Файл: Курс лекций (бакалавриат) Березники 2014 удк 338 ббк 65. 305 К 14 Рецензент.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 396
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(9.3)
где
Пед – прибыль на единицу продукции;
Сед - себестоимость единицы продукции.
Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и от финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как
Поп = Доп – Роп , (9.4)
где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.
Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.
Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как
Пвн = Двн – Рвн, (9.5)
где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.
Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами.
Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:
• на формирование резервных фондов;
• выплату доходов учредителям (участникам);
• создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).
При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п. Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.
При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.
Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.
При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.
Одним из путей повышения балансовой прибыли предприятия является налоговое планирование.
Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров
:
1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;
2) выбор и обоснования наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;
3) обеспечение текущего налогового планирования на основе имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования;
4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.
В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники покрытия установленных налогов. В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:
- налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог;
- налоги, относимые на выручку от реализации продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;
- налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия;
- налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятия;
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, лицензионные сборы и т. д.
Все планируемые доходы и расходы отражаются в годовых и квартальных финансовых отчетах, которые представляют совокупность форм отчетности, составленных на основании бухгалтерского учета с целью представления внутренним и внешним пользователям обобщенной информаций о результатах хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
9.3. Составление баланса доходов и расходов
Баланс доходов и расходов разрабатывается с целью увязывания долгосрочных и краткосрочных денежных доходов и расходов предприятия. При разработке бюджета движения денежных средств на плановый год (документ текущего планирования) не должны «выпасть» из механизма общего бюджетного процесса задачи стратегического плана предприятия (документ долгосрочного планирования).
При разработке годового плана предприятия нельзя руководствоваться только получением наилучших показателей работы в плановом году в отрыве от долгосрочной стратегии и промежуточных задач по её реализации. Так, если в плановом году необходимо начать строительство новой производственной линии и потребуются крупномасштабные вложения, то нет смысла в этом году добиваться идеального баланса денежных расходов и поступлений и высокой ликвидности бизнеса, потому что срок окупаемости инвестиций явно больше года. Поэтому предпочтение при планировании необходимо отдавать максимизации показателей деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
В состав «доходов» (Д) в этом плане включаются денежные поступления от устойчивых источников собственных средств предприятия. К таковым относятся:
-
валовая прибыль, -
амортизационные отчисления, -
отчисления в ремонтный фонд, -
кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия.
К «расходам» (Р) в этом плане относятся:
-
расходы на ремонт основных средств; -
налоги и обязательные платежи, выплачиваемые из валовой прибыли; -
расходы из чистой прибыли: -
отчисления в фонды специального назначения (предусмотренные действующим законодательством и уставом предприятия); -
погашение убытков, связанных с текущей деятельностью подразделений непромышленной сферы (медико-санитарной части, профилакториев, санаториев, домов отдыха, детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, жилого фонда и проч., принадлежащих предприятию);
Например, если у предприятия есть профилакторий, то финансирование его деятельности осуществляется из двух источников: из средств предприятия и фонда социального страхования (ФСС). Средства ФСС выделяются только на питание, лечение, медикаменты, культобслуживание оздоравливающихся, а также оплату труда (с начислениями) медицинского, административно-хозяйственного персонала и работников пищеблока профилактория. Хозяйственное содержание профилактория, оплату труда персонала, осуществляющего его хозяйственное обслуживание, а также возможные дотации на питание,
доплаты к заработной плате персонала, финансируемого за счет средств социального страхования, оплату дополнительных отпусков, сверх предусмотренных действующим законодательством, и другие расходы осуществляются за счет средств предприятия, в собственности которого находится профилакторий.
-
дивиденды акционерам (собственникам); -
превышающие годовую сумму амортизации расходы на приобретение имущества (ОС и НМА) в долгосрочное использование; -
расходы на прирост оборотных средств в связи с расширением производства; -
расходы на материальное стимулирование персонала и обеспечение социальных гарантий и льгот, предусмотренных коллективным договором (персональными трудовыми контрактами); -
прочие расходы из чистой прибыли.
«Баланс» подразумевает равенство обеих частей плана. Если при составлении баланса оказалось, что Д < Р, то необходимо восполнить недостаток финансовых средств на осуществление хозяйственной деятельности предприятия в плановом году.
Источниками восполнения недостатка собственных средств могут быть:
-
дополнительная эмиссия акций (взносы учредителей), -
получение кредитов, займов (на основе платности и возвратности); -
благотворительные взносы сторонних лиц (на безвозмездной основе).
В случае необходимости привлечения кредитов или займов параллельно, с учетом сумм и условий привлечения заёмных денежных средств, разрабатывается годовой кредитный план. Величина заёмных средств включается в доходную часть баланса, а их возврат (и все расходы по их привлечению) – в расходную часть баланса.
ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ БАЛАНСА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. Для составления баланса доходов и расходов предварительно рассчитывают на предстоящий год плановые суммы:
-
амортизационных отчислений, -
отчислений в ремонтный фонд, -
прибыли, -
необходимого прироста оборотных средств, -
прироста кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия.
Примечание. Суммы НДС и акцизов в балансе доходов и расходов не отражаются, т.к. они уплачиваются до образования валовой прибыли.
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ «БАЛАНСА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ»
-
Расчет плановой суммы амортизационных отчислений