Файл: Правоведение Тема Государство и его роль в жизни общества Государственное устройство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 803

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан. Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления. Экономическая функция.

Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица). Социальная функция.

Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья. Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок. Культурная функция.

Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Вопрос 3. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

В юридической литературе понятие законности трактуется поразному.

В настоящее время предложен комплексный подход к этому понятию. Законность трактуется в трех аспектах как:

1. Принцип государственно-правовой жизни в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества. Требование соблюдения и исполнения закона обращено в равной мере ко всем субъектам правового общения – населению, государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам.

2. Метод государственного руководства обществом, предполагающий, что государство осуществляет свои функции, прежде всего правовыми средствами и в правовых формах. При этом методе функционирования законности необходимо наличие трех условий: развитое законодательство; его реализуемость и исполнимость; наличие специальных органов контроля за реализацией правовых предписаний.

3. Режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между государственной властью и личностью. Режим законности означает также распространение ее требований на все сферы жизни. Требования законности. Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку.


Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных требований, предъявляемых всем субъектам.

Юридическое требование законности состоит в следующем:

1. справедливое наказание за неисполнение норм права;

2. законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;

3. возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение их прав по реализации функции охраны законности и правопорядка;

4. законодательное закрепление права граждан отстаивать свои права, запрещение использования своих прав в ущерб правам других лиц, конституционное закрепление идеи презумпции невиновности.

Эти правовые нормы закреплены в Конституции РФ, а в отраслевом законодательстве получили конкретизацию. Принципы законности. В литературе принципы законности рассматриваются как черты законности.

Принципы законности – это основные начала, исходные положения, которые лежат в основе реализации правовых предписаний и в требованиях к поведению субъектов права.

Подлинная законность строится на принципах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.

Выделяют следующие принципы законности:

1. Всеобщность законности заключена во всеобщей обязательности ее требований, обращенных ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны, и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности.

2. Единство законности состоит в распространении этого требования на всю территорию страны. В.И. Ленин справедливо отмечал, что «законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской. Единство законности состоит в ее единообразном понимании. Проявление местничества противозаконно. Местные особенности должны учитываться, но только в рамках закона и на его основе».

3. Верховенство закона является важнейшим свойством законности, связанным с исключительностью закона, выражающим иерархию нормативных правовых актов, что закрепляется в Конституции РФ – основном законе государства, имеющем высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России.

Функционирование государства должно осуществляться исключительно на основе законов, при строгой реализации должностными лицами своих обязанностей и прав личности.



Это свойство распространяется на все правовые формы деятельности государства: правотворческую, исполнительно-распорядительную и правоохранительную.

Оно не позволяет должностным лицам - исполнителям норм права (прежде всего, закона) занимать позицию «свободного усмотрения», произвольно принимать решение о том, исполнять или не исполнять закон по тем или иным мотивам.

4. Неотвратимость осуществления законности означает пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за эти нарушения. Всякое правонарушение есть одновременно и нарушение законности. Праву должны быть чужды «мертвые» нормы, которые только провозглашаются, но не реализуются. Законность является проводником, реальностью права, это право в действии, реализация права как социальной ценности, как важнейшего инструмента регуляции общественных отношений.

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Законность есть высшая целесообразность. Диалектика взаимоотношений здесь такова: любое отступление от законности, объясняемое «высшими интересами», «требованиями народа», «моральными соображениями» и т.п., приводит к дестабилизации в обществе, способствует росту правового нигилизма. Если закон устарел, стал нецелесообразен, его нужно изменить, отменить, но только в соответствии с установленной процедурой, которая также определяется законом.

До тех пор, пока изменения не внесены, закон действует, существует. Не зря древние говорили: «Закон суров, но это закон». В то же время законность предполагает учет целесообразности, пользы в процессе, как правотворчества, так и применения права при назначении конкретной меры наказания за совершенное правонарушение. Но в любом случае соображения целесообразности учитываются на основании и в рамках закона.

6. Неразрывная связь законности и культуры проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни. Иначе говоря, культура служит основой законности, а законность, в свою очередь, выступает предпосылкой формирования правовой культуры общества.

Правопорядок – это объективная необходимость и закономерность развития общества, правовая форма образа жизни, которая обеспечивает нормальное функционирование общества, является эталоном (образцом) для его членов в выборе ими поведенческих решений. Важное значение для юридической науки имеет правильное определение соотношения правопорядка и законности.


Эти явления нельзя отрывать одно от другого, они тесно взаимосвязаны и существуют неразрывно, в единстве, в комплексе.

Если законность – это в большей степени требование государства к деятельности субъектов права в процессе воплощения правовых норм в социальную действительность, то правопорядок – это результат проявления законности, состояние фактической упорядоченности общественных отношений, приобретших форму правовых отношений, содержанием которых является деятельность лиц, реализующих свои права и обязанности. Можно сказать, что правопорядок есть законность в действии.

Наиболее существенным в характеристике правопорядка является обязательность практической реализации провозглашенной законности. Существует прямая зависимость между правопорядком и законностью: укрепление законности влечет в качестве результата укрепление правопорядка, и наоборот, если нарушается законность, то нарушается и правопорядок. Было бы неверно полагать, что правопорядок можно обеспечить любыми средствами, в том числе незаконными.

Стремление к этому противоречит самой сущности правопорядка и на деле ведет к его нарушению, дестабилизации в обществе. Нельзя изобличить преступника противозаконными методами, средствами не только потому, что это редко приводит к установлению истины, но и потому, что подрывает авторитет закона, создает мнение, что его можно нарушить и обойти, отрицательно влияет на правосознание, а, следовательно, и на общий правопорядок.

Деятельность правоохранительных органов детально регламентирована законом. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами и методами, которые соответствуют принципам нравственности. Правовой порядок является сердцевиной демократии.

Уровень его развития есть своеобразное мерило свободы личности, гарантированности ее прав, интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности. Правовое положение личности, правопорядок, демократия настолько тесно связаны, что образуют единую внутренне согласованную социальную систему. Ее нормальное функционирование находится в прямой зависимости от правовой основы общества.

Поскольку законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан, поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте.


За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений.

Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи. Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов.

Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка. Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы.

В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности, формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения. Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц.

Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства.

Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами.

С убеждением тесно связана профилактика право нарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации. Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

Вопрос 4. Правонарушение и юридическая ответственность: понятие и виды.

Правонарушение – это виновно совершенное общественно вредное деяние дееспособного лица, противоречащее требованиям правовых норм.