Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 403

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Рыночные отношения в промышленности означают самоуправление предприятий и самофинансирование всех видов их деятельности. Самостоятельность подразумевает:

1) производственно-техническое и социально-экономическое развитие предприятия обеспечивается за счет его собственных финансовых ресурсов;

2) размер материального вознаграждения персоналу зависит от конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности предприятия;

3) высшее руководство и специалисты полностью ответственны за общие результаты рыночной деятельности предприятия и выполнение всех его договорных обязательств.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.

Перспективное планирование основано на прогнозировании потребности покупателей в новой продукции, с его помощью разрабатываются товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта. Долгосрочные планы разрабатываются на длительную перспективу, от 5 до 10-15 лет. Цели и задачи перспективного плана конкретизируются в среднесрочных и текущих планах. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребность в финансовых средствах, исследования и разработки, доля на рынках и т.д. Среднесрочные планы составляются на 2-3 года. Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели на каждый календарный год. Структура (разделы) и основные показатели годового плана предприятия отражены в таблице 1.
Таблица 5.1 – Основные разделы и показатели годового плана

Разделы плана

Показатели плана

1. План по сбыту и производству продукции

номенклатура*), ассортимент, товарная и реализованная продукция

2. План технического развития и организации производства

Удельный вес конкурентоспособной продукции, экономическая эффективность мероприятий по разработке и внедрению новых видов продукции

3. План по инвестициям и капитальному строительству

Размер капитальных вложений в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений

4. План закупок (материально-технического обеспечения)

Объем поставок сырья и материалов (по видам)

5. Труд, персонал и заработная плата

Производительность труда, численность персонала, фонд оплаты труда

6. Себестоимость, прибыль, рентабельность

Смета затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, балансовая чистая прибыль, рентабельность

7. Финансовый план (бюджетирование)

Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления

8. Фонды экономического развития предприятия

Сметы фондов накопления, потребления, резервного и т.д.

9. Охрана окружающей среды

Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за вредные выбросы и за привлечение природных ресурсов

10. Социальное развитие коллектива

Уровень социальной обеспеченности работников

11. Внешнеэкономическая деятельность

Размер валютной выручки и таможенных расходов



Примечания.

*) Под номенклатурой понимается перечень или состав предусмотренной к выпуску продукции по видам, под ассортиментом – отличающиеся по типам, сортам и иным признакам продукты одного вида (иначе – «однородные» продукты).

План по сбыту и план производства продукции (или иначе – «производственная программа») являются, как показано в табл. 5.1, начальными разделами годового комплексного плана предприятия, поскольку именно с них начинается разработка всех других разделов и показателей годового плана.

Вся производимая предприятием продукция по видам или назначению классифицируется на а) основные изделия, б) полуфабрикаты, в) запасные части и комплектующие, г) работы, д) услуги.

По стадиям производства и обращения продукция предприятия классифицируется на: а) незавершенную,

б) товарную (или готовую),

в) реализованную (или проданную),

г) валовую,

- т.д.

По экономическому содержанию различают:

а) чистую, б) условно-чистую, в) нормативно-чистую продукцию.

Помимо этого, в ходе внутрифирменного планирования принято рассчитывать показатели «внутрихозяйственный оборот» и «валовόй (общий) оборот».
Товарная (готовая) продукция предприятия характеризует собой объем продукции, который будет произведен для продажи потребителям.

В состав товарной продукции включаются:

         а) все виды готовой продукции (прошедшей все предусмотренные технологией стадии производства), а также те полуфабрикаты производства, которые будут произведены для реализации потребителям;

         б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям;

         в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.

Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (ГОСТ, ТУ) и потому выбракованная продукция в состав товарной продукции никогда не включается.

В состав товарной продукции не включаются также все виды непроизводственных услуг.

Например, на предприятии имеется отдел рекламы, который зачастую оказывает услуги для сторонних заказчиков. Но отдел рекламы – это непроизводственная служба предприятия, поэтому его услуги на сторону в единый план предприятия по выпуску товарной продукции на предстоящий год не будут включены. Отдел рекламы составит свой собственный план работы на предстоящий год, в котором выделит в отдельный раздел работы, выполняемые на сторону.



        

Объем товарной (готовой) продукции может измеряться в натуральных, стоимостных, трудовых измерителях. В стоимостном выражении этот показатель планируют по действующим оптовым ценам 4 квартала текущего года (или по ценам на начало планового года, если их размер уже установлен к моменту планирования):

NT,i = NiЦО,i,                                                                  (1)

где

NT,i - объем товарной продукции по i-му виду изделий, руб.;

 Ni - объем готовой продукции i-го наименования в натуральном измерении;

ЦО,i - оптовая цена продукции i-го вида, руб. / нат. ед.

Реализованная, в отличие от товарной, включает ту продукцию, которая в плановом году будет фактически поставлена (отгружена) потребителям. Объем реализованной продукции принято измерять в денежном выражении. При планировании объем реализованной продукции (NP) рассчитывается как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям (NT). При расчете объема реализованной продукции (NP) учитывают также изменение остатков готовой продукции на складе и в стадии купли-продажи на начало (NP,H) и конец (NP,K) планируемого периода по формуле:

.                                                (2)

Задача 1. Разработка плана продаж и бюджета продаж.
Компания изготавливает и реализует один вид продукции – изделие «А». Предполагаемая цена реализации на будущий год – 80 ден.ед.

Отдел маркетинга представил следующий поквартальный прогноз сбыта.

План продаж, нат. ед.

Период (квартал)

1

2

3

4

Всего

изделие «А»

800

700

900

800

3200

На основе анализа деятельности за предыдущий год выявлено, что обычно 70% от запланированного объема продаж
оплачивается в течение текущего периода, 28% – в следующем периоде, а оставшиеся 2% – безнадежные долги.

Предполагается, что имеющийся объем дебиторской задолженности с прошлого года в сумме 9500 д.е. будет погашен в течение первого квартала будущего года.

Разработайте план и бюджет продаж (график поступления денежных средств).
Решение

План продаж, ден.ед.

Период (квартал)

1

2

3

4

Всего

запланированные продажи:

– изделие "А" (ед.)

800

700

900

800

3200

цена за единицу:

– изделие "А" (д.е.)

80

80

80

80

-

запланированная выручка:

– изделие "А"(д.е.)

64000

56000

72000

64000

-

выручка нарастающим итогом

64000

120000

192000

256000

256000


Бюджет продаж (График движения выручки от продаж)

тыс. ден.ед.

Наименование показателей

Бюджетный период

Итого

за год

1

2

3

4

1. входящий остаток дебиторской задолженности

9,5


19,2


18,08

24,0

-

2. погашение дебиторской задолженности

9,5


64*0,28=17,92



56*0,28=15,68



72*0,28=20,16


63,26

3. поступления от продажи:




квартал 1

64*0,7=44,8










44,8

квартал 2




56*0,7=39,2







39,2

квартал 3







72*0,7=50,4




50,4

квартал 4










64*0,7=44,8

44,8

4. итого денежные поступления (п. 2 + п. 3)

9,5+44,8=54,3

17,92+39,2=57,12

15,68+50,4=66,08

20,16+44,8=64,96

242,46

5. исходящий остаток дебиторской задолженности

64*0,3=19,2

64*0,02=1,28

56*0,3=16,8

1,28+16,8=18,08

120*0,02=2,4

72*0,3=21,6

2,4+21,6=24,0

192*0,02=3,84

64*0,3=19,2

3,84+19,2=23,04

-



Незавершенным производством называется продукция, на конец планового периода не законченная изготовлением и находящаяся в производстве на различных стадиях в виде «заделов» (запасов), подлежащих доработке в последующий период (год). В состав незавершенной продукции входят также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.Незавершенное производство выражается в стоимостной форме.

На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким производственным циклом уровень незавершенного производства на начало и конец года практически не претерпевают существенных изменений и потому в плане оно не учитывается.

В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства незавершенное производство (или «заделы») является необходимым условием для обеспечения непрерывности и ритмичности производственного процесса. Величину незавершенного производства необходимо планировать в размерах минимальных, но достаточных (для ритмичного выпуска и отгрузки готовой продукции потребителями в требуемом объеме).

Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе, а их доработка будет осуществляться в других цехах предприятия.

Валовόй продукцией называется вся продукция, произведенная предприятием за планируемый период, независимо от степени ее готовности. Следовательно, в состав валовой продукции входят и товарная продукция, и изменение остатков незаконченной изготовлением продукции, и остатков полуфабрикатов.

При укрупненных расчетахобъем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.

Валовой оборот – это сумма, в рублях, валовой продукции, выпущенной всеми цехами завода за плановый период. В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная  основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, а также взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменение остатков незавершенного производства.

Валовой оборот больше чем валовая продукция на величину внутризаводского оборота –суммарного объема продукции, обращающейся между цехами. Внутризаводской оборот – это суммарный выпуск всех цехов, за исключением тех цехов, в которых осуществляется окончательная доработка продукции до кондиции, требуемой потребителям. Во внутризаводской оборот входят стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, а также для ремонта оборудования, транспорта; стоимость изготовленной оснастки; стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки; услуги внутризаводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.