Файл: Теоретические особенности системы социального страхования рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особенностью функционирования Фонда социального страхования Российской Федерации является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты пособий и оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
2.1 Анализ динамики и структуры доходов Фонда социального страхования
Поскольку главным фактором для формирования прибыли является объем и качество доходов, необходим всесторонний анализ динамики и структуры доходов.

Задачи анализа динамики и структуры доходов организации заключаются в оценке их объема и структуры, динамики доходных составляющих, оценке уровня доходов на единицу активов, определении степени влияния факторов на общую величину доходов и анализе доходов, полученных от отдельных видов операций.

Динамика доходов Фонда социального страхования представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Динамика доходов ФСС за период 2006-2008 гг.

Статьи доходов

Сумма (млрд. руб.)

Отклонение +/-

2006

Уд.вес (%)

2007

Уд.вес (%)

2008

Уд.вес (%)

07-06

08-07

обязательное социальное страхование

152,0

69,4

190,1

64,4

217,4

71,1

+38,1

+27,3

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

39,3

18

48,5

16,4

44,5

14,6

+9,2

-4

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из федерального бюджета

14,6

6,7

41,7

14,1

27,2

8,9

+27,1

-14,5

передаваемые бюджету Фонда средства на исполнение государственных функций из бюджета ФОМС

12,9

5,9

15,1

5,1

16,6

5,4

+2,2

+1,5

Итого

218,9

295,4

305,7

+76,5

+10,3



Как видно из таблицы, темп роста доходов по всем статьям в период 2007-2008 гг. значительно сократился по сравнению с периодом 2006-2007 гг.

В 2007 году наблюдается повышение доходов от обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что обусловлено не только фактическим ростом фонда оплаты труда, но также высоким коэффициентом полноты сбора страховых взносов (коэффициент сбора по страховых взносам составил 98,9% при запланированных 98%). В 2008 году доходы от этой статьи сократились. Это связано с использованием более низких тарифов и поступлений от пеней и штрафов.

В 2008 году значительно сократились межбюджетные трансферты из федерального бюджета по сравнению с 2007 г., так как в 2007 году произошло увеличение налоговых доходов Фонда.

Как видно из рисунка, на протяжении всего периода исследования наибольшую часть доходов Фонду приносили поступления от обязательного социального страхования, наименьшую – межбюджетные трансферты из бюджета ФОМС.

В складывающейся ситуации согласно расчетам уменьшается эффективная ставка единого социального налога (ЕСН), являющегося основным видом доходов по обязательному социальному страхованию, которая составила в 2006 году 2,51 %, в 2007 году - 2,48 % и в 2008 году - 2,37 % при предельной ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации 2,9%.



Рис. 2.1. Доходы ФСС за период 2006-2008 гг.
Отставание размера доходов ЕСН в части, зачисляемой в Фонд, в сравнении с увеличением фонда оплаты труда вызвано действием регрессивной шкалы налогообложения и значительным ростом количества страхователей-налогоплательщиков, переходящих на специальные режимы налогообложения. Наибольшую долю доходной части бюджета ФСС занимают доходы от обязательного социального страхования, а наименьшую – доходы от межбюджетных трансфертов Фонда обязательного медицинского страхования.

Поступление налогов на совокупный доход (доход от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы) в бюджет ФСС произошло в 2006-2008 годах, соответственно, в суммах 8678768,6 тыс. рублей (на 23,1 % больше, чем предусматривалось в 2005 году), 10287627,8 тыс. рублей и 12203894,7 тыс. рублей.

Доходы бюджета ФСС в 2007 году выросли на 76,5 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 38,1 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - на 9,2 млрд. рублей. Рост поступлений в ФСС по последнему пункту объясняется увеличением выплат в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы. Доходы от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета увеличились в 2007 году на 27,1 млрд. рублей, из Фонда обязательного медицинского страхования – на 2,2 млрд. рублей по сравнению с 2006 годом.

