Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
Рыночные отношения в промышленности означают самоуправление предприятий и самофинансирование всех видов их деятельности. Самостоятельность подразумевает:
1) производственно-техническое и социально-экономическое развитие предприятия обеспечивается за счет его собственных финансовых ресурсов;
2) размер материального вознаграждения персоналу зависит от конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности предприятия;
3) высшее руководство и специалисты полностью ответственны за общие результаты рыночной деятельности предприятия и выполнение всех его договорных обязательств.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.
Перспективное планирование основано на прогнозировании потребности покупателей в новой продукции, с его помощью разрабатываются товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта. Долгосрочные планы разрабатываются на длительную перспективу, от 5 до 10-15 лет. Цели и задачи перспективного плана конкретизируются в среднесрочных и текущих планах. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребность в финансовых средствах, исследования и разработки, доля на рынках и т.д. Среднесрочные планы составляются на 2-3 года. Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели на каждый календарный год. Структура (разделы) и основные показатели годового плана предприятия отражены в таблице 1.
Таблица 5.1 – Основные разделы и показатели годового плана
Примечания.
*) Под номенклатурой понимается перечень или состав предусмотренной к выпуску продукции по видам, под ассортиментом – отличающиеся по типам, сортам и иным признакам продукты одного вида (иначе – «однородные» продукты).
План по сбыту и план производства продукции (или иначе – «производственная программа») являются, как показано в табл. 5.1, начальными разделами годового комплексного плана предприятия, поскольку именно с них начинается разработка всех других разделов и показателей годового плана.
Вся производимая предприятием продукция по видам или назначению классифицируется на а) основные изделия, б) полуфабрикаты, в) запасные части и комплектующие, г) работы, д) услуги.
По стадиям производства и обращения продукция предприятия классифицируется на: а) незавершенную,
б) товарную (или готовую),
в) реализованную (или проданную),
г) валовую,
- т.д.
По экономическому содержанию различают:
а) чистую, б) условно-чистую, в) нормативно-чистую продукцию.
Помимо этого, в ходе внутрифирменного планирования принято рассчитывать показатели «внутрихозяйственный оборот» и «валовόй (общий) оборот».
Товарная (готовая) продукция предприятия характеризует собой объем продукции, который будет произведен для продажи потребителям.
В состав товарной продукции включаются:
а) все виды готовой продукции (прошедшей все предусмотренные технологией стадии производства), а также те полуфабрикаты производства, которые будут произведены для реализации потребителям;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям;
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (ГОСТ, ТУ) и потому выбракованная продукция в состав товарной продукции никогда не включается.
В состав товарной продукции не включаются также все виды непроизводственных услуг.
Например, на предприятии имеется отдел рекламы, который зачастую оказывает услуги для сторонних заказчиков. Но отдел рекламы – это непроизводственная служба предприятия, поэтому его услуги на сторону в единый план предприятия по выпуску товарной продукции на предстоящий год не будут включены. Отдел рекламы составит свой собственный план работы на предстоящий год, в котором выделит в отдельный раздел работы, выполняемые на сторону.
Объем товарной (готовой) продукции может измеряться в натуральных, стоимостных, трудовых измерителях. В стоимостном выражении этот показатель планируют по действующим оптовым ценам 4 квартала текущего года (или по ценам на начало планового года, если их размер уже установлен к моменту планирования):
NT,i = Ni ∙ ЦО,i, (1)
где
NT,i - объем товарной продукции по i-му виду изделий, руб.;
Ni - объем готовой продукции i-го наименования в натуральном измерении;
ЦО,i - оптовая цена продукции i-го вида, руб. / нат. ед.
Реализованная, в отличие от товарной, включает ту продукцию, которая в плановом году будет фактически поставлена (отгружена) потребителям. Объем реализованной продукции принято измерять в денежном выражении. При планировании объем реализованной продукции (NP) рассчитывается как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям (NT). При расчете объема реализованной продукции (NP) учитывают также изменение остатков готовой продукции на складе и в стадии купли-продажи на начало (NP,H) и конец (NP,K) планируемого периода по формуле:
. (2)
Задача 1. Разработка плана продаж и бюджета продаж.
Компания изготавливает и реализует один вид продукции – изделие «А». Предполагаемая цена реализации на будущий год – 80 ден.ед.
Отдел маркетинга представил следующий поквартальный прогноз сбыта.
