Файл: Титульный лист содержание Введение Глава Сущность таможенных льгот.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 264

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовлено по Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

    1. Тарифные льготы как вид таможенных льгот

Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятель­ность, в основе которых лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осущест­вляется посредством установления и взи­мания таможенных пошлин при переме­щении товаров через таможенную грани­цу.

Таможенная пошлина является ос­новным инструментом государственного воздействия на внешнюю торговлю. Таможенная пошлина - обязатель­ный взнос (платеж), взимаемый тамо­женными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе то­варов с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодатель­ством государства или группы государств [19].

Тарифные изъятия предоставляются в форме:

-возврата ранее уплаченной тамо­женной пошлины.

-освобождения от уплаты таможен­ной пошлины.

-снижения ставки таможенной по­шлины.

Отмстим, что тарифные изъятия/льготы отличаются от таможенных льгот тем, что таможенные льготы преду­сматривает изъятие отдельных таможен­ных процедур или форм контроля. Та­рифная льгота рассматривается как инст­румент тарифной политики и предостав­ляется как в одностороннем порядке, так и на принципах взаимности.

Существующая система изменения таможенных пошлин производится в ви­де предоставления:

-тарифных квот;

-тарифных льгот;

-тарифных преференций.

Проводи­мая единая таможенно-тарифная полити­ка в отношении торговли с третьими странами предусматривает предоставле­ние тарифных льгот в отношении опре­деленных категорий импортируемых то­варов.

Отметим, что категория товаров, пе­ремещаемых в рамках таможенных про­цедур, содержит большой перечень. Сю­да включаются следующие процедуры: переработка на таможенной территории и для внутреннего потребления, временный ввоз, реимпорт, таможенный склад, сво­бодный склад, свободная зона, беспо­шлинная торговля, перемещение припа­сов и т.д.

Протоколом о предоставлении та­рифных льгот пре­дусматривается право предоставления тарифных льгот правительствами госу­дарств. Предоставление та­ких льгот должно происходить при ин­формировании ЕЭК, которая проводит сравнительный анализ для принятия ре­шения о применении тарифных льгот всеми участниками Союза [9].


Для предоставления тарифных льгот обязательным условием является одно­значная идентификация товаров, в отно­шении которых предоставляются кон­кретные льготы. Принадлежность това­ров к определенным категориям требует документального подтверждения: реше­ния комиссии о гуманитарной или техни­ческой помощи, учредительного догово­ра, перечня товаров, предназначенных для устранения последствий стихийных бедствий и т.д. При этом отдельные до­кументы оформляются соответствующи­ми государственными учреждениями, а иные - самим участником таможенных правоотношений.

Следует отметить, что предоставле­ние тарифных льгот нередко носит ад­ресный характер. Следовательно, преду­сматривается целевое использование то­вара. Нарушение данного порядка может быть квалифицировано как уклонение от уплаты таможенных платежей в виде та­моженной пошлины и являться основа­нием для привлечения к ответственности, предусмотренной административным или уголовным законодательством.

Однако современная практика пре­доставления тарифных льгот не преду­сматривает применения каких-либо инст­рументов. обеспечивающих обязательст­ва декларанта по целевому использова­нию товаров, в отношении которых пре­доставляются тарифные льготы. Одно­временно регламентация деятельности таможенных органов не предусматривает проведение проверок целевого использо­вания [21].


Глава 2. Система применения таможенных льгот в РФ

2.1. Порядок применения таможенных льгот в РФ

Тарифные льготы являются одним из методов таможенно-тарифного регулирования. Их суть заключается в освобождении от уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций в ЕАЭС [29].

Тарифные льготы — это льготы, предоставляемые на уплату таможенных пошлин при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. В рамках Российской Федерации такие льготы устанавливаются на основании Постановлений Правительства РФ при наличии взаимного соглашения или в одностороннем порядке в отношении определённой категории товаров. Предоставление льгот и преференций создает благоприятные условия для развития торговли и экономики государства.

Преференциальные режимы позволяют расширить товарный сегмент внутреннего рынка государства за счет торгового партнера в лице менее развитого государства, тем самым обеспечивая положительный эффект для обеих сторон. Льготные и преференциальные режимы имеют различные формы предоставления. Тарифные льготы напрямую зависят от цели ввоза товара, а на применение преференциального режима влияет страна происхождения товара. Льготы и преференции имеют четкое разграничение, которое вызвано их веским отличием. Так льготы освобождают в полной или частичной мере участника ВЭД от уплаты пошлин и налогов, а преференции обеспечивают менее развитым странами преимущество в области международной торговли товарами [13].

В дополнение к представленному отличию стоит отметить, что льготы могут действовать в одностороннем и двустороннем порядке, как возврат уплаченных таможенных платежей или освобождение от уплаты пошлин, снижение ставок пошлин и применения тарифного квотирования на ввоз товаров, а преференции применяются только в одностороннем порядке посредством снижения ставок или освобождения от уплаты таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара и его наличия в перечне преференциальных товаров [10].


На данный момент в практике мировой торговли товарами и применении таможенно-тарифного регулирования широко используются тарифные льготы. Их применение позволяет сократить издержки для участников внешнеэкономической деятельности, что создаёт условия для постоянного роста товарооборота и сказывается на объемах таможенных платежей, поступающих в федеральные бюджеты. Такие условия делают Российскую Федерацию привлекательной в области инвестиционного рынка. Экономические интересы государства обеспечиваются реализацией таможенными органами фискальной политики, это вызвано тем, что таможенные органы осуществляют взимание таможенных пошлин за ввоз товаров на территорию страны, в связи с чем ответственность по обеспечению правильного представления льготного режима по их уплате, также является их обязанностью.

Тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, направлены не только на стимулирование ввоза экономически значимых товаров, но и на обеспечение исполнения положений, закрепленных в международных соглашениях посредством снижения или полной отмены ставок таможенных пошлин для товаров ввозимы их развивающихся и наименее развитых стран. Тарифные льготы применяются в рамках установления правил торговли на территориях с особым экономическим статусом, но их применение невозможно по отношению к товарам, которые могут негативно повлиять на состояние внутреннего рыка страны.

Общее количество льгот, предоставленных в отношении технологического оборудования на 2020 год по отношению к 2018–2019 гг. составило более 800 %. К данной категории относились товары, используемые в космической промышленности, что было вызвано увеличением их поставок. Также к рассматриваемой категории относилось медицинское оборудование и его запчасти, поскольку пандемия вызвала рост объемов отечественного производства в области медицинских товаров. 2021 год продолжил тенденцию применения тарифных льгот в отношении товаров первой необходимости в связи с продолжением затрудненной экономической и социальной ситуации вызванной пандемией COVID-19 [30].

Применение тарифных льгот поспособствовало избежанию негативных последствий, вызванных повышенным спросом на товары в рамках Российской Федерации. Правительством Российской Федерации был утвержден и внедрен в разработку план мер и мероприятий направленных на создание благоприятных условий развития экономики наряду с пандемией COVID-19. Такие меры были направлены на утверждение перечня товаров, в отношении которых были установлены тарифные льготы. Меры по своей сути являлись чрезвычайными в связи с чем их введение имело ретроспективный характер, поэтому предоставляли тарифные льготы, полностью освобождающие от уплаты ввозных таможенных пошлин или же предусматривали возврат ранее уплаченных пошлин участникам внешнеэкономической деятельности.


В 2022 году экономическая и политическая ситуация на территории Российской Федерации представляется достаточно нестабильной, в связи с чем Решением Совета ЕЭК от 17.03.2022 № 37 внесены изменения в решение Комиссии Таможенного Союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС» такие изменения затронули тарифные льготы на ввоз товаров, а именно был проведен пересмотр их применения в рамках ответных санкций для западных стран. Пересмотренное решение регламентировало перечень товаров освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин до 30 сентября 2022 года при условии их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления [9].

Такие тарифные льготы предоставляются в случае, если участник внешнеэкономической деятельности подтвердит целевое назначение ввоза таких товаров на территорию РФ. Данное назначение выдается уполномоченным государственным органом, в нем содержатся сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, количестве, стоимости и участнике ВЭД, осуществляющем ввоз. Совместно с измененным перечнем товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на территории РФ, был внедрен параллельный импорт — 30 марта 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506. Данное постановление обозначило факт разрешения ввоза иностранных товаров на территорию страны без согласия на то правообладателей. Так можно сказать, что постановление отменило ответственность за параллельный импорт — теперь установлено, что положения подп. 6 ст. 1359 и 1487 ГК РФ не будут применяться в отношении ряда товаров. Данное решение, конечно, не отменяет уплату ввозных таможенных пошлин и применение всех контрольных мероприятий для участников внешнеэкономической деятельности, но снимает с них бремя получения прав от правообладателя и предоставления таких документов в таможенные органы, что с другой стороны можно назвать внутригосударственной льготой на ввоз товаров [28].

Внедрение параллельного импорта позволит насытить внутренний рынок продукцией производителей, которые покинули нашу страну, как торговую площадку для реализации продукции. Таким образом, стоит сделать вывод, что тарифные льготы, применяемые на территории Российской Федерации, позволят решить проблему торговых отношений между государствами, а также обеспечат внутренний рынок необходимыми товарами, что является достаточно затруднительным в последние время в связи с происходящими событиями в мире. Тарифные льготы — это привилегия, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации, льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины.