ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 411
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ство людей сочетается с межсословным неравенством, обусловленным различием статусов сословий и их членов.
Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. В Росси в 1861 г отменили крепостное право, дали свободу крестьянам, но что делать со свободой крестьяне не знали. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма, преодоления сословного деления и в результате обособления сфер частно-правовой и публично-правовой жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.
Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Такое государство не просто дает свободу всем, но и обеспечивает реализацию своих желаний (образование, квартира, работа, пособия) за счет государства. В правовом государстве важно отметить два его основополагающих начала.
1. Общедозволительное, действующее в отношении граждан, их объединений (допускается всё, кроме прямо запрещенного законом).
2. Общезапретительное, действующее в отношении государственных органов и должностных лиц (запрещено все, кроме прямо разрешенного законом).
Этот тип отношений характерен акцентом на гуманитарно-правовых ценностях и свободах. Каждый человек является и официально признается государством и законом как субъект прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права и свободы, обладая общеобязательной юридической силой, составляют первичную основу действующего (позитивного) права и формируемого государства. Имеющиеся в рамках данного типа права и государства различия между правами человека (иностранца, лица без гражданства) и правами человека (гражданина), носят характер привилегий, позволяющих осуществлять дополнительные права в рамках конкретного государства (например, выбирать и быть избранным на государственные должности, осуществлять правосудие и др.). Подобные привилегии определяют человека в качестве гражданина
данного государства и выражают идею суверенитета. Поэтому, различные государства в своих внешних отношениях выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты устанавливая льготы для граждан и ограничения для иностранцев.
Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил новый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза. Унификация проявляется в том, что объем прав и обязанностей граждан соответствующих государств, входящих в Евросоюз приобретает универсальный вид. Например, в Евросоюзе функционируют единая валюта, потребительские стандарты, политика, парламент, законодательство и др. К этому типу государства можно будет отнести и ЕвраЗЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия) если у нас будут признаки объединенной государственности.
Раздел 4. Современная система права и правовые системы
Лекция 13. Гражданское общество и правовое государство
Вопросы:
1. Гражданское общество
2. Правовое государство: понятие и принципы
1. Гражданское общество
Гражданское общество как термин означает неполитическое общество (от древнеримского civitas – гражданская община римлян). Смысл его в том, что каждый член общества должен достигнуть образовательного уровня позволяющего воздерживаться от нарушений добровольно, без принуждения со стороны политической власти. Наличие гражданского общества выражает степень развития и зрелости населения общества. Активность гражданского общества обозначает уровень подготовленности к самостоятельной жизнедеятельности в условиях демократии. В гражданском обществе каждый за себя, но иные члены общества важны, поскольку являются средством реализации частных интересов. Например, субъект хочет автомобиль, но сделать сам его он не может, потому реализует свой интерес через взаимовыгодный обмен с другими субъектами. Кратко смысл выглядит так – взаимовыгодное общежитие субъектов, без принуждения. Основной идеолог гражданского общества - Гегель.
В структуру гражданского общества, по мнению В.С. Нерсесянца входят компоненты1:
1. гуманитарный (свободные люди)
2. социальный (свободные отношения в обществе)
3. экономический (свободная экономика)
4. духовный (свободное образование, культура, религия)
5. информационный (свобода слова)
6. территориальный (свободная местная власть – самоуправление)
7. организационный (свободна объединений)
Признаки гражданского общества: наличие и функционирование негосударственных социально-экономических отношений; разнообразные общественные объединения и организации, негосударственные политические партии, выражающие волю народа; существование негосударственных форм образования; конкуренция и свобода слова в средствах массовой информа
ции; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; наличие самоуправления в жизнедеятельности общества; свободное существование общественного мнения; политический и идеологический плюрализм; многоукладность экономики; демократическое осуществление власти; сформированное правовое государство.
2. Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство – организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью минимизации злоупотреблений. Принципы правового государства: 1) разделение властей: на горизонтальное (три ветви), вертикальное (федерализм); 2) верховенство закона; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) наличие активного, сознательного гражданского общества.
Разделение властей, как принцип правового государства, сформулирован Д. Локком, Ш. Монтескье и др. Каждая из властей (законодательная, исполнительная, судебная) является самостоятельной, в то же время оказывает сдерживающее влияние по отношению друг к другу. Например, применительно к деятельности законодательной власти используется четко регламентированная юридическая процедура, поскольку только высший законодательный орган имеет право принять закон – нормативный акт, обладающий большей юридической силой в сравнении с подзаконными нормативно-правовыми актами. Но глава исполнительной власти (президент), имеет право воздействовать на законодательное решение и применить отлагательное вето. Судебная власть, представленная например Конституционным Судом, может признать неконституционным конкретное решение законодательного органа с соответствующими последствиями о утере его юридической силы. Ответные действия законодательного орган в отношении исполнительной власти может быть выражено в вотуме недоверия к правительству или ограничении нормативной деятельности исполнительной власти только одним видом – изданием распоряжений, указов, постановлений имеющих исключительно подзаконную юридическую силу. Судебная власть ограничена законодательно, например процессуальных нормах. Взаимовлияние различных властей направлено на достижение законности
, компромисса в действии не только законодательной власти, но и иных властей.
Проблемный аспект темы
Исследуя сущность правового государства важно выделить формальный и содержательный аспекты. Формальный аспект акцентирует внимание на непременное выражение деятельности государства в ее правовых формах. Содержательный аспект выражает осуществление прав и свобод человека и гражданина, как центральную идею - основу деятельности правового государства. Применительно к России в статье 2 Конституции РФ установлено: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Однако права человека не самоцель, это средство для всестороннего развития личности. Здесь же нужно учитывать верховенство закона, как конституционный принцип правового государства. Поэтому прослеживается конкуренция между принципами: права человека и верховенство закона. При наличии этой конкуренции можно критиковать отсутствие четкой логики в иерархии ценностей теории правового государства.
Содержательный и формальный аспекты в правовом государстве взаимосвязаны. Нельзя добиться желаемого осуществления прав и свобод человека и гражданина, используя неправовые формы деятельности, например, применение незаконного насилия, принуждение к голосованию на демократических выборах. Нельзя абсолютизировать и правовые формы деятельности. Их использование может до предела ограничить и как итог - блокировать саму возможность осуществления государственной власти. В этом случае права человека будут необеспеченны гарантиями государства и приобретут эфимерный характер.
Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства подразумевает то, что государство и гражданин одинаково ответственны за судьбу общества. Данный принцип направлен на стимулирование активности общества, на формирование гражданской позиции и ее отстаивание. Только совместная деятельность государства и личности в состоянии обеспечить гармонию в осуществлении демократической, политической власти. Государство ответственно перед личностью за несоблюдение прав и свобод человека и гражданина, прямо закрепленных в Конституции России. Человек не найдя защиты внутри страны имеет право на обращение в межгосударственные органы осуществляющие защиту нарушенных прав человека. Поскольку Россия является членом Совета Европы, то каждый гражданин имеет право на обращение в Европейский суд по правам человека, расположенный во Франции в городе Страсбург. Председатель суда – Люциус Вилдбахер. При обращении в Европейский суд обязательны ссылки на положения Европейской
Индивидуалистический тип государства и права. С преодолением феодализма, сословный строй в Новое время трансформируется в индивидуалистический тип государства и права. В Росси в 1861 г отменили крепостное право, дали свободу крестьянам, но что делать со свободой крестьяне не знали. При этом человек становится субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид, как отдельный гражданин, а не как член этнической или сословной группы. Индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма, преодоления сословного деления и в результате обособления сфер частно-правовой и публично-правовой жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.
Гуманитарно-правовой тип государства и права (закона). Современным и распространенным в настоящий период типом права и государства является правовое государство. Такое государство не просто дает свободу всем, но и обеспечивает реализацию своих желаний (образование, квартира, работа, пособия) за счет государства. В правовом государстве важно отметить два его основополагающих начала.
1. Общедозволительное, действующее в отношении граждан, их объединений (допускается всё, кроме прямо запрещенного законом).
2. Общезапретительное, действующее в отношении государственных органов и должностных лиц (запрещено все, кроме прямо разрешенного законом).
Этот тип отношений характерен акцентом на гуманитарно-правовых ценностях и свободах. Каждый человек является и официально признается государством и законом как субъект прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод. Эти естественные права и свободы, обладая общеобязательной юридической силой, составляют первичную основу действующего (позитивного) права и формируемого государства. Имеющиеся в рамках данного типа права и государства различия между правами человека (иностранца, лица без гражданства) и правами человека (гражданина), носят характер привилегий, позволяющих осуществлять дополнительные права в рамках конкретного государства (например, выбирать и быть избранным на государственные должности, осуществлять правосудие и др.). Подобные привилегии определяют человека в качестве гражданина
данного государства и выражают идею суверенитета. Поэтому, различные государства в своих внешних отношениях выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты устанавливая льготы для граждан и ограничения для иностранцев.
Унификационный тип государства и права. Продолжение прогресса свободы, уже породил новый тип государства и права, новую форму признания и возможности осуществления свободы людей нашедшая выражение, например, в стирании правовых различий (прав, обязанностей) между гражданами различных государств. Первым примером на пути к формированию нового типа государства и права, можно признать появление и укрупнение Европейского союза. Унификация проявляется в том, что объем прав и обязанностей граждан соответствующих государств, входящих в Евросоюз приобретает универсальный вид. Например, в Евросоюзе функционируют единая валюта, потребительские стандарты, политика, парламент, законодательство и др. К этому типу государства можно будет отнести и ЕвраЗЭС (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия) если у нас будут признаки объединенной государственности.
Раздел 4. Современная система права и правовые системы
Лекция 13. Гражданское общество и правовое государство
Вопросы:
1. Гражданское общество
2. Правовое государство: понятие и принципы
1. Гражданское общество
Гражданское общество как термин означает неполитическое общество (от древнеримского civitas – гражданская община римлян). Смысл его в том, что каждый член общества должен достигнуть образовательного уровня позволяющего воздерживаться от нарушений добровольно, без принуждения со стороны политической власти. Наличие гражданского общества выражает степень развития и зрелости населения общества. Активность гражданского общества обозначает уровень подготовленности к самостоятельной жизнедеятельности в условиях демократии. В гражданском обществе каждый за себя, но иные члены общества важны, поскольку являются средством реализации частных интересов. Например, субъект хочет автомобиль, но сделать сам его он не может, потому реализует свой интерес через взаимовыгодный обмен с другими субъектами. Кратко смысл выглядит так – взаимовыгодное общежитие субъектов, без принуждения. Основной идеолог гражданского общества - Гегель.
В структуру гражданского общества, по мнению В.С. Нерсесянца входят компоненты1:
1. гуманитарный (свободные люди)
2. социальный (свободные отношения в обществе)
3. экономический (свободная экономика)
4. духовный (свободное образование, культура, религия)
5. информационный (свобода слова)
6. территориальный (свободная местная власть – самоуправление)
7. организационный (свободна объединений)
Признаки гражданского общества: наличие и функционирование негосударственных социально-экономических отношений; разнообразные общественные объединения и организации, негосударственные политические партии, выражающие волю народа; существование негосударственных форм образования; конкуренция и свобода слова в средствах массовой информа
ции; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; наличие самоуправления в жизнедеятельности общества; свободное существование общественного мнения; политический и идеологический плюрализм; многоукладность экономики; демократическое осуществление власти; сформированное правовое государство.
2. Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство – организация публичной политической власти на определенной территории, способствующая наиболее полному осуществлению прав и свобод человека и гражданина и ограничивающая власть с целью минимизации злоупотреблений. Принципы правового государства: 1) разделение властей: на горизонтальное (три ветви), вертикальное (федерализм); 2) верховенство закона; 3) взаимная ответственность государства и личности; 4) наличие активного, сознательного гражданского общества.
Разделение властей, как принцип правового государства, сформулирован Д. Локком, Ш. Монтескье и др. Каждая из властей (законодательная, исполнительная, судебная) является самостоятельной, в то же время оказывает сдерживающее влияние по отношению друг к другу. Например, применительно к деятельности законодательной власти используется четко регламентированная юридическая процедура, поскольку только высший законодательный орган имеет право принять закон – нормативный акт, обладающий большей юридической силой в сравнении с подзаконными нормативно-правовыми актами. Но глава исполнительной власти (президент), имеет право воздействовать на законодательное решение и применить отлагательное вето. Судебная власть, представленная например Конституционным Судом, может признать неконституционным конкретное решение законодательного органа с соответствующими последствиями о утере его юридической силы. Ответные действия законодательного орган в отношении исполнительной власти может быть выражено в вотуме недоверия к правительству или ограничении нормативной деятельности исполнительной власти только одним видом – изданием распоряжений, указов, постановлений имеющих исключительно подзаконную юридическую силу. Судебная власть ограничена законодательно, например процессуальных нормах. Взаимовлияние различных властей направлено на достижение законности
, компромисса в действии не только законодательной власти, но и иных властей.
Проблемный аспект темы
Исследуя сущность правового государства важно выделить формальный и содержательный аспекты. Формальный аспект акцентирует внимание на непременное выражение деятельности государства в ее правовых формах. Содержательный аспект выражает осуществление прав и свобод человека и гражданина, как центральную идею - основу деятельности правового государства. Применительно к России в статье 2 Конституции РФ установлено: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Однако права человека не самоцель, это средство для всестороннего развития личности. Здесь же нужно учитывать верховенство закона, как конституционный принцип правового государства. Поэтому прослеживается конкуренция между принципами: права человека и верховенство закона. При наличии этой конкуренции можно критиковать отсутствие четкой логики в иерархии ценностей теории правового государства.
Содержательный и формальный аспекты в правовом государстве взаимосвязаны. Нельзя добиться желаемого осуществления прав и свобод человека и гражданина, используя неправовые формы деятельности, например, применение незаконного насилия, принуждение к голосованию на демократических выборах. Нельзя абсолютизировать и правовые формы деятельности. Их использование может до предела ограничить и как итог - блокировать саму возможность осуществления государственной власти. В этом случае права человека будут необеспеченны гарантиями государства и приобретут эфимерный характер.
Взаимная ответственность государства и личности как принцип правового государства подразумевает то, что государство и гражданин одинаково ответственны за судьбу общества. Данный принцип направлен на стимулирование активности общества, на формирование гражданской позиции и ее отстаивание. Только совместная деятельность государства и личности в состоянии обеспечить гармонию в осуществлении демократической, политической власти. Государство ответственно перед личностью за несоблюдение прав и свобод человека и гражданина, прямо закрепленных в Конституции России. Человек не найдя защиты внутри страны имеет право на обращение в межгосударственные органы осуществляющие защиту нарушенных прав человека. Поскольку Россия является членом Совета Европы, то каждый гражданин имеет право на обращение в Европейский суд по правам человека, расположенный во Франции в городе Страсбург. Председатель суда – Люциус Вилдбахер. При обращении в Европейский суд обязательны ссылки на положения Европейской