Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы:
1. Значение методологии для науки

2. Всеобщие методы

3. Общенаучные методы

4. Частнонаучные методы

5. Частноправовые методы
1. Значение методологии для науки

Методология – совокупность способов, приемов, средств и отдельных методов познания с целью выявления нового научно обоснованного знания. Каждому методу характерен свой вариант познания, т.е. как это будет происходить. Термин методология происходит от греческого «метод» - путь и «логос» - наука, вместе означающие научное направление о изучении методов добывания новых знаний (например, в истории есть имя ученого - Френсис Бэкон, который пытался создать специальное научное общество для систематизированной облегченной добычи новых знаний). Методология представляет собой определенное количество используемых методов, которые используются для получения качественно нового знания. Чем шире набор методов по отношению к изучаемому явлению, тем большими возможностями обладает наука для получения и развития объективных данных. Каждому из этих методов присущи свои законы, прин­ципы, категории. Многообразие методов можно разделить на три большие группы (всеобщие, общенаучные, частнонаучные).

2.Всеобщие методы

Всеобщие (философские) методы – методы, предназначенные для выявления философских, наиболее общих знаний, отражающих исходную мировоззренческую позицию исследователя (ученого, студента и др.) в отношении любого государственно-правового явления. Они включают в себя метафизику и диалектику как самостоятельные направления в познания действительности.

1. Метафизика как научный подход рассматривает государство и право в качестве постоянных и неизменных институтов, тесно не связанных между собой и иными явлениями общественной жизни. Часто используется формальный подход, анализируются уже имеющиеся теории в науке, развиваются до абсолюта, часто граничат с абсурдом. Например, утверждение, что право ценнее государства. Данное утверждение близко к абсурду по причине необеспеченности прав государством (например, права «раздуваются» и отстают от возможностей обеспечения государством или абсолютизация гуманизма в идее правового государства противоречит идее справедливости при отмене смертной казни в правовом государстве).

2. Диалектика раскрывает наиболее общие законы развития объективного мира, изучает
их в динамике, во взаи­мосвязи и поступательности движения, совместном развитии противоположностей (их единства и борьбы). Законы диалектики сви­детельствуют о том, что всякое движение есть возникновение, развитие и разрешение противоречий. Диалектическая логика выявляет принципы перехода к новому знанию, исследует образование и развитие теорий. Основными требованиями диалектической логики являются: всесторон­ний охват предмета в мышлении; рассмотрение предмета в его развитии, самодвижении; привлечение всей имеющейся практики для полного определения предмета; утверждение, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Нет и абсолютной истины, есть относительная. Например, смягчение/ужесточение санкции возможно лишь при достижении соответствующей ступени развития общества.

Диалектика подразделяется на материализм и идеализм. Материализм акцентирует внимание на факторах материального мира (деньги, вещи, земля и др.), а идеализм связан с духовными, психологическими факторами (осознание идеала, стремление подражать харизме-уникальности).
2.а. Диалектический материализм делится на:

Объективный материализм рассматривает любое государственно-правовое явление в динамике его развития с сопутствующими фундаментальными (неизменными) факторами (социальными – расслоение общества, экономическими - неравенство и др.).

Субъективный материализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижными) факторами (географическими – место поселения влияет на принятие закона, этническими – модель поведения присущая месту рождения и национальным особенностям.

2.б. Диалектический идеализм делится на:

Объективный идеализм рассматривает любое явление в связи с фундаментальными (неизменными) факторами, божественной силой или высшим разумом. Например, наличие законов обусловлено волей господа.

Субъективный идеализм рассматривает любое явление во взаимосвязи с сопутствующими нефундаметальными (подвижные) факторами - сознание человека, учет его интересов (воли), особенностей психики. Например, право – это всегда результат воли конкретного лица или группы лиц.

3.Общенаучные методы

Общенаучные – методы, предназначенные для выявления общих знаний о государственно-правовом явлении на отдельном этапе его развития. К ним относятся следующие методы: анализ, синтез, историзм, формально-логический, системно-структурный, функциональный, герменевтический, научной абстракции.



1.Анализ представляет собой разделение исследуемого явления на отдельные части для самостоятельного, более глубокого их изучения в относительной изоляции от целого.

2. Синтез обобщает имеющиеся данные о явлении, представляет собой соединение отдельных частей в единый изучаемый предмет исследования с целью выявления особенностей в их конкретном сочетании и взаимном влиянии. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

3. Историзм означает, что изучение государства и права происходит во времени и является эволюционно развивающимся. Исторический метод характеризуется конкретными, фактическими формами изложения материала.

4. Формально-логический означает абстрактность теоретических размышлений при условии сохранения существенных логических связей (неотделимости государства от права).

5. Системно-структурный методоснован на изучении многообразия внутренних связей исследуемого предмета как целостной системы. Особенности: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образу­ет единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) эле­менты любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно выступают как системы более низкого порядка.

6. Функциональный метод основан на выявлении социального назначения, роли и взаимосвязи функций одних явлений в отношении других и связи между ними.

7. Герменевтический метод означает особую понятийную позицию в отношении рассматриваемого государственно-правового явления с точки зрения существующей на определенный исторический момент логики, показывает какие взгляды соотносились с требованиями определенных социальных, групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи. Научная абстракция – выделение и изучение самых важных признаков предмета познания, игнорирование второстепенных признаков с целью идеализации предмета познания (изучение в «чистом» виде).

4. Частнонаучные методы

Частнонаучные – методы, предназначенные для выявления частных знаний о государственно-правовом явлении, с использованием достижений других наук (технических, естественных). К ним относятся следующие методы: конкретно-социологический, статистический, хронологический, кибернетический, моделирования.


1. Конкретно-социологический используется для сбора и обработки фактических, достоверных данных об исследуемом явлении (анкетирование общества, опрос, наблюдение) в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соот­ветствующих практических решений.

2. Статистический метод используется для получения объективной информации о динамике государственно-правового явления на основании его количественных показателей (присутствующих, повторяющихся, пребывающих, убывающих). Статистические исследования, оперируют цифрами (количеством фактов), которые часто оказываются доказательнее любых слов. Статистический подход особенно распространен при изучении го­сударственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повто­ряемостью, в частности, таких, как формы представительной и непо­средственной демократии, правотворческий и правоприменительный процессы, борьба с преступностью и иными правонарушениями (поэтому, необходимо наличие разного рода архивных данных).

3. Хронологический обозначает изучение явления, его развитие во времени.

4. Кибернетический метод используется для изучения общественного явления на основе системы понятий, законов и технических средств кибернетики.

5. Метод моделирования происходит в процессе изучения государственно-право­вых явлений и институтов на их моделях, т.е. путем мысли­тельного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.

5. Частноправовые методы

Частноправовые – методы, предназначенные для выявления частных знаний о государственно-правовом явлении исключительно юридическими способами. К ним относятся следующие методы: формально-юридический, социально-правового эксперимента, сравнительно-правовой. Формально-юридический метод применяется для выявления юридических признаков, принципов, классификации исследуемого государственно-правового явления. Социально-правовой эксперимент используется для выявления правовых последствий на практической ситуации, позволяющий проверить целесообразность и эффективность проектируемого или действующего, например, нормативно-правового акта в отдельном субъекте России. Сравнительно-правовой метод используется для манипуляций (сравнение, соотношение, противопоставление) государственно-правовых явлений с целью получения знаний о степени их сходства и различия.
Не случайно есть убеждение, что истина познается в сравнении.

Стоит особо отметить отношение религиозных теорий к изучению государства и права, в массе своей они отвергают саму возможность познания (агностицизм) и утверждают, что все познать невозможно, вера должна руководить разумом, а не разум рассуждать - чему верить, а чему нет.

Лекция 3. Место теории государства и права в системе наук

(юридических, гуманитарных)
Вопросы:

1. Место науки среди юридических наук

2. Место науки среди гуманитарных наук

3. Функции науки
1. Место науки среди юридических наук

Юридическая наука обширна и включает в себя группы наук, которые состоят из отдельных дисциплин. Каждая дисциплина – это отдельное научное направление, дополняющее общее юридическое знание. Принята следующая структуризация:

1. группа историко-теоретических наук состоит из теории государства и права, истории политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.

2. группа отраслевых наук состоит из конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, трудового и др.

3. группа специальных наук состоит из правовой статистики, криминалистики, криминологии, судебной медицины, судебной психиатрии и др.

Место теории государства и права среди наук:

1. Обобщающая роль по отношению к группе историко-правовых наук, т.е. знания дисциплин из названной группы аккумулируются, носят общенаучный характер.

2. Понятийная роль по отношению к группе отраслевых наук обусловлено изучением основных терминологических вопросов юри­дических наук (например, что такое право).

3. Фундаментальная роль по отношению к группе специальных наук определяется акцентом единства государства и права. Например, судебная медицина потеряет свою актуальность, если за ее результатами не последует правовая санкция как государственное обязательство.

Таким образом, теория государства и права занимает главное место в системе юридических наук.

2. Место науки среди гуманитарных наук

Гуманитарные науки дополняют систему образования юриста