Файл: Реферат юридический факультет Кафедра организации судебной власти и правоохранительной деятельности Тема Порядок наделения мировых судей полномочиями Выполнила студентка 3 курса 6 группы Бакалавриат очное отделение.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
осуществлял свои полномочия до нее, федеральный судья в отставке — независимо от уровня суда и субъекта, в котором он выполнял ранее профессиональные обязанности. Однако, некоторые юристы, основываясь на ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, закрепляющей принцип «рассмотрения дел тем судьей, к территориальной подсудности которого оно относится»1, считают первые два варианта противоречивыми. Третий вариант замещения мировых судей, как показывает опрос среди представителей данной профессии, является наиболее популярным. К примеру, Дорошков В. В. говорит о создании института добавочных мировых судей, которыми могут быть федеральные судьи в отставке.
По его мнению, данный процесс мог бы проходить следующим образом: законодательный орган субъекта должен также составлять списки добавочных мировых судей, которые бы без изменения территориальной подсудности могли замещать своих коллег на период их длительного отсутствия [3, с. 149] Ярцева Ж. И. предлагает решать проблему исполнения обязанностей мировых судей созданием в административно–территориальных единицах, входящим в судебный район, минимум два судебных участка [4, с. 274]. Представленные мнения говорят о неоднозначности регулирования подобной ситуации и требуют ее более детальной регламентации.
Итак, хотя и мировая юстиция является не новым явлением в правовой жизни России, но до сих пор не все аспекты ее организации и деятельности урегулированы полностью, некоторые сферы оставляют почву для размышлений как федеральных, так и региональных законодателей, и правоведов.
13
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время институт мировых судей выступает судом субъекта Федерации и одновременно занимает положение и статус суда общей юрисдикции. В связи с этим институт мировых судей следует охарактеризовать как специфический орган в системе судебной власти, который основывается на верховенстве Конституции РФ, доступности и быстроте судебного разбирательства, сочетающего в себе как общефедеральные интересы, так и региональные аспекты развития и интересы субъекта РФ.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим организацию мирового суда и его компетенцию, является Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а так же ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», полномочия и порядок деятельности мировых судов устанавливаются федеральным законом и законами субъектов Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона о судебной системе).
Если рассмотреть организацию деятельности мировых судей, то можно выделить вопросы, которые требуют законодательного урегулирования и совершенствования:
- неоднозначность принципа формирования судебных участков мировых судей;
- отсутствие нормативов расчета необходимой численности должностей мировых судей и судебных участков, нормативов служебной нагрузки на мировых судей;
- отсутствие специализации мировых судей;
- отсутствие регламентации организации руководства среди мировых судей одного судебного района.
14
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Учебная и научная литература
15
России: теория, законодательство, практика. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2009 .— 371 с.
16
1Бурдина Е. В., Александров С. В. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 244 с.
2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. №1.
3
1Бурдина Е. В. Судебная власть в Российской Федерации: учебник. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016. 248 с.
6
1Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. 1998. №242.
2Закон РФ от 26.06.1992 N-3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // СПС «Консультант плюс»;
7
1 Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"// СПС «Консультант Плюс»;
10
1Постановление Совета судей РФ от 21.06.2007 N-179 ФЗ "О выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»;
11
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М.: Норма, 2018. – с. 9
12
По его мнению, данный процесс мог бы проходить следующим образом: законодательный орган субъекта должен также составлять списки добавочных мировых судей, которые бы без изменения территориальной подсудности могли замещать своих коллег на период их длительного отсутствия [3, с. 149] Ярцева Ж. И. предлагает решать проблему исполнения обязанностей мировых судей созданием в административно–территориальных единицах, входящим в судебный район, минимум два судебных участка [4, с. 274]. Представленные мнения говорят о неоднозначности регулирования подобной ситуации и требуют ее более детальной регламентации.
Итак, хотя и мировая юстиция является не новым явлением в правовой жизни России, но до сих пор не все аспекты ее организации и деятельности урегулированы полностью, некоторые сферы оставляют почву для размышлений как федеральных, так и региональных законодателей, и правоведов.
13
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время институт мировых судей выступает судом субъекта Федерации и одновременно занимает положение и статус суда общей юрисдикции. В связи с этим институт мировых судей следует охарактеризовать как специфический орган в системе судебной власти, который основывается на верховенстве Конституции РФ, доступности и быстроте судебного разбирательства, сочетающего в себе как общефедеральные интересы, так и региональные аспекты развития и интересы субъекта РФ.
Основным нормативно-правовым актом, определяющим организацию мирового суда и его компетенцию, является Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а так же ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», полномочия и порядок деятельности мировых судов устанавливаются федеральным законом и законами субъектов Федерации (ч. 2 ст. 28 Закона о судебной системе).
Если рассмотреть организацию деятельности мировых судей, то можно выделить вопросы, которые требуют законодательного урегулирования и совершенствования:
- неоднозначность принципа формирования судебных участков мировых судей;
- отсутствие нормативов расчета необходимой численности должностей мировых судей и судебных участков, нормативов служебной нагрузки на мировых судей;
- отсутствие специализации мировых судей;
- отсутствие регламентации организации руководства среди мировых судей одного судебного района.
14
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М.: Норма, 2018. – с. 9; -
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. -
Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. 1998. №242. -
Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"// СПС «Консультант Плюс»; -
Закон РФ от 26.06.1992 N-3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // СПС «Консультант плюс»; -
Постановление Совета судей РФ от 21.06.2007 N-179 ФЗ "О выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»;
Учебная и научная литература
-
Бурдина Е. В., Александров С. В. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2017. 244 с. -
Бурдина Е. В. Судебная власть в Российской Федерации: учебник. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016. 248 с. -
О.Н. Бабаева, Д.В. Зотов, Е.В. Хаматова, О.Н. Шеменева, Е. Г. Щербатых.; под общ. ред. В.А. Панюшкина. Институт мирового судьи в
15
России: теория, законодательство, практика. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2009 .— 371 с.
-
Солдаткина Р. Н. Институт мировых судей в субъектах Российской Федерации. Журнал – Бюллетень науки и практики, 2018, с. 376-381 -
Ярцева Ж. И. Актуальные проблемы создания судебных участков мировых судей в Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. №1. С. 274-277
16
1Бурдина Е. В., Александров С. В. Мировые судьи в судебной системе Российской Федерации. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 244 с.
2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. №1.
3
1Бурдина Е. В. Судебная власть в Российской Федерации: учебник. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2016. 248 с.
6
1Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. 1998. №242.
2Закон РФ от 26.06.1992 N-3132-1 (ред. от 02.08.2019) "О статусе судей в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // СПС «Консультант плюс»;
7
1 Федеральный закон от 29.12.1999 N 218-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"// СПС «Консультант Плюс»;
10
1Постановление Совета судей РФ от 21.06.2007 N-179 ФЗ "О выполнении Постановления Совета судей Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. N 131 "О мерах по совершенствованию организации и деятельности мировых судей в Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс»;
11
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М.: Норма, 2018. – с. 9
12