Файл: Общие виды освобождения несовершеннолетнего от наказания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие виды освобождения несовершеннолетнего от наказания
1.1 Порядок и условия условно-досрочного освобождения несовершеннолетнего от наказания
2. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
2.1 Правовой статус помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
2.
Несовершеннолетний правонарушитель помещается в СУВУЗТ до достижения им совершеннолетия. Законодательно установленный максимальный срок пребывания в указанной образовательной организации составляет три года. При этом УК РФ (ч. 2, 3, 4 ст. 92) допускает возможность, как сокращения определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении при достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения. На сегодняшний день подавляющее большинство воспитанников СУВУЗТ (2022 г. – 77,79%; 2021 г. – 82,63%; 2020 г. – 85,5%) проходит обучение на ступени основного общего образования. В совокупности с данными судебной статистики применения рассматриваемой меры, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в большинстве случаев она назначается на период от нескольких месяцев (70%) до двух лет (30%). Отмеченные краткие в криминологическом и педагогическом отношении сроки нахождения подростков в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (в среднем – 1 год) вряд ли позволяют достичь поставленной цели – их исправления (перевоспитания). Не трудно понять, что обозначенный временной период не всегда позволяет персоналу спецшкол и спец-ПТУ обстоятельно исследовать личность несовершеннолетнего правонарушителя и с учетом полученных данных целенаправленно реализовать в отношении него весь комплекс наиболее адекватных коррекционных мер.
Нам представляется несколько излишней ведущаяся в настоящее время научная полемика вокруг правовой природы помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ1 был вполне конкретно и однозначно решен вопрос о месте этой меры в системе средств уголовно-правового воздействия. Согласно ст. 2 вышеупомянутого закона в ч. 2 ст. 92 УК РФ были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми «помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия…».
Куда более серьезная научно-теоретическая проблема обнаруживается при сопоставлении положений уголовного закона
, касающихся основания и условий применения рассматриваемой меры с конкретизирующими их положениями уже упомянутого нами Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ1. По смыслу п. 4 ст. 15 этого Федерального закона в СУВУЗТ по решению суда могут быть направлены несовершеннолетние правонарушители двух категорий: 1) в возрасте от 11 до 14 лет, совершившие общественно-опасные деяния, но не подлежащие уголовной ответственности в силу недостижения соответствующего возраста; 2) осужденные подростки старше 14 лет, совершившие общественно опасные деяния и освобожденные от уголовной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ (отставание в психическом развитии), либо освобожденные от уголовного наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ. Отсюда следует, что одна и та же принудительная мера воспитательного воздействия для одной возрастной категории считается формой реализации уголовной ответственности, а для другой – нет. Вместе с тем УК РФ рассматривает анализируемую меру лишь в качестве формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Учитывая изложенное, вполне допустимой выглядит позиция Ю.В. Пудовочкина по поводу того, что «лица, не достигшие возраста уголовного вменения, также несут ответственность, но не на основании УК РФ, а на основании Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которую автор предлагает назвать ювенальной ответственностью.
В соответствии со ст. 108 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ2 специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, с 1 июля 2016 года переименованы в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением». Законом предусмотрены также учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы. В них помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании постановления судьи или приговора суда. Направление в СУВУЗТ связано с концептуальным изменением круга общения подростка и существенным ограничением его свободы путем установления специальных требований режима, учебы, организации труда или лечения. Желаемый педагогический эффект в рассматриваемом случае достигается при помощи метода «взрыва» посредством изъятия несовершеннолетнего из антисоциальной среды, ограждения (защиты) от ее негативного влияния, изменения привычного образ жизни путем сильнейших положительных коррекционных воздействий.
О целесообразности и допустимости указанных педагогических методов свидетельствует характер контингента, содержащегося в рассматриваемых учреждениях. Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в СУВУЗТ, является кража. Из общего числа детей и подростков, обучающихся в СУВУЗТ, в 2022 году за совершение краж направлено 60,9% несовершеннолетних; за совершение грабежа – 9,26%; за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – 9,26%; за совершение иных видов общественно опасных деяний – 14,47%; за хулиганство – 2,79%; за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью – 5,01%; за умышленное уничтожение или повреждение имущества – 4,92%; за вымогательство – 1,73%; за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ – 2,5%; за насильственные действия сексуального характера – 2,12%; за разбой – 0,477%; за изнасилование – 0,28%; за убийство – 0,48%; за развратные действия – 0,38%.
Несмотря на относительно детальную (по сравнению с другими принудительными мерами воспитательного воздействия) законодательную регламентацию помещения несовершеннолетних в СУВУЗТ, в самом УК РФ имеется серьезный пробел, касающийся последствий систематического уклонения воспитанников от соблюдения порядка и условий пребывания в этих образовательных организациях. Учитывая то обстоятельство, что назначение анализируемой меры оправдано, прежде всего, в отношении наиболее запущенных в социально-педагогическом плане детей, вышедших из-под контроля субъектов семейного (школьного) воспитания и нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе, данный вопрос требует незамедлительного законодательного решения. Последовательное и упорное противопоставление несовершеннолетним себя и своих интересов требованиям педагогического режима, установленного в СУВУЗТ, может свидетельствовать лишь о слабой эффективности применения рассматриваемой меры в каждом конкретном случае и необходимости ее замены реальным наказанием (в виде лишения свободы).
Следует также отметить, что крайне негативной, хотя и редко встречающейся на практике, формой нарушения порядка и условий нахождения в СУВУЗТ, которая явно свидетельствует об устойчивом нежелании подростка (малолетнего) становиться на путь исправления даже при отсутствии признаков систематичности, является побег. Более того, поскольку содержание несовершеннолетнего в СУВУЗТ неразрывно связано с ограничением свободы передвижения, постольку при отмене указанной принудительно-воспитательной меры требует обязательного решения вопрос о зачете в срок назначенного судом наказания в виде лишения свободы времени пребывания подростка в указанном учреждении. Представляется, что данный вопрос должен решаться исходя из уже существующей тенденции в уголовно-правовой политике, предполагающей обязательный зачет в срок наказания времени содержания под стражей (ст. 72 УК РФ), а также времени, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера (ст. 103 УК РФ) или уголовное наказание в виде принудительных работ (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ).
На основании вышеизложенного целесообразно дополнить ст. 92 УК РФ частью шестой следующего содержания:
«6. В случае злостного нарушения несовершеннолетним порядка и условий пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, а равно в случае побега из указанного учреждения исполнение этой меры приостанавливается администрацией соответствующего учреждения, и материалы направляются в суд для решения вопроса о назначении наказания.
Время пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день».
Исходя из всех высказанных положений, представляется возможным дать правовую и криминологическую оценку современному состоянию применения меры уголовно-правового характера в виде помещения несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
1. В силу выявленных недостатков законодательной регламентации рассматриваемой меры и несоответствия механизма ее применения ряду современных криминологических параметров преступности несовершеннолетних, методам ее предупреждения представляется целесообразным осуществление криминологической экспертизы всего комплекса соответствующих правовых предписаний.
2. При совершенствовании законодательной конструкции ст. 92 УК РФ, а также для повышения уровня эффективности ее применения целесообразно исходить из содержания анализируемого уголовно-правового института, его воспитательно-предупредительной направленности, важнейших задач и принципов уголовного законодательства (в первую очередь – обеспечения неотвратимости ответственности за совершение правонарушения)1.
Преступность несовершеннолетних и меры по ее предупреждению традиционно являются объектами пристального внимания со стороны ученых и практиков. Этот интерес объективно обусловлен как реальной повышенной общественной опасностью данного вида преступности, так и тем социальным негативным потенциалом, которое таит в себе криминальное поведение подрастающего поколения. Преступность несовершеннолетних опасна тем, что выступает своеобразной «рекрутской» базой существования и развития взрослой преступности. Так, правонарушающее, в том числе преступное, поведение несовершеннолетних является своеобразным индикатором здоровья общественного организма.
Современная картина общества демонстрирует тот факт, что возраст совершающих преступления лиц с каждым годом становится все меньше и меньше. Несовершеннолетние граждане попадают на скамью подсудимых за самые разные правонарушающие поступки. И хотя совершают их совсем еще дети, последствия деяния порой имеют совсем не детские.
Основные причины, толкающие малолетних на такие действия, это отсутствие внимания со стороны взрослых, ошибки воспитания, нездоровая атмосфера в семье. Именно возраст от 14 до 18 считается периодом, когда ребенок эмоционально и нравственно неустойчив и может поддаваться негативному влиянию, побуждающему к совершению противозаконных поступков. И хотя несовершеннолетние не имеют полной дееспособностью, государством устанавливаются определенные виды ответственности за правонарушения.
Согласно ст.87 Уголовного Кодекса РФ к категории несовершеннолетних относятся лица, которым на момент совершения правонарушительных действия уже исполнилось 14 лет, но порог 18 лет еще не преодолен. То есть от 14 до 18 лет это возраст, когда человек считается несовершеннолетним. После исполнения ребенку 18 лет он автоматически становится «взрослым», теряя свой предшествующий статус. Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с момента исполнения 14 лет.
Уголовная ответственность по отношению к несовершеннолетним более лояльная и имеет свои особенности. Так, наказание для подростков будут направлены в первую очередь на воспитание и предупреждение ошибочных деяний в будущем. Зачастую судом назначается условное наказание
Несовершеннолетний правонарушитель помещается в СУВУЗТ до достижения им совершеннолетия. Законодательно установленный максимальный срок пребывания в указанной образовательной организации составляет три года. При этом УК РФ (ч. 2, 3, 4 ст. 92) допускает возможность, как сокращения определенного судом срока пребывания виновного в специальном учреждении при достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения. На сегодняшний день подавляющее большинство воспитанников СУВУЗТ (2022 г. – 77,79%; 2021 г. – 82,63%; 2020 г. – 85,5%) проходит обучение на ступени основного общего образования. В совокупности с данными судебной статистики применения рассматриваемой меры, данное обстоятельство свидетельствует о том, что в большинстве случаев она назначается на период от нескольких месяцев (70%) до двух лет (30%). Отмеченные краткие в криминологическом и педагогическом отношении сроки нахождения подростков в учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (в среднем – 1 год) вряд ли позволяют достичь поставленной цели – их исправления (перевоспитания). Не трудно понять, что обозначенный временной период не всегда позволяет персоналу спецшкол и спец-ПТУ обстоятельно исследовать личность несовершеннолетнего правонарушителя и с учетом полученных данных целенаправленно реализовать в отношении него весь комплекс наиболее адекватных коррекционных мер.
Нам представляется несколько излишней ведущаяся в настоящее время научная полемика вокруг правовой природы помещения несовершеннолетнего в СУВУЗТ. Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7 июля 2003 г. № 111-ФЗ1 был вполне конкретно и однозначно решен вопрос о месте этой меры в системе средств уголовно-правового воздействия. Согласно ст. 2 вышеупомянутого закона в ч. 2 ст. 92 УК РФ были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми «помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия…».
Куда более серьезная научно-теоретическая проблема обнаруживается при сопоставлении положений уголовного закона
, касающихся основания и условий применения рассматриваемой меры с конкретизирующими их положениями уже упомянутого нами Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ1. По смыслу п. 4 ст. 15 этого Федерального закона в СУВУЗТ по решению суда могут быть направлены несовершеннолетние правонарушители двух категорий: 1) в возрасте от 11 до 14 лет, совершившие общественно-опасные деяния, но не подлежащие уголовной ответственности в силу недостижения соответствующего возраста; 2) осужденные подростки старше 14 лет, совершившие общественно опасные деяния и освобожденные от уголовной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 20 УК РФ (отставание в психическом развитии), либо освобожденные от уголовного наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 УК РФ. Отсюда следует, что одна и та же принудительная мера воспитательного воздействия для одной возрастной категории считается формой реализации уголовной ответственности, а для другой – нет. Вместе с тем УК РФ рассматривает анализируемую меру лишь в качестве формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних. Учитывая изложенное, вполне допустимой выглядит позиция Ю.В. Пудовочкина по поводу того, что «лица, не достигшие возраста уголовного вменения, также несут ответственность, но не на основании УК РФ, а на основании Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которую автор предлагает назвать ювенальной ответственностью.
В соответствии со ст. 108 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ2 специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, с 1 июля 2016 года переименованы в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением». Законом предусмотрены также учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы. В них помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании постановления судьи или приговора суда. Направление в СУВУЗТ связано с концептуальным изменением круга общения подростка и существенным ограничением его свободы путем установления специальных требований режима, учебы, организации труда или лечения. Желаемый педагогический эффект в рассматриваемом случае достигается при помощи метода «взрыва» посредством изъятия несовершеннолетнего из антисоциальной среды, ограждения (защиты) от ее негативного влияния, изменения привычного образ жизни путем сильнейших положительных коррекционных воздействий.
О целесообразности и допустимости указанных педагогических методов свидетельствует характер контингента, содержащегося в рассматриваемых учреждениях. Самым распространенным видом общественно опасного деяния, за совершение которого несовершеннолетние помещаются в СУВУЗТ, является кража. Из общего числа детей и подростков, обучающихся в СУВУЗТ, в 2022 году за совершение краж направлено 60,9% несовершеннолетних; за совершение грабежа – 9,26%; за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – 9,26%; за совершение иных видов общественно опасных деяний – 14,47%; за хулиганство – 2,79%; за умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью – 5,01%; за умышленное уничтожение или повреждение имущества – 4,92%; за вымогательство – 1,73%; за незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ – 2,5%; за насильственные действия сексуального характера – 2,12%; за разбой – 0,477%; за изнасилование – 0,28%; за убийство – 0,48%; за развратные действия – 0,38%.
Несмотря на относительно детальную (по сравнению с другими принудительными мерами воспитательного воздействия) законодательную регламентацию помещения несовершеннолетних в СУВУЗТ, в самом УК РФ имеется серьезный пробел, касающийся последствий систематического уклонения воспитанников от соблюдения порядка и условий пребывания в этих образовательных организациях. Учитывая то обстоятельство, что назначение анализируемой меры оправдано, прежде всего, в отношении наиболее запущенных в социально-педагогическом плане детей, вышедших из-под контроля субъектов семейного (школьного) воспитания и нуждающихся в специальном психолого-педагогическом подходе, данный вопрос требует незамедлительного законодательного решения. Последовательное и упорное противопоставление несовершеннолетним себя и своих интересов требованиям педагогического режима, установленного в СУВУЗТ, может свидетельствовать лишь о слабой эффективности применения рассматриваемой меры в каждом конкретном случае и необходимости ее замены реальным наказанием (в виде лишения свободы).
Следует также отметить, что крайне негативной, хотя и редко встречающейся на практике, формой нарушения порядка и условий нахождения в СУВУЗТ, которая явно свидетельствует об устойчивом нежелании подростка (малолетнего) становиться на путь исправления даже при отсутствии признаков систематичности, является побег. Более того, поскольку содержание несовершеннолетнего в СУВУЗТ неразрывно связано с ограничением свободы передвижения, постольку при отмене указанной принудительно-воспитательной меры требует обязательного решения вопрос о зачете в срок назначенного судом наказания в виде лишения свободы времени пребывания подростка в указанном учреждении. Представляется, что данный вопрос должен решаться исходя из уже существующей тенденции в уголовно-правовой политике, предполагающей обязательный зачет в срок наказания времени содержания под стражей (ст. 72 УК РФ), а также времени, в течение которого применялись принудительные меры медицинского характера (ст. 103 УК РФ) или уголовное наказание в виде принудительных работ (ч. 6 ст. 53.1 УК РФ).
На основании вышеизложенного целесообразно дополнить ст. 92 УК РФ частью шестой следующего содержания:
«6. В случае злостного нарушения несовершеннолетним порядка и условий пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, а равно в случае побега из указанного учреждения исполнение этой меры приостанавливается администрацией соответствующего учреждения, и материалы направляются в суд для решения вопроса о назначении наказания.
Время пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день».
Исходя из всех высказанных положений, представляется возможным дать правовую и криминологическую оценку современному состоянию применения меры уголовно-правового характера в виде помещения несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
1. В силу выявленных недостатков законодательной регламентации рассматриваемой меры и несоответствия механизма ее применения ряду современных криминологических параметров преступности несовершеннолетних, методам ее предупреждения представляется целесообразным осуществление криминологической экспертизы всего комплекса соответствующих правовых предписаний.
2. При совершенствовании законодательной конструкции ст. 92 УК РФ, а также для повышения уровня эффективности ее применения целесообразно исходить из содержания анализируемого уголовно-правового института, его воспитательно-предупредительной направленности, важнейших задач и принципов уголовного законодательства (в первую очередь – обеспечения неотвратимости ответственности за совершение правонарушения)1.
Заключение
Преступность несовершеннолетних и меры по ее предупреждению традиционно являются объектами пристального внимания со стороны ученых и практиков. Этот интерес объективно обусловлен как реальной повышенной общественной опасностью данного вида преступности, так и тем социальным негативным потенциалом, которое таит в себе криминальное поведение подрастающего поколения. Преступность несовершеннолетних опасна тем, что выступает своеобразной «рекрутской» базой существования и развития взрослой преступности. Так, правонарушающее, в том числе преступное, поведение несовершеннолетних является своеобразным индикатором здоровья общественного организма.
Современная картина общества демонстрирует тот факт, что возраст совершающих преступления лиц с каждым годом становится все меньше и меньше. Несовершеннолетние граждане попадают на скамью подсудимых за самые разные правонарушающие поступки. И хотя совершают их совсем еще дети, последствия деяния порой имеют совсем не детские.
Основные причины, толкающие малолетних на такие действия, это отсутствие внимания со стороны взрослых, ошибки воспитания, нездоровая атмосфера в семье. Именно возраст от 14 до 18 считается периодом, когда ребенок эмоционально и нравственно неустойчив и может поддаваться негативному влиянию, побуждающему к совершению противозаконных поступков. И хотя несовершеннолетние не имеют полной дееспособностью, государством устанавливаются определенные виды ответственности за правонарушения.
Согласно ст.87 Уголовного Кодекса РФ к категории несовершеннолетних относятся лица, которым на момент совершения правонарушительных действия уже исполнилось 14 лет, но порог 18 лет еще не преодолен. То есть от 14 до 18 лет это возраст, когда человек считается несовершеннолетним. После исполнения ребенку 18 лет он автоматически становится «взрослым», теряя свой предшествующий статус. Уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с момента исполнения 14 лет.
Уголовная ответственность по отношению к несовершеннолетним более лояльная и имеет свои особенности. Так, наказание для подростков будут направлены в первую очередь на воспитание и предупреждение ошибочных деяний в будущем. Зачастую судом назначается условное наказание