникшего•>. Такой же незрелостью отличается,  no его мне­

нию, и Австралия:  « ... ведь если мы nроникнем из  английских  вла­
дений вглубь страны, то мы найдем огромные потоки, которые, еще 

не nрорыв себе русла, оканчиваются в болотистых равнинах>>. Отно­
сительно Америки и ее культуры он делал не менее безапелляцион­
ные выводы: <<Америка всегда была и все еще продолжает быть бес­
сильной в физическом и духовном отношении•>. 

Незрелость  nриродного мира у  Гегеля накладывает решающий 

отпечаток на духовный  мир народов, населяюших эти <<физически 

1-\езрелые•> местности, что в свою очередь оnределяет место народов 

на  карте  политической  истории.  Так, Америку - главную страну 

Нового света, он не видел  на карте всемирной истории 

XIX 

в., но 

пророчески указывал, что именно этой стране суждено стать цент­
ром <<всемирно-исторического значения•>, объясняя это оnять-таки 

сравнительным анализом психологических и географических фак­
торов: <<В эту страну стремятся все те, кому наскучил исторический 
музей  старой  Евро пы.  Говорят, что  Наполеон сказал:  эта  старая 

Евроnа наводит на меня скуку» 

1• 

Геге,/ь Г.  Указ. соч .  С.  8 3 .  

33 


background image

Старый свет - арену всемирной истории - Гегель разделяет на 

три ареала и сравнивает их между  собой  с точки зрения роли в ми­

ровом развитии: 

1 )  

безводное плоскогорье с его  обширными степями и  равни­

нами. Страны плоскогорий, как правило, прочно замкнуты в себе, 
но способны давать импульсы исторического развития и террито­

риальной  экспансии; 

2) 

низменности,  переходные  страны,  прорезанные  и орошае­

мые большими реками. Здесь образуются центры культуры,  обла­
дающие уже значительными притяжения ми (мы бы сегодня назва­
ли их цивилизациями); 

3) 

прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю. 

Они должны выражать  и сохранять  мировую  связь. 

Гегель оставил также интересный сравнительный анализ исто­

рической  миссии народов всех трех географических ареалов.  На­
роды плоскогорий он охарактеризовал весьма скептически:  в пус­
тынях Аравии, монгольских  степях,  Южной  Америке  на берегах 

Ориноко и в  Парагвае  почва  неплодородна, люди  беспечны и не 
собирают запасов на зиму, ведут патриархальную жизнь, и богат­
ство их заключается лишь в животных, которые странствуют вмес­
те с кочевниками. Он не видел в кочевническом элементе генера­
тор  политической  энергии ,  способный  всколыхнуть  и  вдохнуть 
жизнь в  деятельность  мирных  земледельцев  равнин.  Напротив, 

Гегель  указывал  на  разрушительный  и  бессмысленный  характер 

набегов кочевников:  <<Они все растаптывают, а затем исчезают, как 

сбегает опустошительный горный поток, так как в нем нет подлин­

ного  жизненного  начала>> 

1 •  

Народы долин, орошаемых большими реками,- иные.  В  Ки­

тае,  Индии,  Египте создавались большие царства и формиравались 

крупные империи.  Гегель объясняет это тем, что земледельцы, на­
селяюшие равнины,  способны к регулярному кропотливому труду, 
заинтересованы в поземельной  собственности и  развитии  право­
вых отношений. Это в свою очередь делает государство централь­

ным политическим институтом, который жители попдерживают и 
развивают  во  всех  отношениях  (в  том  числе  и  в  территориаль­
ном). 

Морские народы  Гегель характеризует с явной симпатией :  если 

низменность прикрепляет человека к земле, благодаря чему он ста­

новится зависимым в бесконечном множестве отношений ,  то море 

Гегель Г. Указ. 

соч. 

С. 

85. 

34 

выводит его из этих ограниченных сфер.  Море вызывает представ­

ление о чем-то  неопределенном,  несграниченнам и бесконечном, 

и когда человек чувствует себя  в этой  бесконечной  стихии,  то  это 
внушает ему стремление выйти за  пределы, раскрепоститься.  Это­
го величественного устремления за пределы земной ограниченно­
сти недостает азиатским государствам, хотя сами они часто грани­
чат с морем;  для них море является лишь прекрашением земли. 

Характеризуя  народы  моря,  Гегель  становится  поэтом,  в  его 

словах слышатся нехарактерные для него восторженные ноты:  <<Ко­
рабль,  этот лебедь моря, рассекаюший быстрыми и плавными дви­

жениями волнистую  поверхность или описываюший на ней  круги, 
является орудием, изобретение которого делает величайшую честь 
как  мужеству человека,  так и  его  уму>>.  Гегель признает,  что  море 
призывает  человека к  завоеваниям и разбою ,  но ему кажется,  что 
постоянная огромная  опасность  для  жизни  делает моряков храб­
рыми и благородными.  Именно это оправдывает и облагоражива­
ет  незаконные  приобретения  морских  стран  в  глазах  философа. 

Н ельзя  не  заметить,  что в  этих  рассуждениях  Гегель  достаточно 

тенденциозен,  ему изменяют характерные для  него научная  объ­
ективность и взвешенность. 

Народы моря  для  него - народы исторические,  способные к 

творчеству на арене политической  истории, но наряду с этим есть 

и неисторические  народы - коренные  жители Америки  (индей­
цы), обитатели Африки.  Сравнивая исторические и неистаричес­
кие народы,  Гегель лишает последних права голоса в истории, со­

глашаясь с  тем,  что  удел  этих народов-рабство и политическая 

зависимость от европейцев. Так в концепции  Гегеля географичес­
кий  детерминизм соединяется  с расизмом: << ...  характер негров от­
личается необузданностью. Это состояние исключает возможность 
развития и образованности, и негры всегда были такими же, каки­

ми мы видим их теперь.  Единственной  сушественной  связью ,  со­

единявшею и  еше  соединяюшею негров с европейцами, оказыва­
ется связь, выражающаяся в рабстве. В нем негры не видят ничего 
не подходяшего для себя ... 

>> 

1• 

Влияние идей  Гегеля  на развитие  политической  философии в 

конце 

XIX -

начале 

:ХХ 

в. было  огромно. В  гегелевеком  сравни­

тельном анализе роли исторических и неисторических народов был 

заложен тезис, сыгравший  решаюшую роль в  развитии теории ге­
гемонизма в политической  философии, как в  марксисткам, так и 

Гегель  Г.  Указ. соч. С .  93. 

35 


background image

либеральном  ее вариантах.  Из  гегелевской  историософии  прямо 
вытекала  теория  авангарда:  авангард монополизирует историю, 
ибо в нем воплощен мировой дух. Поэтому остальные народы и 

культуры ,  не относящиеся  к авангарду,  не имеют права  голоса  в 

политичес кой  истории.  М арксизм  применил  эту  дихотомию  в 
своем  учении о  всемирно- историчес ко й  миссии пролетариата, 
неолиберализм - в учении о <<Золотом миллиарде>> и однополяр­
ном мире. 

Х.Г.  Гадамер дал остроумную критику гегелевской авангардист­

ской установки, оправданной <<лишь если исходить из предпосылок 

Гегеля, согласно которым философия истории посвящена в планы 

мирового духа и благодаря этой посвященности способна вьшелить 

некоторые частные  индивидуальности в  качестве всемирно-исто­
рических,  у  которых  наблюдается,  якобы,  действительное совпа­
дение  их  партикулярных  помыслов  и  всемирно-истороичес кого 
смысла событий>> 

1 •  

Таким образом,  идея присутствия некое го про­

греесивнаго эталона (или авангарда) в политике весьма опасна:  она 
может привести  к  гегемонизму и претензиям на мировое  господ­
ство. 

Другим крупным мыслителем немецкой классической филосо­

фии, оказавшим заметное влияние на развитие политических идей, 
был 

И .  Кант 

( 1 724-1 804).  Именно он сформулировал основные 

положения классичес кой теории правовага государства,  которые 

сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно  Канту, 

правовое государство,  в отличие от деспотического или полицей­

ского, само себя ограничивает определенным комплексом посто­
янных норм и правил. 

