Файл: Общие виды освобождения несовершеннолетнего от наказания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, чтобы ребенок смог прочувствовать тяжесть совершенного поступка, соблюдая ряд обязанностей, но при этом не попадал в атмосферу полного заключения и изоляции в местах лишения свободы.

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

1. По итогам анализа особенностей уголовной ответственности обозначим, что в основе выбора формы воздействия должны лежать, прежде всего, индивидуальные особенности личности несовершеннолетнего преступника (нравственно–психологические, физиологические, социально– ролевые). Мы считаем, что приоритетной формой воздействия должны быть принудительные меры воспитательного воздействия. В результате данных корректирующих мер возможно достижение целей профилактики преступлений несовершеннолетних, смещение акцента со страха перед наказанием на регуляцию поведения в силу изменения в уровне правосознания.

2. Изучая вопрос освобождения от уголовной ответственности, мы рассматривали принудительные меры воспитательного воздействия как самостоятельную форму реализации уголовной ответственности несовершеннолетних.

Освобождая несовершеннолетнего от ответственности с применением воспитательных мер, считаем необходимым задействовать специалистов из области психологии и педагогики, для углубленного исследования психологических особенностей конкретной личности подростка. Данное исследование поможет нам в разрешении вопроса о возможности исправления конкретного несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Также нам хочется отметить, что уголовный закон не содержит какого-либо требования, позволяющего осуществлять дальнейший контроль и сопровождение несовершеннолетнего «на психологическом уровне». Мы полагаем, что необходимо и целесообразно при освобождении от уголовной ответственности, уголовного наказания, обязывать несовершеннолетнего и его семью состоять под наблюдением психолога, проходить курс терапии до достижения совершеннолетнего возраста, либо сроком не менее одного года.

3. При рассмотрении системы наказаний, применяемой к несовершеннолетним, мы пришли к следующему.

При назначении штрафа несовершеннолетний, осужденный к данному наказанию, обязан своими силами непосредственно устранить причиненный вред или возместить материальный ущерб своими силами и средствами. Мы отрицательно относимся к возможности возложения уплаты штрафа на родителей или законных представителей несовершеннолетнего.


При назначении исправительных работ, предлагаем изложить ч.4 ст. 88 УК РФ в следующей редакции: «Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок от двух месяцев до одного года.

Из заработной платы несовершеннолетнего осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до десяти процентов».

Также, нам кажется целесообразным присутствие ареста в системе наказаний для несовершеннолетних, подразумевающего кратковременную изоляцию от привычной среды. Так как на данный момент для несовершеннолетних есть только одно наказание, связанное с изоляцией от общества – лишение свободы на определенный срок, которое является самым строгим из всех наказаний, предназначенных для несовершеннолетних. В отношении некоторых несовершеннолетних весьма эффективным, на наш взгляд, может быть и краткосрочная изоляция от общества. С возвращением ареста в систему наказаний для несовершеннолетних можно изменить его сроки – от двух недель до двух месяцев. Для реализации данного вида наказания возможно использование ЦВСНП.

4. При определении, назначении наказания для несовершеннолетних считаем необходимых сместить акцент именно на особенности личности правонарушителя. Потому как, ответственно исследуя индивидуальные, личностные особенности, удастся осуществить более эффективную работу с несовершеннолетними. В последнее время отмечено, что изучая уголовные дела в отношении несовершеннолетних лиц, приговоренных к различным видам уголовного наказания, часто приходится сталкиваться с формализмом в случаях учета дополнительных обстоятельств при назначении наказания несовершеннолетним.

5. Изучая институт освобождения несовершеннолетних от наказания, мы сделали акцент на следующих моментах. В случае условного осуждения несовершеннолетнего стоит продумать помимо карательных норм нормы–поощрения, которые бы стимулировали несовершеннолетних преступников на коррекцию своих личностных качеств и отклоняющегося поведения.

Нам кажется, что при продуманном применении карательных и поощрительных норм, будет достигнут больший эффект. Так же возможно заимствование зарубежного опыта, речь идет о институте пробации, суть которого в том, что вынесение приговора откладывается на определенный срок. Если несовершеннолетний нарушает установленные ограничения и обязанности

, то материалы направляются в суд для обращения приговора к исполнению. Пробация предусматривается в отношении преступлений, за которые предусмотрено лишение свободы сроком до двух лет. При установлении в отечественном законодательстве такого института, речь может идти о преступлениях небольшой или средней тяжести.

Также стоит отметить такую меру принудительного воздействия, как помещение в специальное учебно–воспитательное учреждение закрытого типа. Предлагаем изменить ч. 2 ст. 92 УК РФ, изложив ее следующим образом: «несовершеннолетний осужденный за совершение преступления, не являющегося особо тяжким, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно–воспитательное учреждение закрытого типа. Помещение в специальное учебно–воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года».

Данная мера кажется нам весьма эффективной, и заслуживающей большего внимания. Несмотря на то, что пребывание в СУВУЗТ в целом близко к пребыванию несовершеннолетних в воспитательных колониях, не стоит упускать из виду, что в данном учреждении несовершеннолетний имеет возможность получения образования, приобретения профессии, снижается вероятность повторного совершения преступления, так как он изолирован от прежней разрушающей среды. Пребывание в СУВУЗТ исключает возможность употребления психоактивных веществ, с каждым несовершеннолетним ведется индивидуальная коррекционная работа по развитию и воспитанию.

Подытожив, отметим, что уголовно–правовая политика в отношении несовершеннолетних правонарушителей, по нашему мнению, должна осуществляться по следующим направлениям:

 дальнейшая гуманизация уголовного законодательства по борьбе с преступностью несовершеннолетних;

 максимальное использование уголовно–правовых мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести;

 максимальное использование в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления, уголовно–правовых мер, не связанных с изоляцией от общества
;

 повышение роли и ответственности семьи (родителей), школы и трудовых коллективов в обеспечении надлежащих условий для жизни и воспитания несовершеннолетних, а также исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества;

 при освобождении от уголовной ответственности и наказания суд должен принимать решение по социально–психологической работе с несовершеннолетним и его семьей. Например, принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, наблюдение у врача, посещение специальных курсов психотерапии и других мероприятий;

 личность несовершеннолетнего со своими особенностями должна стать центральной категорией всего механизма реализации уголовной ответственности и предупреждения преступности. Определение и исполнение вида наказания для несовершеннолетних должно проецироваться в первую очередь на особенности личности несовершеннолетнего. С учетом совокупности индивидуальных, личностных особенностей, затем уже правовых, можно осуществлять более эффективную предупредительную работу;

 полное выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, совершающих преступления против несовершеннолетних, вовлекающих их в преступную и иную антиобщественную деятельность, в употребление токсических, наркотических веществ и т.д., а также создающих условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними.