ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 422
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ни общественной опасности посягательства); 3) задержание лица, совершившего преступление (причинение вреда лицу, если иными средствами задержать его не представлялось возможным с целью пресечения новых преступлений и обеспечения привлечения к ответственности; 4) крайняя необходимость (экстренные, чрезвычайные действия, допустимые в случаях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости); 5) физическое и психическое принуждение (деяние направленное на нарушение норм права лицом под воздействием угрозы убийством или иным сильным влиянием, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями); 6) обоснованный риск (причинение вреда законным интересам одной степени значимости для сохранения наиболее значимого общественно полезного интереса и обеспечения важной цели); 7) исполнение приказа или распоряжения (причинение вреда лицом, исполняющим должностные, обязательные решения вышестоящего лица); 8) малозначительность правонарушения (деятельность не представляющая общественной опасности).
Раздел 6. Понятийный аппарат теории государства и права
Лекция 21. Форма государства
Вопросы:
1. Понятие и элементы формы государства
2. Форма государственного правления
3. Формы государственного устройства
4. Формы политического режима
1. Понятие и элементы формы государства
Форма государства - это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления политической власти. Древнеримские юристы считали, что «форма дает бытие вещи» (forma dat esse rei). Категории сущность и форма взаимосвязаны между собой. Сущность государства определяет, в чем заключается существенное, закономерное в государстве, а категория форма государства определяет кто и каким образом осуществляет власть в обществе. От формы государства в значительной степени зависит сама реальность жизни в государстве. Ведь если иметь хорошую по содержанию идею, но ее реализацию воплотить в непригодной для этого форме, тогда желаемая цель может стать недостижимой. Поэтому, для грамотной реализации заложенного в сущности государства необходимо определить подходящую для реализации замысла конкретную форму государства.
Форма государства - это строение государства, элементами которого выступают: 1)форма правления (монархия, республика) - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; 2)форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация) - характеризует внутреннее устройство, структуру государства, соотношение государства как целого и составных частей, единиц; 3) политический режим (демократический, антидемократический) - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Подробно охарактеризуем каждый элемент формы государства.
2. Форма государственного правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий порядок образования и способ организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Существует две разновидности форм правления: монархии и республики.
Монархия (от греч. - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или преимущественно сосредоточена в руках единоличного главы (князя, герцога, короля, царя, императора, монарха и др.). Признаки монархии: монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия, власть монарха передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей. Однако, началу династии дома Романовых в России были выборы. Монархии бывают неограниченными и ограниченными. В неограниченных (абсолютных, имперских) монархиях, отсутствуют представительные учреждения народа, и единственным носителем суверенитета государства является монарх (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, из современных государств - Саудовская Аравия, Бруней). В ограниченных монархиях власть монарха ограничена, например конституцией или властью других высших государственных органов (Англия, Австралия, Испания, Канада, Швеция, Норвегия и др.). Ограниченную монархию подразделяют на сословно-представительную (дуалистическую) и конституционную (парламентскую) как формы ограничения власти монарха. В дуалистических монархиях (Австрия, Пруссия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров, должностных лиц, однако его власть ограничивается различными органами (например, Земский собор в России, кортесы в Испании). В конституционной (парламентской) монархии власть монарха сосредотачивается на функциях главы государства, законодательство осуществляется выборным парламентом (Австралия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Норвегия, Швеция, Япония). Частные вопросы, например помилование преступника не могут быть решены без согласия парламента. Парламент может быть распущен монархом лишь в случаях предусмотренных законом.
Монархия была господствующей формой правления в период Нового времени и в настоящее время сохраняется почти в трети государств мира. Например, в экономически сильных государствах (Австралия, Япония) монархия не только существует, но и приветствуется. Япония - конституционная монархия. Глава государства - император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей). Правящей партией в Японии является с 1955 г. ЛДПЯ (либерально-демократическая партия Японии), такое сочетание монархии и демократии не мешает названному государству иметь один их высоких уровней жизни на планете.
Республика (от лат. - государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным, сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; определенный срок; зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются, на президентские, парламентские и смешанные. Выбор между парламентской или президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом исполнительной и законодательной властей.
В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент формирует правительство и руководит им. Одновременно является главой государства и правительства. Президент избирается независимо от парламента либо уполномоченной коллегией, либо непосредственно народом. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить парламент. Президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного органа. Однако парламент вправе ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Достоинство президентской формы: прочность конституционного положения правительства, всенародно избранный президент представляет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу,
которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. Недостатки: потенциальные трения во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса (эта вероятность особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям).
