ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 386
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, расширяя его мышление и способности. Теория государства и права, как важный компонент системы образования, занимает мировоззренческое место среди гуманитарных наук, поскольку формирует определенный тип отношения к праву, государству.
Роль теории государства и права в гуманитарных науках:
Таким образом, теория государства и права проникает во все сферы человеческой жизни и занимает важное место среди юридических и гуманитарных наук.
3. Функции науки
Развитие теории государства и права обусловлено не только стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ей функциями.
Онтологическая функция (от греч. «онтос» - «сущее»), выполняет познание существа государственно-правовых явлений в той мере, в которой теория государства и права является одним из эффективных способов уточнения имеющегося знания и добывания нового знания о государственно-правовой действительности, его накопления и систематизации.
Эвристическая функция (от греч. «эуриско» - «нахожу»), направлена на развитие науки и связана с искусством нахождения истины. Для осуществления этой функции теория государства и права обладает системой логических приемов и методических правил исследования, позволяющих ей не только познавать «бытие», но и открывать новые закономерности в развитии права и государства.
Методологическая функция (от греч. «методос» - «путь исследования»), выполняет в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин фундаментальный, общий планомерный путь научного познания наиболее важных государственно-правовых явлений.
Политическая функция (от греч. «политика» -
«искусство управления государством»), означает научную деятельность направленную на разработку теоретических проблем завоевания, сохранения и развития политической власти в государстве, политический курс внутри страны и на межгосударственном уровне.
Идеологическая функция ( от греч. «идеа» - «понятие», «представление»; «логос» - «слово», «теория»), отражает научное формирование и развитие определенной мировоззренческой позиции в отношении государственно-правовых явлений, понятий. Идеологическая функция утверждает большую и всевозрастающую роль правового сознания, правовой культуры, правомерного поведения в функционировании права и государство и социально-политической жизни страны в целом.
Организаторская функция (от греч. «органон» - «орудие», «инструмент»), связана с формированием у юриста любого направления заинтересованности в реальном преобразовании и реформировании на практике теоретико-познавательных моделей разработанных теорией государства и права для решения «актуальных» проблем государственно-правового развития.
Прогностическая функция (от греч. «прогносис» - «предсказание», «предвидение, основанное на определенных данных»), направлена на определение тенденций в развитии государственно-правовых явлений и их составляющих с выдвижением соответствующей гипотезы. Такая функция позволяет предвидеть вероятные события жизни, предотвратить неблагоприятные последствия или своевременно стимулировать благоприятные на основе определенных закономерностей, доказанных фактов, статистики. Степень достоверности прогноза напрямую зависти от целого ряда показателей, многие из которых являются динамично развивающимися (социальный, экономический, политический, научно-технический).
Раздел 2. Закономерности эволюции и функционирования государства и права
Лекция 4. Формирование и развитие науки теории государства и права
Вопросы:
1.Основные этапы развития юридической науки
2.Теория государства и права в России
1.Основные этапы развития юридической науки
Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Демокрит в IV в до н.э. провел разделение справедливости на правду – истинную действительность и общественное мнение, которое изменчиво. В этот период Софисты (Горгий, Гиппий, Антифонт, Калликл, Ликофрон) фактически противопоставляют справедливости (естественное и позитивное право) Так Антифонт справедливо отмечал: «неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы». С этого момента размышления о государстве и праве приобрели проблемный и научный характер.
Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Сопоставляются справедливость и законность, право и иерархия, государство и идеальное государство, утверждается необходимость заниматься своим делом. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства, которое применимо к любому человеку: возмещению вреда, наказанию за преступления). Право естественное должно быть основой позитивного.
В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). Позже в 426 г. специальным законом Валентиниана 3-го достижения пяти известных римских юристов приобрели силу закона. Удостоились этого Гай, Папиниан, Павел, Модестин и Ульпиан, последний во II в н.э. опубликовал первую книгу о юриспруденции «Институции», где юриспруденция рассматривалась как познание божественного и человеческого, знание правового и неправового. Достижения римских юристов нашли закрепление в кодификации Юстиниана в VI в. н.э. (состояла из: институций - основ римского права, дигестов – собрание сочинений разных юристов, кодексов – императорские законы). Указанная кодификация развивала юриспруденцию.