36 

Вот атрибуты правовага государства, по  Канту: 

• 

основанная  на  законе  свобода  каждого  не  повиноваться 

иному  закону,  кроме  того,  на  который  он  дал  свое  согла­
сие; 

• 

гражданс кое  равенство - признавать  стоящим  выше  себя 

только того в  составе  народа,  на  кого  он  имеет моральную 

способность  налагать  такие  же  правовые  обязанности,  ка­
кие этот может налагать на него; 

• 

атрибут  гражданской  самостоятельности - в  правовых  де­
лах  гражданская  личность  не  должна  быть  представлена 
никем другим. 

Гадамер Х. Г. 

Истина и  метод. 

М . ,   1 988. С.  437 .  

В правовам государстве только законно избранное правитель­

ство имеет право применить силу в качестве принуждения. Прави­

тельственная монополия на  силу означает единый ,  обязательный 
для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав, 

которые зависели бы от социального, наследственного или иного 

статуса.  По  справедливому  замечанию  немецкого  правоведа 

Р. Еринга, право никогда не может заменить или вытеснить основ­

ной  стихии государства-силы:  <<Слабость власти есть смертель­

ный грех государства». 

Однако  сила государства законна лишь в том  случае,  если она 

применяется  в  строгом  соответствии  с  правом.  Политическая 

власть должна реализовать право. Что это означает в действитель­

ности? 

Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех 

пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно пра­

вомерно  его  пересмотреть и даже отменить.  Это и есть режим за­

конности.  При  этом  праву  отводится роль  определения границ 

свободы.  И.  Ильин определял правопорядок  как <<живую систему 

взаимно признаваемых прав и обязанностей». Отстаивая свои пра­

ва,  человек желает их  признания и соблюдения со стороны других 

людей. Вместе с тем он вменяет и себе в обязанность признавать и 

соблюдать права других. 

Правовое  государство цементирует не угроза применения санк­

ций ,  а именно согласие большинства граждан добровольно испол­

нять предписания законов.  Правовое  государство предполагает 

определенные условия  для  своего утверждения: народ в целом и 

каждый  гражданин в отдельности должны созреть для восприятия 

идеи верховенства  закона  во  всех  областях человеческой жизни. 
Важно, чтобы каждый  осознал не только пределы своих интересов 

и прав,  но также  пределы своей ответственности и обязанности к 
самоограничению, что приобретается в результате длительного ис­

торического опыта. 

Русский  философ и  историк  П. И.  Новгородцев  заметил:  если 

демократия открывает широкий простор свободной игре сил, про­
являющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиня­

ли себя некоторому высшему,  обязывающему их началу. Свобода, 
отрицающая начало общей  связи и солидарности всех членов об­

щества,  понятие власти и авторитета,  приходит к самоуничтоже­

нию и разрушению основ государственной жизни. Это неизбежно 

ведет к анархии и в конечном счете- к той или иной форме деспо­

тизма. 

37 


background image

Свобода - это право делать то, что позволяют законы. 

В право­

вам государстве законы имеют равную силу для 

всех членов обще­

ства без исключения. Даже величайшие заслуги перед 

государством 

не являются основанием для неприкосновенности 

власти индиви­

дуума. В  правовам государстве  имен но  закон  служит 

н евидимой 

границей  межлу  коллективом и  индивидуумом.  Кант 

дал класси­

ческое обоснование этому положению:  кажлый  гражла

нин должен 

обладать  той  же возможностью принужления в отношении 

власт­

вующего  к  точному  и  безусловному  исполнению 

зако н а ,  что  и 

властвующий в его отношении к гражланину. Законо

датель так же 

подзаконен ,  как и отдельный граЖданин . Подзакон

ность государ­

ственной власти дополняется признанием за отдель

ной личностью 

неотьемлемых и неприкосновенных прав. 

Личные  права и свободы - это возможности  челове

ка, ограж­

дающие  от  незако н н ого  и  нежелательного  вмешательства 

в  его 

личную жизнь  и внутре нний мир,  призван н ые  обеспечить 

суще­

ствование, своеобразие и автономию  личности. 

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени 

являют­

ся личными. Тем не менее в узком смысле слова под 

личными пра­

вами понимается лишь часть прав,  непосредствен но 

защищающих 

личную жизнь и свободу кажлого человека.  К  ним отн

осятся права 

на  жизнь,  личную неприкосновенность,  уважение, защиту 

чести и 

достоинства, свободу совести,  н еприкосновен ность жил

ища, сво­

боду передвижения и выбор места жительства и др. 

Например, содержание права  на неприкосновен ность 

личности 

раскрывается в определении исключительных условий

, при кото­

рых возможн ы  ограничение и  лишение свободы,  в  установлении 
строжайшего запрета  н асилия,  пыток, жестокого и 

унижающего 

человеческое достоинство обращения, в добровольности 

медицин ­

ских ,  научных и и н ы х  опытов  в  отношении  здоровья 

человека, 

в реализации презумпции невиновности. 

Презумпция  неви новности означает,  что  обвиняемый 

в  пре­

ступлении считается  невиновным,  пока его виновно

сть  не  будет 

доказана в предусмотрен ном законом порядке и установлена 

всту­

пившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый 

не обязан 

доказывать свою невиновность,  неустранимые сомнения 

в винов­

ности толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, 

получен ­

ные с нарушением закона, признаются не имеющими 

юридической 

силы. 

Социально-экономические права и свободы - это возможности 

личн ости  в  сфере  производства  и  распределе ния 

материальных 

38 

благ,  призва н н ые  обесп ечить  удовлетворение  экон омических  и 

тесно связан ных с ними духовных потребностей и интересов чело­
века.  К числу социально-экономических прав и свобод относятся 
права  на  труд,  отдых,  социальное обеспечение, жилище,  н аследо­
вания и др.  Например, право  н а  отдых состоит в  том, что всем без 
исключения работающим по найму в государствен ных, обществен­

ных или частных организациях гарантируются ограничен ная зако­
ном продолжительность рабочего времени,  еженедельные  выход­
ные дни, а  также оплачиваемый ежегодный отпуск. 

Культурные права и свободы - это возможности человека поль­

зоваться духовными,  культурными благами и достижениями, при­
нимать участие в их создании в соответствии  со своими еклоннос­
тями  и  способностями.  К  числу  таких  прав  относятся:  право  н а  
пользование достижениями культуры ;  право н а  образование; сво­
бода научного, технического и художествен н ого творчества. 

Защита прав и свобод человека  и граЖданина является обязан­

ностью государства.  Но в свою очередь и граЖданин  несет ответ­

ственность перед государством:  он  обязан  соблюдать законы, пла­

тить  н алоги,  сохранять  природу  и  окружающую  среду.  Защита 
отечества также является долгом и обязан ностью граЖданина .  

Неприкосновенность личности обеспечивается законными рам­

ками полномочий органов власти правовага государства.  Принцип 
неприкосновенности личности дополняется неприкосновенностью 

жилища и переписки. 

Некоторые идеи и формулы правовага государства впервые по­

лучили свое  закон одательное закрепление в  Конституции С Ш А  

1 787 

г. и Декларации прав человека и граЖданина, провозглашен ­

н о й  Великой французской революцией 

26 

августа 

1 789 

г. Выделим 

несколько  положений ,  зафиксирован ных в Декларации:  свобода 

состоит в  возможности делать  то,  что  не  приносит вред  другому; 
закон  есть  выражение  общей  воли;  все  гражлане  имеют  право 
участвовать лично или через своих представителей в его образова­

нии; все,  что  не  запрещено законом, то дозволено, и  никто  не мо­

жет быть принужлен  к действию,  не предписываемому законом. 

Политические  права  и  свободы  личности - это возможности 

человека,  обеспечивающие его политическое самоопределение и 
свободу,  участие в управлении государством и обществом.  К  ним 
относятся:  право  на объединение; свобода митингов, шествий ,  де­
монстраци й ;  право избирать и быть избран н ым в органы государ­

ствен ной  власти и  местного  самоуправления;  право  н а  равный 
доступ к любым государствен ным должностям; право участвовать 

39