Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 821

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 6. Основы административного права Глоссарий

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.

Административное право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного права или в узком смысле в сфере государственного управления.

Административное правонарушение – это правонарушение, которое совершается в сфере государственного управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое административным кодексом предусмотрена административная ответственность.

Государственное управление – исполнительная и распорядительная деятельность по непосредственной, практической организации общественных процессов в развитии обществ.

Принципы государственного управления — основные руководящие начала, на которых строится управление и функционирует управленческий аппарат и которые могут быть сформулированы в виде определенных правил.

Состав административного правонарушения - совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.

Тема 6. Основы административного права

Цели изучения темы:  ознакомление с основами административного права. Задачи изучения темы:  изучение основных принципов государственного управления;  изучение признаков административного правонарушения;  рассмотрение и изучение понятия административной ответственности. В результате изучения данной темы Вы будете знать:  методы и источники административного права;  основные признаки социального и государственного управления, формы и методы управленческой деятельности, функции управления;  понятие и признаки административного правонарушения, понятие состава административного правонарушения; 

виды административной ответственности;  виды административных взысканий. Учебные вопросы темы: 1. Принципы государственного управления. 2. Признаки административного правонарушения. 3. Административная ответственность.

Вопрос 1. Принципы государственного управления.

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного права или в узком смысле в сфере государственного управления.

Эти общественные отношения являются предметом административного права.

К подобным общественным отношениям относятся:

 организация исполнительно-распорядительных органов;

 административная деятельность органов исполнительной власти;

 административно-юрисдикционная деятельность;

 реализация административной власти судьями;

 государственно-управленческая деятельность;

 административная деятельность органов местного самоуправления.

Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства, с помощью выбора, способов правового регулирования (предписания, запрещения, дозволения).

К источникам административного права относятся:

Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), Конституционный закон, Законы, Указы Президента РФ, имеющие силу конституционного закона, указы, имеющие силу закона, указы главы государства, подзаконные нормативные акты, административный договор.

Субъекты административного права – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий, возложенных на них административным правом.

Одной из сторон является орган исполнительной власти, а с другой граждане РФ, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица. Государственное управление Государственное управление является разновидностью социального управления. Социальное управление как особый вид управления представляет собой целенаправленное воздействие одних людей или их групп на других, чаще всего с помощью информационных технологий, в целях упорядочения функционирования сфер жизни общества, обеспечения устойчивости и развития социальной системы государства.


Социальное управление не может сводиться только к волевому воздействию на поведение людей (например, призыв на военную службу). Оно служит так же и возможностью воздействовать на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ между участниками такого процесса.

Субъект управления воздействует на объект (общественные отношения) через волю и сознание людей. Организация управления всегда проявляется в упорядочении деятельности других субъектов.

Отличительными признаками социального и государственного управления являются:

1) Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Подразумевается, что в процессе управленческой деятельности уполномоченный субъект реализует управление посредством выражения своей воли в определенном действии или решении.

2) Целенаправленность (адресность) воздействия субъекта управления. Этот признак выражается в том, что управленческая деятельность осуществляется целенаправленно, с целью выполнить определенную задачу посредством навязывания своей воли противоположной стороне. Подобный диалог субъектов должен осуществляться в рамках правового поля.

Этому служат акты управления, которые должны соответствовать требованиям законности и целесообразности.

Видами социального управления являются:

 государственное управление;

 управление органов местного самоуправления;

 управление объединениями граждан;

 управление в сфере производства;

 семейное управление.

Интерес представляет государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.

Государственное управление – это подзаконная юридически властная деятельность органов государства исполнительнораспорядительного характера, которая направлена на реализацию законов, практическое исполнение задач и функций государства, с помощью которой осуществляется организующее влияние на общественные отношения в сферах экономики, социальнокультурного и административно- политического строительства.

Государственное управление в самом общем определении
– деятельность государства в целом, всех государственных органов и структур. В узком смысле государственное управление понимается как один из видов государственной деятельности наряду с другими видами властной деятельности – законодательной, судебной и другими.

Следует отметить, что данный термин не нашел своего законодательного закрепления и в Конституции используется только понятие «исполнительная власть». Государственное управление в разных нормативных актах называлось по-разному, при этом имея один и тот же смысл. Среди таких названий использовались «административная деятельность», «администрация», «исполнительная власть» и другие.

Несмотря на это государственное управление базируется на определенных принципах. Под принципами государственного управления в административно - правовой литературе понимаются теоретические положения, в том числе закрепленные в федеральных законах и других нормативных правовых актах и отражающие его объективные закономерности, и существенные стороны его организации.

Содержание принципов объективно выражает сущность государственного управления как вида государственной деятельности, его наиболее характерные черты. Большинство принципов государственного управления получили свое закрепление в правовой форме в виде правовых норм. Вместе с тем некоторые принципы-идеи не находят своего закрепления в законодательстве.

К таким принципам-идеям относятся, например, гуманизм и социальная справедливость. Идеи социальной справедливости и гуманизма должны пронизывать всю исполнительную деятельность субъектов управления. Принципы государственного управления можно классифицировать на общие (социально-правовые) и организационные. Такая классификация отражает суть государственного управления как юридической категории. К общим (социально-правовым) принципам государственного управления относятся принципы, которые применяются независимо от уровня органа власти и имеют общесоциальный характер.

Они воплощают основополагающие социально-правовые правила управленческой деятельности. Общими принципами государственного управления являются: объективность, эффективность и сочетание централизации и децентрализации.

Принцип объективности в государственном управлении обусловлен тем, что государственное управление требует познания и умелого использования объективных закономерностей, существующих в общественной среде. Этот принцип выражает зависимость государственного управления от характера, уровня развития общества, от целей, которые призвано решить государственное управление, от