План продаж, нат. ед.
На основе анализа деятельности за предыдущий год выявлено, что обычно 70% от запланированного объема продаж
оплачивается в течение текущего периода, 28% – в следующем периоде, а оставшиеся 2% – безнадежные долги.
Предполагается, что имеющийся объем дебиторской задолженности с прошлого года в сумме 9500 д.е. будет погашен в течение первого квартала будущего года.
Разработайте план и бюджет продаж (график поступления денежных средств).
Решение
План продаж, ден.ед.
Бюджет продаж (График движения выручки от продаж)
тыс. ден.ед.
Незавершенным производством называется продукция, на конец планового периода не законченная изготовлением и находящаяся в производстве на различных стадиях в виде «заделов» (запасов), подлежащих доработке в последующий период (год). В состав незавершенной продукции входят также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.Незавершенное производство выражается в стоимостной форме.
На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким производственным циклом уровень незавершенного производства на начало и конец года практически не претерпевают существенных изменений и потому в плане оно не учитывается.
В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства незавершенное производство (или «заделы») является необходимым условием для обеспечения непрерывности и ритмичности производственного процесса. Величину незавершенного производства необходимо планировать в размерах минимальных, но достаточных (для ритмичного выпуска и отгрузки готовой продукции потребителями в требуемом объеме).
Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе, а их доработка будет осуществляться в других цехах предприятия.
Валовόй продукцией называется вся продукция, произведенная предприятием за планируемый период, независимо от степени ее готовности. Следовательно, в состав валовой продукции входят и товарная продукция, и изменение остатков незаконченной изготовлением продукции, и остатков полуфабрикатов.
При укрупненных расчетахобъем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.
Валовой оборот – это сумма, в рублях, валовой продукции, выпущенной всеми цехами завода за плановый период. В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, а также взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменение остатков незавершенного производства.
Валовой оборот больше чем валовая продукция на величину внутризаводского оборота –суммарного объема продукции, обращающейся между цехами. Внутризаводской оборот – это суммарный выпуск всех цехов, за исключением тех цехов, в которых осуществляется окончательная доработка продукции до кондиции, требуемой потребителям. Во внутризаводской оборот входят стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, а также для ремонта оборудования, транспорта; стоимость изготовленной оснастки; стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки; услуги внутризаводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.
Рыночные отношения в промышленности означают самоуправление предприятий и самофинансирование всех видов их деятельности. Самостоятельность подразумевает:
1) производственно-техническое и социально-экономическое развитие предприятия обеспечивается за счет его собственных финансовых ресурсов;
2) размер материального вознаграждения персоналу зависит от конечных результатов трудовой, производственной и финансовой деятельности предприятия;
3) высшее руководство и специалисты полностью ответственны за общие результаты рыночной деятельности предприятия и выполнение всех его договорных обязательств.
Планирование – это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.
Перспективное планирование основано на прогнозировании потребности покупателей в новой продукции, с его помощью разрабатываются товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта. Долгосрочные планы разрабатываются на длительную перспективу, от 5 до 10-15 лет. Цели и задачи перспективного плана конкретизируются в среднесрочных и текущих планах. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребность в финансовых средствах, исследования и разработки, доля на рынках и т.д. Среднесрочные планы составляются на 2-3 года. Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели на каждый календарный год. Структура (разделы) и основные показатели годового плана предприятия отражены в таблице 1.
Таблица 5.1 – Основные разделы и показатели годового плана
Разделы плана | Показатели плана | |
1. План по сбыту и производству продукции | номенклатура*), ассортимент, товарная и реализованная продукция | |
2. План технического развития и организации производства | Удельный вес конкурентоспособной продукции, экономическая эффективность мероприятий по разработке и внедрению новых видов продукции | |
3. План по инвестициям и капитальному строительству | Размер капитальных вложений в строительно-монтажные работы, эффективность капиталовложений | |
4. План закупок (материально-технического обеспечения) | Объем поставок сырья и материалов (по видам) | |
5. Труд, персонал и заработная плата | Производительность труда, численность персонала, фонд оплаты труда | |
6. Себестоимость, прибыль, рентабельность | Смета затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, балансовая чистая прибыль, рентабельность | |
7. Финансовый план (бюджетирование) | Баланс доходов и расходов, налоги, платежи и отчисления | |
8. Фонды экономического развития предприятия | Сметы фондов накопления, потребления, резервного и т.д. | |
9. Охрана окружающей среды | Капиталовложения в природоохранные мероприятия, плата за вредные выбросы и за привлечение природных ресурсов | |
10. Социальное развитие коллектива | Уровень социальной обеспеченности работников | |
11. Внешнеэкономическая деятельность | Размер валютной выручки и таможенных расходов |
Примечания.
*) Под номенклатурой понимается перечень или состав предусмотренной к выпуску продукции по видам, под ассортиментом – отличающиеся по типам, сортам и иным признакам продукты одного вида (иначе – «однородные» продукты).
План по сбыту и план производства продукции (или иначе – «производственная программа») являются, как показано в табл. 5.1, начальными разделами годового комплексного плана предприятия, поскольку именно с них начинается разработка всех других разделов и показателей годового плана.
Вся производимая предприятием продукция по видам или назначению классифицируется на а) основные изделия, б) полуфабрикаты, в) запасные части и комплектующие, г) работы, д) услуги.
По стадиям производства и обращения продукция предприятия классифицируется на: а) незавершенную,
б) товарную (или готовую),
в) реализованную (или проданную),
г) валовую,
- т.д.
По экономическому содержанию различают:
а) чистую, б) условно-чистую, в) нормативно-чистую продукцию.
Помимо этого, в ходе внутрифирменного планирования принято рассчитывать показатели «внутрихозяйственный оборот» и «валовόй (общий) оборот».
Товарная (готовая) продукция предприятия характеризует собой объем продукции, который будет произведен для продажи потребителям.
В состав товарной продукции включаются:
а) все виды готовой продукции (прошедшей все предусмотренные технологией стадии производства), а также те полуфабрикаты производства, которые будут произведены для реализации потребителям;
б) работы и услуги промышленного характера сторонним организациям;
в) продукция вспомогательных цехов и хозяйств, предназначенная для реализации на сторону.
Изготовленная, но не отвечающая качественным требованиям (ГОСТ, ТУ) и потому выбракованная продукция в состав товарной продукции никогда не включается.
В состав товарной продукции не включаются также все виды непроизводственных услуг.
Например, на предприятии имеется отдел рекламы, который зачастую оказывает услуги для сторонних заказчиков. Но отдел рекламы – это непроизводственная служба предприятия, поэтому его услуги на сторону в единый план предприятия по выпуску товарной продукции на предстоящий год не будут включены. Отдел рекламы составит свой собственный план работы на предстоящий год, в котором выделит в отдельный раздел работы, выполняемые на сторону.
Объем товарной (готовой) продукции может измеряться в натуральных, стоимостных, трудовых измерителях. В стоимостном выражении этот показатель планируют по действующим оптовым ценам 4 квартала текущего года (или по ценам на начало планового года, если их размер уже установлен к моменту планирования):
NT,i = Ni ∙ ЦО,i, (1)
где
NT,i - объем товарной продукции по i-му виду изделий, руб.;
Ni - объем готовой продукции i-го наименования в натуральном измерении;
ЦО,i - оптовая цена продукции i-го вида, руб. / нат. ед.
Реализованная, в отличие от товарной, включает ту продукцию, которая в плановом году будет фактически поставлена (отгружена) потребителям. Объем реализованной продукции принято измерять в денежном выражении. При планировании объем реализованной продукции (NP) рассчитывается как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих оплате в плановом периоде готовых изделий, полуфабрикатов, производственных услуг и работ сторонним организациям (NT). При расчете объема реализованной продукции (NP) учитывают также изменение остатков готовой продукции на складе и в стадии купли-продажи на начало (NP,H) и конец (NP,K) планируемого периода по формуле:
. (2)
Задача 1. Разработка плана продаж и бюджета продаж.
Компания изготавливает и реализует один вид продукции – изделие «А». Предполагаемая цена реализации на будущий год – 80 ден.ед.
Отдел маркетинга представил следующий поквартальный прогноз сбыта.
План продаж, нат. ед.
Период (квартал) | 1 | 2 | 3 | 4 | Всего |
изделие «А» | 800 | 700 | 900 | 800 | 3200 |
На основе анализа деятельности за предыдущий год выявлено, что обычно 70% от запланированного объема продаж
оплачивается в течение текущего периода, 28% – в следующем периоде, а оставшиеся 2% – безнадежные долги.
Предполагается, что имеющийся объем дебиторской задолженности с прошлого года в сумме 9500 д.е. будет погашен в течение первого квартала будущего года.
Разработайте план и бюджет продаж (график поступления денежных средств).
Решение
План продаж, ден.ед.
Период (квартал) | 1 | 2 | 3 | 4 | Всего |
запланированные продажи: – изделие "А" (ед.) | 800 | 700 | 900 | 800 | 3200 |
цена за единицу: – изделие "А" (д.е.) | 80 | 80 | 80 | 80 | - |
запланированная выручка: – изделие "А"(д.е.) | 64000 | 56000 | 72000 | 64000 | - |
выручка нарастающим итогом | 64000 | 120000 | 192000 | 256000 | 256000 |
Бюджет продаж (График движения выручки от продаж)
тыс. ден.ед.
Наименование показателей | Бюджетный период | Итого за год | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1. входящий остаток дебиторской задолженности | 9,5 | 19,2 | 18,08 | 24,0 | - |
2. погашение дебиторской задолженности | 9,5 | 64*0,28=17,92 | 56*0,28=15,68 | 72*0,28=20,16 | 63,26 |
3. поступления от продажи: | | ||||
квартал 1 | 64*0,7=44,8 | | | | 44,8 |
квартал 2 | | 56*0,7=39,2 | | | 39,2 |
квартал 3 | | | 72*0,7=50,4 | | 50,4 |
квартал 4 | | | | 64*0,7=44,8 | 44,8 |
4. итого денежные поступления (п. 2 + п. 3) | 9,5+44,8=54,3 | 17,92+39,2=57,12 | 15,68+50,4=66,08 | 20,16+44,8=64,96 | 242,46 |
5. исходящий остаток дебиторской задолженности | 64*0,3=19,2 | 64*0,02=1,28 56*0,3=16,8 ∑1,28+16,8=18,08 | 120*0,02=2,4 72*0,3=21,6 ∑2,4+21,6=24,0 | 192*0,02=3,84 64*0,3=19,2 ∑3,84+19,2=23,04 | - |
Незавершенным производством называется продукция, на конец планового периода не законченная изготовлением и находящаяся в производстве на различных стадиях в виде «заделов» (запасов), подлежащих доработке в последующий период (год). В состав незавершенной продукции входят также законченные изделия, но не прошедшие технической приемки и не сданные на склад или заказчику.Незавершенное производство выражается в стоимостной форме.
На предприятии с устойчивой номенклатурой и коротким производственным циклом уровень незавершенного производства на начало и конец года практически не претерпевают существенных изменений и потому в плане оно не учитывается.
В условиях массового и крупносерийного производства изделий с длительными циклами производства незавершенное производство (или «заделы») является необходимым условием для обеспечения непрерывности и ритмичности производственного процесса. Величину незавершенного производства необходимо планировать в размерах минимальных, но достаточных (для ритмичного выпуска и отгрузки готовой продукции потребителями в требуемом объеме).
Полуфабрикаты собственного изготовления – это изделия, технологический процесс производства которых закончен в одном цехе, а их доработка будет осуществляться в других цехах предприятия.
Валовόй продукцией называется вся продукция, произведенная предприятием за планируемый период, независимо от степени ее готовности. Следовательно, в состав валовой продукции входят и товарная продукция, и изменение остатков незаконченной изготовлением продукции, и остатков полуфабрикатов.
При укрупненных расчетахобъем валовой продукции может быть определен через показатели валового и внутризаводского оборота.
Валовой оборот – это сумма, в рублях, валовой продукции, выпущенной всеми цехами завода за плановый период. В него включаются все готовые изделия, продукция, изготовленная основными, вспомогательными и обслуживающими цехами завода, а также взаимные услуги независимо от назначения (внутри или на сторону) и изменение остатков незавершенного производства.
Валовой оборот больше чем валовая продукция на величину внутризаводского оборота –суммарного объема продукции, обращающейся между цехами. Внутризаводской оборот – это суммарный выпуск всех цехов, за исключением тех цехов, в которых осуществляется окончательная доработка продукции до кондиции, требуемой потребителям. Во внутризаводской оборот входят стоимость полуфабрикатов своего производства, используемых на предприятии для выпуска готовой продукции, а также для ремонта оборудования, транспорта; стоимость изготовленной оснастки; стоимость израсходованного инструмента и всех видов энергии собственной выработки; услуги внутризаводского транспорта, ремонтных цехов и т.д.