Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 831
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эти «цепочки» могут быть «прямыми» и «ветвящимися». Пример «прямой цепочки» – иерархическая взаимосвязанность следующих норм: свобода массовой информации (ст. 29 Конституции РФ) – право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию (ст. 47 Закона о СМИ) – обязанность соответствующих государственных органов и должностных лиц предоставлять экологическую информацию (Федеральный закон от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды») – уголовная ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ). В этой «прямой цепочке» заложены основы и для «ветвления»: так, в третьем звене речь может идти не об экологической информации, а, например, о сведениях, составляющих коммерческую тайну.
Соответствующим образом изменятся тогда и все последующие звенья «цепочки». Правовое регулирование организации и деятельности СМИ характеризуется в нашей стране довольно высоким уровнем изменчивости.
Основными тенденциями при этом являются:
общее возрастание числа норм, регулирующих организацию и деятельность СМИ;
расширение предмета правового регулирования путем, вопервых, включения СМИ, распространяемых в Интернете (сетевые издания), в понятие «средства массовой информации», во-вторых, приравнивания блогов к СМИ;
сочетание преемственности в регулировании наиболее важных, основных общественных отношений с изменчивостью правовой политики применительно к другим отношениям в сфере массовой информации (например, неизменность понятия цензуры сочетается с высокой подвижностью порядка лицензирования теле- и радиовещания);
оставление вне сферы правового регулирования целого ряда важных вопросов организации и деятельности СМИ (например, вопросы государственной поддержки СМИ – после 2004 г.);
расширение пробелов в правовом регулировании организации и деятельности СМИ в сочетании с избыточным правовым регулированием отдельных групп отношений, вообще не нуждающихся в этом (например, порядок работы журналистов, освещающих контртеррористические операции, законодательно не определен, тогда как его нарушение рассматривается в ст. 2 Закона о СМИ как злоупотребление свободой массовой информации);
расширение понятия «злоупотребление свободой массовой информации»;
увеличение с помощью специальных законов числа ограничений в отношении прав журналистов, установленных Законом о СМИ (например, в 2016 г. введено правило: присутствовать на избирательных участках в день голосования вправе только аккредитованные представители СМИ);
увеличение числа составов административных правонарушений в сфере организации и деятельности СМИ;
установление более строгих санкций за административные правонарушения и уголовные преступления, совершенные с использованием СМИ. Вопрос 10. Защита государственной тайны в Российской Федерации.
В современном мире информация рассматривается как один из наиболее ценных продуктов человеческой жизнедеятельности, а информационные ресурсы и технологии, которыми располагает государство, определяют его стратегический потенциал и влияние в мире.
В результате безопасность государства, его общественнополитических институтов, организаций и граждан включает в настоящее время в качестве обязательной составляющей информационную безопасность. Важным элементом информационных ресурсов является государственная тайна, отнесенная по условиям правового режима к документированной информации ограниченного распространения.
Правовой институт государственной тайны – признанный всеми странами институт регулирования информационных общественных отношений. Государственная секретность в той или иной степени наличествует во всех развитых демократиях мира.
Все это вполне объяснимо и логично, поскольку информация, с одной стороны, – это объект отношений людей, а с другой, – это ресурс: ресурс управления, принятия решений. Поэтому-то в качестве реальной угрозы своей безопасности государства и рассматривают потенциально возможную утечку защищаемой информации за границу.
Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:
сведения, относимые к определенному типу тайны, а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна;
режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т.е. механизм их защиты;
санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений. Определение понятия государственной тайны дано в Законе РФ «О государственной тайне»: «Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».
B этом определении раскрываются категории сведений, которые защищаются государством, и указывается, что распространение этих сведений может нанести ущерб интересам государственной безопасности. Система защиты государственной тайны представляет собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности: к сведениям особой важности, совершенно секретным и секретным.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне и защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах РФ «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», Законе Российской Федерации «О безопасности», положениях других актов российского законодательства. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне и защите информации, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Модель определения государственных секретов включает обычно в себя следующие существенные признаки:
1. предметы, явления, события, области деятельности, составляющие государственную тайну;
2. противник (данный или потенциальный), от которого в основном осуществляется защита государственной тайны;
3. указание в законе, перечне, инструкции сведений, составляющих государственную тайну;
4. наносимый ущерб обороне, внешней политике, экономике, научно-техническому прогрессу страны и т.п. в случае разглашения (утечки) сведений, составляющих государственную тайну.
Для сравнения приведем краткие определения понятия государственной тайны, даваемые специалистами других стран. B Уголовном кодексе ФРГ зафиксировано, что государственной тайной являются факты, предметы или познания, которые доступны лишь ограниченному кругу лиц и должны содержаться в тайне от иностранного правительства, чтобы предотвратить опасность наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности ФРГ.
B Исполнительном указе Президента США от 2 апреля 1982 г. говорится, что к информации по национальной безопасности относится определенная информация по национальной обороне и международным вопросам, которая защищается от несанкционированного раскрытия. B некоторых странах это понятие выражается в других терминах, например, в Японии – «оборонный секрет». Какие сведения могут быть отнесены к государственной тайне, определено в Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203.
К ним отнесены сведения (указаны лишь разделы):
в военной области;
во внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
в области экономики, науки и техники;
в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Нельзя засекречивать информацию в качестве государственной тайны в следующих случаях:
если ее утечка (разглашение и т.п.) не влечет ущерба национальной безопасности страны;
в нарушение действующих законов;
если сокрытие информации будет нарушать конституционные и законодательные права граждан;
для сокрытия деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, угрожающей жизни и здоровью граждан. Более подробный перечень содержится в ст. 7 Закона «О государственной тайне». Важным признаком государственной тайны является степень секретности сведений, отнесенных к ней. В нашей стране принята следующая система обозначения сведений, составляющих государственную тайну: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».
Эти грифы проставляются на документах или изделиях (их упаковках или сопроводительных документах). Содержащиеся под этими грифами сведения, являются государственной. Какие же используются критерии для отнесения сведений, вопервых, к государственной тайне, во-вторых, к той или иной степени секретности?
Ответ на этот вопрос дают Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, указанные в Постановлении Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.
К сведениям особой важности следует относить те, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких областях, к совершенно секретным – сведения, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслям экономики РФ в одной или нескольких областях, к секретным – все иные из числа сведений, составляющих государственную тайну.
Ущерб может быть нанесен интересам предприятия, учреждения или организации. Из этих определений можно видеть сравнительно высокую степень неопределенности признаков, характеризующих ту или иную степень секретности сведений, составляющих государственную тайну.
Понятие, виды и размер ущерба разработаны пока еще недостаточно и, видимо, будут отличны для каждого конкретного объекта защиты – по содержанию сведений, составляющих государственную тайну, и сущности отраженных в ней фактов, событий, явлений действительности. В зависимости от вида, содержания и размеров ущерба можно выделить некоторые группы ущерба при утечке (или возможной утечке) сведений, составляющих государственную тайну.
Политический ущерб может наступить при утечке сведений политического и внешнеполитического характера, о разведывательной деятельности спецслужб государства и др.
Выражается он в том, что в результате утечки информации могут произойти серьезные изменения в международной обстановке не в пользу Российской Федерации, утрата страной политических приоритетов в каких-то областях, ухудшение отношений с какой-либо страной или группой стран и т.д.
Экономический ущерб может наступить при утечке сведений любого содержания – политического, экономического, военного, научно-технического и т.д., а выражается он прежде всего в денежном исчислении. Экономические потери от утечки информации могут быть прямые и косвенные.
Так, прямые потери могут наступить в результате утечки секретной информации о системах вооружения, обороны страны, которые в результате этого практически потеряли или утратили свою эффективность и требуют крупных затрат на их замену или переналадку.