Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 421

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
имоотношений высших органов государственной власти, цент­ральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в резуль­тате интеграционных и дезинтеграционных процессов (например, в новой России). Особенность таких республик заключается в двойной ответственности правительства перед президентом и перед парламентом. В смешанных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства – президент, он назначает председателя правительства сучетом мнения парламента, далее председатель сам формирует кабинет министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

3. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это элемент фор­мы государства, характеризующий внутреннее деление государства, его территориальную, политическую структуру, соотношение государ­ства как целого и его частей. Данное понятие определяет соотношение власти в центре и на местах. Одна из важнейших проблем при любой форме государственного устройства – это четкое распределение полномочий между центром и периферией, создание условий, позволяющих минимизировать межнациональные и межрегиональные конфликты. Однако распределение полномочий должно позволять субъекту самоопределяться и иметь стимулы для саморазвития, иначе они становятся придатками, обузой, дотационной частью, что обременительно для государства в целом. Различаются следующие формы государственного устройства:

1) унитарное - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными подразделениями и не обладают признаками государственного суверенитета, в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болга­рия, Италия, Швеция, Дания, Испания, Франция). Унитарные государства бывают централизован­ными (Швеция, Дания) и децентрализованными (Испания, Франция), в которых крупные регионы пользу
ются широкой автономией, самостоятельно решают передан­ные им в ведение вопросы. Унитарное государство отличается полным политическим единством, оно неделимо. К унитарным государствам можно отнести Соединенное Королевство Великобритания (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), оно состоит из 4 административно-политических частей (исторических провинций): Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Б. Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Сев. Ирландии (26 округов). Особый режим установлен для о. Мэн и Нормандских о-вов. Столица — Лондон. Глава государства — король (королева). Законодательный орган — двухпалатный парламент (палата общин и палата лордов). Следующий пример – Япония, имеет следующее административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица - Токио.

2) федерация - сложное, союзное государство членов федерации, части ко­торого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (например, Автономные округа, республики и др.), осуществляемыми при условии сохранения целостности государства. Субъекты федерации имеют своё законодательство, судебную систему, органы управления, но существуют в неразрывной правовой связи с высшими федеральными органами власти и федеральным законодательством (Австралия, Россия, Германия, Индия, Мексика, Канада). Федерации могут быть построены по территориальному (Австралия, США), либо по национально-территориальному принципу (Россия). В составе Австралии: 6 штатов и 2 территории. Столица - Канберра. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата представителей и Сенат). В составе Российской Федерации следующие субъекты: республики (21), края (7), области (48), города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа (9). Столица – Москва. Высший законодательный орган – двухпалатное Федеральное Собрание.

Деление федерации по национальному признаку влечет обособление и стремление к автономному выделению – самостоятельности такого субъекта, что в конечном счете, подрывает государственную целостность. В России можно проследить на примере некоторых субъектов, именно национальное, а не национально-территориальное деление, что и объясняет причины межнациональных конфликтов. Государственная деятельность строится на основе распределения обязанностей между полномочиями федерации и ее

субъектов, обычно зафиксированных в основном законе государства – федеральной конституции. При этом полномочия подразделяются на принадлежащие исключительно федеральной компетенции, совместному ведению или ведению субъ­ектов федерации.

3) конфедерация -временный союз государств, образуемый для совместного осуществления ряда направлений государственной деятельности (оборона, политика, внешняя торговля, таможенное дело, денежно-кредитная система, разработка полезных ископаемых). При конфедерации суверенные государства остаются самостоятельными субъектами международно-правового общения, не образуют нового субъекта и продолжают иметь собственное гражданство, систему органов власти, правосудия. Нормативные акты, принимаемые на уровне конфедерации, требуют своего одобрения высшими органами власти государства, входящего в конфедерацию. Конфедерация не обладает общим суверенитетом, единым законодательством, центральным государственным аппаратом. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объедини­лись, и имеющие преимущественно координирующее значение. Члены конфедерации имеют самостоятельные источники дохода, часть которого может выделяться в бюджет конфедерации. Армия конфедерации состо­ит из воинских контингентов государств - членов конфедера­ции, направляемых по их решению в распоряжение общего ко­мандования. Конфедерация - неустойчивое государственное образование и су­ществует обычно недолго. Она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо приобретает вид классической федерации. Примером может выступить Швейцария, которая из конфедерации (Швейцарский союз 1815-1848) трансформиро­валась в федерацию.

4) содружество (англ. Commonwealth)- ассоциированное объединение нескольких государств (Содружество Независимых Государств) выражающих стремление к тесной, имеющей перспективу сближения совместной деятельности в различных областях, и может рассматриваться как почва для дальнейшего перехода нескольких государств к конфедерации или включения одного из них в федерацию в качестве ее субъекта. Следующий пример, «Британское Содружество наций» его правовой статус определен Вестминстерским статутом 1931 (уточнен в 1947 г.) с этого времени наименование - «Содружество». Существует Секретариат Содружества, проводятся ежегодные конференции стран Содружества. Великобритания возглавляет «Содружество» и имеет в составе своего правительства особого министра по делам Содружества. В настоящий момент в названное объединение входят Великобритания и многие ее бывшие доминионы и колонии (англ. dominion — владение, власть), государства в составе бывшей Британской империи, признававшее главой английского короля. Первые доминионы - Канада (с 1867), Австралийский Союз (с 1901), Нов. Зеландия (с 1907) и др. После образования в 1947 Содружества многие входящие в него государства - бывшие доминионы - считают главой государства английскую королеву. Форму доминиона имела часть бывших английских колоний (Цейлон и др.), ставших затем республиками в т. ч. и в составе Содружества. Страны, признающие главой государства королеву Великобритании, имеют на местах ее представителя - генерал-губернатора, например Австралия, Канада.


5) империя - фор­ма государственного устройства, отличительной особен­ностью и основой которой является обширная территория, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господ­ства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения (Римская, Британская, Российская). В 19 в. Великобритания была крупнейшей империей - колониальной державой мира, осуществив колонизацию Австралии, Нов. Зеландии, завоевав обширные территории в Азии и Африке, завершив захват Индии, Египта, ведя войны против Китая (1840-42, 1856-1860), подавив национально-освободительное движение в Индии (1857-59), восстания в Ирландии (1848, 1867 и др.). Усиление освободительного движения в переселенческих колониях (восстание в Канаде 1837-38 и др.) вынудило Великобританию пойти на создание системы доминионов.

6) протекторат - специфическая фор­ма государственного устройства, отличительной особен­ностью которой выступает формальная опека слабого государства бо­лее сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Велико­британия оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат, в 1884 г. в Намибии был протекторат со стороны Германии, в 1905 г. в Корее установлен протекторат Японии, а в 1910 г. Корея стала колонией.


4. Формы политического режима

Политический режим представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. Понятие «политический ре­жим» - более широкое, чем «государственный режим» потому, что включает в себя методы и приемы осуществления политической власти со стороны не только го­сударства, но и политических партий, организаций, блоков, обществен­ных объединений. Политический режим отвечает на вопрос как, каким образом осуществляется власть в государстве. Это динамическая, функциональ­ная характеристика политической системы государства, которая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществле­нии политической власти.

Поскольку знания теории государства и права взаимосвязаны между собой (например, сущность государства выражается в функциях государства), постольку четкое понимание политического режима является основой для последующего формирования представлений о действии всей системы власти в государстве. Признаков политического режима достаточно много, учитывая их количественные и качественные показатели можно дать объективную характеристику политическому режиму – демократический или недемократический. Например: участие (неучастие) народа в формировании политической власти; баланс прав и свобод человека, гражданина и пра­в государства; партийное многообразие; прозрачность государственного аппарата; соотношение между различными ветвями власти; степень верховенства закона в правовом регулировании общественных отношений; значение «силовых» структур государства (армии, полиции, органов го­сударственной безопасности) и др. В зависимости от степени сочетания указанных признаков политический режим может быть демократическим, авторитарным или тоталитарным - наивысшая противоположность демократического режима.

Демократический режим. Демократия – дословно обозначает власть народа. Существует во многих государствах: Германии, Франции, Швеции, США, Щвейцарии, Англии, России и др. Ситуация, при которой весь народ постоянно инепосредственно осуществлял бы власть, пока нигде не реа­лизована. Проявление прямой власти народа используется в демократических государствах в наиболее полном, непосредственном виде лишь при референдуме – принятии закона самим народом (например, Основного закона государства – Конституции). Непосредственная демократия - идеал, которого практически очень сложно достичь. Стремление к его полноценной реализации в ближайшее время вероятно будет влиять на развитие компьютерной техники, средств интернет голосования и мобильного общения. Однако эти дорогостоящие мероприятия в настоящее время осуществить экономически невозможно, а поэтому граждане вынуждены властвовать посредством уполномоченного представительства. Например, Государственная Дума РФ комплектуется из числа народных представителей, которые являются выразителями наших интересов. Голосуя на выборах за депутата (политическую партию), мы тем самым уполномочиваем его на законное выражение воли в демократическом законодательном органе не только от своего лица, но и от лица голосовавших.