Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 805
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Юридическую ответственность можно рассматривать лишь как вид обязанности – обязанности претерпевать меры государственного принуждения за совершенное правонарушение. Процесс исполнения этого вида обязанностей (т.е. обязанности исполнения мер государственного принуждения), реализация ответственности включают в себя и права лица, указанные в статьях исправительно-трудового законодательства, которое отбывает меру ответственности, определенную судом за совершение преступления, в виде лишение свободы.
Юридическую ответственность за совершенное правонарушение нельзя отождествлять с социально-правовой ответственностью, и с чувством долга по отношению к праву (с позитивной ответственностью).
Позитивная, перспективная ответственность – это категория правосознания, правовой культуры личности. Безусловно, юридическая ответственность связана с социально-правовой, но это разнопорядковые категории.
Юридическая ответственность есть, как правило, результат социально-правовой безответственности, слаборазвитого, или отсутствующего вообще, чувство долга субъекта в правовой сфере. Основанием юридической ответственности является правонарушение. Поэтому, при решении вопроса о юридической ответственности лица, главное значение приобретает наличие в его действиях полного состава правонарушения, которое образуется из единства объективной и субъективной сторон объекта противоправного деяния. Только состав правонарушения порождает юридическую ответственность.
Отсутствие хотя бы одного элемента состава правонарушения исключает юридическую ответственность. Правонарушение является не только основанием, но и указывает на момент возникновения юридической ответственности. Правонарушение, как юридический факт, объективно порождает определенные правоотношения и соответствующую ответственность совершившего правонарушение.
Административная ответственность наступает за совершение правонарушения, не представляющего большой общественной опасности (административного проступка). Чаще всего административная ответственность выражается в форме штрафа либо иных незначительных правовых ограничений.
Привлечение к административной ответственности осуществляется с соблюдением процессуальной формы. Документом, на основании которого происходит привлечение к данному виду ответственности, является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченными должностными лицами и подписывается правонарушителем. К правонарушителю могут быть применены также меры обеспечения производства по делу: личный досмотр; изъятие вещей и документов; административное задержание.
Административное дело рассматривают и принимают окончательные решения: суды, судьи, органы внутренних дел, органы государственных инспекций, иные административные органы; уполномоченные должностные лица. Основанием административной ответственности является административный проступок, то есть посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
К ней привлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушение общеобязательных правил, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях и другими актами с административными санкциями, если их соблюдение вменено им в обязанность.
Иными словами, основанием административной ответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок, что дало почву для появления концепции, различающей дисциплинарное принуждение и дисциплинарную ответственность по административному праву
Тема 4. Государство и право в Российской Федерации Глоссарий
Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.
Монархия – это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству.
Парламентская республика – это разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
Президентская республика – это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Унитарное государство – это простое или слитное государство. В пределах своей внутренней организации оно делится на территориальные единицы, население которых обладает правом осуществлять официальную публичную власть. Такое государство не имеет в своём составе самостоятельных государств или государственных образований.
Федеративное государство – это целостное союзное и сложносоставное государство, которое образуется путём объединения ряда государств, государственных образований или территорий, обладающих законодательной степенью политической самостоятельности.
Формы государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Правоведение Цели изучения темы: – Изучение государства и права в Российской Федерации. Задачи изучения темы: изучение понятия, предмета и метода конституционного; права, место конституционного права в системе национального права; изучение особенностей конституционно–правовых норм и конституционных правоотношений; рассмотрение источников конституционного права; изучение мер конституционно–правовой ответственности; изучение системы конституционного права. В результате изучения данной темы Вы будете Знать: о формах государственного правления, форме российского государства; основные правовые системы современности; российскую правовую систему; особенности системы российского права; отрасли российского права. Уметь: разбираться в формах государственного правления, форме российского государства; разбираться в основных правовых системах современности. Понимать суть российской правовой системы; Владеть: знаниями о системе российского права, отраслях российского права. Учебные вопросы темы: 1. Формы государственного правления. Форма Российского государства. 2. Основные правовые системы современности. Российская правовая система. 3. Система российского права. Отрасли права.
Вопрос 1. Формы государственного правления.
Форма Российского государства.
Формы государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.
Различаются две формы правления: – монархия (древневосточная, римская централизованная, средневековая раннефеодальная, сословно–представительная, абсолютная, современная конституционная); – республика (афинская демократическая, римская аристократическая, спартанская аристократическая, средневековые города–республики, современные парламентские, президентская, социалистическая).
Монархия – это форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству. Как государственный институт монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она уже стала основной формой государственного правления в разных обществах и в разные времена.
Самой древней в мире монархической династией считается японская. За все время существования японской монархической династии на посту императора сменилось 125 человек. В последующем под влиянием особенностей внутренних и внешних факторов многие государства, используя различные способы перехода от одного типа государства к другому, посчитали необходимым избрать иные формы государственного правления. Из существующих ныне 220 государств мира (из них только 191 являются членами ООН) на сегодняшний день в 28 сохранена монархическая форма правления.
Основными признаками классической монархической формы управления являются:
существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах, эмир, раджи, султан, фараон);
наследственный порядок преемственности верховной власти;
юридическая безответственность монарха (невозможность применения к нему процесса импичмента) Следует отметить, что среди монархов рекордсменом – долгожителем по продолжительности нахождения на престоле является император Австро-Венгрии Франц Иосиф, находившийся у власти 68 лет (1848 – 1916 гг.). Японский император Хирохито руководил страной на протяжении 63 лет (с 1926 по 1989 гг.). Итак, поговорим о видах монархий. Абсолютная монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких–либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий (Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.).
Конституционная монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др.). Конституционная монархия бывает парламентской и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;
законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
правительство, согласно конституции, несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можно считать Великобританию, Бельгию, Данию и др. При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.
Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 – 1918), а сейчас в Марокко.
В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и религиозное управление страной. Такие монархии называются теократическими (Саудовская Аравия). Эта особенность накладывает определенный отпечаток на содержательную характеристику деятельности всего государственного механизма на всех его управленческих уровнях, а также на организацию и характер взаимодействия всех ветвей государственной власти.