Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 807
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следующей формой правления является республика.
Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
существование единоличного или коллегиального главы государства;
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по поручению народа;
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховной государственной власти. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве.
По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. По оценкам специалистов, в мире насчитывается более 130 глав государств, именуемых президентами, но фактически обладающих диктаторскими полномочиями.
В ряде африканских стран кратность переизбрания глав государств не ограничивается. Поэтому они длительное время находятся во главе руководства страны. Насчитывается несколько основных разновидностей республиканской формы правления: парламентская и президентская.
Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.
Правительство несет «коллективную ответственность» перед парламентом о своей деятельности. Оно остается у власти до тех пор, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью.
Процедура избрания главы государства в современных парламентских республиках неодинакова. Глава государства в парламентской республике обладает следующими полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер–министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, президентом.
Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную, исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентской республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента. Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью.
Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально–экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая: реально обеспечивает демократизм общественной жизни; свободу личности; создает справедливые условия человеческого общежития, основанные на началах правовой законности.
К парламентским республикам можно отнести ФРГ, Италию (по Конституции 1947 г.), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. Президентская республика – это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее характерные черты президентской республики:
внепарламентский метод избрания президента и формирование правительства;
ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
более широкие, чем в парламентской республике, полномочия главы государства.
С формальной юридической точки зрения, в России – также полупрезидентская республика, в которой помимо должности президента имеются парламент (Федеральное Собрание) и правительство. В реальности существующая модель государственного управления ближе к президентской республике. В то же время Конституция России допускает возможность изменения формы государственного управления в сторону парламентской республики. Например, Президент России вправе формировать правительство страны из состава парламентского большинства.
На данном этапе такая тенденция просматривается. Сущность государства, как это уже отмечено выше, составляют общесоциальные состояния государства, установленные в нормах конституционного права, то есть конституционно–правовые модусы.
Содержание государства в соответствии с обозначенной во вступлении концепцией образуют единство и взаимосвязь таких институтов, как:
1. государственный суверенитет представляющий собой независимость государственной власти внутри страны и её самостоятельность во внешнеполитических отношениях;
2. правовая система в виде совокупности социальных, юридических и культурных институтов и учреждений с помощью которых государство регулирует общественные отношения;
3. компетенция, понимаемая как предметы ведения государства и его полномочия, а также территориальный и временной пределы их действия;
4. органы государства – совокупность составных частей государства наделённых государственно–властными полномочиями и образующих государственный аппарат;
5. гражданство, существующее в качестве устойчивой политико-правовой связи между лицом и государством, которая влечёт за собой взаимные права и обязанности обеих сторон;
6. государственная территория, указывающая на часть пространства планеты Земля, которая находится под суверенитетом государства;
7. государственные символы, то есть официальные правовые знаки (эмблемы) выражающие основополагающие идеи создания и развития государства с учётом его исторических, природных, этнических и иных особенностей, которые предназначены для обеспечения высокого общественного и морального авторитета государственной власти.
Форма государственного устройства, согласно классических представлений о государстве, существует в двух основных формах, какими являются федерация и унитарное государство».
Унитарное государство – это простое или слитное государство. В пределах своей внутренней организации оно делится на территориальные единицы, население которых обладает правом осуществлять официальную публичную власть. Такое государство не имеет в своём составе самостоятельных государств или государственных образований.
Преимущества этой формы проявляются в том, что единая и несложная система органов государства создаёт благоприятные условия для максимально простого и оперативного управления всеми сторонами жизни общества; а единая система права обеспечивает бесконфликтное правовое регулирование, которое снимает проблему коллизий между законодательными актами.
Кроме того, унитария облегчает проведение в жизнь планов и программ, исходящих от центральных органов власти; в унитарном государстве быстрее и эффективнее решаются задачи создания единых общегосударственных систем транспорта, связи и управления хозяйственной жизнью; упрощается проведение глубоких и системных реформ в самых разных сферах общественной жизни.
Политическая сущность унитарного государства характеризуется следующими государственно–правовыми признаками. Эта форма государственного устройства имеет: одну конституцию, единую государственную территорию, единую систему органов государства, единую законодательную систему, одно гражданство, единые вооружённые силы, один государственный язык.
В настоящее время большинство государств мира имеют унитарную форму государственного устройства.
И в частности, все республики в составе Российской Федерации являются унитарными государствами.
Унитарную форму политико-территориальной организации имеют также и государственные образования в составе Российской Федерации – субъекты федерации: края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Федеративное государство – это целостное союзное и сложносоставное государство, которое образуется путём объединения ряда государств, государственных образований или территорий, обладающих законодательной степенью политической самостоятельности.
В общей характеристике федерации надо подчеркнуть, что выбор федеративной формы устройства для государства с обширной территорией и многонациональным составом населения обеспечивает:
внутреннюю целостность сложносоставного союзного государства;
стабильность политического развития при дуализме правовых и законодательных систем;
суверенитет государственной власти в условиях высокой самостоятельности субъектов федерации;
мир и согласие между народами в многонациональной стране;
выравнивание уровня экономического развития отдельных частей государственной территории в крупноразмерном государстве.
Вопрос 2. Основные правовые системы современности.
Российская правовая система. На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи.
Правовая семья
– совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.
Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская правовая семья. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники.
"Носителями" и двигателями данной системы были наиболее мощные государства: сначала Римская империя, а затем государства Европы (Франция, Германия и др.). Исторические корни начала формирования континентальной правовой системы проистекают из правовых воззрений и права Древнего Рима.
Романо–германская правовая семья, являясь самой древней западной правовой системой, имеет ряд отличительных родовых особенностей:
содержит многие атрибуты римского частного права (институты, концепции, приемы, лексика, структура материального права...);
доктринальный характер и логичность;
кодифицированность основных отраслей материального и процессуального права;
разделяет материальное право на частное и публичное, признавая принцип дуализма частного права;
соблюдается принцип первичности частного права по отношению к публичному, а также материального права по отношению к процессуальному;
основным источником права признается нормотворчество государства, а судебный прецедент рассматривается лишь как вспомогательный источник;
наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма – признание и усиление ведущей роли государства в обществе;
в государствах, относящихся к этой правовой системе, имеется несколько видов судов высшего звена (во Франции три – Верховный суд общей юрисдикции, Верховный административный суд, Верховный конституционный суд; в Германии шесть...);
действует система административного контроля министерства юстиции над судами (аттестация судей, контроль за кадровой политикой судов, осуществление программ по повышению квалификации судей...);
структура юридической профессии предполагает деление на восемь горизонтальных ветвей: судья, адвокат, юрисконсульт, частнопрактикующий юридический советник, прокурор и подчиненные ему следователи, ученые и преподаватели.
Постепенно сформировавшаяся система романо-германского права (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, сюда можно отнести и нашу страну и др.) при всех исторических, национальных и религиозных особенностях обладает целым рядом общих черт, признаков.