В парламентской республике (Австрия, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) парламент формирует правительство. Достоинства парламентарной республики: прямая ответственность правительства перед парламентом, единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются, контролируются парламентом тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера) или конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо уполномоченной коллегией, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальным главой государства выступает руководитель правительства. Недостатки парламентарной республики: фрагментарность партийной системы (при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства) и реальность угрозы тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство (эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте).
В смешанных республиках (Россия, Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) правительство формируется совместно президентом и парламентом. Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и вза
Раздел 6. Понятийный аппарат теории государства и права
Лекция 21. Форма государства
Вопросы:
1. Понятие и элементы формы государства
2. Форма государственного правления
3. Формы государственного устройства
4. Формы политического режима
1. Понятие и элементы формы государства
Форма государства - это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления политической власти. Древнеримские юристы считали, что «форма дает бытие вещи» (forma dat esse rei). Категории сущность и форма взаимосвязаны между собой. Сущность государства определяет, в чем заключается существенное, закономерное в государстве, а категория форма государства определяет кто и каким образом осуществляет власть в обществе. От формы государства в значительной степени зависит сама реальность жизни в государстве. Ведь если иметь хорошую по содержанию идею, но ее реализацию воплотить в непригодной для этого форме, тогда желаемая цель может стать недостижимой. Поэтому, для грамотной реализации заложенного в сущности государства необходимо определить подходящую для реализации замысла конкретную форму государства.
Форма государства - это строение государства, элементами которого выступают: 1)форма правления (монархия, республика) - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; 2)форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация) - характеризует внутреннее устройство, структуру государства, соотношение государства как целого и составных частей, единиц; 3) политический режим (демократический, антидемократический) - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Подробно охарактеризуем каждый элемент формы государства.
2. Форма государственного правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий порядок образования и способ организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. Существует две разновидности форм правления: монархии и республики.
Монархия (от греч. - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или преимущественно сосредоточена в руках единоличного главы (князя, герцога, короля, царя, императора, монарха и др.). Признаки монархии: монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия, власть монарха передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей. Однако, началу династии дома Романовых в России были выборы. Монархии бывают неограниченными и ограниченными. В неограниченных (абсолютных, имперских) монархиях, отсутствуют представительные учреждения народа, и единственным носителем суверенитета государства является монарх (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, из современных государств - Саудовская Аравия, Бруней). В ограниченных монархиях власть монарха ограничена, например конституцией или властью других высших государственных органов (Англия, Австралия, Испания, Канада, Швеция, Норвегия и др.). Ограниченную монархию подразделяют на сословно-представительную (дуалистическую) и конституционную (парламентскую) как формы ограничения власти монарха. В дуалистических монархиях (Австрия, Пруссия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров, должностных лиц, однако его власть ограничивается различными органами (например, Земский собор в России, кортесы в Испании). В конституционной (парламентской) монархии власть монарха сосредотачивается на функциях главы государства, законодательство осуществляется выборным парламентом (Австралия, Бельгия, Великобритания, Дания, Канада, Норвегия, Швеция, Япония). Частные вопросы, например помилование преступника не могут быть решены без согласия парламента. Парламент может быть распущен монархом лишь в случаях предусмотренных законом.
Монархия была господствующей формой правления в период Нового времени и в настоящее время сохраняется почти в трети государств мира. Например, в экономически сильных государствах (Австралия, Япония) монархия не только существует, но и приветствуется. Япония - конституционная монархия. Глава государства - император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей). Правящей партией в Японии является с 1955 г. ЛДПЯ (либерально-демократическая партия Японии), такое сочетание монархии и демократии не мешает названному государству иметь один их высоких уровней жизни на планете.
Республика (от лат. - государственные, общественные дела) – это форма правления, при которой глава государства является выборным, сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; определенный срок; зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются, на президентские, парламентские и смешанные. Выбор между парламентской или президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом исполнительной и законодательной властей.
В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент формирует правительство и руководит им. Одновременно является главой государства и правительства. Президент избирается независимо от парламента либо уполномоченной коллегией, либо непосредственно народом. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить парламент. Президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного органа. Однако парламент вправе ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Достоинство президентской формы: прочность конституционного положения правительства, всенародно избранный президент представляет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу,
которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. Недостатки: потенциальные трения во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса (эта вероятность особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям).
В парламентской республике (Австрия, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) парламент формирует правительство. Достоинства парламентарной республики: прямая ответственность правительства перед парламентом, единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (премьер-министр) и его кабинет назначаются, контролируются парламентом тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера) или конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо уполномоченной коллегией, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, реальным главой государства выступает руководитель правительства. Недостатки парламентарной республики: фрагментарность партийной системы (при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства) и реальность угрозы тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство (эффективность и стабильность парламентских форм правления зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте).
В смешанных республиках (Россия, Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) правительство формируется совместно президентом и парламентом. Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и вза