В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:
1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.
2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.
3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.
4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.
В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву:
«поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). Акцент на истории народа как причине настоящего права. Гегель выделил из юриспруденции философскую составляющую и искал «идею» в праве. Государство – действительность идеи права (форма жизни права).
Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.
2.Теория государства и права в России
Большой вклад внес Петр I, по его указанию в 18 в. переведен труд Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Эти заимствования в юриспруденции продолжились приглашением из-за рубежа преподавателей в отечественные университеты. Первый русский профессор права С.Е. Десницкий. В 1818 г А.П. Куницин издал книгу «Право естественное», позднее она попала под запрет, а автор изгнан. К.А. Неволин издал книгу «Энциклопедия законоведения», ранее он с П.Г. Редкиным учился в Германии. Многие русские юристы в целом повторяли известные истины зарубежных авторов, но выражая свое мнение попадали под пресс «местной» власти не желающей слышать о естественном праве. Г.Ф. Шершеневич выделяется своими выступлениями за философию позитивного права и его совершенствование. В.Д. Катков агитировал за избавление от термина «право» имеющее столько разногласий, взамен предлагалось «властный закон». Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский развили русскую юриспруденцию в социологическом направлении как «должный порядок общественных отношений». Л.И. Петражицкий обосновал психологическое направление юриспруденции. Право – переживания и змоции. Б.А. Кистяковский издал труд «Государство правовое и социалистическое» анализируя ступени развития общества. Б.Н. Чичерин создал направление в юриспруденции – «универсализм» обосновав необходимость принципов права, априорных начал права, проявляющихся повсюду (так называемая метафизика философии права). Сформулирована проблема либерализма в юриспруденции: «духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе»
Роль теории государства и права в гуманитарных науках:
-
философия - системная роль позволяет упорядочить науку и увидеть в праве философские категории (содержание, форма, сущность, функции, ценности, смысл и др.). -
общая история - исследовательская роль обогащает науку за счет анализа фактов и событий из общей истории. -
социология – структурная роль позволяет рассматривать общество как неотъемлемый элемент государства и права. -
политология – управленческая роль позволяет рассматривать власть как средство функционирования государства и права. -
экономика – материальная роль позволяет оценить государство и право как средство экономического благополучия общества (пособия, пенсии), защиты товаро-денежных отношений (выпуск банкнот).
Таким образом, теория государства и права проникает во все сферы человеческой жизни и занимает важное место среди юридических и гуманитарных наук.
3. Функции науки
Развитие теории государства и права обусловлено не только стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ей функциями.
Онтологическая функция (от греч. «онтос» - «сущее»), выполняет познание существа государственно-правовых явлений в той мере, в которой теория государства и права является одним из эффективных способов уточнения имеющегося знания и добывания нового знания о государственно-правовой действительности, его накопления и систематизации.
Эвристическая функция (от греч. «эуриско» - «нахожу»), направлена на развитие науки и связана с искусством нахождения истины. Для осуществления этой функции теория государства и права обладает системой логических приемов и методических правил исследования, позволяющих ей не только познавать «бытие», но и открывать новые закономерности в развитии права и государства.
Методологическая функция (от греч. «методос» - «путь исследования»), выполняет в отношении отраслевых и специальных юридических дисциплин фундаментальный, общий планомерный путь научного познания наиболее важных государственно-правовых явлений.
Политическая функция (от греч. «политика» -
«искусство управления государством»), означает научную деятельность направленную на разработку теоретических проблем завоевания, сохранения и развития политической власти в государстве, политический курс внутри страны и на межгосударственном уровне.
Идеологическая функция ( от греч. «идеа» - «понятие», «представление»; «логос» - «слово», «теория»), отражает научное формирование и развитие определенной мировоззренческой позиции в отношении государственно-правовых явлений, понятий. Идеологическая функция утверждает большую и всевозрастающую роль правового сознания, правовой культуры, правомерного поведения в функционировании права и государство и социально-политической жизни страны в целом.
Организаторская функция (от греч. «органон» - «орудие», «инструмент»), связана с формированием у юриста любого направления заинтересованности в реальном преобразовании и реформировании на практике теоретико-познавательных моделей разработанных теорией государства и права для решения «актуальных» проблем государственно-правового развития.
Прогностическая функция (от греч. «прогносис» - «предсказание», «предвидение, основанное на определенных данных»), направлена на определение тенденций в развитии государственно-правовых явлений и их составляющих с выдвижением соответствующей гипотезы. Такая функция позволяет предвидеть вероятные события жизни, предотвратить неблагоприятные последствия или своевременно стимулировать благоприятные на основе определенных закономерностей, доказанных фактов, статистики. Степень достоверности прогноза напрямую зависти от целого ряда показателей, многие из которых являются динамично развивающимися (социальный, экономический, политический, научно-технический).
Раздел 2. Закономерности эволюции и функционирования государства и права
Лекция 4. Формирование и развитие науки теории государства и права
Вопросы:
1.Основные этапы развития юридической науки
2.Теория государства и права в России
1.Основные этапы развития юридической науки
Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Демокрит в IV в до н.э. провел разделение справедливости на правду – истинную действительность и общественное мнение, которое изменчиво. В этот период Софисты (Горгий, Гиппий, Антифонт, Калликл, Ликофрон) фактически противопоставляют справедливости (естественное и позитивное право) Так Антифонт справедливо отмечал: «неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы». С этого момента размышления о государстве и праве приобрели проблемный и научный характер.
Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Сопоставляются справедливость и законность, право и иерархия, государство и идеальное государство, утверждается необходимость заниматься своим делом. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства, которое применимо к любому человеку: возмещению вреда, наказанию за преступления). Право естественное должно быть основой позитивного.
В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). Позже в 426 г. специальным законом Валентиниана 3-го достижения пяти известных римских юристов приобрели силу закона. Удостоились этого Гай, Папиниан, Павел, Модестин и Ульпиан, последний во II в н.э. опубликовал первую книгу о юриспруденции «Институции», где юриспруденция рассматривалась как познание божественного и человеческого, знание правового и неправового. Достижения римских юристов нашли закрепление в кодификации Юстиниана в VI в. н.э. (состояла из: институций - основ римского права, дигестов – собрание сочинений разных юристов, кодексов – императорские законы). Указанная кодификация развивала юриспруденцию.
В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:
1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.
2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.
3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.
4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.
В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву:
«поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). Акцент на истории народа как причине настоящего права. Гегель выделил из юриспруденции философскую составляющую и искал «идею» в праве. Государство – действительность идеи права (форма жизни права).
Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.
2.Теория государства и права в России
Большой вклад внес Петр I, по его указанию в 18 в. переведен труд Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Эти заимствования в юриспруденции продолжились приглашением из-за рубежа преподавателей в отечественные университеты. Первый русский профессор права С.Е. Десницкий. В 1818 г А.П. Куницин издал книгу «Право естественное», позднее она попала под запрет, а автор изгнан. К.А. Неволин издал книгу «Энциклопедия законоведения», ранее он с П.Г. Редкиным учился в Германии. Многие русские юристы в целом повторяли известные истины зарубежных авторов, но выражая свое мнение попадали под пресс «местной» власти не желающей слышать о естественном праве. Г.Ф. Шершеневич выделяется своими выступлениями за философию позитивного права и его совершенствование. В.Д. Катков агитировал за избавление от термина «право» имеющее столько разногласий, взамен предлагалось «властный закон». Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский развили русскую юриспруденцию в социологическом направлении как «должный порядок общественных отношений». Л.И. Петражицкий обосновал психологическое направление юриспруденции. Право – переживания и змоции. Б.А. Кистяковский издал труд «Государство правовое и социалистическое» анализируя ступени развития общества. Б.Н. Чичерин создал направление в юриспруденции – «универсализм» обосновав необходимость принципов права, априорных начал права, проявляющихся повсюду (так называемая метафизика философии права). Сформулирована проблема либерализма в юриспруденции: «духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе»