ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 385
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Цель государства описывал просто – «не лица существуют для учреждений, а учреждения для лиц». П.И. Новгородцев отстаивал нравственный идеализм в юриспруденции, возрождение естественного права.
В советский период юриспруденция находилась под влиянием коммунистической идеологии, где государство и право воспринималось как надстройка над экономическими отношениями. В этом направлении считалось, что в конце государство и право отомрут как явления частнособственнического характера. Пока же пропагандировалось «пролетарское право» - «средство подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами»2. Иные научные направления отрицались, преследовались как буржуазные, антисоветские за них наступала ответственность. Этот период весьма скуден на исследования в юриспруденции. Курский Д.И. утверждал, что право – выражение интересов пролетариата, «интересы государства должны превалировать над интересами ограждения личных прав отдельных граждан»3. Ясно видно отсутствие научности в определении в угоду политической ситуации. Стучка П.И. говорил: «право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая им организованной силой». Вышинский А.Я. считал, что право – это приказ диктаторской власти.
Современный этап юриспруденции ориентирован на критику советской юриспруденции и возвращение к множеству направлений в юриспруденции, свободе мышления, свободе науки от политики, демократии. Однако такое состояние есть результат частых крайностей в мышлении и как следствие хаос в юриспруденции современного периода. В этой связи заслуживает уважение В.С. Нерсесянц предложив концепцию цивилизма (переходный период) – распределение социалистической собственности на равные гражданские доли – права. Позже он структурировал юриспруденцию на три направления: легизм, юснатурализм, либертаризм.
Лекция 5. Эволюция первобытно-общинного строя и
возникновение государства и права
Вопросы:
1. Характеристика первобытно-общинного строя
2. Причины эволюции первобытно-общинного строя
3. Возникновение государства и права
1. Характеристика первобытно-общинного строя
Если говорить о первобытном (догосударственном) обществе людей, то оно представляет из себя определенное количество индивидов, которые объединены между собой в род, а несколько родов в племя. Необходимость сосуществования в племени обусловлен целью выживания в трудных условиях: содержание хозяйства, поддержание огня, добыча пищи, защита от нападения, сохранение и продолжение рода. Права в таком обществе имели характер обычаев, мифов, табу, ритуалов и не носили официального закрепления в документах. К ритуалам можно отнести периодическое жертвоприношение с целью задобрить всевышнего или искупить грехи племени. Людей – жертв называли фармак.
Среди характерных особенностей этого строя можно отметить: несовершенство орудий труда, низкую производительность труда, коллективная собственность на средства производства, распределение добытых продуктов питания на основе равенства без учета вклада в общее дело.
Признаки власти, существовавшей в первобытно-общинном строе: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях; 2) была примитивно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, избирающие вождя (старейшину), военачальника и др.
Признаки норм, существовавших в первобытно-общинном строе: 1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения; 2) регулирование поведения людей, не были документально оформлены или закреплены в письменном виде; 3) обеспечивались первично в силу привычки, вторично мерами убеждения и сурового принуждения (избиение, изгнание из рода); 4) ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу обычно по поводу каннибализма, инцеста, убийства), отсутствие собственно прав и обязанностей; 5) нормы выражали интересы всех членов рода и племени.
2. Причины эволюции первобытно-общинного строя
Обобщающей целью эволюции первобытного строя и возникновения государства можно считать стремление людей сохранить и прирастить достигнутый уровень благ.
Эта цель стала достижима благодаря следующим причинам:
1.Разделение труда
2. Прибавочный продукт
3. Выделение аппарата управления обществом
Разделение труда привело к образованию ремесла и выделению лиц, профессионально осуществляющих свое дело (гончары, охотники, купцы, лучники и др.). Результатом их деятельности стало повышение качества продукции и увеличение количества продукции.
В силу возросшей производительности труда появился прибавочный продукт – излишки не подлежащие употреблению. Эти товары побудили людей к поиску вариантов обмена (бартера) с производителями из других племен. Взаимовыгодный обмен товаров привел к установлению дружественных отношений и выработке универсальных норм регулирующих поведение. Этот момент побудил к образованию международного права.
Выделение аппарата управления стало неизбежностью по причине разрастания общества, усложнения, необходимости контроля за ним. Названные причины вместе повлияли на развитие общества, эволюцию первобытно-общинного строя и как следствие, возникновение государства.
3. Возникновение государства и права
Переход от первобытного к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, изменениями в способе производства, возникновении частной собственности, появлении классов и различных социальных групп, с противоположными экономическими и социальными интересами которые требовали их нового формационного закрепления. Появление новой формации предполагает более совершенную ступень развития производственных отношений в сравнении с уровнем производительных сил. Расцветом формации считается соответствие производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Закон эволюции производительных сил общества приводит к дисгармонии. Даже совершенные производственные отношения устаревают под натиском прогресса и видоизменяются, приводя к новой общественно-экономической формации.
Таким образом, возникновение права - следствие перехода от потребительской экономики к производящей, усложнение общественных противоречий, с регулированием которых первобытные нормы уже не справлялись
. Среди причин возникновения права можно отметить:
1. усложнение общественных отношений (социальных и экономических)
2. желание оформить нормы регулирующие поведение
Правовые нормы складывались тремя основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права, с их последующим государственным оформлением права; 2) правотворческая деятельность (издание законов и подзаконных нормативно-правовых актов); 3) прецедентная практика, состоящая в придании юридической силы частному решению по конкретному делу (судебному), распространяющем свое действие на все последующие ситуации с приобретением характера образца, эталона при решении схожих, аналогичных дел.
Возникновение государства - это неизбежность, следствие эволюции общества. Среди причин можно назвать:
1. необходимость в устойчивости строя общества
2. поддержание единого официального порядка
Названные причины были стимуляторами к формированию государства. Процесс формирования занял много времени и происходил у различных народов по-разному. Однако, есть следующие три основных направления относительно реализации названных причин и возникновения государства.
На Востоке наибольшее распространение получил «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.). Здесь основой для государства оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, поскольку они одновременно эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства.
В Афинах и Риме, рабовладельческое государство возникло на основе появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - пример классической формы возникновения государства, поскольку оно вырастает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось внешней борьбой бесправных (плебеев) против родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация было вынуждена совершенствоваться. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные государства с закреплением крестьянства и крупной част
ной собственности на землю, а как прафеодальные, где знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю.
Проблемный аспект темы
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, а этнографическая и историческая науки постоянно прибавляют новые знания, что позволяет современным исследователям пересматривать некоторые устоявшиеся научные позиции. Право более сложный социальный регулятор, чем обычаи и традиции, потому что кроме запретов в нем используются и другие способы правового воздействия (дозволения, поощрения и др.).
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, по причине зависимости взаимного существования друг друга. Право – одно из средств осуществления политики конкретного государства, а государство и его органы являются средством выполнения и гарантированности юридических норм. Несомненно, на возникновение и эволюцию права в его развитых формах повлиял рынок, требующий свободы и равенства частных собственников, как субъектов обмена. По этой причине, оказалось необходимым на первых стадиях цивилизации, не только формулирование и четкость содержания юридических норм, но и потребность в их обеспеченности. Право возникло исторически как классовое явление и выражало вначале, волю и интересы экономически и политически господствующего класса (меньшинства). В настоящий момент право выражает интересы и волю демократически властвующего населения (большинства) в независимости от уровня доходов.
Жизнь на земле зародилась 3-4.5 миллиона лет назад, первобытный человек появился примерно 200 тыс. лет назад, человек разумный (homosapiens) – 40 тыс. лет назад, а государство примерно 5-6 тысяч лет назад. Отсюда следует, что государство и право, слишком молодые явления, и они не могут претендовать на совершенство в своем современном виде.
В советский период юриспруденция находилась под влиянием коммунистической идеологии, где государство и право воспринималось как надстройка над экономическими отношениями. В этом направлении считалось, что в конце государство и право отомрут как явления частнособственнического характера. Пока же пропагандировалось «пролетарское право» - «средство подавления сопротивления меньшинства трудящимися классами»2. Иные научные направления отрицались, преследовались как буржуазные, антисоветские за них наступала ответственность. Этот период весьма скуден на исследования в юриспруденции. Курский Д.И. утверждал, что право – выражение интересов пролетариата, «интересы государства должны превалировать над интересами ограждения личных прав отдельных граждан»3. Ясно видно отсутствие научности в определении в угоду политической ситуации. Стучка П.И. говорил: «право – это система (или порядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая им организованной силой». Вышинский А.Я. считал, что право – это приказ диктаторской власти.
Современный этап юриспруденции ориентирован на критику советской юриспруденции и возвращение к множеству направлений в юриспруденции, свободе мышления, свободе науки от политики, демократии. Однако такое состояние есть результат частых крайностей в мышлении и как следствие хаос в юриспруденции современного периода. В этой связи заслуживает уважение В.С. Нерсесянц предложив концепцию цивилизма (переходный период) – распределение социалистической собственности на равные гражданские доли – права. Позже он структурировал юриспруденцию на три направления: легизм, юснатурализм, либертаризм.
Лекция 5. Эволюция первобытно-общинного строя и
возникновение государства и права
Вопросы:
1. Характеристика первобытно-общинного строя
2. Причины эволюции первобытно-общинного строя
3. Возникновение государства и права
1. Характеристика первобытно-общинного строя
Если говорить о первобытном (догосударственном) обществе людей, то оно представляет из себя определенное количество индивидов, которые объединены между собой в род, а несколько родов в племя. Необходимость сосуществования в племени обусловлен целью выживания в трудных условиях: содержание хозяйства, поддержание огня, добыча пищи, защита от нападения, сохранение и продолжение рода. Права в таком обществе имели характер обычаев, мифов, табу, ритуалов и не носили официального закрепления в документах. К ритуалам можно отнести периодическое жертвоприношение с целью задобрить всевышнего или искупить грехи племени. Людей – жертв называли фармак.
Среди характерных особенностей этого строя можно отметить: несовершенство орудий труда, низкую производительность труда, коллективная собственность на средства производства, распределение добытых продуктов питания на основе равенства без учета вклада в общее дело.
Признаки власти, существовавшей в первобытно-общинном строе: 1) распространялась только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях; 2) была примитивно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали); 3) органами власти выступали родовые собрания, избирающие вождя (старейшину), военачальника и др.
Признаки норм, существовавших в первобытно-общинном строе: 1) отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями, вошедшими в привычку в результате многократного и длительного применения; 2) регулирование поведения людей, не были документально оформлены или закреплены в письменном виде; 3) обеспечивались первично в силу привычки, вторично мерами убеждения и сурового принуждения (избиение, изгнание из рода); 4) ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу обычно по поводу каннибализма, инцеста, убийства), отсутствие собственно прав и обязанностей; 5) нормы выражали интересы всех членов рода и племени.
2. Причины эволюции первобытно-общинного строя
Обобщающей целью эволюции первобытного строя и возникновения государства можно считать стремление людей сохранить и прирастить достигнутый уровень благ.
Эта цель стала достижима благодаря следующим причинам:
1.Разделение труда
2. Прибавочный продукт
3. Выделение аппарата управления обществом
Разделение труда привело к образованию ремесла и выделению лиц, профессионально осуществляющих свое дело (гончары, охотники, купцы, лучники и др.). Результатом их деятельности стало повышение качества продукции и увеличение количества продукции.
В силу возросшей производительности труда появился прибавочный продукт – излишки не подлежащие употреблению. Эти товары побудили людей к поиску вариантов обмена (бартера) с производителями из других племен. Взаимовыгодный обмен товаров привел к установлению дружественных отношений и выработке универсальных норм регулирующих поведение. Этот момент побудил к образованию международного права.
