Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 822
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
средств и ресурсов, которыми располагают органы управления, а также от внутренних закономерностей развития системы управления.
Принцип эффективности заключается в том, чтобы при минимальных затратах ресурсов получить максимальный результат. Требования данного принципа состоят в том, что субъект управления выбирает наиболее оптимальные варианты управленческого решения, позволяющие осуществлять функции и задачи управления.
Принцип сочетания централизации и децентрализации имеет в таком государстве, как Российская Федерация, большое значение. Это связано с тем, что в Российской Федерации государственное управление разграничивается по предметам ведения и полномочиям между федеральными государственными органами и органами субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации при разделении властей каждая из них имеет свою специфику и компетенцию, вторжение другой ветви власти (законодательной, судебной) в сферу управления допустимо лишь в определенных нормами права случаях.
Согласно статье 10 Конституции РФ, единая государственная власть осуществляется на основе разделения властей, что является непременной основой деятельности правового государства и становления в нем развитого гражданского общества. Кроме законодательных, исполнительных и судебных органов власти, в правовом государстве действуют структуры, не входящие ни в одну из ветвей власти, но являющиеся обязательными звеньями государственного механизма. К таким органам можно отнести прокуратуру РФ, которая обеспечивает режим законности, постоянный надзор за его соблюдением на всей территории Российской Федерации и Счетную палату РФ, контролирующую расходование средств государственного бюджета.
Такие органы имеют обеспечительные и контролирующие функции, осуществляемые для исключения возможности сосредоточения власти в одних руках или в пределах одной ветви власти.
Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характерными признаками:
1) Сущность государственного управления состоит в его специфическом назначении – исполнении, проведении в жизнь и практическом осуществлении законов, т. е. нормативных правовых актов, принятых законодательной властью и обладающих высшей юридической силой. Исполнительный характер государственного управления отражает природу взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.
2) Государственное управление – непосредственно организующая деятельность; его назначение – «практически организовать» исполнение задач и функций государства. В непосредственном ведении субъектов государственного управления находится жизнедеятельность отдельных людей и их коллективов, а также материальные объекты.
Государственное управление имеет ярко выраженное организационное содержание, т. е. государственное управление обеспечивает исполнение требований законов в процессе жизнедеятельности людей и их коллективов, в ряде случаев непосредственно регулирует и координирует эту жизнедеятельность.
В процессе исполнительной и распорядительной деятельности субъекты государственного управления непосредственно организуют деятельность подведомственных организаций, а также регулируют в пределах своей компетенции деятельность не подведомственных им юридических лиц по использованию ими средств производства, природных ресурсов, материальных или других благ.
3) Государственное управление – юридически властная деятельность специальных государственных органов, которые осуществляют контроль за подведомственными отраслями и объектами. Этим определено наделение органов государственного управления соответствующим объемом распорядительных прав. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность также является распорядительной. Распорядительные права находят свое выражение в обязательных нормативных или индивидуальных предписаниях.
Элемент распоряжения свидетельствует о том, что управленческие отношения – субординационные, властно-организационные. Распорядительные полномочия есть проявление присущей государственному управлению властности.
В них содержится единая управляющая воля субъектов государственного управления. При этом диапазон государственно-властных полномочий весьма широк: от требования подчиниться установленному правопорядку до применения оружия.
4) Государственное управление является подзаконной деятельностью, т. е. закон определяет ее цели, задачи, а также служит основанием для определения и закрепления функций, и полномочий субъектов государственного управления.
Вся исполнительная и распорядительная деятельность основывается строго на законе, который создает прочную правовую базу для этого вида государственной деятельности. В процессе осуществления функций управления соответствующие органы могут в ряде случаев самостоятельно разрабатывать юридически обязательные, иногда общеобязательные правила поведения. Содержащиеся в них правовые нормы носят подзаконный характер, так как принимаются в целях исполнения требований закона, их конкретизации и детализации.
Иногда органы управления самостоятельно регулируют в нормативном порядке общественные отношения, не регламентированные законом. Субъекты государственного управления (должностные лица) в соответствии с законодательством вправе самостоятельно, т. е. без обращения в суд, осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры наказания.
5) Государственное управление характеризуется тем, что оно осуществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление. Централизованное руководство имеет своим содержанием общую, специальную и отраслевую координацию, определение общих направлений деятельности, установление общих правил и нормативов и т. п. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления. Непосредственное или оперативное управление характерно для прямых связей между органом управления и объектом.
6) Свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции (правоохранении). Все эти направления органически связаны с изданием органами управления юридических актов на основании и во исполнение закона.
7) Государственное управление с точки зрения структуры его процесса есть последовательное осуществление субъектами управления ряда процедур (стадий, циклов, фаз и т. п.) в рамках административных стандартов и регламентов:
а) разработка и принятие управленческого решения, направленного на исполнение предписаний закона акта управления, установление основных правил, нормативов в сфере управления и основных направлений работы;
б) исполнение принятого решения (собственно исполнительная деятельность), имеющее своим назначением реализацию содержащихся в нем предписаний в процессе взаимоотношений субъектов и объектов государственного управления; в) проверка исполнения принятого решения (контроль за исполнением).
Процесс государственного управления имеет и функциональную структуру, органически связанную с его стадиями. Под функциями государственного управления понимаются самостоятельные и обособленные направления или виды управленческой деятельности, определяемые ее целями. На этой основе деятельность по управлению делится функционально. Различают основные и вспомогательные управленческие функции.
Основные функции государственного управления – такие виды управленческой деятельности, которые органически связаны с сущностью государственного управления и его содержанием. Они, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные. Общие функции управления объективно присутствуют в любом процессе управляющего воздействия; с их помощью решаются задачи, имеющие отношение ко всем участникам управленческих отношений. В силу этого они свойственны любому органу государственного управления.
К ним относятся:
1) информационно-аналитическая деятельность;
2) планирование и прогнозирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и т. п.);
3) организация (формирование структуры системы управления, назначение работников, определение порядка их взаимоотношений и т. п.);
4) руководство (установление правил и нормативов, координации и т. п.);
5) регулирование (оперативное распорядительство);
6) контроль (изучение и оценка действий в сфере управления);
7) учет и оценка эффективности. Специальные функции управления отражают специфические особенности данного субъекта государственного управления (например, техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора и т. п.).
Кроме того, существуют вспомогательные функции, которые прямо не выражают управляющее воздействие, а предназначены для обслуживания процесса управления в рамках общих и специальных функций (например, делопроизводство, юридическое обслуживание и т. п.). Такова основная характеристика государственного управления.
Однако к этому можно добавить и некоторые иные его специфические признаки, среди них:
вертикальность системы исполнительнораспорядительных органов;
реализация принадлежащих этим субъектам юридическивластных полномочий в административном, то есть внесудебном порядке;
предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
включение в механизм государственного управления не только органов исполнительной власти, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.
С учетом изложенного государственное управление как юридическая категория может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически-властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной власти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.
Государственное управление является содержанием и основной формой реализации исполнительной власти.
Вопрос 2. Признаки административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое административным кодексом предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
антиобщественность;
противоправность;
виновность;
наказуемость.
Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность.
К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
Вопрос 3. Административная ответственность
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.
Административная ответственность обладает следующими признаками:
является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий;
Принцип эффективности заключается в том, чтобы при минимальных затратах ресурсов получить максимальный результат. Требования данного принципа состоят в том, что субъект управления выбирает наиболее оптимальные варианты управленческого решения, позволяющие осуществлять функции и задачи управления.
Принцип сочетания централизации и децентрализации имеет в таком государстве, как Российская Федерация, большое значение. Это связано с тем, что в Российской Федерации государственное управление разграничивается по предметам ведения и полномочиям между федеральными государственными органами и органами субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации при разделении властей каждая из них имеет свою специфику и компетенцию, вторжение другой ветви власти (законодательной, судебной) в сферу управления допустимо лишь в определенных нормами права случаях.
Согласно статье 10 Конституции РФ, единая государственная власть осуществляется на основе разделения властей, что является непременной основой деятельности правового государства и становления в нем развитого гражданского общества. Кроме законодательных, исполнительных и судебных органов власти, в правовом государстве действуют структуры, не входящие ни в одну из ветвей власти, но являющиеся обязательными звеньями государственного механизма. К таким органам можно отнести прокуратуру РФ, которая обеспечивает режим законности, постоянный надзор за его соблюдением на всей территории Российской Федерации и Счетную палату РФ, контролирующую расходование средств государственного бюджета.
Такие органы имеют обеспечительные и контролирующие функции, осуществляемые для исключения возможности сосредоточения власти в одних руках или в пределах одной ветви власти.
Место и роль государственного управления в механизме государственной власти определяются следующими характерными признаками:
1) Сущность государственного управления состоит в его специфическом назначении – исполнении, проведении в жизнь и практическом осуществлении законов, т. е. нормативных правовых актов, принятых законодательной властью и обладающих высшей юридической силой. Исполнительный характер государственного управления отражает природу взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью.
2) Государственное управление – непосредственно организующая деятельность; его назначение – «практически организовать» исполнение задач и функций государства. В непосредственном ведении субъектов государственного управления находится жизнедеятельность отдельных людей и их коллективов, а также материальные объекты.
Государственное управление имеет ярко выраженное организационное содержание, т. е. государственное управление обеспечивает исполнение требований законов в процессе жизнедеятельности людей и их коллективов, в ряде случаев непосредственно регулирует и координирует эту жизнедеятельность.
В процессе исполнительной и распорядительной деятельности субъекты государственного управления непосредственно организуют деятельность подведомственных организаций, а также регулируют в пределах своей компетенции деятельность не подведомственных им юридических лиц по использованию ими средств производства, природных ресурсов, материальных или других благ.
3) Государственное управление – юридически властная деятельность специальных государственных органов, которые осуществляют контроль за подведомственными отраслями и объектами. Этим определено наделение органов государственного управления соответствующим объемом распорядительных прав. Поэтому по отношению к объектам управления исполнительная деятельность также является распорядительной. Распорядительные права находят свое выражение в обязательных нормативных или индивидуальных предписаниях.
Элемент распоряжения свидетельствует о том, что управленческие отношения – субординационные, властно-организационные. Распорядительные полномочия есть проявление присущей государственному управлению властности.
В них содержится единая управляющая воля субъектов государственного управления. При этом диапазон государственно-властных полномочий весьма широк: от требования подчиниться установленному правопорядку до применения оружия.
4) Государственное управление является подзаконной деятельностью, т. е. закон определяет ее цели, задачи, а также служит основанием для определения и закрепления функций, и полномочий субъектов государственного управления.
Вся исполнительная и распорядительная деятельность основывается строго на законе, который создает прочную правовую базу для этого вида государственной деятельности. В процессе осуществления функций управления соответствующие органы могут в ряде случаев самостоятельно разрабатывать юридически обязательные, иногда общеобязательные правила поведения. Содержащиеся в них правовые нормы носят подзаконный характер, так как принимаются в целях исполнения требований закона, их конкретизации и детализации.
Иногда органы управления самостоятельно регулируют в нормативном порядке общественные отношения, не регламентированные законом. Субъекты государственного управления (должностные лица) в соответствии с законодательством вправе самостоятельно, т. е. без обращения в суд, осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры наказания.
5) Государственное управление характеризуется тем, что оно осуществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление. Централизованное руководство имеет своим содержанием общую, специальную и отраслевую координацию, определение общих направлений деятельности, установление общих правил и нормативов и т. п. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления. Непосредственное или оперативное управление характерно для прямых связей между органом управления и объектом.
6) Свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции (правоохранении). Все эти направления органически связаны с изданием органами управления юридических актов на основании и во исполнение закона.
7) Государственное управление с точки зрения структуры его процесса есть последовательное осуществление субъектами управления ряда процедур (стадий, циклов, фаз и т. п.) в рамках административных стандартов и регламентов:
а) разработка и принятие управленческого решения, направленного на исполнение предписаний закона акта управления, установление основных правил, нормативов в сфере управления и основных направлений работы;
б) исполнение принятого решения (собственно исполнительная деятельность), имеющее своим назначением реализацию содержащихся в нем предписаний в процессе взаимоотношений субъектов и объектов государственного управления; в) проверка исполнения принятого решения (контроль за исполнением).
Процесс государственного управления имеет и функциональную структуру, органически связанную с его стадиями. Под функциями государственного управления понимаются самостоятельные и обособленные направления или виды управленческой деятельности, определяемые ее целями. На этой основе деятельность по управлению делится функционально. Различают основные и вспомогательные управленческие функции.
Основные функции государственного управления – такие виды управленческой деятельности, которые органически связаны с сущностью государственного управления и его содержанием. Они, в свою очередь, подразделяются на общие и специальные. Общие функции управления объективно присутствуют в любом процессе управляющего воздействия; с их помощью решаются задачи, имеющие отношение ко всем участникам управленческих отношений. В силу этого они свойственны любому органу государственного управления.
К ним относятся:
1) информационно-аналитическая деятельность;
2) планирование и прогнозирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами и т. п.);
3) организация (формирование структуры системы управления, назначение работников, определение порядка их взаимоотношений и т. п.);
4) руководство (установление правил и нормативов, координации и т. п.);
5) регулирование (оперативное распорядительство);
6) контроль (изучение и оценка действий в сфере управления);
7) учет и оценка эффективности. Специальные функции управления отражают специфические особенности данного субъекта государственного управления (например, техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора и т. п.).
Кроме того, существуют вспомогательные функции, которые прямо не выражают управляющее воздействие, а предназначены для обслуживания процесса управления в рамках общих и специальных функций (например, делопроизводство, юридическое обслуживание и т. п.). Такова основная характеристика государственного управления.
Однако к этому можно добавить и некоторые иные его специфические признаки, среди них:
вертикальность системы исполнительнораспорядительных органов;
реализация принадлежащих этим субъектам юридическивластных полномочий в административном, то есть внесудебном порядке;
предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
включение в механизм государственного управления не только органов исполнительной власти, но и всех иных звеньев управленческого аппарата.
С учетом изложенного государственное управление как юридическая категория может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически-властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной власти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.
Государственное управление является содержанием и основной формой реализации исполнительной власти.
Вопрос 2. Признаки административного правонарушения
Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое административным кодексом предусмотрена административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
антиобщественность;
противоправность;
виновность;
наказуемость.
Под составом административного правонарушения понимается совокупность установленных административным законодательством признаков, при наличии которых то или иное действие либо бездействие может быть признано противоправным, виновным и повлечь административную ответственность.
К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.
Вопрос 3. Административная ответственность
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении административных взысканий к правонарушителю (физическому или юридическому лицу) за административное правонарушение уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном административным законодательством.
Административная ответственность обладает следующими признаками:
является реакцией государства на административное правонарушение, которая выражается в применении мер административных взысканий;