Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ни общественной опасности посягательства); 3) задержание лица, совершившего преступление (причинение вреда лицу, если иными средствами задержать его не представлялось возможным с целью пресечения новых преступлений и обеспечения привлечения к ответственности; 4) крайняя необходимость (экстренные, чрезвычайные действия, допустимые в случаях устране­ния опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интере­сам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости); 5) физическое и психическое принуждение (деяние направленное на нарушение норм права лицом под воздействием угрозы убийством или иным сильным влиянием, если вследствие этого оно не могло руководить своими действиями); 6) обоснованный риск (причинение вреда законным интересам одной степени значимости для сохранения наиболее значимого общественно полезного интереса и обеспечения важной цели); 7) исполнение приказа или распоряжения (причинение вреда лицом, исполняющим должностные, обязательные решения вышестоящего лица); 8) малозначительность правонарушения (деятельность не представляю­щая общественной опасности).


Раздел 6. Понятийный аппарат теории государства и права
Лекция 21. Форма государства
Вопросы:

1. Понятие и элементы формы государства

2. Форма государственного правления

3. Формы государственного устройства

4. Формы политического режима
1. Понятие и элементы формы государства

Форма государства - это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления политической власти. Древнеримские юристы считали, что «форма дает бытие вещи» (forma dat esse rei). Категории сущность и форма взаимосвязаны между собой. Сущность государства определяет, в чем заключается существенное, закономерное в государстве, а категория форма государства определяет кто и каким образом осуществляет власть в обществе. От формы государства в значительной степени зависит сама реальность жизни в государстве. Ведь если иметь хорошую по содержанию идею, но ее реализацию воплотить в непригодной для этого форме, тогда желаемая цель может стать недостижимой. Поэтому, для грамотной реализации заложенного в сущности государства необходимо определить подходящую для реализации замысла конкретную форму государства.

Форма государства - это строение государства, элементами которого выступают: 1)форма правления (монархия, республика) - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и населением; 2)форма государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация) - характеризует внутреннее устройство, структуру государства, соотношение государ­ства как целого и составных частей, единиц; 3) политический режим (демократический, антидемокра­тический) - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Подробно охарактеризуем каждый элемент формы государства.

2. Форма государственного правления



Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий порядок образования и способ организации высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и населением. Существует две разновидности форм правления: монархии и республики.

Монархия (от греч. - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или преимущественно сосредоточена в руках единоличного главы (князя, герцога, короля, царя, императора, монарха и др.). Признаки монархии: монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия, власть монарха передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей. Однако, началу династии дома Романовых в России были выборы. Монархии бывают неограниченными и ограниченными. В неограниченных (абсолютных, имперских) монархиях, отсутству­ют представительные учреждения народа, и единственным но­сителем суверенитета государства является монарх (Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, из современных государств - Саудовская Аравия, Бруней). В ограничен­ных монархиях власть монарха ограничена, например конституцией или властью других высших государствен­ных органов (Англия, Австралия, Ис­пания, Канада, Швеция, Норвегия и др.). Ограниченную монархию подразделяют на сословно-представительную (дуалистическую) и конституционную (парламентскую) как формы ограничения власти монарха. В дуалистических монархиях (Австрия, Пруссия, Италия, Ру­мыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров, должностных лиц, однако его власть ограничивается различными органами (например, Земский собор в России, кортесы в Испании). В конституционной (парламентской) монархии власть монарха сосредотачивается на функциях главы государства, законодательство осуществляется выборным парламентом (Австралия, Бель­гия, Великобритания, Дания, Канада, Норвегия, Швеция, Япония). Частные вопросы, например помилование преступника не могут быть решены без согласия парламента. Парламент может быть распущен монархом лишь в случаях предусмотренных законом.
Монархия была господствующей формой правления в период Нового времени и в настоящее время сохраняется почти в трети государств мира. Например, в экономически сильных государствах (Австралия, Япония) монархия не только существует, но и приветствуется. Япония - конституционная монархия. Глава государства - император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей). Правящей партией в Японии является с 1955 г. ЛДПЯ (либерально-демократическая партия Японии), такое сочетание монархии и демократии не мешает названному государству иметь один их высоких уровней жизни на планете.

Республика (от лат. - государственные, обществен­ные дела) – это форма правления, при которой глава государ­ства является выборным, сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; определенный срок; зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются, на президентские, парламентские и смешанные. Выбор между парламентской или президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом исполнительной и законодательной властей.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент формирует правительство и руководит им. Одновременно является главой государства и правительства. Президент избирается независимо от парламента либо уполномоченной коллегией, либо непо­средственно народом. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент - распустить парламент. Президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного органа. Однако парламент вправе ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента. Достоинство президентской формы: прочность конституционного положения правительства, всенародно избранный президент представляет собой средоточие общенациональных устремлений, вы­ступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу,
которое может осуществить руководство в чрезвычайных об­стоятельствах. Недостатки: потенциальные трения во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса (эта ве­роятность особенно возрастает, если президент и пар­ламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям).

В парламентской республике (Австрия, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) парламент формирует правительство. Достоинства парламентар­ной республики: прямая ответственность правительства перед парламентом, единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются, контролируются пар­ламентом тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Парла­мент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы прави­тельства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера) или конкретного министра. Официально главой государ­ства является президент, который избирается либо парламен­том, либо уполномоченной коллегией, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, реальным главой государства выступает руководитель правительства. Недостатки парламентарной республики: фрагментарность партийной системы (при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут ока­заться частью парламентской коалиции большинства) и реальность угрозы тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство (эффективность и стабильность парламентских форм правле­ния зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте).

В смешанных республиках (Россия, Франция, Финляндия, Польша, Бол­гария, Австрия и др.) правительство формируется совместно президентом и парламентом. Теоретиками смешанных форм правления движет идея укреп­ления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям полити­ческой конъюнктуры, оптимизации способов организации и вза