Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 828
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
борьба со шпионажем и разглашением государственной тайны;
охрана государственных тайн в печати;
пограничный режим;
режим въезда и передвижения иностранцев;
режим выезда специалистов в служебные командировки за границу.
Они включаются как составные элементы в систему защиты государственной тайны и в большинстве своем играют роль препятствия, преграды на возможных каналах утечки секретной информации.
Любая система защиты информации имеет свои особенности и в то же время должна отвечать общим требованиям.
1. Система защиты информации должна быть представлена как нечто целое. Целостность ее будет выражаться в наличии: единой цели функционирования, информационных связей между отдельными элементами, иерархичности построения подсистемы управления системой защиты информации.
2. Система защиты информации должна обеспечивать безопасность информации, средств информации и защиту интересов участников информационных отношений.
3. Необходимо, чтобы система защиты информации в целом, методы и средства защиты были по возможности «прозрачными» для законного пользователя, не создавали ему больших дополнительных неудобств, связанных с процедурами доступа к информации, и в то же время были непреодолимыми для несанкционированного доступа злоумышленника к защищаемой информации.
4. Система защиты информации должна обеспечивать информационные связи внутри системы между ее элементами, обеспечивающие их согласованное функционирование, и связи с внешней средой, перед которой система должна выступать как единое целое.
Система защиты информации включает в себя совокупность образующих ее элементов со всеми их свойствами. Стоит упомянуть такую тему как засекречивание информации. Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации.
Она имеет большое государственное значение, предопределяет методологию и методику защиты информации, объем работы по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государственных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете политику государства в области защиты секретов.
Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утверждаются у нас в стране на самом высоком уровне. B них находит отражение концепция руководства страны в области защиты государственных секретов.
B Законе РФ «О государственной тайне» решены вопросы в области защиты информации:
1. определены полномочия органов и должностных лиц в области защиты государственной тайны, и, прежде всего, в области засекречивания информации;
2. выделены категории сведений, составляющих государственную тайну и требующих защиты, принципы и критерии засекречивания информации;
3. определен порядок допуска граждан и предприятий к работе с секретной информацией.
Засекречивать информацию имеют право органы власти, управления и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, которые осуществляют политику государства в области защиты информации, т.е.:
определяют категории сведений, подлежащих защите, и, следовательно, засекречиванию, и закрепляют это в законодательных или подзаконных актах;
разрабатывают перечни сведений, подлежащих засекречиванию;
определяют степени секретности документов, изделий, работ и сведений и проставляют на носителях защищаемой информации соответствующие грифы секретности.
Таким образом, засекречивание информации – это совокупность организационно-правовых мер, регламентированных законами и другими нормативными актами, по введению ограничений на распространение и использование информации в интересах ее собственника (владельца). При рассмотрении проблемы принятия решения о целесообразности или нецелесообразности засекречивания информации, следует учитывать множество факторов, которые в конечном счете определяют ту меру, когда из несекретной ее следует сделать секретной, т.е. засекретить.
При этом в основу решения о засекречивании информации должны быть положены общественнополитические, оборонные, экономические и иные интересы личности, общества и государства. Множественность влияющих факторов находит свое выражение в принципах засекречивания информации.
В нормативных актах Российской Федерации сформулированы основные принципы, которые следует учитывать при принятии решения о засекречивании информации. Обозначим кратко основные принципы засекречивания информации.
1. Законность засекречивания информации. Она заключается в осуществлении его строго в рамках действующих законов и других подзаконных нормативных актов. Отступление от этого принципа может нанести серьезный ущерб интересам защиты информации, интересам личности, общества и государства, в частности, незаконным сокрытием от общества информации, не требующей засекречивания, или утечкой важной информации.
2. Обоснованность засекречивания информации. Путем экспертной оценки устанавливается целесообразность засекречивания конкретных сведений и вероятных экономических или иных последствий этого акта, причем делается это исходя из баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства. Неоправданно засекречивать информацию, вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне.
3. Своевременность засекречивания информации. Это означает установление ограничений на распространение секретных сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно.
4. Подчиненность ведомственных мероприятий по засекречиванию информации общегосударственным интересам. При засекречивании информации решается вопрос не просто об отнесении ее к секретной, конфиденциальной или несекретной, но и о том, какой она должна быть степени секретности, т.е. решается вопрос об уровне ее защиты. Что же понимается на практике под степенью секретности? Это показатель уровня важности и ценности информации для собственника, определяющий уровень ее защиты. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, определяется государством – уполномоченными им органами и должностными лицами.
По Закону РФ «О государственной тайне» правом утверждать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень должностных лиц органов государственной власти и управления, имеющих эти полномочия, наделен Президент РФ. Остановимся на основных факторах, которые могут оказывать влияние на засекречивание информации и степень ее секретности.
Во-первых, цели и задачи защиты секретов в государстве должны быть подчинены потребностям общественно-политического и социально-экономического развития страны. Система засекречивания информации, которая будет вводить ограничения на распространение и использование каких-то категорий сведений, должна связываться с достижением вполне конкретных стратегических целей государства и базироваться на принципе
, что эффективное решение определенного класса внешнеполитических, оборонных, экономических и научнотехнических задач возможно при условии скрытия от соперников способов, сил и средств их решения, а также замыслов и намерений руководства страны. Чем более важные для государства решаются задачи, тем выше степень секретности этой информации, скрытое использование которой будет способствовать их решению.
Во-вторых, характер и размер возможного ущерба для государства в случае утечки, раскрытия этой защищаемой информации. Ущерб может быть политическим, экономическим, моральным, иным.
В-третьих, наличие или возможное проявление интереса конкурента к сведениям, которые подлежат засекречиванию, готовность его затрачивать силы и средства на преодоление защитных мер, на добывание этой засекреченной информации.
В-четвертых, засекречивание информации не должно противоречить ограничениям, установленным нормативными документами, на засекречивание данного вида информации. Существуют несколько организационно-правовых форм, в рамках которых осуществляется засекречивание информации, относимой к государственной тайне.
Они могут существовать как в «чистом» виде, так и включать в себя элементы других видов форм. Правильный выбор формы может существенно влиять на решение вопросов засекречивания информации: в рамках какой методологии засекречивания формируется система критериев определения, затем степени секретности информации.
Существуют следующие основные формы засекречивания информации:
перечневая форма; система первоначального и производного засекречивания;
программно-целевой подход к засекречиванию информации. Методы защиты государственной тайны.
Основными методами защиты государственной тайны являются следующие:
скрытие; ранжирование; дезинформация; дробление; страхование; морально-нравственные; учет; кодирование; шифрование.
1. Скрытие – это один из наиболее общих и широко применяемых методов защиты информации. B основе своей он является реализацией на практике одного из основных организационных принципов защиты информации – максимального ограничения числа лиц, допускаемых к секретам.
Реализация этого метода достигается обычно путем
:
засекречивания информации, т.е. отнесение ее к секретной или конфиденциальной информации различной степени секретности и ограничение в связи с этим доступа к этой информации в зависимости от ее важности для собственника, что проявляется в проставляемом на носителе этой информации грифе секретности;
устранения или ослабления технических демаскирующих признаков объектов защиты и технических каналов утечки сведений о них.
2. Ранжирование как метод защиты информации включает:
во- первых, деление засекречиваемой информации по степени секретности;
во-вторых, регламентацию допуска и разграничение доступа к защищаемой информации, т.е. предоставление индивидуальных прав отдельным пользователям на доступ к необходимой им конкретной информации и на выполнение отдельных операций. Разграничение доступа к информации может осуществляться по тематическому признаку или по признаку секретности информации и определяется матрицей доступа.
Ранжирование есть частный случай метода скрытия: пользователь не допускается к информации, которая ему не нужна для выполнения его служебных функций, и тем самым эта информация скрывается от него и всех остальных (посторонних) лиц.
3. Дезинформация – один из методов защиты информации, заключающийся в распространении заведомо ложных сведений относительно истинного назначения каких-то объектов и изделий, действительного состояния какой-то области государственной деятельности. Обычно дезинформация проводится путем распространения ложной информации по различным каналам, имитацией или искажением признаков и свойств отдельных элементов объектов защиты, создания ложных объектов, по внешнему виду или проявлениям похожих на интересующие соперника объекты, и др.
4. Дробление представляет собой расчленение информации на части с таким условием, что знание какой-то одной части информации (например, одной операции технологии производства какого-то продукта) не позволяет восстановить всю картину, всю технологию в целом. Применяется достаточно широко при производстве средств вооружения и военной техники, а также при производстве некоторых товаров народного потребления.
5. Страхование как метод защиты информации пока еще только получает признание. Сущность его сводится к тому, чтобы защитить права и интересы собственника информации или средства информации как от традиционных угроз (кражи, стихийные бедствия), так и от угроз безопасности информации, а именно: защита информации от утечки, хищения, модификации (подделки), разрушения и др.