Файл: Восточная экономикоюридическая гуманитарная академия (Академия вэгу).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

Направление подготовки 44.03.01

Педагогическое образование

Направленность (профиль)Начальное образование


Баразенкова Марина Сергеевна


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Научный руководитель Хамматова С.А.

Уфа 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4 - 6

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..............................................................................................7 - 18

1.1 Понятие «патриотическое воспитание» в истории отечественной педагогики……………………………………………………………………….7 - 10

1.2 Специфика патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности……………………………………………………10 - 15

1.3 Средства патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………………15 - 18

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………...19 - 25

2.1 Современные программы патриотического воспитания младших школьников…………………………………………………………………….19 - 22

2.2 Достоинства программы патриотического воспитания младших школьников республики Башкортостан на 2016-2020 годы………………………………22 - 25

3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………26 - 34

3.1 Постановка проблемы и организация исследования на констатирующем этапе……………………………………………………..……………………26 - 30


3.2 Организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности на формирующем этапе……………………30 - 31

3.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности на контрольном этапе…………………………………………………………………………..31 - 33

3.4 Рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности…………………………………………………………34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………35 - 36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………37 - 41

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...42 - 71

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание - составная часть воспитательного процесса, представляющая собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [19, с.6].

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественногосознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных икультурных oснов развития общества и государства. Этим и определяетсяприоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитаниягрaждaн России [6, с.41].

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО) обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества [3].

Одним из приоритетных направлений Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" является – повышение качества патриотического воспитания в общеобразовательных учебных заведениях, а также при формировании патриотических чувств особое место отводиться внеурочной деятельности [4].

Внеурочная деятельность, в которой принято реализовывать патриотическое воспитание, в соответствии с ФГОС НОО, определяется как деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной, организуемая во внеурочное время, для удовлетворения

потребностей учащихся в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности [3].

Патриотическое воспитание младших школьников имеет большое значение для развития страны, где особое место занимает процесс формирования с юных лет бережного отношения к родному краю, его природе и традициям, к культурному и историческому наследию своих предков [15, с.7].

Таким образом, тема нашего исследования является актуальной и социально значимой в современной ситуации развития страны, что позволяет сформулировать научный аппарат исследования.

Нами было выявлено противоречие между значимостью формирования патриотического отношения у младших школьников к своей малой родине, Отечеству и проблемой недостаточного внимания учителей современной начальной школы к использованию всех имеющихся методов и форм для развития этого процесса во внеурочной деятельности [12, с.58].

Объект – процесс внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания младших школьников.

Предмет – условия реализации внеурочной деятельности в рамках патриотического воспитания младших школьников.

Предполагается, что патриотическое воспитание младших школьников будет эффективным, если организовать специальные педагогические условия, применять различные формы и методы работы во внеурочной деятельности.

На основе вышеперечисленного, можно поставить следующую цель – определение эффективных условий для патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Задачи:

-определить психолого-педагогические условия для реализации педагогических технологий патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;

-выявить уровень сформированностихарактеристик патриотического воспитания у младших школьников;

-разработать и апробировать серию мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности;

-оценить эффективность проведенных мероприятий по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности;

-разработать рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве общего,
особенного и единичного; системный подход, основанный на поиске и нахождения целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых педагогических фактов и явлений; комплексный подход к построению методов и способов изучения и преобразования явлений действительности; культурологической и аксиологический подходы [38, с.189].

Теoретическoй оснoвой исследования выступают:

- принцип народности воспитания (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- учение о целостном педагогическом процессе (В.А. Сластенин и др.);

- диалогический и субъект – субъектный подход в образовании (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов и др.);

- признанные в психолого–педагогической науке положения о роли коллективно – коммуникативных и творческих форм деятельности в формировании социокультурных навыков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.).

В исследовании применяются следующие методы: анализ психолого-педагогической, методологической, научной литературы; контент-анализ; анкетирование; тестирование.

Практическая значимость состоит в обосновании педагогических возможностей организации процесса патриотического воспитания учащихся начальной школы на основе педагогической теории и практики, определении форм и методов патриотического воспитания учащихся и практических рекомендаций по их реализации.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Понятие «патриотическое воспитание» в истории отечественной педагогики

В российской науке проблеме патриотического воспитания посвященонемало исследований. Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человекак процветанию Родины основой его духовной жизни.

На сегодняшний день, существует огромное количество понятий патриотического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

Таблица 1

Понятие «патриотическое воспитание» в научно-методологической литературе

Автор

Определение

Ключевые слова

А. П. Куницын

Задачи воспитания молодого поколения: «водворить в сердце сына праотеческие добродетели, учинившие бессмертным целое поколение; даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»

Общественная польза

И. Ю. Ястребцов

«У каждого человека есть свои обязанности, которые состоят в том, чтобы быть полезным человечеству, Отечеству и самому себе» [40, с.87]

Полезный Отечеству и самому себе

А. Ф. Афтонасьев

Воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать»

Подготовка к жизни в государстве


Окончание таблицы 1

К. Д. Ушинский

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [39, с.109]

Любовь к Отечеству – ключ к борьбе с дурными наклонностями

В. Г. Белинский

«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»

Идеал человечества в родине

А. С. Макаренко

От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»

Патриотизм – тяжелая, длительная работа

В. А. Сухомлинский

Советский патриотизм - «благородная любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» [37, с.189]

Любовь народа к Отечеству


Таким образом, определение патриотизма в досоветское время и советское характеризуется любовью к отчизне, тяжелой работой, чтобы быть полезным Родине и самому себе.

В период после Великой Отечественной войны проблема патриотическоговоспитания подрастающего поколения приобрела особое значение. Это обусловленотем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периодыразвития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периодаобусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей [26, с.95].

В конце ХХв. и в настоящее время проблеме патриотического воспитаниямолодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, спроцессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономическихориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основвоспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема непотеряла своего значения и в наше время [8, с.11].