Файл: Василенко И.А. Политическая философия (Высшее образование). 2010.pdf
ВУЗ: Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина
Категория: Книга
Дисциплина: Философия
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 9635
Скачиваний: 18
дельческий, феодальный и буржуазный способы производства,
которым соответствуют определенные типы государственного уст
ройства. Высшей общественно-экономической формацией про
возглашалея коммунизм, при достижении которого государство
отмирает, сменяясь общественным самоуправлением, что приво
дит к всестороннему развитию личности и ее творческих способ
ностей.
Таким образом, марксистская политическая философия обос
новывала преимущества коммунизма как высшей общественно
экономической формации, где будет реализован принцип «ОТ каж
дого по способностям, каждому-по труду>>. Несмотря на утопизм
марксистского политического идеала, он на протяжении почти
двух столетий является флагом в борьбе левых сил.
Еще одной влиятельной традицией политической философии
в
XIX
в. был
позитивизм.
Выдающийся французский социолог и
философ
Оrюст Конт
( 1 798- 1 857) был одним из основоположни
ков этого направления в политической философии. Девизом своей
научной деятельности он избрал слова <<Порядок и Прогресс». По
его мнению, сама природа, ее внутренний порядок содержат в себе
зародыш прогресса: <<Наша социальная эволюция фактически яв
ляется лишь самым внешним итогом общего прогресса, который
проходит беспрерывно через все живое царство ... >>
1 •
При этом по
рядок, по Конту,- условие всякого прогресса, а прогресс-всегда
цель порядка. Другими словами, прогресс - это порядок, ставший
очевидным.
Конт подчеркивал, что при всяком сравнительном изучении
эпох развития человечества мы должны сохранять в качестве есте
ственного и постоянного руководства идею развития человеческого
духа. Он вьщелил и сравнил три исторические эпохи развития, или
три стадии интеллектуальной эволюции человечества: теологичес
кую,
метафизическую и позитивную2. Критерием сравнительного
анализа при этом выступает совершенствование человеческого ра
зума.
На первой,
теологической стадии
человек изучал мир и наделял
его своими собственными качествами и свойствами, одушевлял
природу и животных. Антропоморфизм и анимизм являются ос
новными характеристиками этого периода. Кульминацией разви-
30
Конт О. Основные законы социальной динамики, или общая теория есте
ственного прогресса человечества 11 Философия истории: Антология .
М . ,
1 994. C. I \ 6.
Там же. С.
1 23.
тия становится переход от многобожия к единому Богу, или воз
никновение христианства.
На
метафизической стадии
развития происходит интеллекту
альная инверсия - замена живых образов, выработанных
на пер
вой ступени, абстрактными понятиями. В результате человек на
учился оперировать такими категориями, как «Причина и след
ствие>>, <<сущность и явление>>, <<реальное и идеальное>> и пр.
Постепенно складывается метафизичекий мир науки с ее услов
ными символами и понятиями.
На последней,
позитивной стадии
достигается высшее знание
содействующее рациональной организации общества. Самым глав
�
ным в научном исследовании Конт считал точный анализ обстоя
тельств возникновения явлений и установление их естественных
связей с другими предметами и явлениями. Позитивная наука стре
мится выяснить основные естественные законы, которым подчи
нены явления материального мира, и именно поэтому она служит
надежной базой научно-промышленной активности человека.
Трехэтапнасть развития, по Конту, - всеобщий закон челове
ческой эволюции не только в общественной, но и личной жизни:
<< ... Индивидуальное развитие непременно воспроизводит перед
нашими глазами в более быстрой и более систематической после
довательности ... главные фазы социального развития». Совершен
ствование - объективная неизменная цель личной и обществен
ной жизни человека.
Конт верил в то, что материальное развитие человечества <<не
избежно должно принять направление>> его интеллектуальной эво
люции и прийти к его <<непреодолимому назначению>> - индуст
риальному существованию. Он указывал на «постоянное уменьше
ние воинственного духа и п остепенный рост индустриального
духа» как двойное необходимое следствие нашей проrрессивной
эволюции. В концепции О. Конта наиболее ярко проявилась пыл
кая вера человечества во всемогущество научного знания - та вера,
которая и сделала науку поистине <<движущей силой>> производства.
Сегодня легко обвинять Конта в восторженной наивности и пре
Увеличенном оптимизме, но в начале
X IX
в., когда он создавал
свою позитивистскую концепцию, его слова казались современ
никам пророческими откровениями.
Концепция прогресса прочно утвердилась и стала общеприня
той в политической философии
X IX
в. (и оставалась таковой на
nротяжении большей части
ХХ
столетия). Идея прогресса долгое
время была краеугольным камнем nолитических исследований,
3 1
при этом, как точно заметил И. Валлерстайн, прогресс не просто
осознавался и анализировался, он еще и навязывался: « Нам вну
шали, что мы изучаем обществоведческие дисциплины с тем, что
бы глубже nонять социальную реальность, ибо только в этом случае
мы сможем более осмысленно и более уверенно способствовать
всемерному ускорению прогресса (или по меньшей мере устранять
препятствия на его п ути). " Эволюция" и " развитие" выступали
скорее не как аналитические, а как предписывающие катего-
1
РИ И>> .
Идеал прогресса прочно связьшалея с достижениями западной
цивилизации в сфере политики, экономики и культуры и прочно
ассоциировался с плюралистической демократией, рыночным об
ществом и светской системой образования и культуры. Поэтому
идеал прогресса в политической философии обычно присутствовал
под знаком <<европоцентризма». При этом фундаментальной ошиб
кой п оследнего, по мнению современных исследователей, стало
неявное постулирование того, что современная наука и техника,
сформировавшиеся в Европе начиная с эпохи Возрождения, уни
версальны, а следовательно, универсально и все исходящее из Ев
ропы2. Только на рубеже
XX-XXI
вв. прогрессистская парадигма
в политической философии была полностью развенчана.
2.4.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ
Важную роль в развитие политической философии внес вы
дающийся немецкий философ
Г. Гегель
( 1 770- 1 83 1). Он осущес
твил глубокий анализ развития политического строя разных наро
дов, известных европейцам к середине
XIX
в. Политическая фило
софия Гегеля во многом отталкивается от критики nл оского
географического детерминизма эпохи Просвещения. Во введении
к своим лекциям по философии истории Гегель подчеркивал : <<Не
стоит ни преувеличивать, ни умалять значения природы; мягкий
ионийский климат, конечно, очень способствовал изяществу поэм
Гомера, но один климат не может пораждать Гомеров, да и не все
гда порождает их; под властью турок не поямялось никаких пев
UОВ>>3.
32
ВШ1Лерстайн И. Конец знакомого мира. Социология
XX I
века. М . ,
2004.
с.
237-238.
Там же. С.
232.
Гегель
Г.
Философия истории // Соч. Т.
8. М . -Л . , 1 935. С. 76.
По мнению Гегеля, ученые должны интересоваться изучением
не nочвы как внешнего места, а естественного типа местности, ко
торый находится в тесной связи с тиnом и характером народа, яв
лявшегося сыном этой nочвы. Этот характер обнаруживается имен
но в том, каким образом народы выстуnают во всемирной истории
и какое место и положение они в ней занимают. Таким образом,
для Гегеля географический детерминизм в nолитике является лишь
одним из факторов наряду с множеством других -антроnологи
ческих, культурных , nсихологических и nрочих особенностей раз
ных народов.
Гегель nровел оригинальные сравнения между Старым и Новым
светом, обратив внимание на широко распространенные заблужде
ния: дело не только в том ( как это обычно принято утверждать), что
Америка и Австралия стали известны значительно nозднее осталь
ных частей света и потому их принято называть Новым светом. Аме
рика и Австралия новы не только относительно, но и по существу:
no всему их физическому и духовному характеру. Гегель nодчерки
вает, что архиnелаг между Южной Америкой и Азией обнаруживает
физическую незрелость: «характер большей части этих островов та
ков, что они являются лишь как бы земляным покровом для скал,
выступающих из бездонной глубины и носящих характер чего-то
поздно возникшего•>. Такой же незрелостью отличается, no его мне
нию, и Австралия: « ... ведь если мы nроникнем из английских вла
дений вглубь страны, то мы найдем огромные потоки, которые, еще
не nрорыв себе русла, оканчиваются в болотистых равнинах>>. Отно
сительно Америки и ее культуры он делал не менее безапелляцион
ные выводы: <<Америка всегда была и все еще продолжает быть бес
сильной в физическом и духовном отношении•>.
Незрелость nриродного мира у Гегеля накладывает решающий
отпечаток на духовный мир народов, населяюших эти <<физически
1-\езрелые•> местности, что в свою очередь оnределяет место народов
на карте политической истории. Так, Америку - главную страну
Нового света, он не видел на карте всемирной истории
XIX
в., но
пророчески указывал, что именно этой стране суждено стать цент
ром <<всемирно-исторического значения•>, объясняя это оnять-таки
сравнительным анализом психологических и географических фак
торов: <<В эту страну стремятся все те, кому наскучил исторический
музей старой Евро пы. Говорят, что Наполеон сказал: эта старая
Евроnа наводит на меня скуку»
1•
Геге,/ь Г. Указ. соч . С. 8 3 .
33
Старый свет - арену всемирной истории - Гегель разделяет на
три ареала и сравнивает их между собой с точки зрения роли в ми
ровом развитии:
1 )
безводное плоскогорье с его обширными степями и равни
нами. Страны плоскогорий, как правило, прочно замкнуты в себе,
но способны давать импульсы исторического развития и террито
риальной экспансии;
2)
низменности, переходные страны, прорезанные и орошае
мые большими реками. Здесь образуются центры культуры, обла
дающие уже значительными притяжения ми (мы бы сегодня назва
ли их цивилизациями);
3)
прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю.
Они должны выражать и сохранять мировую связь.
Гегель оставил также интересный сравнительный анализ исто
рической миссии народов всех трех географических ареалов. На
роды плоскогорий он охарактеризовал весьма скептически: в пус
тынях Аравии, монгольских степях, Южной Америке на берегах
Ориноко и в Парагвае почва неплодородна, люди беспечны и не
собирают запасов на зиму, ведут патриархальную жизнь, и богат
ство их заключается лишь в животных, которые странствуют вмес
те с кочевниками. Он не видел в кочевническом элементе генера
тор политической энергии , способный всколыхнуть и вдохнуть
жизнь в деятельность мирных земледельцев равнин. Напротив,
Гегель указывал на разрушительный и бессмысленный характер
набегов кочевников: <<Они все растаптывают, а затем исчезают, как
сбегает опустошительный горный поток, так как в нем нет подлин
ного жизненного начала>>
1 •
Народы долин, орошаемых большими реками,- иные. В Ки
тае, Индии, Египте создавались большие царства и формиравались
крупные империи. Гегель объясняет это тем, что земледельцы, на
селяюшие равнины, способны к регулярному кропотливому труду,
заинтересованы в поземельной собственности и развитии право
вых отношений. Это в свою очередь делает государство централь
ным политическим институтом, который жители попдерживают и
развивают во всех отношениях (в том числе и в территориаль
ном).
Морские народы Гегель характеризует с явной симпатией : если
низменность прикрепляет человека к земле, благодаря чему он ста
новится зависимым в бесконечном множестве отношений , то море
Гегель Г. Указ.
соч.
С.
85.
34
выводит его из этих ограниченных сфер. Море вызывает представ
ление о чем-то неопределенном, несграниченнам и бесконечном,
и когда человек чувствует себя в этой бесконечной стихии, то это
внушает ему стремление выйти за пределы, раскрепоститься. Это
го величественного устремления за пределы земной ограниченно
сти недостает азиатским государствам, хотя сами они часто грани
чат с морем; для них море является лишь прекрашением земли.
Характеризуя народы моря, Гегель становится поэтом, в его
словах слышатся нехарактерные для него восторженные ноты: <<Ко
рабль, этот лебедь моря, рассекаюший быстрыми и плавными дви
жениями волнистую поверхность или описываюший на ней круги,
является орудием, изобретение которого делает величайшую честь
как мужеству человека, так и его уму>>. Гегель признает, что море
призывает человека к завоеваниям и разбою , но ему кажется, что
постоянная огромная опасность для жизни делает моряков храб
рыми и благородными. Именно это оправдывает и облагоражива
ет незаконные приобретения морских стран в глазах философа.
Н ельзя не заметить, что в этих рассуждениях Гегель достаточно
тенденциозен, ему изменяют характерные для него научная объ
ективность и взвешенность.
Народы моря для него - народы исторические, способные к
творчеству на арене политической истории, но наряду с этим есть
и неисторические народы - коренные жители Америки (индей
цы), обитатели Африки. Сравнивая исторические и неистаричес
кие народы, Гегель лишает последних права голоса в истории, со
глашаясь с тем, что удел этих народов-рабство и политическая
зависимость от европейцев. Так в концепции Гегеля географичес
кий детерминизм соединяется с расизмом: << ... характер негров от
личается необузданностью. Это состояние исключает возможность
развития и образованности, и негры всегда были такими же, каки
ми мы видим их теперь. Единственной сушественной связью , со
единявшею и еше соединяюшею негров с европейцами, оказыва
ется связь, выражающаяся в рабстве. В нем негры не видят ничего
не подходяшего для себя ...
>>
1•
Влияние идей Гегеля на развитие политической философии в
конце
XIX -
начале
:ХХ
в. было огромно. В гегелевеком сравни
тельном анализе роли исторических и неисторических народов был
заложен тезис, сыгравший решаюшую роль в развитии теории ге
гемонизма в политической философии, как в марксисткам, так и
Гегель Г. Указ. соч. С . 93.
35
либеральном ее вариантах. Из гегелевской историософии прямо
вытекала теория авангарда: авангард монополизирует историю,
ибо в нем воплощен мировой дух. Поэтому остальные народы и
культуры , не относящиеся к авангарду, не имеют права голоса в
политичес кой истории. М арксизм применил эту дихотомию в
своем учении о всемирно- историчес ко й миссии пролетариата,
неолиберализм - в учении о <<Золотом миллиарде>> и однополяр
ном мире.
Х.Г. Гадамер дал остроумную критику гегелевской авангардист
ской установки, оправданной <<лишь если исходить из предпосылок
Гегеля, согласно которым философия истории посвящена в планы
мирового духа и благодаря этой посвященности способна вьшелить
некоторые частные индивидуальности в качестве всемирно-исто
рических, у которых наблюдается, якобы, действительное совпа
дение их партикулярных помыслов и всемирно-истороичес кого
смысла событий>>
1 •
Таким образом, идея присутствия некое го про
греесивнаго эталона (или авангарда) в политике весьма опасна: она
может привести к гегемонизму и претензиям на мировое господ
ство.
Другим крупным мыслителем немецкой классической филосо
фии, оказавшим заметное влияние на развитие политических идей,
был
И . Кант
( 1 724-1 804). Именно он сформулировал основные
положения классичес кой теории правовага государства, которые
сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту,
правовое государство, в отличие от деспотического или полицей
ского, само себя ограничивает определенным комплексом посто
янных норм и правил.
36
Вот атрибуты правовага государства, по Канту:
•
основанная на законе свобода каждого не повиноваться
иному закону, кроме того, на который он дал свое согла
сие;
•
гражданс кое равенство - признавать стоящим выше себя
только того в составе народа, на кого он имеет моральную
способность налагать такие же правовые обязанности, ка
кие этот может налагать на него;
•
атрибут гражданской самостоятельности - в правовых де
лах гражданская личность не должна быть представлена
никем другим.
Гадамер Х. Г.
Истина и метод.
М . , 1 988. С. 437 .
В правовам государстве только законно избранное правитель
ство имеет право применить силу в качестве принуждения. Прави
тельственная монополия на силу означает единый , обязательный
для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав,
которые зависели бы от социального, наследственного или иного
статуса. По справедливому замечанию немецкого правоведа
Р. Еринга, право никогда не может заменить или вытеснить основ
ной стихии государства-силы: <<Слабость власти есть смертель
ный грех государства».
Однако сила государства законна лишь в том случае, если она
применяется в строгом соответствии с правом. Политическая
власть должна реализовать право. Что это означает в действитель
ности?
Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех
пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно пра
вомерно его пересмотреть и даже отменить. Это и есть режим за
конности. При этом праву отводится роль определения границ
свободы. И. Ильин определял правопорядок как <<живую систему
взаимно признаваемых прав и обязанностей». Отстаивая свои пра
ва, человек желает их признания и соблюдения со стороны других
людей. Вместе с тем он вменяет и себе в обязанность признавать и
соблюдать права других.
Правовое государство цементирует не угроза применения санк
ций , а именно согласие большинства граждан добровольно испол
нять предписания законов. Правовое государство предполагает
определенные условия для своего утверждения: народ в целом и
каждый гражданин в отдельности должны созреть для восприятия
идеи верховенства закона во всех областях человеческой жизни.
Важно, чтобы каждый осознал не только пределы своих интересов
и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к
самоограничению, что приобретается в результате длительного ис
торического опыта.
Русский философ и историк П. И. Новгородцев заметил: если
демократия открывает широкий простор свободной игре сил, про
являющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиня
ли себя некоторому высшему, обязывающему их началу. Свобода,
отрицающая начало общей связи и солидарности всех членов об
щества, понятие власти и авторитета, приходит к самоуничтоже
нию и разрушению основ государственной жизни. Это неизбежно
ведет к анархии и в конечном счете- к той или иной форме деспо
тизма.
37
Свобода - это право делать то, что позволяют законы.
В право
вам государстве законы имеют равную силу для
всех членов обще
ства без исключения. Даже величайшие заслуги перед
государством
не являются основанием для неприкосновенности
власти индиви
дуума. В правовам государстве имен но закон служит
н евидимой
границей межлу коллективом и индивидуумом. Кант
дал класси
ческое обоснование этому положению: кажлый гражла
нин должен
обладать той же возможностью принужления в отношении
власт
вующего к точному и безусловному исполнению
зако н а , что и
властвующий в его отношении к гражланину. Законо
датель так же
подзаконен , как и отдельный граЖданин . Подзакон
ность государ
ственной власти дополняется признанием за отдель
ной личностью
неотьемлемых и неприкосновенных прав.
Личные права и свободы - это возможности челове
ка, ограж
дающие от незако н н ого и нежелательного вмешательства
в его
личную жизнь и внутре нний мир, призван н ые обеспечить
суще
ствование, своеобразие и автономию личности.
Все права, принадлежащие человеку, в равной степени
являют
ся личными. Тем не менее в узком смысле слова под
личными пра
вами понимается лишь часть прав, непосредствен но
защищающих
личную жизнь и свободу кажлого человека. К ним отн
осятся права
на жизнь, личную неприкосновенность, уважение, защиту
чести и
достоинства, свободу совести, н еприкосновен ность жил
ища, сво
боду передвижения и выбор места жительства и др.
Например, содержание права на неприкосновен ность
личности
раскрывается в определении исключительных условий
, при кото
рых возможн ы ограничение и лишение свободы, в установлении
строжайшего запрета н асилия, пыток, жестокого и
унижающего
человеческое достоинство обращения, в добровольности
медицин
ских , научных и и н ы х опытов в отношении здоровья
человека,
в реализации презумпции невиновности.
Презумпция неви новности означает, что обвиняемый
в пре
ступлении считается невиновным, пока его виновно
сть не будет
доказана в предусмотрен ном законом порядке и установлена
всту
пившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый
не обязан
доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения
в винов
ности толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства,
получен
ные с нарушением закона, признаются не имеющими
юридической
силы.
Социально-экономические права и свободы - это возможности
личн ости в сфере производства и распределе ния
материальных
38
благ, призва н н ые обесп ечить удовлетворение экон омических и
тесно связан ных с ними духовных потребностей и интересов чело
века. К числу социально-экономических прав и свобод относятся
права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, н аследо
вания и др. Например, право н а отдых состоит в том, что всем без
исключения работающим по найму в государствен ных, обществен
ных или частных организациях гарантируются ограничен ная зако
ном продолжительность рабочего времени, еженедельные выход
ные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск.
Культурные права и свободы - это возможности человека поль
зоваться духовными, культурными благами и достижениями, при
нимать участие в их создании в соответствии со своими еклоннос
тями и способностями. К числу таких прав относятся: право н а
пользование достижениями культуры ; право н а образование; сво
бода научного, технического и художествен н ого творчества.
Защита прав и свобод человека и граЖданина является обязан
ностью государства. Но в свою очередь и граЖданин несет ответ
ственность перед государством: он обязан соблюдать законы, пла
тить н алоги, сохранять природу и окружающую среду. Защита
отечества также является долгом и обязан ностью граЖданина .
Неприкосновенность личности обеспечивается законными рам
ками полномочий органов власти правовага государства. Принцип
неприкосновенности личности дополняется неприкосновенностью
жилища и переписки.
Некоторые идеи и формулы правовага государства впервые по
лучили свое закон одательное закрепление в Конституции С Ш А
1 787
г. и Декларации прав человека и граЖданина, провозглашен
н о й Великой французской революцией
26
августа
1 789
г. Выделим
несколько положений , зафиксирован ных в Декларации: свобода
состоит в возможности делать то, что не приносит вред другому;
закон есть выражение общей воли; все гражлане имеют право
участвовать лично или через своих представителей в его образова
нии; все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не мо
жет быть принужлен к действию, не предписываемому законом.
Политические права и свободы личности - это возможности
человека, обеспечивающие его политическое самоопределение и
свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним
относятся: право на объединение; свобода митингов, шествий , де
монстраци й ; право избирать и быть избран н ым в органы государ
ствен ной власти и местного самоуправления; право н а равный
доступ к любым государствен ным должностям; право участвовать
39