Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 819
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9) В Российской Федерации признается экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. Основной Закон России защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.
Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экологической деятельности (ст. 34 Конституции РФ), вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу (ст. 37 Конституции РФ). При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
10) В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправления. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Согласно Конституции России, местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.
Вопрос 3. Конституционные основы правового положения человека и гражданина РФ.
В Конституции РФ закреплены основные права и свободы человека и гражданина. В ней устанавливается, что Россия признает и гарантирует права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Все законы, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления должны ориентироваться на права и свободы и исходя из них, обеспечивать и защищать граждан.
Достойное существование человека предполагает наличие неотъемлемых для этого прав и свобод:
право на свободу и личную неприкосновенность;
право на неприкосновенность частной жизни;
право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;
право на защиту своей чести;
право на свободу совести;
право на свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию;
право на свободу мысли и слова. Все эти права относятся к группе личных прав и свобод человека и принадлежат ему независимо от его гражданства. В системе основных прав и свобод человека и гражданина важнейшая роль принадлежит социально-экономическим и культурным правам и свободам.
Они способствуют созданию социальных и материальных условий для жизнедеятельности личности.
К данной группе прав и свобод относятся:
право быть собственником и право наследования;
право на труд;
право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
право выбирать профессию и род занятий;
право на защиту от безработицы;
право на отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
право на социальное обеспечение;
право на благоприятную окружающую среду;
право на образование;
право на защиту государством материнства и детства, семьи;
право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания;
право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям.
Конституция включает нормы об основных обязанностях человека и гражданина, которые предписывают необходимость следовать определенному виду и мере поведения:
обязанность сохранять природу и окружающую среду;
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
обязанность получать основное общее образование;
обязанность нести военную службу. Она может быть заменена альтернативной службой в том случае, если несение воинской службы противоречит убеждениям гражданина или его вероисповеданию.
Важным элементом конституционного статуса личности служат гарантии прав и свобод. Такими гарантиями являются:
обязанности государства защищать человека;
обязанности государства создавать условия или предоставлять средства для реализации прав и свобод. В зависимости от категории прав и свобод государство различным образом исполняет свои обязанности по обеспечению прав человека.
В Конституции РФ определены права и свободы в сфере экономической и социально-культурной жизни. Здесь, помимо невмешательства (например, невмешательство в предпринимательскую деятельность) государство должно прилагать усилия для создания условий, позволяющих человеку реализовывать его права. Право на труд предполагает деятельность государства по обеспечению занятости, созданию нормальных условий труда, вознаграждению за труд без дискриминации и не ниже установленного минимума.
Право на образование и право на медицинскую помощь будут реальными лишь при создании развитых государственных систем образования и здравоохранения, являющихся общедоступными и бесплатными. Что касается реализации политических прав и свобод, то их гарантированность связана с тем, что государство обязано предпринимать действия, способствующие реализации таких прав. Например, в праве проводить митинги, уличные шествия и демонстрации не может быть отказано, если их устроители не нарушают закон. Вместе с тем, государственные органы должны обеспечивать соблюдение общественного порядка при проведении соответствующего мероприятия, обезопасив жизнь и здоровье людей. Большое значение в реализации прав и свобод граждан имеет законодательство.
В нем заключен механизм осуществления прав и свобод, содержатся их юридические гарантии. Защита основных прав человека обеспечивает их охрану, соблюдение и является своего рода гарантией таких прав. Она осуществляется государством через его органы. Особую роль в этом играют суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Конституция РФ предоставляет возможность каждому человеку защищать свои права. Для этого у него имеются права на судебную защиту, юридическую помощь, обращение в международные органы по защите прав и свобод человека и гражданина, справедливое и гуманное судопроизводство, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц.
Вопрос 4. Федеральное устройство России.
Федеративное устройство – это объединение двух и более государственно-территориальных образований в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности. Федеративное государство и федерация (союз) - понятия идентичны.
Федеративное государство характеризуется следующими юридическими признаками:
двухуровневой системой органов государственной власти;
наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;
принципов бикамерализма (двухпалатная система) в построении союзного парламента;
верховенство федерального права;
непризнание за субъектами федерации суверенитета;
финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти.
принципом двойного гражданства;
отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.
Федеральное государство выполняет две главные функции:
децентрализует власть посредством ее разделения по вертикали;
интегрирует территориальные сообщества, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.
Субъекты РФ Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации. Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.
На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации:
одна автономная область (Еврейская Автономная область);
три города федерального значения (Москва, СанктПетербург и Севастополь);
4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, ХантыМансийский и Ямало-Ненецкий);
9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
а также 22 республики и 46 областей.
Все эти субъекты группируются в:
9 федеральных округов;
12 экономических районов;
4 военных округа;
11 часовых поясов.
Принципы федеративного устройства Россия - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства: 1) Государственная целостность.
Это означает, что РФ - целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке. Современная Россия - государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не аморфный, слабый союз.
Российская Федерация возникла не как договорная федерация, не в результате объединения своих субъектов. Они были образованы ею самой в составе единого государства. В преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ РФ сохраняет исторически сложившееся государственное единство.
РФ имеет все признаки государства: суверенитет, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, единые правовую и судебную системы, единое экономическое пространство и др.
2) Единство системы государственной власти. Проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.
Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции. Система государственных органов субъектов Федерации формируется ими самостоятельно, но в соответствии с общими принципами, установленными РФ.
Это обеспечивает единство системы государственных органов. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти во всей стране. Для реализации компетенции РФ федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы. Президент РФ обеспечивает осуществление полномочий федеральной государственной власти.
Конституция РФ определяет:
перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;
предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;
полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты принимают правовые акты. По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.
По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.