Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стоит привести цитату Ж.-Ж. Руссо: «Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон». Акцент на непосредственности утверждения закона самим народом характеризует представительную демократию как не самое лучшее проявление подлинного народовластия. Вероятно, в этой сжатой формулировке заключен основной смысл мер необходимых для формирования подлинного народовластия, совершенствования демократии и правоустановительной практики в условиях формирования правового государства. Э. Курис отмечает, что в «настоящее время отдельные граждане практически лишены возможности, повлиять на содержание будущего нормативного акта. Они участвуют в создании этих актов лишь опосредованно». Мы придерживаемся той позиции, что выбор наиболее подходящих форм осуществления демократии (непосредственная, представительная) должен происходить с учетом конкретно-исторического периода развития государства и степени развитости (подготовленности) гражданского общества. Однако развитие демократии должно иметь тенденцию к увеличению волеизъявления граждан именно непосредственным образом. Данная проблема находит необходимое внимание у ученых–юристов. Н.П. Колдаева утверждает, необходимо «повернуть право, правотворчество в сторону здравого смысла с целью разработки реальных, потребных обществу форм организации его деятельности».

Сегодня складывается ситуация, когда заявленная демократия фактически далека от реализации интересов самого «демоса» – народа. Например, 20.10.2004 г. Президент В.В. Путин подписал дополнительное соглашение между РФ и КНР о демаркации государственной границы, по которому Россия фактически безвозмездно предала Китаю 337 км.² государственной территории (остров Тарабаров и часть острова Большой Уссурийский). Уважая решение главы государства, стоит понимать, что воля народа и его представителей могут существенно различаться. Депутаты Государственной думы 20.05.2005 г. поддержали Президента в его решении и ратифицировали международный договор о передачи островов.

Остается открытым вопрос, не последуют ли за этим решением более настойчивые требования Японии передать им очередные три Российских острова Кунашир, Шикотан и Итуруп? А ведь это все происходит, когда Калининград фактически отрезан от России и эта территория тоже может приобрести статус спорной. К этой ли демократии мы стремимся, ее ли мы хотим строить?


Признаки демократического режима: 1) население участвует в формировании и осуществлении государственной власти и деятельности органов местного самоуправления; 2) решения принимаются большинством с учетом интере­сов меньшинства; 3) существует плюрализм мнений, многопартийность; 4) осуществляются права и свободы человека и гражданина; 5) власть и силовые структуры находятся под кон­тролем общества; 6) верховенство закона во всех сферах общественной жизни; 7) отсутствует цензура; 8) власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Авторитарный режим. Авторитарный режим – промежуточное состояние между тоталитарным и демократическим поли­тическими режимами. Власть при таком режиме осущест­вляется конкретным лицом (классом, партией, элитой) при минимальном участии граждан (Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета). Признаки авторитарного режима: 1) концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа власти; 2) отсутствует принцип разделения властей, либо приобретает гипертрофированный вид (происходит доминирование одной из властей); 3) значение представительных и судебных органов власти сужается, преобладает имитация самостоятельности; 4) выборность уступает место назначаемости; 5) частичная цензура; 6) отсутствие общеодобряемой идеологии; 7) плюрализм ограничен властью правящей элиты; 8) права и свободы человека и гражданина имеют формальный характер; 9) «силовые» структуры подкон­трольны узурпатору власти и используются в качестве потенциальной угрозы, политической силы. Учитывая недемократичный характер авторитарного политического режима, власть не использует и крайние методы: террор, прямые репрес­сии (насилие носит скрытый характер). Управление осуществляется на доми­нировании командно-распорядительных, административных методах властвования.

Тоталитарный режим. Тоталитаризм – крайний, антидемократический способ властвования, в результате которого государство проникает и воздействует на все стороны общественной и личной жизни граждан. В каждом государстве тоталитаризм имел свои проявления, однако в общем виде он

характеризуется полным контролем, под­чинением человека власти и господствующей идеологии (Германия с 1938-1945 периода фашисткой идеологии, Россия после войны (1945-1953 гг.).

Признаки тоталитарного режима: 1) государство стремится к абсолютной монополии (в экономике, производстве, политике, идеологии, религии, различных ветвях власти, средствах массовой информации), безусловному господству и проникновению во все сферы общественной жизни; 2) общество фактически отчуждено от механизмов формирования и контроля за властью; 3) действует принцип – запрещено все, что не указано в законе как разрешенное; 4) аппарат власти носит бюрократический характер; 5) власть осуществляется с помощью физического наси­лия, безусловного принуждения, террора; 6) господствует однопартийность, отсутствует плюрализм; 7) права и свободы человека и гражданина деклара­тивны; 8) централизация государственной власти во главе с дик­татором и его окружением.

Лекция 22. Формы (источники) права
Вопросы:

1. Понятие и виды форм (источников) права

2. Понятие и виды нормативно-правовых актов

3. Понятие, признаки и виды законов

4. Понятие, признаки и виды подзаконных актов

5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
1. Понятие и виды форм (источников) права

Формы права - это совокупность способов формирования и закрепления общеобязательных правил поведения. Формы права имеют следующие разновидности: нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент, нормативный договор.

1. Нормативно-правовой акт – это совокупность норм права, представляющая собой официальный, общеобязательный, конкретный юридический документ, регулирующий сходные общественные отношения (законы, подзаконные акты).

2. Правовой обычай – это общепринятое правило по­ведения, исторически сложившееся и повторяющееся в силу при­вычки, регулирующее общественные отношения (Обы­чаи делового оборота, типовые формы договоров).

3. Юридический прецедент – это единичное решение по конкретному делу, приобретающее общеобязательный характер и юридическую силу при рассмотрении аналогичных правовых ситуаций
(судебное, административ­ное решение).

4. Нормативный договор – это юридическое соглашение между равноправными субъектами правотворчества, приобретающее самостоятельную силу нор­м права (например, Федеративный договор РФ).

2. Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт – это совокупность норм права, представляющая собой официальный, общеобязательный, конкретный юридический документ, регулирующий общественные отношения. Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты имеющие различную юридическую силу. Законы имеют доминирующее положение в сравнении с подзаконными актами. Но оба вида нормативно-правовых актов принимаются уполномоченными органами, обладающими необходимой компетенцией, в соответствии с процедурными, содержательными и формально-юридическими требованиями.

Законы – это обобщающее понятие, которое включает в себя систему нормативно-правовых актов, имеющих высокое юридическое значение и взаимное соподчинение. Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации являются законами каждый из которых, имеет свое юридическое значение и место.

  1. Конституция – вид закона, обладающий высшей юридической силой, определяющий форму государства, закрепляющий консти­туционный строй, основные права и обязанности граждан.

  2. Федеральный конституционный закон – вид закона, принимаемый в соответствии с конституцией по наиболее важным вопросам государственной жизни.

  3. Федеральный закон – нормативно-правовой акт текущего законодательст­ва, принимаемый в точном соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, регулирующий различные стороны общественных отношений.

  4. Закон субъекта федерации – нормативно-правовой акт, издаваемый представи­тельными органами субъектов федерации на основании Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов, распространяющий свою юридическую силу только в пределах конкретной территории.


Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в соответствии с законами, и классифицируется следующим образом, в порядке убывания юридической силы.

  1. Указы и распоряжения Президента России. Распоряжения принимаются в основном по процедурным, текущим вопросам.

  2. Постановления и распоряжения Правительства России – нормативно-правовые акты, издаваемые исполнительным органом государства в отношении управления общественными процессами.

  3. Приказы, инструкции, положения (Федеральных служб, Министерств, ведомств, государственных комитетов) регулирующие общест­венные отношения в пределах компетенции соответствующего министерства, ведомства.

  4. Решения и постановления местных органов государст­венной власти и управления (губернаторов, глав республик).

  5. Нормативные акты муниципальных органов местного самоуправления. Локальные нормативные акты, приня­тые на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации (глав городов и районов).

Указанное разнообразие законов и подзаконных нормативно-правовых актов имеет строгую иерархию. Благодаря различной юридической силе вся масса нормативно-правовых актов приобретает упорядоченный вид, приобретает системность и согласованно регулирует общественные отношения.

3. Понятие и признаки законов

Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в усложненном порядке органом законодательной власти или непосредственно народом на референдуме, обладающий высокой юридической значимостью, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон является основой для формирования подзаконных нормативно-правовых актов текущего законодательства. Признаки закона: 1) устанавливается высшим органом законодательной власти или на референдуме; 2) проходит усложненную процедуру принятия (проходит несколько чтений); 3) издается в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права; 4) обладает большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативно-правовым актам; 5) регулирует наиболее важные общественные отношения, их группы.

Из­менить или отменить действующий закон вправе только орган его принявший. Законы классифицируется по следующим