Файл: Титульный лист содержание Введение Глава Сущность таможенных льгот.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предоставление тарифных льгот участникам внешнеэкономической деятельности позволяет обеспечить сотрудничество в рамках таможенного дела, поскольку создает благоприятные условия торговли между сотрудничающими сторонами.

2.2. Анализ практики использования таможенных льгот

Анализируя цели применения таможенных льгот, стоит опираться на стратегические цели таможенных органов, где одной из основных является содействие развитию внешней торговли на международном уровне, где таможенные органы дают возможность участникам внешнеэкономической деятельности пользоваться и получать соответствующие таможенные льготы [32].

В рамках этого происходит трансформация таможенных льгот, так как они выступают как средство удовлетворения интересов субъектов, которым необходима социальная защита (отечественные производители) и как инструмент активизации общественно полезной деятельности отечественных предприятий и как механизм, который обеспечивает экономический эффект от внешнеэкономической деятельности. Таким образом, цели применения тарифных льгот направлены не только на развитие внутреннего производства, но также и одновременно на его защиту. Анализируя практическую реализацию тарифных льгот, целесообразно проанализировать таможенную статистику внешней торговли за последние три года.

Предоставление таможенных льгот за последние три года имеет нестабильную динамику, так как в 2017 году общая сумма представленных таможенных льгот составила 419,9 млрд. рублей, что на 14,1% больше показателя 2016 года (368,1 млрд. рублей), а в 2016 году, по отношению 2015 года сокращение данного показателя составило 20,8% (464,8 млрд. рублей в 2015 году) [19].

Нестабильная динамика обусловлена тем, что внешнеторговый оборот страны в 2016 году заметно сократился, что говорит так же о сокращении предоставляемых таможенных льгот. В 2017 году возросла сумма таможенных льгот, предоставленных в отношении товаров, ввозимых на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области, по отношению к 2016 году, что обуславливает рост предоставленных таможенных льгот в 2017 году.

Важно отметить, что таможенные льготы, предоставляемые в соответствии с Особой экономической зоной в Калининградской области занимают значительную долю в общей сумме предоставленных таможенных льгот, например, в 2017 году в данной категории товаров общая сумма таможенных льгот составила 121,5 млрд. рублей, в 2016 – 102,8 млрд. рублей, а в 2015- 123,9 млрд. рублей. Таким образом, в данной категории товаров наблюдается рост показателя по отношению к 2016 году на 15,3% и практически сравнялся показатель с 2015 годом. Итак, опираясь на данные таможенной статистике, общая сумма таможенных льгот в 2017 году достаточно большая и федеральный бюджет недополучает данные средства, но в данном контексте таможенные льготы направлены на развитие отечественного производства, предпринимательской деятельности, привлечение иностранных инвестиций в промышленность страны. Но, несмотря на ряд преимуществ, получаемых от таможенных льгот, в механизме практической реализации данного института таможенного регулирования есть и ряд проблем. Товары, попадающие под систему таможенных льгот – это
товары группы риска, в отношении которых могут совершаться административные правонарушения, в рамках чего таможенным органам необходимо совершенствовать систему контроля за обоснованностью предоставления таможенных льгот и недопущение нарушений правил их применения [19].

По общему правилу, таможенные льготы должны предоставляться на те товары, которые не производятся в Российской Федерации, либо производятся, но только в ограниченном количестве, таким образом, предоставляются исходя из интересов национальных производителей.

На сегодняшний день существует необходимость пересмотра законодательной базы в области применения тарифных льгот в отношении определенных товаров с целью стимулирования создания и развития внутреннего производства отдельных видов товаров, так как, например, анализируя ввоз преференциальных товаров из Китая, основную массу таких товаров занимают продовольственные, превосходящие по стоимостным показателям отечественную продукцию, так как к ним применяется преференциальный режим, и они облагаются таможенными платежами в меньшей мере. Помимо этого, целесообразно пересмотреть перечень развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются таможенные льготы. Это обусловлено, в первую очередь тем, что в действующем перечне, на сегодняшний день есть страны, которые по уровню жизни превосходят Россию.

У России среди стран-участниц Евразийского экономического союза самый большой уровень валового внутреннего продукта, а остальные страны-участницы данного объединения – развивающиеся, поэтому целесообразно рассматривать на примере России [25]. Таким образом, в некоторых случаях необходимо вводить триггерные защитные меры на преференциальный ввоз, как, например, в конце 2015 года Россия вводила их на ввоз текстиля из Вьетнама в рамках действия соглашения о зоне свободной торговле. Помимо этого, существует необходимость пересмотра существующих уровней преференциальных ставок, поскольку уровень экономических укладов многих стран ежегодно меняется, в качестве примера можно привести Китай. Китай – это страна с первой в мире экономикой, которая широко развивает свою структуру импорта, но в то же время в Евразийском экономическом союзе, Китай (как и Сингапур, Корея) – это развивающаяся страна и пользуется 25% льготой по уплате таможенных пошлин.



В рамках этого, целесообразно уменьшить льготы по уплате таможенных пошлин для самых развитых стран из развивающихся, а для развивающихся стран с более низким уровнем развития увеличить (до 30%). Таким образом, для решения вышеуказанных проблем, необходимо на законодательном уровне проработать следующие вопросы: - пересмотреть список преференциальных товаров; -переоценить порядок определения уровня конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей национальной схемы преференций; -внести изменения в перечень Евразийского экономического союза развивающихся и наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции.

2.3. Проблемы в применении таможенных льгот

При выборе таможенного режима субъект таможенно-правовых отношений нередко получает возможность получения льгот, касающихся уплаты (возврата) таможенных пошлин, налогов, а также применения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таковы режимы переработки, таможенного склада, временного ввоза, реимпорта, реэкспорта, перемещения припасов, беспошлинной торговли и др.

Льготная политика в области таможенного дела не может быть реализована без участия таможенных органов в процессе льготирования. Такое участие может выражаться в следующих действиях:

- устное согласие таможенного органа с получением льгот лицами (например, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования);

- предоставление льгот по заявлению лица или иному документу, им представляемому (например, в рамках тарифных преференций);

- издание таможенным органом индивидуального акта управления, предоставляющего право воспользоваться льготами (например, при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления) .

Эти действия совершаются в рамках правоприменения, которое представляет собой «деятельность таможенных органов и их должностных лиц, осуществляемую в установленной законодательством форме и направленную на образование благоприятных условий по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, обеспечение режима законности такого перемещения и оказание воздействия на таможенные правоотношения…» [17].

В первом случае таможенный орган не предпринимает особых действий, направленных на разрешение участнику таможенных правоотношений воспользоваться льготой. Так, при соблюдении физическим лицом установленных ограничений на ввоз товаров, предназначенных для личного пользования, субъект освобождается от уплаты таможенных платежей автоматически. Для этого не требуется ни заявления лица, ни письменного разрешения таможенного органа.


Во втором случае субъект может подать в таможенный орган заявление, в котором указываются имеющиеся у него основания получения той или иной таможенной льготы. Так, если физическое лицо при ввозе на территорию России транспортных средств претендует на получение таможенных льгот, то одновременно с таможенной декларацией необходимо представить в таможенный орган заявление с указанием фактов и обстоятельств, наличие которых является основанием для получения таможенных льгот. Такое заявление составляется в произвольной форме. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении [21].

Вместо заявления лицом для вступления в льготный режим могут быть представлены и иные документы. При этом в них должны быть отражены сведения, свидетельствующие о возможности предоставления тех или иных преимуществ. Так, для получения участником внешнеэкономической деятельности льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока.

Особого внимания заслуживает последний вариант получения субъектами соответствующих льгот. В ряде случаев льготы предоставляются по специальному акту таможенных органов, представляющему собой основную правовую форму управленческой деятельности. Такие акты не должны противоречить положениям закона, в соответствии с которым они принимаются; должны быть приняты в рамках компетенции того или иного органа исполнительной власти; должны соответствовать необходимым требованиям и форме; быть юридически обоснованными.

Примером принятия акта такого рода выступает распоряжение Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России), позволяющее субъекту пользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления. В распоряжении указываются:

- сведения о заявителе, для которого установлены специальные упрощенные процедуры;

- специальные упрощенные процедуры, установленные для субъекта, и срок их применения;

- места совершения таможенных операций при применении специальных упрощенных процедур;

- таможенные органы, в которых может производиться таможенное оформление товаров с использованием специальных упрощенных процедур;


- документы (транспортные (перевозочные), коммерческие и другие документы), которые должны представляться заявителем в таможенный орган для выпуска товаров;

- порядок действий должностных лиц таможенных органов при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления, связанных с хранением товаров, находящихся под таможенным контролем (при необходимости).

Отмена данной льготы также происходит по распоряжению ФТС России. Итак, участие таможенных органов в процессе льготирования вариативно, однако во всех случаях оно предполагает производство ими контрольных мер, направленных на подтверждение оснований и условий предоставления субъектам конкретных видов льгот.

Рассмотрим различные условия предоставления льгот в таможенном законодательстве. Льготы по таможенному оформлению, как правило, предполагают прохождение субъектами данной процедуры в упрощенном порядке, что отражается на объеме требуемых таможенными органами документов и сведений [23].

Они могут выражаться в следующих аспектах:

- упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления;

- специальные упрощенные процедуры таможенного оформления;

- освобождение от таможенного оформления .

Упрощенный вид и первоочередной порядок таможенного оформления предусмотрен ст. 67 ТК РФ и распространяется на товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живых животных, радиоактивные материалы, международные почтовые отправления и экспресс-грузы, сообщения и иные материалы для средств массовой информации и другие подобные товары. Упрощенный порядок декларирования упоминается и в ст. 137 ТК РФ.

Особенностями его применения выступают: вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации; использование по желанию декларанта; непрепятствование осуществлению таможенного контроля; обязательность соблюдения декларантом установленных законодательством требований и условий в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения таможенных режимов.

Первоочередной порядок таможенного оформления имеет место быть в зависимости:

- от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары);