Файл: Проблемный аспект.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 386

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, расширяя его мышление и способности. Теория государства и права, как важный компонент системы образования, занимает мировоззренческое место среди гуманитарных наук, поскольку формирует определенный тип отношения к праву, государству.

Роль теории государства и права в гуманитарных науках:

  1. философия - системная роль позволяет упорядочить науку и увидеть в праве философские категории (содержание, форма, сущность, функции, ценности, смысл и др.).

  2. общая история - исследовательская роль обогащает науку за счет анализа фактов и событий из общей истории.

  3. социология – структурная роль позволяет рассматривать общество как неотъемлемый элемент государства и права.

  4. политология – управленческая роль позволяет рассматривать власть как средство функционирования государства и права.

  5. экономика – материальная роль позволяет оценить государство и право как средство экономического благополучия общества (пособия, пенсии), защиты товаро-денежных отношений (выпуск банкнот).

Таким образом, теория государства и права проникает во все сферы человеческой жизни и занимает важное место среди юридических и гуманитарных наук.

3. Функции науки

Развитие теории государства и права обусловлено не только стоящими перед ней задачами, но и связано с выполняемыми ей функциями.

Онтологическая функция (от греч. «онтос» - «сущее»), выполняет познание существа государственно-правовых явлений в той мере, в которой теория государства и права яв­ляется одним из эффективных способов уточнения имеющегося знания и добывания нового знания о государственно-правовой действительности, его накопления и сис­тематизации.

Эвристическая функция (от греч. «эуриско» - «на­хожу»), направлена на развитие науки и связана с искусством нахождения истины. Для осуществления этой функции теория государства и права обладает системой логических приемов и методических правил исследования, позволяю­щих ей не только познавать «бытие», но и открывать новые закономерности в развитии права и государства.

Методологическая функ­ция (от греч. «методос» - «путь исследования»), выполняет в отношении отраслевых и специальных юридичес­ких дисциплин фундаментальный, общий плано­мерный путь научного познания наиболее важных государственно-правовых явлений.

По­литическая функция (от греч. «политика» -
«искусство управления государством»), означает научную деятельность направленную на разработку теоретических проблем завоевания, сохранения и развития политической власти в госу­дарстве, политический курс внутри страны и на межгосударственном уровне.

Идеологическая функция ( от греч. «идеа» - «понятие», «пред­ставление»; «логос» - «слово», «теория»), отражает научное формирование и развитие определенной мировоззренческой позиции в отношении государственно-правовых явлений, понятий. Идеологическая функция утверждает большую и всевозрастающую роль право­вого сознания, правовой культуры, правомерного поведения в функционировании права и государство и социально-политической жизни страны в целом.

Организаторская функ­ция (от греч. «ор­ганон» - «орудие», «инструмент»), связана с формированием у юриста любого направления заинтересованности в реальном преобразовании и реформировании на практике теоретико-познавательных моделей разработанных теорией государства и права для решения «актуальных» проблем государственно-правового развития.

Прогностическая функция (от греч. «прогносис» - «предсказание», «предвидение, основанное на определенных данных»), направлена на определение тен­денций в развитии государственно-правовых явлений и их составляющих с выдвижением соответствующей гипоте­зы. Такая функция позволяет предвидеть вероятные события жизни, предотвратить неблагоприятные последствия или своевременно стимулировать благоприятные на основе определенных за­кономерностей, доказанных фактов, статистики. Степень достоверности прогноза напрямую зависти от целого ряда показателей, многие из которых являются динамично развивающимися (социальный, экономический, полити­ческий, научно-технический).


Раздел 2. Закономерности эволюции и функционирования государства и права
Лекция 4. Формирование и развитие науки теории государства и права
Вопросы:

1.Основные этапы развития юридической науки

2.Теория государства и права в России
1.Основные этапы развития юридической науки

Начало формирования юридической науки относится к периоду VI в до н.э. В Древней Греции процесс формирования юридической науки происходил под влиянием термина справедливость (богиня Ма-ат у древних египтян, Фемида у древних греков). Под справедливостью Пифагор понимал «равенство», как существенное условие порядка. Позже Гераклит в V в до н.э. справедливость описывал как «мировой порядок», а полис – божественное и разумное начало. Демокрит в IV в до н.э. провел разделение справедливости на правду – истинную действительность и общественное мнение, которое изменчиво. В этот период Софисты (Горгий, Гиппий, Антифонт, Калликл, Ликофрон) фактически противопоставляют справедливости (естественное и позитивное право) Так Антифонт справедливо отмечал: «неравенство проистекает из человеческих законов, а не из природы». С этого момента размышления о государстве и праве приобрели проблемный и научный характер.

Сократ и его последователи (Платон) в IV в до н.э. изучая справедливость использовали специальные термины, что доказывает развитие юридической науки. Сопоставляются справедливость и законность, право и иерархия, государство и идеальное государство, утверждается необходимость заниматься своим делом. Платон различал равенство геометрическое и арифметическое («для неравных равное неравно», например, богатый, получив килограмм муки в дар посчитает это унижением и посмеется, а бедный будет благодарен). Аристотель в III в до н.э. различал справедливость на распределяющую (основана на принципе пропорциональности пользы особенностей человека для общества соответственно: властвовать, судить, делить деньги) и уравнивающую (основана на принципе фактического равенства, которое применимо к любому человеку: возмещению вреда, наказанию за преступления). Право естественное должно быть основой позитивного.