Расчет отчислений в доходы ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год произведен исходя из фонда оплаты труда - 7289,0 млрд. рублей, скорректированного на 3,57 % за счет разницы сумм фонда оплаты труда, с которого уплачиваются страховые взносы по этому виду страхования, начисленного в декабре 2006 года и в декабре 2007 года, и в связи с неначислением страховых взносов на некоторые виды оплаты труда и вознаграждений за труд по договорам гражданско-правового характера. Среднегодовой уровень сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принят в размере 98,0 % с учетом поступлений в счет погашения задолженности по страховым взносам.


Одним из источников налоговых поступлений в доходы Фонда являются отчисления от платежей страхователей, переведенных на специальные налоговые режимы налогообложения (единый налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый сельскохозяйственный налог). Всего по состоянию на 01.01.2007 г. было зарегистрировано 43 тыс. страхователей, что на 22,1% больше по сравнению с 2006г. Количество страхователей, переведенных на уплату Единого налога на вмененный доход, увеличилось на 7,45% по сравнению с 2006г. Поступления недоимки, пеней и штрафов по взносам в ФСС в 2007 году определены в сумме 500млн. руб., или 84,7 % к уровню 2006 года. Эти средства предполагается получить в результате мобилизации просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, сложившейся на 1 января 2001 г.

Доходы бюджета ФСС в 2008 году выросли на 10,3 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом, в том числе по обязательному социальному страхованию - на 27,3 млрд. рублей. Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сократились на 4 млрд. рублей по сравнению с 2007 годом. Также в 2008 году произошло сокращение поступлений в Фонд социального страхования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 14,5 млрд. рублей. Это объясняется растущим дефицитом бюджета. В то же время доходы от межбюджетных трансфертов из Фонда социального страхования увеличились в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1,5 млрд. рублей.

В 2008 году увеличены объемы средств, перечисляемые в бюджет из федерального бюджета, на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на 16,79 млрд. рублей. В целом объем средств, перечисляемых в бюджет ФСС из федерального бюджета на эти цели, составил в 2008 году 34,03 млрд. рублей.

Наибольшие доходы в Фонд социального страхования наблюдаются в 2008 году – 305,7 млрд. рублей.

Снижение фонда оплаты труда 4 квартала в связи с финансовым кризисом и рост числа страхователей, применяющих специальные налоговые режимы (на 8,5 %) - всё это привело к тому, что по итогам 2008 года произошло снижение доходов от единого социального налога. В 2008 году Фонд за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлял организацию и финансирование углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными факторами, израсходовав на эти цели 2 млрд. рублей. В целом по стране в рамках этой программы медосмотры прошли более 3 миллионов человек.


ФСС в соответствии с законодательством имеет право передавать средства подведомственным центрам реабилитации на строительство и реконструкцию их объектов. Помимо этого, закон устанавливает, что средства федерального бюджета, направляемые ФСС на оказание государственной социальной помощи по санаторно-курортному лечению, проезду к месту лечения и обратно и на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и услуг, не использованные до конца соответствующего года, направляются на те же цели в качестве дополнительных бюджетных ассигнований.

Динамику доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг. рассмотрим на основе таблицы 2.5.
Таблица 2.2. Динамика доходов и расходов ФСС за период 2006-2008 гг.

Показатели

2006

2007

2008

Отклонения +/-

07-06

08-07

Доход

218,9

295,4

348,6

+76,5

+53,2

Расход

208,2

303,1

365,1

+94,9

+62,0

Профицит (+)

Дефицит (-)

+10,7

-7,7

-16,5





Таким образом, в рассматриваемом периоде профицит бюджета наблюдался в 2006 г. (10,7 млрд.руб.), а начиная с 2007 г. бюджет ФСС является дефицитным. Указанный дефицит бюджета Фонда в части обязательного социального страхования обусловлен, прежде всего: увеличением дефицита средств на обязательное социальное страхование по страхователям, перешедшим на специальные налоговые режимы; увеличением (с учетом индексации) максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам; государственных пособий гражданам, имеющим детей; социального пособия на погребение.