Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 402

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.     Что такое смета затрат на производство? Какие методы применяются для ее составления?

6.     Какие расходы включаются в общецеховые затраты?

7.     Что представляет собой рыночная цена? Как она выражается?

8. Какие методы ценообразования применяются в условиях рынка?

9. В каких случаях происходит корректировка и изменение рыночных цен? Кем должно осуществляться регулирование цен?

10. Каковы основные этапы стратегии ценообразования? Каким образом они взаимодействуют?

ТЕМА 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. Общая технология составления сводного плана промышленного предприятия


Последовательность разработки сводного плана промышленного предприятия приведена в табл. 9.1.
Таблица 9.1 – Технология разработки сводного плана промышленного предприятия

№ этапа

Название этапа составления сводного плана

Используемые планово-аналитические инструменты и методы планирования

«Выходная форма» (отчет)

1

2

3

4

1

Определение целевого объема продаж

    1. анализ взаимосвязи «Объем продажи – издержки – прибыль» для определения:

  • физического объема продажи,

  • уровня цен,

  • динамики производственных и сбытовых затрат, которые обеспечивали бы максимальный уровень маржинального дохода по продукту.

2) Оптимизация структуры продаж с учетом планируемых величин маржинального дохода по отдельным продуктам и существующих ограничений по производственным мощностям

Предварительный (первичный) вариант плана продаж


Продолжение табл. 9.1

1

2

3

4

2

Определение плана производства (товарного выпуска) и целевого (конечного) уровня запасов по номенклатуре и ассортименту выпуска

1) оптимизационные модели, используемые для расчета наиболее обоснованного уровня текущих запасов готовой продукции (модель ERP и др.) – для предприятий, работающих на заказ

2) Расчет физического объема и номенклатуры выпуска – для предприятий серийного и массового производства

Предварительный (первичный) вариант плана производства (товарного выпуска)

3

Определение объема валового выпуска

Метод условных единиц (для поточного и массового производства)

Предварительный вариант плана валового выпуска

4

Определение потребности в основных материалах

1) Метод технологического нормирования материальных затрат – для крупных и средних предприятий

2) Метод сравнительного анализа счетов – для небольших предприятий

План расхода материалов по основному производству

5

Определение прямых затрат труда

Метод технологического нормирования затрат труда, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ)

Первичный вариант плана прямых трудозатрат

6

Определение потребности во вспомогательных материалах. Определение общей потребности в материалах.

1) Методы нормирования вспомогательных материалов в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска

2) Сметное планирование материальных затрат (в разрезе отдельных подразделений)

Первичные варианты плана и бюджета закупок материалов

7

Расчет себестоимости списания материалов в производство, калькуляция суммарных прямых затрат

Методы:

  • средней (или средневзвешенной),

  • ФИФО,

  • на основании величины начальных запасов материалов и производственной потребности

Первичные варианты сметы и бюджета прямых материальных затрат, суммарных прямых затрат

8

Определение совокупной величины общепроизводственных расходов (ОПР)

Методы нормирования ОПР в зависимости от величины прямых затрат и объема выпуска продукции (расчет плановой ставки начисления)

Первичный вариант бюджета ОПР, производственных затрат

9

Расчет себестоимости выпуска

Метод условных единиц (при поточном и массовом производстве)

Калькуляция себестоимости выпуска

10

Расчет величины переменных коммерческих расходов

Методы нормирования переменных коммерческих расходов в зависимости от объема продаж (расчет плановой ставки начисления)

Первичный вариант бюджета переменных коммерческих расходов

11

Расчет величины постоянных расходов

Методы сметного планирования в разрезе подразделений (планирование от «нулевой точки», планирование «от достигнутого уровня»)

Первичный вариант бюджета постоянных расходов


Окончание табл. 9.1

1

2

3

4

12

Калькуляция себестоимости реализации по видам продукции

Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных запасов и баланса отгрузки по видам продукции (Конечный запас = Запас на начало периода + План выпуска – План продаж)

Сметы полных переменных затрат по реализованной продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)

13

Расчет конечных финансовых результатов

На основе этапов 1, 11 и 12

Первичный вариант «Отчета о прибылях и убытках» в плановом периоде

14

Расчет инвестиционных потребностей

1) Сметное планирование капитальных затрат

2) Составление долгосрочного «бюджета развития» (инвестиционного бюджета)

Первичный вариант инвестиционного бюджета

15

Расчет величины финансовых поступлений и расходов

Составление плановых балансовых таблиц:

  • движения дебиторской задолженности,

  • движения кредиторской задолженности,

  • прочих активных и пассивных расчетов

Первичный вариант бюджета движения денежных средств

16

Составление прогнозного баланса на конец планового периода

На основе фактического баланса на начало планового периода и

первичного проекта отчета о финансовых результатах (этап 13)

первичного варианта инвестиционного бюджета (этап 14)

первичного варианта бюджета движения денежных средств (этап 15)

Первичный проект баланса на конец планового периода

17

Расчет величины первичного финансового дефицита

Определение коэффициентов финансового состояния предприятия на конец планового периода

Первичный вариант отчета об изменении финансового состояния

18

Корректировка показателей сводного плана предприятия

На основе нормативов финансовых показателей (коэффициентов)

Окончательные варианты:

операционного бюджета,

инвестиционного бюджета, финансового бюджета

19







Окончательный вариант сводного бюджета на плановый период


Как можно видеть по табл. 9.1, планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль или совокупный доход, что требует усиления роли финансов в достижении этих показателей.

В финансовом отношении каждое предприятие выполняет две основные функции: потребляет экономические ресурсы и делает возможным потребление готовой продукции.

Финансовые отношения в условиях рынка предполагают осуществление следующих денежных обменных процессов:

 - обмен денег на труд наемных работников;

 - обмен денег на товар и услуги поставщиков;

 - обмен товаров и услуг на деньги потребителей;

 - обмен денег, выплачиваемых позже, на деньги, получаемые сейчас от инвесторов и арендаторов;

 - обмен денег, выплачиваемых сейчас, на деньги, которые будут получены позднее от должников;

 - обмен денег на товары и услуги и государственные требования правительства.

Доход предприятия или прибыль, является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности и социально-трудовых отношений персонала. Поэтому максимизация прибыли или доходов является определяющей конечной целью всех видов планирования на предприятии.

Прибыль или доход возникает лишь при условии взаимодействия труда и капитала и сохранения основными факторами производства и капитала их первоначальной стоимости, что предполагает четкое различие между валовой и чистой прибылью.

Валовая прибыль определяет величину общего совокупного дохода предприятия без учета обесцененного капитала.

Чистая прибыль представляет собой валовой доход за вычетом затраченных средств, в том числе отложенных на восстановление израсходованных средств производства.

Валовой доход при любом уровне продаж определяется путем умножения цены на соответствующее количество продукции, запланированной к реализации.

Предельный доход есть дополнительный или добавочный доход, который является результатом продажи продукции сверх плана.

При фиксированной рыночной цене перед каждым конкурентным производством стоят три взаимосвязанных планово-управленческих вопроса:

1) следует ли планировать производство данного товара на предстоящий период?

2)какое количество продукции необходимо планировать к выпуску?

3)какая прибыль или убыток будут получены при выполнении плановых работ?

В процессе планирования прибыли на каждом предприятии должны быть найдены экономически обоснованные ответы на все выше поставленные вопросы.

Разработанные правила в рыночной экономике при планировании прибыли от реализации продукции следующие:

1. Предприятие получает прибыль до тех пор, пока цена превышает средние валовые издержки;

2. Максимальная прибыль достигается, если цена больше минимума средних валовых издержек предприятия;

3. Нулевая прибыль соответствует точке равновесия цены продукции предельным издержкам на ее производство;

4. Предприятие будет иметь убыток, если средние  валовые издержки становится выше цены продукции;

5. Наименьшие убытки возникают на предприятии, если цена меньше минимума средних валовых издержек, но больше минимума средних переменных издержек;

6. Производство продукции прекращается, если цена стала ниже минимума средних переменных издержек.

Планируемая годовая прибыль предприятия представляет собой конечный результат производственно-хозяйственной деятельности, включающей доходы от реализации продукции, работ и услуг, основных средств и иного имущества, а также доходы от внереализационных операций, уменьшению на сумму соответствующих по ним расходов.

Прибыль (убыток) от реализации продукции рассчитывается как разница между выручкой в действующих рыночных ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и ее себестоимостью с учетом объема продаж по формуле
,                                       (9.1)

где

 - прибыль от реализации продукции, руб.;

n – номенклатура выпускаемой продукции;

 - рыночная цена изделия;

 - себестоимость изделия;

 - объем реализованной продукции.

Выручка от реализации продукции рассчитывается по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров.

К планируемым финансовым результатам, кроме прибыли от реализации, относятся следующие доходы:

1) доходы, полученные предприятием за счет долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам;

2) доходы от сдачи имущества в аренду;

3) доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;

4) присуждение или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;

5) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

6) положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операции по иностранной валюте;

7) другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Разработанный на предприятии годовой план доходов, должен обеспечивать получение такой совокупной прибыли, величина которой покрывает все годовые расходы на производственную и социальную деятельность.
9.2 Формирование и распределение прибыли на предприятии
Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 9.2):

 - на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

 - операционные доходы и расходы;

 - внереализационные доходы и расходы;

 - чрезвычайные доходы и расходы.

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.



Таблица 9.2

Классификация доходов и расходов предприятия

Доходы и расходы от

обычных видов деятельности

Операционные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Выручка от продажи продукции, (работ, услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Себестоимость продаж

Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием

Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.)

Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами




Коммерческие расходы

Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

Возмещение причиненных предприятием убытков










Управленческие расходы

Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности

Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности

Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году













Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты), продукции

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году

Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания








Окончание табл. 9.2

Доходы и расходы от обычных видов деятельности

Операционные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы







Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование денежных средств банком

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

Курсовая разница
















Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций

Курсовая разница

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)
















Прочие операционные расходы

Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие внереализационные расходы



















Прочие внереализационные доходы












Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.


Механизм формирования прибыли предприятия отражают последовательность и порядок формирования «Отчета о прибылях и убытках» - формы №2 бухгалтерской отчетности. При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис. 9.1). Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций.

Прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.


Рис. 9.1. Планирование и распределение прибыли на предприятии

Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:
(9.2)

где

П – прибыль от продаж;

ВР – выручка от реализации продукции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как