Выделение аппарата управления стало неизбежностью по причине разрастания общества, усложнения, необходимости контроля за ним. Названные причины вместе повлияли на развитие общества, эволюцию первобытно-общинного строя и как следствие, возникновение государства.
3. Возникновение государства и права
Переход от первобытного к государственно-организованному обществу связан с изменениями в базисе первобытного общества, изменениями в способе производства, возникновении частной собственности, появлении классов и различных социальных групп, с противоположными экономическими и социальными интересами которые требовали их нового формационного закрепления. Появление новой формации предполагает более совершенную ступень развития производственных отношений в сравнении с уровнем производительных сил. Расцветом формации считается соответствие производственных отношений уровню развития производительных сил общества. Закон эволюции производительных сил общества приводит к дисгармонии. Даже совершенные производственные отношения устаревают под натиском прогресса и видоизменяются, приводя к новой общественно-экономической формации.
Таким образом, возникновение права - следствие перехода от потребительской экономики к производящей, усложнение общественных противоречий, с регулированием которых первобытные нормы уже не справлялись
. Среди причин возникновения права можно отметить:
1. усложнение общественных отношений (социальных и экономических)
2. желание оформить нормы регулирующие поведение
Правовые нормы складывались тремя основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права, с их последующим государственным оформлением права; 2) правотворческая деятельность (издание законов и подзаконных нормативно-правовых актов); 3) прецедентная практика, состоящая в придании юридической силы частному решению по конкретному делу (судебному), распространяющем свое действие на все последующие ситуации с приобретением характера образца, эталона при решении схожих, аналогичных дел.
Возникновение государства - это неизбежность, следствие эволюции общества. Среди причин можно назвать:
1. необходимость в устойчивости строя общества
2. поддержание единого официального порядка
Названные причины были стимуляторами к формированию государства. Процесс формирования занял много времени и происходил у различных народов по-разному. Однако, есть следующие три основных направления относительно реализации названных причин и возникновения государства.
На Востоке наибольшее распространение получил «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и др.). Здесь основой для государства оказались социально-экономические структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, поскольку они одновременно эксплуатировали сельские общины и управляли ими, выступая организаторами производства.
В Афинах и Риме, рабовладельческое государство возникло на основе появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - пример классической формы возникновения государства, поскольку оно вырастает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. В Риме образование государства ускорилось внешней борьбой бесправных (плебеев) против родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства над которыми родовая организация было вынуждена совершенствоваться. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные государства с закреплением крестьянства и крупной част
ной собственности на землю, а как прафеодальные, где знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю.
Проблемный аспект темы
Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, а этнографическая и историческая науки постоянно прибавляют новые знания, что позволяет современным исследователям пересматривать некоторые устоявшиеся научные позиции. Право более сложный социальный регулятор, чем обычаи и традиции, потому что кроме запретов в нем используются и другие способы правового воздействия (дозволения, поощрения и др.).
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, по причине зависимости взаимного существования друг друга. Право – одно из средств осуществления политики конкретного государства, а государство и его органы являются средством выполнения и гарантированности юридических норм. Несомненно, на возникновение и эволюцию права в его развитых формах повлиял рынок, требующий свободы и равенства частных собственников, как субъектов обмена. По этой причине, оказалось необходимым на первых стадиях цивилизации, не только формулирование и четкость содержания юридических норм, но и потребность в их обеспеченности. Право возникло исторически как классовое явление и выражало вначале, волю и интересы экономически и политически господствующего класса (меньшинства). В настоящий момент право выражает интересы и волю демократически властвующего населения (большинства) в независимости от уровня доходов.
Жизнь на земле зародилась 3-4.5 миллиона лет назад, первобытный человек появился примерно 200 тыс. лет назад, человек разумный (homosapiens) – 40 тыс. лет назад, а государство примерно 5-6 тысяч лет назад. Отсюда следует, что государство и право, слишком молодые явления, и они не могут претендовать на совершенство в своем современном виде.