В Древнем Риме наукой о праве могли заниматься только понтифики (коллегия жрецов). Право делилось на: fas – божественное право и ius – светское право. Верховный понтифик Тиберий Корунканий в III в до н.э. (253 г. до н.э.) начал публичное обсуждение и преподавание юриспруденции и справедливости (iustitia). Заслугой римских юристов является деление права на публичное (государственные интересы) и частное (личные интересы) как итог предыдущих попыток классификации права. Цицерон во II в до н.э. заслужил почет, поскольку обосновал особенность предмета юриспруденции – единство государства и закона (как две формы выражения справедливости - естественного права). Позже в 426 г. специальным законом Валентиниана 3-го достижения пяти известных римских юристов приобрели силу закона. Удостоились этого Гай, Папиниан, Павел, Модестин и Ульпиан, последний во II в н.э. опубликовал первую книгу о юриспруденции «Институции», где юриспруденция рассматривалась как познание божественного и человеческого, знание правового и неправового. Достижения римских юристов нашли закрепление в кодификации Юстиниана в VI в. н.э. (состояла из: институций - основ римского права, дигестов – собрание сочинений разных юристов, кодексов – императорские законы). Указанная кодификация развивала юриспруденцию.

В Средние века в Западной Европе римским достижениям стали придавать универсальное значение и на их основе строить свое «местное» право. Появились разные варианты заимствования и толкования римского права, что привело к образованию массы юридических направлений в науке:

1. Готское, Лангобардское, Павийское ( X в.) – римское право служило устранению пробелов в законах, приоритет отдавался естественному праву.

2. Глоссаторское, экзегетское (XI в.) – толкование текста римских источников, отдавая приоритет позитивному праву.

3. Постглоссаторское (XIII в.) – найти компромисс права и закона.

4. Гуманистическое (XVI в.) – филологический и исторический анализ римского права, приоритет позитивному праву.

В Новое время (эпоха Возрождения и Реформации) юриспруденция развивалась под влиянием рационалистических идей: договорной характер права, формальное равенство людей, неотчуждаемость прав. Гроций отмечал, что предмет науки о праве (юриспруденции) - справедливость и естественное право, а под предмет науки о власти в государстве – целесообразность и польза. Монтескье уделял внимание содержанию законов и издал книгу «Дух законов» где анализировал воздействие географии, климата, религии, нравов и др. Кант развивал идеи либерализма (либерти – свобода) сформулировав категорический императив к праву:
«поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим правилом поведения». Государство должно быть республикой с разделением властей. Гуго делил юриспруденцию на три части: юридическая догматика (неоспоримые аксиомы), философия права (понятие, их значение) и история права (факты прошлого). Акцент на истории народа как причине настоящего права. Гегель выделил из юриспруденции философскую составляющую и искал «идею» в праве. Государство – действительность идеи права (форма жизни права).

Эпоха 20 века связана с аналитической юриспруденцией в отношении богатства правовой мысли предыдущих периодов. Кельзен предложил «чистое учение о праве», рассматривается только позитивное право и оно делится на должное (идея законодателя) и сущее (бытие закона). Естественные права игнорируются. Харт предложил юриспруденции деление позитивного права на первичные правила и вторичные правила. Вайнбергер включил в юриспруденцию новые науки: философию права, догматку права, социологию права, историю права, сравнительное право. Таким образом, юриспруденция стала расширяться, обогащаться и развиваться.

2.Теория государства и права в России

Большой вклад внес Петр I, по его указанию в 18 в. переведен труд Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека». Эти заимствования в юриспруденции продолжились приглашением из-за рубежа преподавателей в отечественные университеты. Первый русский профессор права С.Е. Десницкий. В 1818 г А.П. Куницин издал книгу «Право естественное», позднее она попала под запрет, а автор изгнан. К.А. Неволин издал книгу «Энциклопедия законоведения», ранее он с П.Г. Редкиным учился в Германии. Многие русские юристы в целом повторяли известные истины зарубежных авторов, но выражая свое мнение попадали под пресс «местной» власти не желающей слышать о естественном праве. Г.Ф. Шершеневич выделяется своими выступлениями за философию позитивного права и его совершенствование. В.Д. Катков агитировал за избавление от термина «право» имеющее столько разногласий, взамен предлагалось «властный закон». Н.М. Коркунов и М.М. Ковалевский развили русскую юриспруденцию в социологическом направлении как «должный порядок общественных отношений». Л.И. Петражицкий обосновал психологическое направление юриспруденции. Право – переживания и змоции. Б.А. Кистяковский издал труд «Государство правовое и социалистическое» анализируя ступени развития общества. Б.Н. Чичерин создал направление в юриспруденции – «универсализм» обосновав необходимость принципов права, априорных начал права, проявляющихся повсюду (так называемая метафизика философии права). Сформулирована проблема либерализма в юриспруденции: «духовная природа личности состоит в свободе; общественное начало как ограничение свободы выражается в законе»