Файл: Титульный лист содержание Введение Глава Сущность таможенных льгот.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 264
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовлено по Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»
-
Тарифные льготы как вид таможенных льгот
Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которых лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная пошлина является основным инструментом государственного воздействия на внешнюю торговлю. Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства или группы государств [19].
Тарифные изъятия предоставляются в форме:
-возврата ранее уплаченной таможенной пошлины.
-освобождения от уплаты таможенной пошлины.
-снижения ставки таможенной пошлины.
Отмстим, что тарифные изъятия/льготы отличаются от таможенных льгот тем, что таможенные льготы предусматривает изъятие отдельных таможенных процедур или форм контроля. Тарифная льгота рассматривается как инструмент тарифной политики и предоставляется как в одностороннем порядке, так и на принципах взаимности.
Существующая система изменения таможенных пошлин производится в виде предоставления:
-тарифных квот;
-тарифных льгот;
-тарифных преференций.
Проводимая единая таможенно-тарифная политика в отношении торговли с третьими странами предусматривает предоставление тарифных льгот в отношении определенных категорий импортируемых товаров.
Отметим, что категория товаров, перемещаемых в рамках таможенных процедур, содержит большой перечень. Сюда включаются следующие процедуры: переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления, временный ввоз, реимпорт, таможенный склад, свободный склад, свободная зона, беспошлинная торговля, перемещение припасов и т.д.
Протоколом о предоставлении тарифных льгот предусматривается право предоставления тарифных льгот правительствами государств. Предоставление таких льгот должно происходить при информировании ЕЭК, которая проводит сравнительный анализ для принятия решения о применении тарифных льгот всеми участниками Союза [9].
Для предоставления тарифных льгот обязательным условием является однозначная идентификация товаров, в отношении которых предоставляются конкретные льготы. Принадлежность товаров к определенным категориям требует документального подтверждения: решения комиссии о гуманитарной или технической помощи, учредительного договора, перечня товаров, предназначенных для устранения последствий стихийных бедствий и т.д. При этом отдельные документы оформляются соответствующими государственными учреждениями, а иные - самим участником таможенных правоотношений.
Следует отметить, что предоставление тарифных льгот нередко носит адресный характер. Следовательно, предусматривается целевое использование товара. Нарушение данного порядка может быть квалифицировано как уклонение от уплаты таможенных платежей в виде таможенной пошлины и являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной административным или уголовным законодательством.
Однако современная практика предоставления тарифных льгот не предусматривает применения каких-либо инструментов. обеспечивающих обязательства декларанта по целевому использованию товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы. Одновременно регламентация деятельности таможенных органов не предусматривает проведение проверок целевого использования [21].
Глава 2. Система применения таможенных льгот в РФ
2.1. Порядок применения таможенных льгот в РФ
Тарифные льготы являются одним из методов таможенно-тарифного регулирования. Их суть заключается в освобождении от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций в ЕАЭС [29].
Тарифные льготы — это льготы, предоставляемые на уплату таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В рамках Российской Федерации такие льготы устанавливаются на основании Постановлений Правительства РФ при наличии взаимного соглашения или в одностороннем порядке в отношении определённой категории товаров. Предоставление льгот и преференций создает благоприятные условия для развития торговли и экономики государства.
Преференциальные режимы позволяют расширить товарный сегмент внутреннего рынка государства за счет торгового партнера в лице менее развитого государства, тем самым обеспечивая положительный эффект для обеих сторон. Льготные и преференциальные режимы имеют различные формы предоставления. Тарифные льготы напрямую зависят от цели ввоза товара, а на применение преференциального режима влияет страна происхождения товара. Льготы и преференции имеют четкое разграничение, которое вызвано их веским отличием. Так льготы освобождают в полной или частичной мере участника ВЭД от уплаты пошлин и налогов, а преференции обеспечивают менее развитым странами преимущество в области международной торговли товарами [13].
В дополнение к представленному отличию стоит отметить, что льготы могут действовать в одностороннем и двустороннем порядке, как возврат уплаченных таможенных платежей или освобождение от уплаты пошлин, снижение ставок пошлин и применения тарифного квотирования на ввоз товаров, а преференции применяются только в одностороннем порядке посредством снижения ставок или освобождения от уплаты таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара и его наличия в перечне преференциальных товаров [10].
На данный момент в практике мировой торговли товарами и применении таможенно-тарифного регулирования широко используются тарифные льготы. Их применение позволяет сократить издержки для участников внешнеэкономической деятельности, что создаёт условия для постоянного роста товарооборота и сказывается на объемах таможенных платежей, поступающих в федеральные бюджеты. Такие условия делают Российскую Федерацию привлекательной в области инвестиционного рынка. Экономические интересы государства обеспечиваются реализацией таможенными органами фискальной политики, это вызвано тем, что таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин за ввоз товаров на территорию страны, в связи с чем ответственность по обеспечению правильного представления льготного режима по их уплате, также является их обязанностью.
Тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, направлены не только на стимулирование ввоза экономически значимых товаров, но и на обеспечение исполнения положений, закрепленных в международных соглашениях посредством снижения или полной отмены ставок таможенных пошлин для товаров ввозимы их развивающихся и наименее развитых стран. Тарифные льготы применяются в рамках установления правил торговли на территориях с особым экономическим статусом, но их применение невозможно по отношению к товарам, которые могут негативно повлиять на состояние внутреннего рыка страны.
Общее количество льгот, предоставленных в отношении технологического оборудования на 2020 год по отношению к 2018–2019 гг. составило более 800 %. К данной категории относились товары, используемые в космической промышленности, что было вызвано увеличением их поставок. Также к рассматриваемой категории относилось медицинское оборудование и его запчасти, поскольку пандемия вызвала рост объемов отечественного производства в области медицинских товаров. 2021 год продолжил тенденцию применения тарифных льгот в отношении товаров первой необходимости в связи с продолжением затрудненной экономической и социальной ситуации вызванной пандемией COVID-19 [30].
Применение тарифных льгот поспособствовало избежанию негативных последствий, вызванных повышенным спросом на товары в рамках Российской Федерации. Правительством Российской Федерации был утвержден и внедрен в разработку план мер и мероприятий направленных на создание благоприятных условий развития экономики наряду с пандемией COVID-19. Такие меры были направлены на утверждение перечня товаров, в отношении которых были установлены тарифные льготы. Меры по своей сути являлись чрезвычайными в связи с чем их введение имело ретроспективный характер, поэтому предоставляли тарифные льготы, полностью освобождающие от уплаты ввозных таможенных пошлин или же предусматривали возврат ранее уплаченных пошлин участникам внешнеэкономической деятельности.
В 2022 году экономическая и политическая ситуация на территории Российской Федерации представляется достаточно нестабильной, в связи с чем Решением Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 37 внесены изменения в решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» такие изменения затронули тарифные льготы на ввоз товаров, а именно был проведен пересмотр их применения в рамках ответных санкций для западных стран. Пересмотренное решение регламентировало перечень товаров освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин до 30 сентября 2022 года при условии их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления [9].
Такие тарифные льготы предоставляются в случае, если участник внешнеэкономической деятельности подтвердит целевое назначение ввоза таких товаров на территорию РФ. Данное назначение выдается уполномоченным государственным органом, в нем содержатся сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количестве, стоимости и участнике ВЭД, осуществляющем ввоз. Совместно с измененным перечнем товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на территории РФ, был внедрен параллельный импорт — 30 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506. Данное постановление обозначило факт разрешения ввоза иностранных товаров на территорию страны без согласия на то правообладателей. Так можно сказать, что постановление отменило ответственность за параллельный импорт — теперь установлено, что положения подп. 6 ст. 1359 и 1487 ГК РФ не будут применяться в отношении ряда товаров. Данное решение, конечно, не отменяет уплату ввозных таможенных пошлин и применение всех контрольных мероприятий для участников внешнеэкономической деятельности, но снимает с них бремя получения прав от правообладателя и предоставления таких документов в таможенные органы, что с другой стороны можно назвать внутригосударственной льготой на ввоз товаров [28].
Внедрение параллельного импорта позволит насытить внутренний рынок продукцией производителей, которые покинули нашу страну, как торговую площадку для реализации продукции. Таким образом, стоит сделать вывод, что тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, позволят решить проблему торговых отношений между государствами, а также обеспечат внутренний рынок необходимыми товарами, что является достаточно затруднительным в последние время в связи с происходящими событиями в мире. Тарифные льготы — это привилегия, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации, льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.